Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
элективный курс на тему

Демина Наталия Викторовна

Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

 

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся  в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

на тему:

«Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности».

время обучения: (13.10 -17.10.2014г.)

 

 

Выполнила:

Демина Наталия Викторовна,

должность: учитель начальных классов

место работы: ГБОУ ООШ №21

г.о. Чапаевск, Мирная,38

 

 

 

Самара, 2014г.


Оглавление

Введение

3 – 4

1.История возникновения и развития понятия патриотического воспитания

5-6

2. Задачи и принципы патриотического воспитания

6-8

3. Формы и методы патриотического и гражданственного воспитания младших школьников

8-9

4. Обобщение педагогического опыта по патриотическому и гражданственному воспитанию на уроках окружающего мира в 4 классе

9-13

Заключение

14

Информационные источники

15

Приложение

16-28

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить[1].

Важная задача школы – воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В современной школе процесс воспитания направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются духовно-нравственные качества.

В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность» стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника предполагает становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своим обязанностям, а самое главное, его отношение к Родине [8].

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, базовой идеологии.

Проблема исследования. Патриотическая воспитанность человека российского общества должна быть одной из самых важных задач обучения. Однако наблюдения за опытом работы школы убеждают в том, что значительная часть учителей слабо осведомлена о функциях учебных предметов в формировании данного качества личности. Вследствие этого воспитание патриотизма и гражданственности  используются в учебном процессе без должной системы, без учета возрастных особенностей школьников.  На основании актуальности проблемы нами выбрана тема исследования: «Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности».

Цель исследования: изучение особенностей воспитания патриотизма и гражданственности в начальной школе.

Объект исследования: воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников на уроках окружающего мира

Предмет исследования – процесс патриотического и гражданственного воспитания в системе работы учителя начальных классов на уроках окружающего мира.

Задачи исследования:

- изучить историю возникновения и развития понятия патриотического воспитания

- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

- определить наиболее эффективные методы и приемы патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира;

- показать применение воспитания патриотизма и гражданственности на примере урока по окружающему миру.

Методы исследования:

- изучение литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за деятельностью школьников на уроке;

- беседа;

1.История возникновения и развития понятия патриотического воспитания

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789 – 1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Толковый словарь русского языка даёт такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине». [9, с. 395]. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии доктора психологических наук, И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам "земле отцов", к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [1, с. 320]

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы выдающегося педагога, В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина. [7,с. 271]Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно - нравственные ценности нации.

Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Не так давно, будучи президентом РФ, В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения". [4, с. 864]

Но, как пишет кандидат экономических наук, доцент, А.В. Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи". [7, с. 271]

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

2. Задачи и принципы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей. [2, с. 17] Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам. [5, c. 576] Дружба народов Российской Федерации - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.   Чувство патриотизма присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека[5, с.580].

Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он, начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.

Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. [2, c.17] Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  • расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
  • изучение живой национальной культуры, народного искусства;
  • привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

3. Формы и методы патриотического и гражданственного воспитания младших школьников

      Основа гражданского и патриотического воспитания личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее лучшим периодом для воспитания положительных черт личности. Воспитанию гражданственности и патриотизма младших школьников способствуют следующие формы работы с ними[1]:

  • празднование общегосударственных праздников, связанных с героическим прошлым России;
  • проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
  • экскурсии в школьный музей;
  • участие в охране памятников истории и культуры родного города;
  • проведение недели памяти героев Советского Союза и России;
  • проведение тематических классных часов;
  • проведение и организация военно-патриотических игр;
  • участие в конкурсах, связанных с прошлым нашей Родины;
  • краеведческая деятельность

     На уроках можно использовать следующие формы работы [1]:

  • Визуальные источники
  • Изображение
  • Исторические документы.
  • Технологический приём «вживание в образ»
  • Кинофрагменты
  • Немое кино
  • Игровые формы работы

4. Обобщение педагогического опыта по патриотическому и гражданственному воспитанию на уроках окружающего мира в 4 классе

Патриотическое воспитание – одно из важных направлений нравственного воспитания. Словом, патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому и семье, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [3].

Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова  4 класс представлен одним из  разделов: «Страницы истории России». Данный раздел знакомит учащихся с жизнью древних славян, способствует осознанию роли важных исторических событий в истории России, проявлению интереса к поисковой и исследовательской деятельности. Учит осознавать ценность человеческой жизни, испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы [6].

Мы считаем одним из важных условий повышения эффективности патриотического и гражданского воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности и их вклад в развитие страны. Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Мы хотим показать, как этого добиться на примере изучения исторической личности Ивана Третьего, человека, который  оказал существенный вклад в развитие нашего государства. При нем Русь стала называться Россией, был принят герб – двуглавый орел, свергнуто иго монголо-татар, объединены земли, построены храмы и др.[6]. Подробный конспект урока представлен в приложении 1. Мы же остановимся только на основных этапах урока.

На II этапе  актуализации первичного опыта учащихся на этапе введения новой учебной информации стоят задачи:

  • актуализировать опорные знания, необходимые при изучении новой темы;
  • сообщить учащимся тему и цель урока;
  • способствовать становлению личностного смысла учения;
  • поставить задачи урока посредством выявления субъектного опыта ученика.

На этом этапе ученикам предложено вспомнить полученные знания по разделу из предыдущих уроков, восстановить хронологию событий от первого упоминания в летописи города Москвы до правления Ивана Третьего. Учащиеся погружаются в мир исторического прошлого, отвечая на вопросы учителя, составляя ленту времени по датам правления московских князей, упоминая об их вкладе  в историю развития московского княжества.

На III этапе происходит  актуализация обогащаемого опыта на стадии освоения нового учебного  материала.

Задачи:

- познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана III, дать ей оценку, учить детей работать в группах.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос, почему Ивана III величали «государем всея Руси»? Верные предположения учитель записывает на доске  (объединил земли Руси вокруг Москвы). Кто же из нас прав? Давайте проверим первое предположение: «Иван III объединил земли вокруг Москвы». Чтобы получить ответ, правы мы или нет, вы можете выбрать один из способов достижения цели: (самостоятельная работа с печатным материалом или  слушание сообщения руководителя группы).

    Таким способом учитель погружает учащихся в изучение исторических документов, дает возможность самим найти ответ на вопрос, провести анализ прочитанных текстов и сделать вывод на основе прочитанного. Учащиеся высказывают свои мнения и предположения о роли Ивана III для развития государства Российского. При обсуждении исторической личности учащиеся раскрывают вклад в историческое значение для земли русской. Для эмоционального настроя на этом этапе урока дети рассматривают репродукции картин «Иван III разрывает ханскую басму», «Стояние на реке Угре». Раскрывается значение печати и герба для государства Российского. Учащиеся имеют возможность сопоставить изображение символов, принятых Иваном III и современных символов нашего государства. Особую гордость за свою родину учащиеся испытывают при совершении виртуальной экскурсии по Москве XV , где узнают Новые стены Кремля сложенные из красного кирпича,  новые башни. Главной башней Кремля стала Спасская, над воротами которой красовался герб города – Георгий Победоносец, поражающий копьем Змея. Сложившийся в конце XV века архитектурный ансамбль на Соборной площади в настоящее время является одним из самых красивых и гармоничных не только в России, но и во всем мире. Успенский собор (1475-1479), который  был построен Иваном III в 1475 – 1479 г. на месте старого собора времен Ивана Калиты. Архангельский собор (1506 – 1508 гг.) – усыпальница московских князей и царей до н. XVIII в, Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508 гг.), Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) - единственное гражданское здание на Соборной площади. Ее построили для великого князя для торжественных собраний и приемов иноземных послов. Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь московских государей. После воображаемой экскурсии учащиеся с гордостью сообщают, какие изменения происходят в Москве в XV веке при правлении Ивана III. Все исторические участники   событий правления Ивана III - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о них дошла до нас, и не может быть предана забвению.

На этапе  актуализации закрепляемого опыта перед учащимися ставятся задачи:

  • закрепить и систематизировать полученные знания учащихся, содействовать развитию умений обучающихся осуществлять выбор задания, роли с учетом своих возможностей. А также умения работать в статической паре.

Учитель подводит учащихся к  обобщению, полученного опыта. (Ребята, вот мы и побывали в Москве XV века. А как вы думаете, прав ли народ, сложивший такую поговорку: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал?». А представьте такую ситуацию: у вас есть машина времени, которая может перенести в любую эпоху, в любую страну. Например, в Россию XV-XVI вв.

- Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться в период путешествия:

  • историка;
  • ученика 4 класса;
  • представителя той эпохи (крестьянина; ремесленника);
  • иноземного купца.

По окончании путешествия составьте рассказ – отчет об увиденном. Включите в рассказ-отчет:

  • цель вашего путешествия;
  • название страны, ее символы;
  • характеристику выдающихся личностей, с которыми не удалось встретиться в период путешествия;
  • описание внешнего вида людей;
  • архитектурные памятники данной эпохи.

Можно в полет отправиться и вдвоем, и представить ваш отчет…

Урок заканчивается блиц-опросом,  рефлексией, самооценкой своих усилий и результатов, а также своего творчества и вклада в урок. Учитель может предложить завершить урок таким образом:

-А теперь оцените свою работу. Продолжите предложения:

* По данной теме я знал(а)…

* Но я сегодня узнал(а)…

* Сегодня я удивился …

* Сегодня я научился…

* Я бы поставил себе за работу на уроке оценку _______.

* Я считаю, что дома мне надо …

Домашнее задание учащимся можно дать на выбор.

-  Ребята, познание прошлого можно продолжить дома. Выберите себе два задания, которые вам интересны:

  • открыть ларец с историями стр. 79-80
  • задания «Проверь себя» стр. 79
  • подготовить сообщение об Успенском соборе

описать рисунок на печати Ивана III стр. 80

Заключение

В современной школе процесс воспитания направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются духовно-нравственные качества.

В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность» стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника предполагает становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своим обязанностям, а самое главное, его отношение к Родине.

Сегодня патриотическое воспитание должно стать систематической деятельностью педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. [5, c. 17]

Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир». Мы считаем одним из важных условий повышения эффективности патриотического и гражданского воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности и их вклад в развитие страны.

Список литературы

1.Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. «Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания», Волгоград, 2008 г., с. 33.

2.Ефремова Г.А. «Патриотическое воспитание школьников», Москва, 2005 г. №8, с. 17.

3.Жариков А.Д. «Растите детей патриотами», Москва, 1990 г., с. 34.

4.Клёнов А.С. «Я познаю мир», детская энциклопедия, Москва, 1999 г., с. 864.

5.Куберский И.Ю. «Педагогическая энциклопедия», Санкт – Петербург, 1997 г., с. 576.

6.Плешаков А.А. «Окружающий мир в начальной школе», Москва, 2013 г., с. 31, 34, 38.

7.Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности», Москва, 1995 г., с. 271.

8. ФГОСНОО Базисный учебный план

9.Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва, 1990 г., с. 395.


Приложение 1

Программа: А.А. Плешаков «МИР ВОКРУГ НАС». 

Класс: 4

Вид урока: личностно-ориентированный

Тема «ИВАН III » 

Цель: 

  • знакомство с деятельностью московского князя Ивана III и обликом Москвы в период его правления.

Задачи: 

Образовательные: 

  • формирование представлений учащихся о личности Ивана III и его деятельности, используя повествование учителя и беседу;
  • используя исторические факты, показать обучающимся значение событий 1480 г. для развития Руси;
  • раскрыть созидательную деятельность Иван III для укрепления и развития государства в XV – XVI вв.;
  • развивать умения работать в малой группе, систематизировать информацию в таблицах и схемах, высказывать оценочные суждения о личности и деятельности Иван III.

Развивающие :

- развивать воссоздающее воображение, критическое мышление и историческую речь, пополняя новыми терминами.

Воспитательные :

- способность воспитанию гордости за деяния предков;

- содействовать воспитанию таких качеств личности как целеустремленности, трудолюбия и верности Родине на примере жизни и деятельности Иван III, неприязни к жестокости.

Оборудование: 

Портрет Иван III, иллюстрации Успенский собор, «Иван III разрывает ханскую басму», «Стояние на реке Угре», печать Ивана III, печатный материал для работы в группах.

Структура урока 

I. Организационно-мотивационный этап.

II. Актуализация первичного опыта учащихся на этапе введения новой учебной информации.

III. Актуализация обогащаемого опыта на стадии усвоения нового учебного материала.

IV. Актуализация закрепляемого опыта, происходящая на этапе закрепления и проверки ЗУН учеников.

V. Оценочно-аналитический этап.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. 

Задачи: 

  • создание положительного эмоционального настроя учащихся на предстоящую деятельность;
  • сообщение учащимся формы организации деятельности на уроке.

Время 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

1-2 мин.

Урок обществознания .

Сегодня мы будем радовать своими знаниями друг друга. Работу построим в группах. А сейчас каждая группа поприветствует друг друга.

После приветствий :

Желаю всем личных достижений в познании истории нашего отечества.

1 гр. – хлопки над головой

2 гр. – хлопки в кругу по ладоням соседей

3 гр. – перекрестные хлопки с соседом

Счет 1, 2, 3, 4, 5.

Мы готовы историю познавать.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ. 

Задачи: 

  • актуализировать опорные знания, необходимые при изучении новой темы;
  • сообщить учащимся тему и цель урока;
  • способствовать становлению личностного смысла учения;
  • поставить задачи урока посредством выявления субъектного опыта ученика.

Методические приемы : беседа .

Методы: словесный. 

Оборудование: карточки «Иван I и Иван II », «Иван III ». 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Этап актуали-зации первич-ного опыта 

5-6 мин. 

беседа

Ребята, целью нашего урока будет знакомство с деятельностью еще одного московского князя и переменами на Руси, которые произошли в его правление.

Но сначала давайте вспомним: 

· Какой раздел мы с вами изучаем?

· Вспомните, когда впервые в летописи была упомянута Москва?

· Назовите имя князя, при котором Москва особенно усилилась и окрепла?

· Назовите внука Ивана Калиты.

· Если Дмитрий Иванович – внук Ивана Калиты, то кто правил на Руси после смерти Ивана I?

· Да, но сначала его сын Семен Гордый, а потом Иван Красный.

· Значит после Ивана I, какой это по счету князь Иван? (второй ) – (появляется на доске карточка: Иван I I)

· Кто же управлял Московским княжеством в XV-XVI веках? Вот одно «белое пятно» в наших знаниях, которое нам предстоит открыть. (на доске появляется обратной стороной полоска с надписью: Иван III )

· Посмотрите на надписи: в чем их сходство и различие. Кто догадался: кто управлял Московским княжеством в XV-XVI вв.? (после правильного ответа детей, карточка открывается – Иван III )

· Так назовите тему нашего урока.

Ребята, давайте составим план, в которой включим те вопросы, которые вас интересуют.

Что вам хочется узнать по данной теме.

Да, ребята. Но он себя величал «Государем всея Руси».

Так как мы озаглавим первый пункт плана? 

· Как вы думаете? Что нам необходимо узнать о деятельности Ивана III? Для этого давайте вспомним: как Русь попала в зависимость к Золотой Орде?

· Значит какая задача стояла перед Иваном III?

· Сформулируйте второй пункт нашего плана. – (учитель пишет на доске) 

· А теперь вспомним: как выглядела Москва при Иване Калите? (рассказы детей )

· В каком веке правил Иван I?

· А в каком веке княжил Иван III?

· Сколько лет разделяло их правление ?

· Как вы думаете: изменился ли вид Москвы в XV веке?

· Значит какая стоит перед нами задачи?

· Попытайтесь сформулировать третий пункт плана урока.

А теперь, пользуясь планом, давайте поставим задачи урока. Продолжите предложения, записанные на доске:

По данной теме я хотел бы…. 

Мне это нужно, потому что…. 

Для этого я должен на уроке…. 

После ответов детей : 

Я согласна с вами, ребята, нам нужно узнать о личности и деятельности Ивана III, что он сделал для страны, за что его называли Государем всея Руси, будем учиться выделять главную мысль, слушать внимательно товарищей, самостоятельно работать в группах. Эти знания нам пригодятся при обучении в основной школе, помогут узнать, что нам через века оставили в наследство жители XV в. и чем мы можем гордиться. Главный вопрос урока – какие перемены на Руси произошли во времена Ивана III ? 

В конце урока мы посмотрим как мы решили эти задачи.

(Страницы истории Отечества )

(1497 г .)

(Иван Калита, на доске появляется карточка Иван I )

(Дмитрий Иванович )

(сын Иван )

(второй) 

(Иван III (1462-1505) )

Каким был Иван III как князь

Иван III – Государь всея Руси .

(сбросить иго Золотой Орды )

Освобождение Руси от ига монголо-татар 

(в XIV – (1325-1340 )

(XV)

(более 100 лет )

(узнать как изменилась Москва при Иване III )

Москва в к. XV в. 

Хочу знать историю, это пригодится в старших классах и др., 

внимательно слушать, отвечать на вопросы и т.д. 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБОГАЩАЕМОГО ОПЫТА НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИЛА. 

Задачи: 

· познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана III, дать ей оценку, учить детей работать в группах.

Методы: словесно-печатный. 

Приемы: диалог, повествование, описание .

Оборудование: 

Иллюстрации «Иван III разрывает ханскую грамоту», Герб и печать Ивана III, портрет Ивана III, «Стояние на реке Угре», печатный материал для работы в группах.

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Актуали-зация 

обогаща-емого 

опыта 

Ребята, как вы думаете, почему Ивана III величали «государем всея Руси» ? выскажите свои предположения.

Верные предположения учитель записывает на доске.

- объединил земли Руси вокруг Москвы .

Кто же из нас прав? Давайте проверим первое предположение: «Иван III объединил земли вокруг Москвы».

Чтобы получить ответ, правы мы или нет, вы можете выбрать один из способов достижения цели:

· самостоятельная работа с печатным материалом;

· слушание сообщения руководителя группы.

Каждый выбирает свой путь, но на работу дается три минуты, после обсуждения вопросов в группе дается ответ «За что же Ивана III называли государем всея Руси?»

Печатный материал. 

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕЛИКИЙ 

(1462 – 1505) 

Из рода Московских великих князей. Сын Василия II Темного и княжны Марии Ярославовны. Родился 22 января 1440 г.

В 1462 г. умер его отец, к этому времени 22-летний Иван был человеком, который многое повидал, готовым к решению государственных вопросов. Имел крутой нрав. Историки приводят примеры того, как Иван III внушал страх одним своим видом. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть или сделать неосторожное движение, чтобы разбудить его. Иван III отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к избранной цели. Человек расчетливый, осторожный.

Продолжал политику своего отца в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой.

Судьба ему отмерила более шести десятков лет, которые были наполнены бурными и важными событиями, имевшими для истории Отечества значение исключительное. Давайте посмотрим, что же сделал Иван III как князь.

Прежде всего, он продолжил собирание Русской земли.

Было совершено два похода на Новгород, в результате которых 15 января 1478 г. горожане были приведены к присяге на полное повиновение великому князю. Вечевой колокол был снят и привезен в Москву.

Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. В 1485 г. войска Ивана III вошли в пределы Тверской земли. Тверичи целовали крест князю Ивану Ивановичу Молодому, сыну Ивана III.

В 70-е годы частью Русского государства стала Пермь и Вятка. Так рождалось единое русское государство.

После работы в группах.

А теперь, давайте выслушаем мнение представителей групп:

1 группа, как вы считаете, почему Иван III называется государем всея Руси?

2-я группа - ?

3-я группа - ?

Так, подтвердилось наше предположение или нет?

Ребята, а для решения какой внешнеполитической задачи надо было объединить земли?

Как вы думаете, сможет ли сейчас Русь сбросить иго монголо-татар?

Почему? Докажите.

Кто считает, что у Руси нет еще сил для борьбы с монголо-тарами?

Докажите свое мнение.

Кто же из нас прав?

Давайте проведем анализ иллюстрации.

Как называется первая иллюстрация?

Что требовал хан от русского князя?

Почему, как вы думаете, Иван III разрывает грамоту?

Почему Иван III решается на такие действия?

А как считаете, что сделает хан большой Орды?

Да, хан Ахмат в 1480 г. двинул силы на Москву. Он решил проникнуть в московские владения через реку Угру. Сюда раньше татар подошла и русская рать, заняли броды и перевозы. Вот как показал художник на картине «Стояние на р. Угре». Где расположились силы ордынцев? А где встала русская рать?

Удалось ли переправиться татарам?

Да, не раз ордынцы хотели переправиться через реку, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Ахмат все лето хвалился, что наступит зима, реки станут, то много будет дорог на Русь. Он стоял на Угре до 11 ноября. Но начались морозы, а татары были наги, босы, ободрались, по выражению летописца. Ахмат не решился на сражение, он повернул назад и умел обратно в степи. Так закончилась зависимость Руси от Орды.

Ребята, как вы думаете, почему в XIII в. Русь была завоевана монголо-татарами, а в XV в. дала отпор врагу?

Так начались новые времена в истории нашей страны – времена Московского государства. При всей своей силе и уверенности в могуществе создаваемого государства Иван III понимал, что на новом уровне русской государственности потребуются чисто внешние атрибуты (свойства ), которые подтвердили бы его власть в глазах стран мира. Посмотрите на иллюстрации. Какие символы принимает Иван III аналогично европейским? 

Ваша задача: провести исследование одного атрибута: герба или печати. Результаты представить в виде таблицы и устного описания символа.

1) Рассмотрите изображение, опишите его.

2) Сравните свое описание с описанием в тексте.

3) Заполните таблицу.

4) Подготовьтесь устно описать эмблему.

Название атрибута

Кто изображен

Надписи

Что означают рисунки

Материал для групп 

I. ПЕЧАТЬ ИВАНА III 

Печать скрепляла документы, которые распространялись как внутри страны, так и те, что отправлялись за рубеж. Выбирая эмблемы для печати, Иван III хотел показать силу и мощь власти русского князя. От всех предшествующих княжеских печатей она отличается цветом материала – оттиск сделан на красном воске высокого качества, а главное – это изображение на печати.

На лицевой стороне помещен конный воин в коротком военном доспехе, в боевых перчатках и в развивающемся плаще, поражающий дракона (змея) копьем в шею.

Круговая надпись гласит : «Иоан Божией милостью государь всея Руси великий князь» . 

На обратной стороне печати - двуглавый орел с распростертыми опущенными вниз крыльями и коронами на головах.

Его также окружает надпись: «И великии княз. влад. и мос. и нов. и пск. и тве. и уго. и вят. и пер. и бол. , что означает «И великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский и болгарский».

Кто же изображен в образе воина? 

Исследователи считают, что это Георгий один из наиболее популярных христианских Святых. А изображение Георгия, поражающего копьем дракона, символизирует победу христианства над язычниками. Святой Георгий наказывал воров, покровительствовал скотоводам и земледельцам. Освободителям Родины от врагов. А Иван III, стремясь создать образ московского князя как защитника православия и освободителя русских земель от монголо-татар, увязывал его с образом Георгия Победоносца.

II. ГЕРБ «ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ» ИВАНА III 

Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог. Некоторые историки (Н., В.Н. Татищев XVIII века) считают, что Русь заимствовала двуглавого орла в качестве герба у Византии и привезла его с собой Софья Палеолог.

Другие исследователи считают, что двуглавый орел используется Иваном III для доказательства своего знатного и высокого происхождения, его права называться царем, его равенства по рождению с западноевропейскими правителями. В символ власти двуглавый орел превращается сначала в качестве печати после 1490 г., а потом и герба государства. На гербе времен Ивана III изображен двуглавый орел с распростертыми опущенными вниз крыльями и коронами на головах.

А теперь слово тем учащимся, которые описывали печать Ивана III. Используя иллюстрации лицевой и оборотной сторон печати, таблицу, подготовленную вами, опишите ее.

А теперь остальные внимательно слушайте и подготовьте 1-2 вопроса выступающему.

Слово учащимся, которые описывали герб.

А остальные, во время слушания, установите связь между гербом страны и печатью Ивана III.

После проверки заданий .

Ребята, какие внешние символы подчеркивали положение Ивана III как государя всея Руси? Какое новое название страны введено Иваном III?

А почему называли страну Московской Русью?

Как вы думаете, а произойдут какие-то перемены в Москве при Иване III ? 

Чтобы получить ответ на вопрос «Какие перемены произошли в Москве при Иване III?», давайте совершим заочную (воображаемую) экскурсию в Москву XV века.

А экскурсоводами выступят представители от группы.

Дополнительная информация для экскурсоводов и учителя 

История строительства Московского кремля начинается в XII веке. Первый деревянный Кремль был построен в Москве в 1156 г. на Боровицком холме, занимая первоначально лишь небольшую его часть.

В ходе нашествия монголо-татар в 1238 г. Кремль был сожжен и возрождение его относится к XIV веку, когда Москва становится столицей сильного княжества, а при князе Иване Калите на Соборной площади начинается строительство каменных храмов. Первые крепостные каменные стены были построены при князе Дмитрии Ивановиче Донском в 1367 г.

Дальнейшее строительство на территории Московского Кремля связано с деятельностью Ивана III, который выделил большие суммы денег и привлек лучших архитекторов для строительства в Кремле таких зданий, которые отвечали бы новому положению Москвы как столицы влиятельной европейской державы. Новые стены Кремля сложены были из красного кирпича, построены новые башни. Главной башней Кремля стала Спасская, над воротами которой красовался герб города – Георгий Победоносец, поражающий копьем Змея.

Сложившийся в конце XV века архитектурный ансамбль на Соборной площади в настоящее время является одним из самых красивых и гармоничных не только в России, но и во всем мире. В его создании принимали участие русские и итальянские мастера. Итальянским мастерам принадлежат такие сооружения:

Успенский собор (1475-1479) – кафедральный храм, архитектор Аристотель Фиораванти, имевший в то время мировую известность, в России ему платили 70 рублей в месяц, большие в то время деньги.

Успенский собор был построен Иваном III в 1475 – 1479 г. на месте старого собора времен Ивана Калиты. Главный собор Кремля должен был стать символом духовного могущества Руси. Для его постройки из Венеции был приглашен искуснейший зодчий – Фиораванти, который по указанию князя отправился по Руси изучать Древнерусскую культуру (архитектурные сооружения). Русский Государь хотел, чтобы итальянские мастера, используя свои уникальные строительные здания, возводили храмы в старинном русском стиле. Строя московский Успенский собор, Фиораванти взял за образец Успенский собор предыдущего административного и духовного центра Руси – города Владимира. Итальянский зодчий быстро изучил русскую архитектуру и возвел прекраснейший храм в истинно русской традиции.

Успенский собор – сердце Кремля в России. Он предназначался для важнейших государственных церемоний. В нем «садили на стол» московских князей, а затем венчали на царство русских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов московских и патриархов всея Руси. В Успенском соборе и ныне покоятся мощи великих святых – митрополитов Петра, Ионы и др.

В Успенском соборе Московского Кремля несколько столетий находилась знаменитая Владимирская икона Божьей матери. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Эта великая святыня Руси была перенесена в 1395 г. в Москву из Владимира, куда, как вы помните, она была доставлена князем Андреем Боголюбским из древней столицы Киева. Тогда, по преданию, она спасла Москву от нашествия Тамерлана. Идущий на Русь завоеватель неожиданно без боя повернул обратно благодаря, как верили москвичи, заступничеству Божьей Матери. Русские люди верили, что Богоматерь через эту чудотворную икону спасла Русь от многих других нашествий. Владимирская икона находилась в главном храме России – Успенском соборе Московского Кремля, и поэтому Успенский собор иногда называли «Домом Пресвятой Богородицы»;

Архангельский собор (1506 – 1508 гг.) – усыпальница московских князей и царей до н. XVIII в., архитектор Алевиз Новый;

Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508 гг.) , архитектор Бон Фрязин – самые высокие здания в Москве (81 метр) до XVIII века;

Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) - единственное гражданское здание на Соборной площади. Ее построили для великого князя для торжественных собраний и приемов иноземных послов. Главный зал имеет площадь 500 кв. метров. Архитекторы Марко Ру'ффо (настоящая фамилия - Фрязини) и Антонио Сола'ри.

Русские мастера из Пскова, которые в то время отличались особым профессионализмом, на Соборной площади построили:

Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь московских государей. Имеет сложную конструкцию, с четырьмя приделами на краях галереи, девятиглавый.

После воображаемой экскурсии.

Ребята, какие изменения происходят в Москве в XV веке?

Поэтому какая сложилась поговорка?

Как вы ее понимаете?

А теперь сформулируйте вывод – 

Какие главные перемены на Руси, по вашему мнению, произошли при Иване III ? 

Как вы оцениваете деятельность московского князя Ивана III ? Почему? 

Вот как об этом времени пишет Н. Кончаловская в стихотворении: 

Летописцы в толстых книгах

Записали в этот год:

«Нет над нами больше ига,

Сбросил иго наш народ!»

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

И над всеми временами

 Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год –

Наша гордость и оплот!

Ну-ка, снимем шапки, братцы,

Да поклонимся Кремлю:

Это он помог собраться

Городам в одну семью,

Это он нам всем на славу

Создал русскую державу,

И стоит она века

Нерушима и крепка.

Какие события XV века отражены в данном стихотворении? 

Может он управлял всей Русью. 

Может он объединил всю Русь. 

Может за какую-то победу дали такой титул и др. 

Печатный материал. 

Да. 

Для борьбы с монголо-татарами. 

Да. Нет. 

Высказывают мнение 

Слушают. 

Иван III разрывает ханскую грамоту. 

Уплаты дани. 

Отказ от уплаты дани Орде. 

Считал, что пора дать отпор врагам. 

Решит наказать Русь. 

На берегу Угры 

На противоположном берегу реки 

Нет

В XII в Руси раздроблена, а в XV в. объединилась 

Герб и печать 

Описывают печать 

Герб, печать, Россия, Московская Русь. 

Столица Москва

Да, нет. 

Ответы детей 

· новые стены 

· соборы 

· колокольня 

Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 

Высказывают мнение 

Освобождение от ига монголо-татар, объединение земель вокруг Москвы и расцвет Кремля. 

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА, ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗУН УЧЕНИКОВ. 

Задачи:

  • закрепить и систематизировать полученные знания учащихся, содействовать развитию умений обучающихся осуществлять выбор задания, роли с учетом своих возможностей. А также умения работать в статической паре.

Методы и приемы обучения: 

  • сюжетно-ролевая письменная самостоятельная работа, диалог.

Оборудование: 

  • карточки для индивидуальной работы в статической паре.

Время 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

8 мин. 

Время подготовки 1-1,5 мин. 

- Ребята, вот мы и побывали в Москве XV века. А как вы думаете, прав ли народ, сложивший такую поговорку: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал?». А представьте такую ситуацию: у вас есть хронолет, который может перенести в любую эпоху, в любую страну. Например, в РоссиюXV-XVI вв.

- Выберите, в какой роли вам хотелось бы находится в период путешествия:

  • историка;
  • ученика 4 кл.;
  • представителя той эпохи (крестьянина; ремесленника);
  • иноземного купца.

По окончании путешествия составьте рассказ – отчет об увиденном.

Включите в рассказ-отчет:

  • цель вашего путешествия;
  • название страны, ее символы;
  • характеристику выдающихся личностей, с которыми не удалось встретиться в период путешествия;
  • описание внешнего вида людей;
  • архитектурные памятники данной эпохи.

Можно в полет отправиться и вдвоем, и представить ваш отчет…

Да. Нет.

Программа полета записана на доске или слайде (ватмане).

Выслушивают 2-3 отчета детей.

А остальные учащиеся анализируют отчет по плану отчета:

  • цель;
  • указана ли роль, страна, время;
  • полные ли представленные рассказы и т.д.

Ребята, в путешествии и я побывала, и на острове увиденного и услышанного составила задания, вместо отчета – рассказа. Вот интересно, справитесь ли вы с ними. Кто желает принять участие в состязании на сообразительность, четкость и быстроту выполнения заданий. Желающим раздаются карточки и они объединяются в пары.

Ребята, задания выполнять будете таким образом:

  • 1-е задание каждый выполняет в своей тетради;
  • Затем обмениваетесь тетрадями с соседом и в его тетради выполняете второе задание;
  • Третье задание опять выполняют в своей тетради;
  • Вместе проверяете по эталону ответа и ставите оценку друг другу:
  • Все верно – 5;
  • 1 ошибка – 4;
  • 2 ошибки – 2.

Кто не пожелал принять участие в состязании будут беседовать со мной и моим помощником. Сегодня в роли учителя будет выступать (Ф.И.О. ученика). Ваша задача задать вопрос учителю, на который вы хотели бы услышать ответы.

Учащиеся задают вопрос, «учитель»-ученик отвечает. А потом меняются ролями.

По окончании беседы:

Оценка деятельности учителя и ответов детей.

Индивидуальные карточки 

1 – вариант 

1) Знаешь ли ты, когда Русь сбросила иго монголо-татар? 

а) в 1380 г.

б) в 1480 г.

в) 1240 г.

2) Прочитай, через сколько лет это произошло после Куликовской битвы? 

3) Исправь ошибку. 

При Иване III в Москве были построены Успенский и Покровский соборы.

2 – вариант .

1) При Иване III страна называлась :

А) Русью;

Б) Россией;

В) Российской Федерацией.

2) Как ты думаешь? Правда ли ученик, который утверждает, что Русь сбросила иго монголо-татар через 100 лет после Куликовской битвы . Докажи.

3) Исправь ошибку. При Иване III началась перестройка Кремля, были построены дубовые стены и башни .

ЭТАЛОН ОТВЕТА: 

1-вариант

1) б;

2) через 100 лет, т.к. Куликовская битва 1380 г. Сбросила иго Русь в 1480 г.

3) Не Покровский собор, а Грановитая палата.

2 вариант

1) б;

2) да, прав, так как сброшено иго в 1480 г. Куликовская битва в 1380 г.

3) Не дубовые стены и башни, а каменные.

V. ОЦЕНОЧНО-АНАЛИЧЕСКИЙ ЭТАП УРОКА. 

Задачи:

  • обучение учащихся рефлексии, самооценке усилий и результатов.

Оборудование: 

Время

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

- Ребята, вот мы и открыли еще одну страницу истории нашей Родины. Так как мы ответим на основные вопросы урока:

Какие главные перемены на Руси произошли при Иване III.

А теперь оцените свою работу. Продолжите предложения:

* По данной теме я знал(а)…

* Но я сегодня узнал(а)…

* Сегодня я удивился …

* Сегодня я научился…

* Я бы поставил себе за работу на уроке оценку _______.

* Я считаю, что дома мне надо …

Оценка деятельности Ивана III учителем.

Ребята, познание прошлого можно продолжить дома. Выберите себе два задания, которые вам интересны:

  • открыть ларец с историями стр. 79-80
  • задания «Проверь себя» стр. 79
  • подготовить сообщение об Успенском соборе
  • описать рисунок на печати Ивана III стр. 80

Русь стала называться Россией, принят герб – двуглавый орел, свергнуто иго монголо-татар, объединены земли, построены храмы и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ « Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС » на тему: «Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности». время обучения: (13.10 -17.10.2014г.) Выполнила: Демина Наталия Викторовна, должность: учитель начальных классов место работы: ГБОУ ООШ №21 г.о . Чапаевск, Мирная,38 Самара, 2014г.

Слайд 2

Важная задача школы – воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В современной школе процесс воспитания направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются духовно-нравственные качества. В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность» стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника предполагает становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своим обязанностям, а самое главное, его отношение к Родине

Слайд 3

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, базовой идеологии. Проблема исследования . Патриотическая воспитанность человека российского общества должна быть одной из самых важных задач обучения. Однако наблюдения за опытом работы школы убеждают в том, что значительная часть учителей слабо осведомлена о функциях учебных предметов в формировании данного качества личности. Вследствие этого воспитание патриотизма и гражданственности используются в учебном процессе без должной системы, без учета возрастных особенностей школьников.

Слайд 4

Цель исследования : изучение особенностей воспитания патриотизма и гражданственности в начальной школе. Объект исследования : воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников на уроках окружающего мира Предмет исследования – процесс патриотического и гражданственного воспитания в системе работы учителя начальных классов на уроках окружающего мира.

Слайд 5

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии доктора психологических наук, И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам "земле отцов", к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» Как пишет кандидат экономических наук, доцент, А.В. Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи". 1.История возникновения и развития понятия патриотического воспитания

Слайд 6

Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач: развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие; изучение живой национальной культуры, народного искусства; привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др. 2. Задачи и принципы патриотического воспитания

Слайд 7

3. Формы и методы патриотического и гражданственного воспитания младших школьников Воспитанию гражданственности и патриотизма младших школьников способствуют следующие формы работы с ними: празднование общегосударственных праздников, связанных с героическим прошлым России; проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; экскурсии в школьный музей; участие в охране памятников истории и культуры родного города; проведение недели памяти героев Советского Союза и России; проведение тематических классных часов; проведение и организация военно-патриотических игр; участие в конкурсах, связанных с прошлым нашей Родины; краеведческая деятельность

Слайд 8

На уроках можно использовать следующие формы работы: Визуальные источники Изображение Исторические документы. Технологический приём «вживание в образ» Кинофрагменты Немое кино Игровые формы работы

Слайд 9

4. Обобщение педагогического опыта по патриотическому и гражданственному воспитанию на уроках окружающего мира в 4 классе Патриотическое воспитание – одно из важных направлений нравственного воспитания , это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому и семье, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова в 4 классе представлен одним из разделов: «Страницы истории России». Данный раздел знакомит учащихся с жизнью древних славян, способствует осознанию роли важных исторических событий в истории России, проявлению интереса к поисковой и исследовательской деятельности. Учит осознавать ценность человеческой жизни, испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Слайд 10

Мы считаем одним из важных условий повышения эффективности патриотического и гражданского воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности и их вклад в развитие страны. Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Мы хотим показать, как этого добиться на примере изучения исторической личности Ивана Третьего, человека, который оказал существенный вклад в развитие нашего государства. При нем Русь стала называться Россией, был принят герб – двуглавый орел, свергнуто иго монголо-татар, объединены земли, построены храмы и др.

Слайд 11

На II этапе актуализации первичного опыта учащихся на этапе введения новой учебной информации стоят задачи: актуализировать опорные знания, необходимые при изучении новой темы; сообщить учащимся тему и цель урока; способствовать становлению личностного смысла учения; поставить задачи урока посредством выявления субъектного опыта ученика. На этом этапе ученикам предложено вспомнить полученные знания по разделу из предыдущих уроков, восстановить хронологию событий от первого упоминания в летописи города Москвы до правления Ивана Третьего. Учащиеся погружаются в мир исторического прошлого, отвечая на вопросы учителя, составляя ленту времени по датам правления московских князей, упоминая об их вкладе в историю развития московского княжества.

Слайд 12

На III этапе происходит актуализация обогащаемого опыта на стадии освоения нового учебного материала. Задачи: - познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана III, дать ей оценку, учить детей работать в группах. Перед учащимися ставится проблемный вопрос, почему Ивана III величали «государем всея Руси»? Верные предположения учитель записывает на доске (объединил земли Руси вокруг Москвы). Кто же из нас прав? Давайте проверим первое предположение: «Иван III объединил земли вокруг Москвы». Чтобы получить ответ, правы мы или нет, вы можете выбрать один из способов достижения цели: (самостоятельная работа с печатным материалом или слушание сообщения руководителя группы).

Слайд 13

Таким способом учитель погружает учащихся в изучение исторических документов, дает возможность самим найти ответ на вопрос, провести анализ прочитанных текстов и сделать вывод на основе прочитанного. Учащиеся высказывают свои мнения и предположения о роли Ивана III для развития государства Российского. При обсуждении исторической личности учащиеся раскрывают вклад в историческое значение для земли русской. Для эмоционального настроя на этом этапе урока дети рассматривают репродукции картин «Иван III разрывает ханскую басму», «Стояние на реке Угре». Раскрывается значение печати и герба для государства Российского. Учащиеся имеют возможность сопоставить изображение символов, принятых Иваном III и современных символов нашего государства. Особую гордость за свою родину учащиеся испытывают при совершении виртуальной экскурсии по Москве XV

Слайд 14

После воображаемой экскурсии (см. презентацию «Иван III ») учащиеся с гордостью сообщают, какие изменения происходят в Москве в XV веке при правлении Ивана III . Все исторические участники событий правления Ивана III - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о них дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Слайд 15

На этапе актуализации закрепляемого опыта перед учащимися ставятся задачи: закрепить и систематизировать полученные знания учащихся, содействовать развитию умений обучающихся осуществлять выбор задания, роли с учетом своих возможностей. А также умения работать в статической паре. Учитель подводит учащихся к обобщению, полученного опыта. (Ребята, вот мы и побывали в Москве XV века. А как вы думаете, прав ли народ, сложивший такую поговорку: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал?». А представьте такую ситуацию: у вас есть машина времени, которая может перенести в любую эпоху, в любую страну. Например, в Россию XV-XVI вв. - Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться в период путешествия: историка ; ученика 4 класса; представителя той эпохи (крестьянина; ремесленника); иноземного купца. По окончании путешествия составьте рассказ – отчет об увиденном. Включите в рассказ-отчет: цель вашего путешествия; название страны, ее символы; характеристику выдающихся личностей, с которыми не удалось встретиться в период путешествия; описание внешнего вида людей; архитектурные памятники данной эпохи .

Слайд 16

Урок заканчивается блиц-опросом, рефлексией, самооценкой своих усилий и результатов, а также своего творчества и вклада в урок. Учитель может предложить завершить урок таким образом: -А теперь оцените свою работу. Продолжите предложения: * По данной теме я знал(а)… * Но я сегодня узнал(а)… * Сегодня я удивился … * Сегодня я научился… * Я бы поставил себе за работу на уроке оценку _______. * Я считаю, что дома мне надо … Домашнее задание учащимся можно дать на выбор. - Ребята, познание прошлого можно продолжить дома. Выберите себе два задания, которые вам интересны: открыть ларец с историями стр. 79-80 задания «Проверь себя» стр. 79 подготовить сообщение об Успенском соборе описать рисунок на печати Ивана III стр. 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Доклад об организации внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС...

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

Выступление на заседании педсовета по теме «Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»

В работе приводятся выкладки о преемственности урочной и внеурочной деятельности учителя в начальном звене...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...

духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Требования к современному уроку и курсам внеурочной деятельности в соответствии с обновлённым ФГОС НОО

ФГОС - это федеральные государственные     образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Введение ФГОС НОО и ООО в 2021 году...