Критериальное оценивание и самооценивание в начальных классах в условиях реализации ФГОС НООвопросы критериал
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Прокошенко Наталья Петровна

Новые для школьной практики принципы и форматы оценивания, инструменты формирующего оценивания, критериальное оценивание и самооценивание, основные стратегии вовлечения учеников в процесс оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание и самооценивание в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, как нормативный документ, нацелен на достижение основной цели общего образования: становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Закон Российской Федерации «Об образовании» делегирует школе ответственность за организацию и проведение оценивания в классе. В компетенцию образовательного учреждения входит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его уставом.

Современный учитель понимает, что смена образовательной парадигмы, введение нового стандарта начального общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.

Оценка достижения планируемых результатов освоения ООП НОО является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Если провести сравнительный анализ новой системы оценки  с «традиционной», то можно увидеть следующую картину:

Аспект анализа

Новая система оценки

«Традиционная» система оценки

1.

Цель оценочной деятельности

Выявление уровня достижения школьниками планируемых образовательных результатов

Контроль успеваемости

2.

Объект оценки

Образовательные результаты:

личностные: сформированность личностных УУД;

метапредметные: сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; - предметные: сформированность способов действий с предметным содержанием

Специальные предметные умения

3.

Виды оценки

Внутренняя оценка, внешняя оценка

Во внутреннее оценивание могли «вмешаться извне»

4.

Процедуры оценки

То, что было в традиционной системе + проекты, творческие работы, конкурсы и др.

Устные ответы, контрольные, практические, проверочные работы и др.

5.

Формы представления результатов; источники информации

То, что было в традиционной системе + листы обратной связи, листы достижений, Портфель достижений и др.

Классный журнал, дневник, тетради контрольных работ

6.

Комплексный подход к оценке

Оценка достижения всего комплекса образовательных результатов

Оценка только предметных умений

7.

Критериальная оценка результатов

Критериально-ориентированный подход к интерпретации результатов усвоения содержания; критерии — планируемые результаты освоения ООП НOO

Оценка по 5-балльной шкале (на практике использовались 3 балла)

8.

Уровневая оценка

Базовый, повышенный уровни, наблюдение за динамикой освоения программы

Уровни не были нормированы, поэтому использовались в разных УМК на усмотрение учителя, динамика не отслеживалась

9.

«Накопительный» принцип оценки

Принцип «сложения»; мониторинг достижений, накопление тех критериев (результатов), которые ученик продемонстрировал, подтвердил

Принцип «вычитания»; при проверке фиксировали не достижения, а то, что ученик не смог выполнить

10.

Мониторинг

учебного

процесса

Постоянное наблюдение за продвижением обучающихся к планируемым результатам

Наблюдения за динамикой развития обучающихся не было

Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

  1. оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  2. оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  3. критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  4. система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В системе оценивания в начальной школе используются:

  • преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
  • субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки;
  • оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения;

—разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;

  • интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
  • самоанализ и самооценка обучающихся.

Существенно расширяется перечень видов и форм учебных

работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке. В их число входят:

  • работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);
  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и/или дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
  • результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Заявленные в Стандарте и представленные выше новые для школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений..

Внимание к формирующему оцениванию объясняется тем, что именно оно оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и, более того, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Инструменты формирующего оценивания позволяют иначе подойти к созданию условий для равенства в обучении и реа- лизовывать принцип «каждый ребёнок имеет значение». Равенство понимается вовсе не как предъявление всем одинаковых требований к результатам обучения и создание одинаковых условий обучения, не зависящих от возможностей и особенностей разных учеников. Наоборот, учитель ставит перед собой задачу приспособиться к индивидуальным различиям детей — персональным, культурным, языковым. Акцент в обучении переносится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Ему помогают осознавать, как, собственно, он учится, и находить наилучшие стратегии и способы для своей учебной деятельности.

У учеников последовательно формируются важнейшие умения:

  • анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания;
  • вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты;
  • оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с чётко определёнными учебными целями и ясными критериями качества.

Это и есть основа, необходимая для того, чтобы учиться в течение всей жизни.

Чтобы оценивание было эффективным, необходимо регулярно привлекать к этому процессу детей, помогая им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется прежде всего предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке обсуждать с целым классом и с группами учеников, чему они научатся и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь на их ответы и работы, в которой показано, насколько в них достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Важным для учителя становится вопрос: как вовлечь учеников в процесс оценивания?

Основные  стратегии, которые помогают это сделать:

  • Вопросы
  • Вопросы задаются, чтобы определить стартовые позиции детей и адаптировать к ним преподавание.
  • Задаются самые разноплановые вопросы — от буквальных до сложно организованных, развивающих понимание. Это могут быть вопросы на:

приложение знаний: «Какие ещё примеры ты можешь привести?»;

анализ: «Как ты можешь доказать, что...?»;

синтез: «Как можно это организовать, решить?»;

оценку: «Что ты думаешь о...?».

  • Наблюдение
  •         Учителю необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.
  •          Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение.
  •         Наблюдая за отдельными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

 • Дискуссия

  • Учитель проводит краткие импровизированные обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и предложений детей, прозвучавших во время урока.
  • Обсуждая материал с учениками, учитель оценивает, насколько дети его поняли, выявляет причины затруднений и ошибочных суждений, фиксирует проблемные пункты урока.
  • Проводя дискуссию, а не привычный опрос, учитель проверяет предыдущие оценки, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.
  • Анализ
  • Письменные работы учитель обсуждает и оценивает вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы.
  • Проверка понимания
  • Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания, скорость, с которой они восстанавливают пройденное.
  • Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.
  • Рефлексия процесса учения
  • В классе поддерживается и развивается самооценивание и партнёрское оценивание. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, что остаётся для них трудным или непонятным и что им надо сделать в дальнейшем.
  • В ходе урока происходит непрерывная обратная связь между учителем, отдельными учениками и группами, определяется, в каком направлении надо продвигаться, и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем.

Надо заметить, что оценивание не только включено в процесс урока, но может происходить и за его рамками: на перемене, во время свободных занятий детей. Это зависит от того, насколько важные замечания и предложения хочет сделать учитель. При этом дети всегда вовлекаются в процесс оценивания.

Как включить оценивание для обучения в своё преподавание и учебную деятельность ученика?

Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть. Следующие примеры покажут, какие приёмы помогают сделать оценивание естественным элементом динамики урока.

  • Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока проводится в форме общего обсуждения. Вопросы, которые задаются без поднятия руки, и обмен мнениями с партнёром позволяют собрать все ключевые моменты и включить в работу всех детей.
  • Учебные цели вводятся так, чтобы ученики могли увидеть более полную картину изучаемого материала и понять место сегодняшнего урока в контексте целого курса. Учитель задаёт вопросы и ведёт наблюдение, для того чтобы оценить, что дети понимают на данный момент, и построить своё преподавание так, чтобы ответить их потребностям.
  • Преподавание следует за представлениями учеников и строится в опоре на них. Обратная связь от детей — индивидуальная, в парах и группах — служит индикатором их понимания и может использоваться учителем для проектирования следующих шагов в преподавании и учении.
  • Учитель даёт задание и просит детей суммировать ключевые моменты, о которых нужно помнить (критерии успешного выполнения задания) и на которые надо ориентироваться, выполняя работу. Детям во время урока напоминают, чтобы они пользовались критериями успешного выполнения и решили, что они делают хорошо, а где нуждаются в помощи друг друга или взрослого.
  • Первое, чему должны научиться дети, — это соотносить успешность выполнения работы с учебными целями (показателями, задачами). Второе — определять то, что нужно улучшить или развить. Самооценивание или обсуждение в парах используется как средство оценивания, а исправления или улучшения вносятся здесь и сейчас.
  • Роль учителя при выполнении задания состоит в том, чтобы давать непрерывную обратную связь, задавать открытые вопросы и позволять детям проявлять и развивать своё понимание.
  • Учитель просит детей отмечать наиболее успешные моменты в процессе учения и те, которые нуждаются в исправлении или развитии, используя в качестве руководства критерии успешного выполнения работы.
  • Учитель организует на уроке общее (с участием всего класса) обсуждение того, как развивалось учение. Дети получают поддержку и могут провести самооценивание своих достижений благодаря общению с одноклассниками.
  • Урок заканчивается кратким обзором всех учебных целей и результатов, актуальных для данного этапа работы. Это помогает детям увидеть, как сегодняшний момент в учёбе связан с дальнейшей учёбой, и почувствовать, как они развиваются.

Практическая значимость критериального оценивания в школе определяется следующими преимуществами:

  • оценивается только работа учащегося, а не его личность;
  • работа учащегося проверяется по критериям оценки, которые известны им заранее;
  • оценки знаний ученикам выставляются только за то, что они изучали, т. к. критерии оценки представляют конкретное выражение учебных  целей;
  • учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
  • повышается мотивация школьников к самооцениванию и обучению.

Критериальное самооценивание

Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимся, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:

  1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.
  2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их (причин) и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.
  3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.

Таким образом, описанный способ оценивать результаты труда учеников плох для всех участников образовательного процесса.

Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание.

Задачи использования критериального самооценивания

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой

деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Акцентируя динамический аспект обучения, правильно применённое критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Это происходит благодаря тому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая ему возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится в данный момент.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Особенно перспективно для развития учащихся использовать данную методику при оценивании работ, которые выполняются на протяжении продолжительного периода, при условии, что учащиеся в процессе деятельности имеют возможность проконсультироваться с педагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому результату и что можно сделать для её улучшения.

Именно внятное самооценивание на критериальной основе даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет?

В то же время эта техника позволяет учителю отследить даже самое незначительное продвижение учащегося, чего традиционная система оценивания не может, поскольку склонна к обобщениям и не учитывает того, что с её точки зрения выглядит как незначительный прогресс. Хотя за этим, в сущности, может скрываться самое главное — старание и стремление ребёнка продвинуться вперёд.

Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:

  • делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;
  • позволяет ученику точно оценить границы своего знания;
  • обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Место самооценивания в структуре урока

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии для оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с балльной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Технологии оценки образовательных результатов младших школьников

Важным условием реализации эффективной оценочной деятельности является выбор технологий. Для современной школы наиболее приемлемы те технологии, которые разрабатывались со следующими целями:

  • сделать оценку обучающихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно наблюдать за динамикой развития как предметных, так и универсальных учебных действий;
  • создать оптимальные педагогические условия для развития учебной деятельности школьников.

Одна из ключевых образовательных задач начальной шкоды формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Средством реализации этого реализации этого условия могут быть следующие технологии:

     •   «Технология оценки учебных успехов» (Д.Д. Данилов и др.),

  • «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности»

 (А.Б. Воронцов и др.),

  • «Технология изучения результативности обучения в начальной школе»

(М.В. Зверева и др.),

Технология «Портфолио».  

Например, «Технология оценки учебных успехов» (Д.Д. Данилов и др.) позволяет оценивать образовательные достижения с позиций требований нового Стандарта.

Цель технологии — обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно ориентированной образовательной системы.

Основные задачи технологии:

  • определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. как реализуются современные цели образования;
  • развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки,
  • сориентировать ученика на успех, избавить ею от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

«Технология оценки учебных успехов» — это технология действий в ситуациях оценки. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев:

- «что оценивать»,

- «кто оценивает»,

 - «когда оценивать»,

- «где фиксировать результаты»,

  • «по каким критериям оценивать».

1-е правило: «Оценка результата и отметка»

Что оцениваем?

Оцениваем результаты - личностные, метапредметные и предметные.

Что такое результаты УЧЕНИКА и как их оценивать?

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (учебно-познавательных и учебно-практических). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи — оценки и отметки. Иными словами, оцениваться может все, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний  (решение задачи).

Могут ли быть исключения из этого правила?

Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им дается оценка и (или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) за то умение, по которому формулировалась проблема урока.

Что такое результаты УЧИТЕЛЯ и как их оценивать?

Результаты учителя (образовательного учреждения) — это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов (стабильный или опережающий) означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило: «Самооценка»

Кто оценивает?

Оценку определяют учитель и ученик сообща!

На уроке

После уроков

Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их

За письменные задания оценку и отметку определяет учитель.

Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить «Алгоритм самооценки».

Алгоритм самооценки

  1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
  2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой ошибкой, в чем?

Для ответа на этот вопрос ученику нужно либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним свое решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение — исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

  1. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал, в чем)?

Как ученик определит свою отметку?

К указанному выше «Алгоритму самооценки» можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 2-3-го класса, после обучения детей использованию таблиц.

Исследование влияния критериального оценивания в школе на учащихся

Для определения отношения к процессу самооценивания учащимся можно предложить ответить на некоторые вопросы:

  1. Тебе нравится оценивать самого себя? Почему?
  2. Что значит оценить самого себя?
  3. Пригодится ли умение оценивать самого себя в твоей жизни?
  4. Какие качества развиваются при оценивании самого себя? 
  5. Опишите свою систему оценивания знаний и умений.

Типичные ошибки и риски

Наиболее распространённой ошибкой является введение готового перечня критериев без предварительного обсуждения. Отсутствие консенсуса, достигнутого в ходе обсуждения, значительно снижает мотивацию учащихся и, что немаловажно, негативно сказывается на степени и глубине понимания введённых критериев.

Другой распространённой ошибкой является несоответствие выбранных критериев характеру работ, подлежащих оцениванию. Набор критериев не следует делать жёстким, лучше, если перед каждой новой оценочной процедурой уже принятые критерии будут анализироваться на соответствие новой задаче.

И наконец, стоит обратить внимание на то, чтобы критерии были заданы очень конкретно, так, чтобы показатели их достижения не вызывали разночтений и были очевидны.

Возможные позитивные эффекты

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальное оценивание и самооценивание:

  • дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отражённые в их стремлении двигаться вперёд;
  • формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • предоставляют учителю и ученикам неразмытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа, шкалирования, экспертных оценок и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • обеспечивают преемственность в работе разных учителей- предметников и создают основание для их коллективно распределённой работы.

Использованная литература:

  1. Пинская М.А., Улановская И.М. «Новые формы оценивания», 2-е издание, М., «Просвещение», 2014.
  2. Пачина А.Г., «Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС начального общего образования», Учебно-методическое пособие, Омск:БОУДПО «ИРООО», 2011.
  3. Ресурсы интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:"Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Доклад на районном семинаре учителей начальных классов....

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС...