Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности
статья (3, 4 класс) на тему

Рехина Мария Александровна

В данной статье идет речь о внедрении инновационных методов работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx473.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности.

        Появление внеурочной деятельности является относительно новым понятием для общеобразовательных организаций. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 N 09-1672, под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Это определение четко указывает на отличие внеурочной деятельности от урочной, но не дает конкретных указаний о методах работы с обучающимися.   Большая часть педагогов сталкивается с проблемой организации форм работы во время проведения внеурочной деятельности. Отсюда появление таких названий программ внеурочной деятельности как «Занимательная математика», «Занимательная физика», «Занимательный английский» и т.д. Эти программы, по своей сути, являются консультациями для обучающихся, при проведении которых происходит повторение пройденного на уроках материала.

        Педагогам приходится самостоятельно искать новые формы и методы работы с обучающимися. Представляю вам свое исследование и последующие разработки по данному вопросу. Статистика посещения обучающимися внеурочной деятельности в течение последних трех лет такова: 1 классы – 90% от общего числа обучающихся, 2 классы – 80%, 3 классы – 74%, 4 классы – 50%. В итоге, мы приходим к тому, что в средней школе посещаемость внеурочной деятельности составляет менее 30%. (график посещения внеурочной деятельности см. Приложение 1). Такая статистика связана с тем, что младшие школьники заинтересованы в различных проявлениях своих навыков и умений. С течением времени этот интерес пропадает по причине, указанной ранее. Посещение внеурочной деятельности, чаще всего, осуществляется обучающимися, имеющими проблемы в учебе.

        Я решила провести экспериментальную работу по внедрению во внеурочную деятельность различных форм работы как стандартных, прописанных в ФГОС (проектная и исследовательская деятельность), так и творческих (квесты, создание видеороликов, «образовательные путешествия»). Так же была задействована преемственность начального и среднего звена, путем совместной работы двух классов, 3 и 5.

        «Образовательные путешествия» - это один из самых увлекательных способов познания истории. Путешествие позволяет увидеть то, что скрыто. Понять то, что не передать словами. Прикоснуться к тому, что описано в книгах и учебниках. В этих путешествиях мы встречаемся с «живыми свидетелями» прошлого – подленниками. История, таким образом, приобретает вполне реальные черты, становится ближе и понятнее. В поисках подленников мы совершаем путешествия в крупнейшие музеи Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Кунсткамера и др. Работа в такой форме осуществляется по следующим этапам:

  1. Вводный урок. В процессе урока озвучивается тема, в ходе исследования которой осуществляется актуализация исторического знания. Так же для обучающихся проводится инструктаж о работе с экспонатами, с которыми будет происходить работа;
  2. «Образовательное путешествие». Посещение музея и работа с экспонатами. Для прояснения данного этапа, приведем пример «путешествия» по искусству Древней Ассирии в дворец Радости. (см. Приложение 2)
  3. Завершающий этап. Обучающимся предоставляется выбор формы завершения данной темы (проектная деятельность, исследовательская работа, стенгазеты и т.д.). Конечным результатом «путешествия» является ознакомление обучающихся, не задействованных в данной внеурочной деятельности, с итогами работы.

Результаты такой формы работы множественны и значимы, в том числе и с точки зрения освоения предметных умений по истории. Таких как: определение места исторического события во времени, поиск информации на основе исследования памятников материальной культуры, выявление назначения и художественных достоинств памятников культуры. Так же задействован творческий аспект работы с обучающимися. Происходит процесс «воспитания» грамотного зрителя, способного осмыслять мир в художественных образах.  

        Квест - один из основных жанров игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются, собственно, повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Игровая форма деятельности является наиболее успешной для младших и средних школьников, поскольку дети этого возраста наиболее склонны познавать мир через игру. Работа в такой форме осуществляется по следующим этапам:

  1. Подготовка квеста (без участия обучающихся). В ходе данного этапа педагог самостоятельно посещает музей, находит наиболее подходящие экспонаты и составляет вопросы по ним, подготавливает маршрутный лист;
  2. Квест. Формирование команд (3-6 человек), проведение квеста, подведение итогов;
  3. Рефлексия. Обсуждение с обучающимися наиболее трудных заданий, с последующим просмотром фотографий правильных ответов (подготовленных на этапе 1).

Пример маршрутного листа квеста по Эрмитажу (см. Приложение 3).

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игровые технологии занимают важное место в организации внеурочной деятельности, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) игра стимулирует умственную деятельность обучащихся, развивает внимание и познавательный интерес к обучению;

2) игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся;

3) в составе команды каждый обучающийся несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех обучающихся.

Работа в данном направлении проводится в течение полугода. На данный момент я могу представить следующие результаты:

  1. Повысилось посещение обучающимися внеурочной деятельности (в среднем на 10-15%. См Приложение 4). Это повышение обусловлено тем, что обучающиеся делятся впечатлениями со своими одноклассниками;
  2. Возросло количество проектов, создаваемых обучающимися;
  3. В среднем звене повысился интерес по учебному предмету «история»;
  4. Пропедевтика у младших школьников предмета «история»;
  5. Повышение среднего балла обучающихся, посещающих внеурочную деятельность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

palace.jpg

0_6987e_90f430ef_XL.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя в рамках внеурочной деятельности

Работа классного руководителя 1 класса Байловского филиала МОУ Пичаевской СОШ Живорыкиной М.В. в рамках внеурочной деятельности 2011-2012 учебный год     Напра вление...

Сценарий занятия научного общества обучающихся «Олимпионик» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

занятие включает способных, мотивированных, детей с ОВЗ; работа ведётся в разновозрастных группах в игровой форме....

Интеллектуальный марафон для обучающихся с участием родителей в рамках внеурочной деятельности «Царица наук».

Данное мероприятие является частью календарно-тематического планирования по программе «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО для обучающих...

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

Интерактивные методы работы с обучающимися по социальной направленности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Мастер-класс в рамках проведения педагогического совета «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» от 15.12.17 г....