Интерактивные методы работы с обучающимися по социальной направленности внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
план-конспект на тему

Захарова Галина Юрьевна

Мастер-класс в рамках проведения педагогического совета «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» от 15.12.17 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы работы с обучающимися

по социальной направленности внеурочной деятельности

в соответствии с ФГОС

 мастер-класс педагога-психолога Захаровой Г.Ю.

в рамках проведения педагогического совета

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент

современного образовательного процесса в школе»

15.12.17 г.

ТЕМА

Одна из основных особенностей ФГОС, которую педагоги часто демонстрируют на открытых уроках -  самостоятельное выведение детьми темы урока/занятия (отгадывают загадки, шарады, ребусы, анаграммы и прочее, после прослушивания сказки, притчи, истории, просмотра видеоролика).

На мой взгляд в реализации требований Стандарта более ценна проработка темы, нежели её угадывание:

  • Например, педагог объявляет тему видеосюжета «6 способов стать умнее». Прежде чем приступить к просмотру видео ролика, учащиеся перечисляют, на их взгляд, какие это могут быть способы (текст записывается на доске – фронтально либо в группах обсуждают способы). Далее после просмотра ролика проводится анализ всех способов, как увиденных в ролике, так и предложенных учащимися. Составляется общая ПАМЯТКА.
  • Упражнение «Ассоциации по цепочке». Например, ведущий говорит слово «Дом». Следующий участник (например, с 1-го ряда) говорит свою ассоциацию на слово «Дом», допустим - «Тепло», у следующего «Тепло» ассоциируется с «Морем», и так далее по кругу, пока все не скажут свои ассоциации (до последней парты 3-его ряда). Пара слов 1-го и последнего игрока фиксируется на доске. Далее идёт обратная ассоциация с эти же словом. Можно засечь время, чтобы исключить затраты времени на долгое обдумывание и включение рационализации, чтобы повысить спонтанность называния ассоциаций. Обязательное условие – слова не должны повторяться.

Пример (провести с педагогами на 1-ом ряду): тема для ассоциаций «Школа». Можно использовать как РАЗОГРЕВ, а можно как инициирование обсуждения, ПОГРУЖЕНИЯ В ТЕМУ.

  • Упражнение с МАК (метафорическими ассоциативными картами): «Петроглифы», «ОН» и другими. Задаётся тема для поиска ассоциаций, например, «Агрессия: пути коррекции агрессивного поведения» (для родителей), «Что поможет мне учиться?», «Что сплотит нашу семью?», «Экзамены: поиск ресурсов».

Пример для педагогов: «Аттестация: поиск ресурсов» (провести с педагогами на 2-ом ряду – 1 вариант с картами «Петроглифы», 2-ой вариант – с картами «ОН»).

  • «Коробка ассоциаций»/ «Лукошко». В красиво обклеенной коробке из-под обуви/корзинке находятся самые разнообразные мелкие предметы, вытягивая которые игроки называют ассоциацию с заданной темой: «Толерантность», «Школа», «Экзамены», «Дружба», «Любовь» и т.д.

Например, в теме «Семья – это…» можно найти такие ассоциации: пузырёк от лекарства – «Семья может залечить все душевные раны, поддержать в трудную минуту», «Ластик – в семье важно уметь прощать, стирать все обиды как стирает ластик бесследно».

Пример для педагогов (провести с педагогами на 3-ем ряду со словом «Семья»).

  • Вывод темы - угадывание через игру «Скажи иначе»/ «Запрет». Подросткам предлагается объяснить слова, указанные на карточках, например, «брак», «домашний очаг», «юность», «свадьба», «семья», «чувство» так, чтобы все другие игроки угадали. Карточки содержат не только слова, которые нужно объяснить, но и слова-запреты, которые ближе всего связаны с загаданным словом, тем самым задание усложняется для рассказчика. Далее дети отгадывают слово - тему занятия «Любовь» (показать карточки педагогам).

ДИАГНОСТИКА должна быть обучающая/развивающая, а не диагностика ради диагностики.

Очень часто работа психолога ассоциируется с проведением тестов, анкет, опросов. Однако ФГОС предполагает проведение не только психологических методик, но и педагогических.

Важно в начале и в конце занятий по внеурочной деятельности проводить диагностические методики с целью отслеживания динамики развития школьников за год.

  • «Анкета о домашней работе» (5 класс). Ценность не в самом сборе информации, а в совместной работе с родителями, возможности проанализировать, подумать о том, о чём в обычной жизни не задумываешься, стимулировать обучающихся на личностный рост, позитивные изменения в себе (зачитать некоторые вопросы из Анкеты).
  • Тест «Как ты готовишь уроки?» Учащиеся отвечают на вопросы и потом сравнивают свои ответы с ключом, тем самым изучая образец для подражания. (зачитать некоторые вопросы из Теста).
  • Пальчиковые бумажные куклы «Моё настроение» (провести с педагогами). Умение анализировать своё настроение – важное рефлексивное умение, которое может пригодиться как в учёбе, так и в бытовой жизни, в саморегуляции.
  • Упражнение «Настроение в погоде» (провести с педагогами). В начале и в конце занятия участники делятся своим настроением, ассоциируя его с погодой: «Пасмурно», «Солнечно», «Буря», «Штиль». Можно добавить градацию по баллам от 1 до 10 баллов (от худшего к лучшему эмоциональному состоянию). Игрокам, у которых «погода не радует», коллектив дарит воображаемые подарки.
  • При целеполагании: «Что вы знаете о… (теме)». Позволяет определить уровень информированности учащихся, ориентации в теме с целью своевременной корректировки хода занятия.
  • Диагностика в играх: «Семейные псикреты». Позволяет ведущему выявить актуальные проблемы школьников, а детям побольше узнать друг друга, тем самым сплотив коллектив (показать карточки, зачитать текст на нескольких из них).

Все игры на взаимодействие отлично демонстрируют характер межличностных взаимоотношений, диагностируют социальный статус в классном коллективе.

РАБОТА В ГРУППАХ, ПАРАХ

Комплектация групп:

  • При помощи карточек из настольных игр: «Большая стирка» (игрокам раздаются в хаотичном порядке карточки с изображением цветных носков, задачи игроков сгруппироваться в соответствии с одинаковым цветом носков) – пример использовался на заседании Круглого стола, на родительском собрании совместно с детьми в 7 «В» «Повышение учебной мотивации» (показать карточки).

«Делиссимо - пицца». Игроки получают в хаотичном порядке карточки с изображением кусочков пицц, из которых они должны собрать определённое количество пицц (1,5 – 2 – 3 и так далее). Ведущий заранее подбирает карточки, чтобы группы были примерно равноценными – кусочки равновеликие (показать карточки).

Разноцветных кружочков, разрезных открыток (показать карточки-картинки).

  • Отгадывание загадок. Отгадавшие назначаются капитанами команд. Далее капитан выбирает себе по 1 игроку в команду, каждый следующий игрок выбирает ещё одного и так далее. Оставшиеся игроки, которых никто не выбрал, могут выбрать себе команду по желанию.
  • Группировка по личностным качествам, внешним показателям: по цвету волос; временам года, соответствующим дням рождения игроков; по предпочтениям в музыке, литературе. Помимо группировки дети получают возможность больше узнать друг о друге.

Задания для работы в группах:

  • Собирание целого из частей (как пазлы). Выполнить задание на своём листе (например, сосчитать, вставить пропущенные буквы, раскрасить в соответствии с инструкцией), собрать все кусочки в единую картинку (показать разрезной вариант и итог раскрашенный детьми).

Составить пословицу/поговорку/загадку из карточек – слов, по буквам с помощью дешифратора.

  • Коллективная поделка/рисунок, например, на темы: «Наши едут», «Наши приехали», «Наши – классные!», «Наши уехали». «Как мы лень победили»
  • Коллективная аппликация, но с особым условием: каждый игрок может пользоваться одной неведущей рукой (правши - левой, левши - правой), что активизирует учащихся на необходимость договариваться. 
  • Ролевые игры. Учащимся предлагается смоделировать по ролям любую конфликтную ситуацию из реальной жизни, показать её и альтернативу, используя ШПАРГАЛКУ – ПАМЯТКУ «Этическая защита» (таблица) и Техника ответа на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики. (Провести с педагогами группах – 2 группы по «Этической защите», 2 группы по «Технике ответа на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики »).

Техника

«Ответ на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики»

Шаг

критика

Ответ на критику

примечание

1

  • «Что это Вы… (зеваете/ смеётесь и т.д.)»
  • «Что это у Вас за … (помада, брюки, шляпа…)»

НЕГАТИВНЫЙ РАССПРОС:

«А что в этом не так?»

Не склоняться на агрессию, иронию, противопоставление («А сам-то…»), иначе можно вызвать ответную агрессию, конфронтацию

2

Продолжение критики

ТУМАННОЕ МОРЕ:

«ДА, действительно, я зеваю (смеюсь, пользуюсь этой помадой, ношу эту шляпу…) »

Согласиться с частью критики

3

Продолжение критики

САМОЛЁТНЫЕ КРЫЛЬЯ:

«В этом моя особенность»

«В этом моя индивидуальность»

«Мне это свойственно…»

4

Совет, указание и пр.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

«Спасибо, я над этим подумаю»

Жеребьёвка – объединитесь в группы в зависимости от времени года, когда вы родились (4 группы – зима, весна, лето, осень).  

  • Игра с куклами «Ох и Ах». Учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, что несомненно развивает не только коммуникативные навыки, но и скорость, подвижность, креативность мышления. Можно использовать при обсуждении достоинств и недостатков какой-либо профессии с целью повышения осознанности профессионального выбора школьников. Примерные темы для обсуждений: «Страхи помогают – страхи мешают жить», «Конфликты полезны, конфликты вредны».  (Провести с педагогами – 1 пара по желанию) «Инклюзивное образование: положительные и отрицательные стороны».
  • Обсудить общую проблему, ситуацию, представить классу результат своей работы.

Например, упражнение «Секрет Джованни» - по группам. Дети играют в детективов. Они должны разгадать Секрет Джованни (в каждой группе свой полный набор утверждений - улик). На карточках в хаотичном порядке выдаётся набор утверждений, которые являются ценными и второстепенными для раскрытия тайны. Дети выстраивают логическую цепочку из утверждений и отвечают на вопросы: Что пропало? Кто украл? Где оно находится? 

Особое условие: карточки нельзя передавать другому, таким образом, все игроки вынуждены не только тренировать память, но и развивать коммуникативные навыки, учиться договариваться. Мнение каждого ценится, что повышает самооценку ребёнку.

ОБСУЖДЕНИЕ

  • Проблемной ситуации, увиденной в видеоролике, отрывке худ.фильма, мультфильма, услышанной в притче, сказке и пр. ВАЖНО: сюжет должен вызывать эмоциональный отклик у обучающихся (не обязательно печальный, как многие считают). При обсуждении проблемной ситуации детям предлагается найти:
  • Позитив (что-либо положительное в ситуации)
  • Личную цель (что я хочу изменить в этой ситуации)
  • Пути выхода/решения (что мне нужно сделать (конкретные шаги), чтобы изменить ситуацию)
  • Помехи (что мне не следует делать, т.к. ситуация продлится, проблема не решится)
  • Проблемной ситуации, смоделированной ведущим. Например, в упражнении «По кочкам». Задание состоит в свободном для движений помещении (дискотечном зале): пройти всем классом от одной стены до другой – противоположной. Специально созданные трудности: передвигаться можно только при помощи двух больших кусков клеёнки. Если хотя бы 1 игрок из класса заступит за пределы клеёнки – на пол, вся команда – класс возвращаются назад. После каждой попытки уделяется внимание анализу ошибок, построению тактики.
  • Проблемной ситуации из жизни класса. Например, на классном часе в 8 «А» (в прошлом учебном году) с приглашением администрации подростки обсуждали вопросы: Какие есть проблемы в учёбе/в классном коллективе? Что мешает быть лучше? Что делать, чтобы изменить ситуацию?
  • С целью создания ПАМЯТКИ. Несколько вариантов: в разных группах вопросы обсуждаются разные, но в рамках одной темы или наоборот, вопрос один, а ситуации/условия разные (так эффективнее работать, нежели одно задание давать на все группы и потом долго выслушивать одно и то же. Либо можно называть по цепочке по одному пункту, опуская уже названные выражения. НО для детей с ОВЗ хорошо и многократное повторение).

Например, при обсуждении с детьми и родителями вопроса «Повышение учебной мотивации подростка» каждая группа получила свою тему для обсуждения:

  • Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
  • Что предпринять для преодоления школьной неуспеваемости?
  • Чем родители могут помочь подростку в учёбе?
  • Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
  • Что мешает подростку учиться лучше?
  • Как помочь подростку научиться делать домашние задания самостоятельно?

        

ФИЗМИНУТКА

Одно из основных условий проведения занятий во внеурочной деятельности – отличие от урочной системы. Особенно мне нравятся физминутки - игры, упражнения, связанные с темой:

  • Игра «Потопайте - похлопайте». Если согласны с утверждением – похлопайте, не согласны – потопайте.
  • Игра «Да – нет – не знаю». Детям предлагаются утверждения, с которыми они могут согласиться, а могут и не согласиться. Свой выбор они делают молча, передвигаясь по кабинету в направлении карточек, развешенных на противоположных сторонах: «да», «нет», «не знаю». Можно разнообразить: «полностью согласен», «частично согласен», «сомневаюсь», «не согласен категорически» (показать карточки на стену с надписями)/ «Очень страшно», «немножко страшно», «совсем не страшно». Утверждения можно использовать из игры «Семейные псикреты», из личностных тестов. Примеры утверждений к теме «Телефон Доверия»:

1.        Я знаю, что такое Телефон доверия.

2.        На Телефон доверия можно звонить по любому вопросу.

3.        Один человек опубликовал свой домашний телефон в газете и предложил всем, кому нужна поддержка, звонить ему. Так появился Телефон доверия.

4.        Номер Детского телефона доверия в России - 8-800-2000-122.

5.        В жизни могут случаться ситуации, когда человеку очень важно получить поддержку, но его близкие и друзья могут не понять, как его поддержать.

6.        Я имею право получить помощь и поддержку, если я в них нуждаюсь.

  • Частая смена состава групп. Игроки вынуждены вставать с мест и передвигаться по кабинету. Например, с помощью карточек «Зоопаника» (показать карточки) - к цветной карточке подбирается силуэт, так формируются пары для следующего задания.
  • Психогимнастика. Учащиеся изображают различные эмоции животных или сказочных героев: весёлого зайца, грустного попугая, злого Чебурашку, усталую Бабу-Ягу и т.д.
  • Подвижные игры, которые позволяют перейти к обсуждению, рефлексии, сделать самостоятельные выводы. Например, упражнение «Семейные узы».
  • «Танец по частям» (показать карточки).  Детям предлагается поочерёдно вытягивать карточки, на которых изображены различные части тела (карточки легко изготовить самостоятельно, вырезав из журналов, каталогов фото изображения частей тела). Задание: придумать движения и станцевать этой частью тела под музыку, все игроки повторяют.

КОНТРОЛЬ ЗА ДИСЦИПЛИНОЙ И КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ на занятиях

  • Куклы Царевна Доброе сердце и Царь БольшеУх помогают корректировать, мягко напоминать о наличии правил доброжелательности и слушания другого (показать куклы).
  • Переключение внимания на зрительный объект (пример, в он-лайн олимпиаде по предметам «Олимпис» - «Не сутулься», поднятая рука), на звуковой сигнал – звоночек (показать педагогам), звуки природы, классика.
  • «Чувства – желание – поведение» (провести с педагогами). Описание находится в книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
  • Запасные игры, задания  для детей с нарушением концентрации внимания, которые не могут длительно сосредоточено слушать других. Например, Тренажёр «Цветочки» (показать педагогам бланк), рисование одновременно двумя руками симметричных рисунков (показать педагогам бланк), собирание головоломок.
  • Индивидуальные задания - просьбы: смочить тряпку, раздать бланки, карнадаши, собрать работы и т.д.

ОТВЕТЫ  учащихся

Предполагают многовариантность, неоднозначность, возможность не согласиться с другими, отстоять свою точку зрения.

РЕФЛЕКСИЯ – может быть как на каждом этапе, после выполнения упражнения, так и в конце занятия:

  • На анкетах-заготовках – в письменном виде. Плюс в том, что ведущий может многократно перечитывать, использовать материал для совершенствования занятия, для оценки результативности каждого участника занятия. Пример для педагогов: анкета с семинара-практикума по ФГОС для детей с ОВЗ "Анализ урока в соответствии с ФГОС" (показать, зачитать текст на бланках)
  • Структура группового анализа. Соблюдается после проведения тренинговых упражнений.
  • По карточкам настольной игры «Азбука настроений» (показать карточки педагогам). В набор входят серии картинок с изображением людей и животных с разными эмоциональными состояниями. Ребёнок выбирает карточку и объясняет причину своего настроения.
  • По пиктограммам (показать карточки педагогам). На листе А4 распечатаны лица с разными выражениями эмоций. Дети сравнивают своё настроение с лицами на листе и называют его.
  • На карточках «Неоконченные предложения»: (провести с педагогами). Участники занятия в произвольном порядке получают карточки с началом предложения, которое нужно закончить по смыслу: «Самым ценным для меня стало…», «После занятия мне хочется…», «Самым ценным для меня стало…», «Я поняла, что…», «Как же я раньше не догадался, что…», «Для меня осталось неразрешённым…», «Мне показалось необычным…», «Мне было тяжело», «В своей обычной жизни я буду теперь…», «Мне было легко», «Самым большим достижением сегодня стало…», «Мне хочется повторить…», «С сегодняшнего дня я …», «Самым приятным сегодня стало…», «Оказывается так просто…», «Я думаю, что…», «Я хочу сказать слова благодарности…», «Теперь я точно…», «Мне понравилось…», «Мне запомнилось…», «Работа в группе была для меня…», «Я и подумать не могла, что…», «Для меня было открытием…», «Меня обрадовало…», «Меня удивило…»


Интернет-ресурсы

  • "Ленивые восьмёрки" https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zdorovesberegayuschie-tehnologii-2518086.html
  • Анкета с семинара-практикума по ФГОС для детей с ОВЗ "Анализ урока в соответствии с ФГОС"  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/07/24/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-nachalnoy-shkoly
  • Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/215233-yuliya-gippenreyter-obshchatsya-s-rebenkom-kak.html
  • Куклы Царевна Доброе сердце, Царь БольшеУх, Ох и Ах  (фото) https://nsportal.ru/albom/2013/07/23/zakharova-galina-yurevna/kukly-kotorye-lyubyat-detey
  • МАК (метафорические ассоциативные карты) "Петроглифы" https://razula.ru/threads/mak-petroglify-svetlana-jaschenko-i-igor-jaschenko.18386/
  • Международные образовательные конкурсы "Олимпис" для учащихся 1-11 классов  https://www.olimpis.ru/
  • Настольная игра "Азбука настроений"  https://www.liveinternet.ru/users/maknika/post223573044
  • Настольная игра "Делиссимо" https://www.youtube.com/watch?v=GW_rHrADJlQ
  • Настольная игра "Зоопаника" http://мамам-детям.рф/каталог/1163828/товар/Cocktail_Games_Настольная_игра_Зоопаника/catalog.php?cat=1163828
  • Настольная игра «Большая стирка» http://otzovik.com/review_5115348.html
  • Пиктограммы "Эмоции" https://iconstore.co/icons/emotion-icons/
  • Прописи "Рисуем двумя руками.  серия "Развитие ребёнка"" https://www.liveinternet.ru/community/5610805/post369435935
  • Р.Усачев «6 способов стать умнее» https://www.youtube.com/watch?v=nzyqv872ckQ
  • Техника «Ответ на провокацию неуверенного поведения в ситуации критики»// материалы очного мастер-класса психолога ИРО Кировской области Макаровой С.Н.
  • Упражнение "Лукошко" http://открытыйурок.рф/статьи/513669/
  • Упражнение «Секрет Джованни» https://summercamp.ru/Секрет_Джованни
  • Упражнение «Семейные узы» http://medznate.ru/docs/index-52419.html?page=24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...

Проект "В подводном мире". ОРИГАМИ ИЗ КРУГОВ. (Занятие по социальному направлению внеурочной деятельности "Азбука мастерства")

В разработке подробно указаны формируемые УУД  на каждом этапе занятия. Приложением служит презентация "Искусство оригами"....

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через ...

«Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

   «Спортивно-оздоровительные игры» обучающимися программы внеурочной       деятельности в соответствии с ФГОС....

Социальное проектирование как одно из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Метод проектов в нашей школе – это технология, которая применяется для организации образовательного процесса через использование средств, методов обучения, планирование и выполнение практических...