Особенности организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
статья по технологии (3 класс) на тему

Маркин Владимир Иванович

Доклад об организации внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад499.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Учхозская общеобразовательная школа

Краснослободского муниципального района

Организация внеурочной деятельности

 в системе образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Доклад.

Подготовил:  учитель технологии

Маркин В.И.

Особенности организации внеурочной деятельности в системе образовательного процесса в соответствии с ФГОС

  Одной из причин  применения  ФГОС  стало то, что в последние годы резко обозначилась проблема недостаточного соответствия качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям работодателей, общества. При этом основная проблема состоит не в недостатке у выпускников знаний, умений и навыков, а специфического умения исполнять необходимые обязанности, связанные со степенью сформированности тех или иных компетенций как личностных, так и профессиональных. Появился термин «учёная  беспомощность».

Социализация ребёнка в настоящее время признаётся в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребёнка в современной социальной среде, духовном и культурном наследии.  Такая возможность общеобразовательным учреждениям  предоставляется Федеральным  государственным  образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Требования к организации внеурочной деятельности по ФГОС

      Задача школы нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение ребёнка в самостоятельное общественное действие.

 Особенности организации  внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики ), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

При организации  внеурочной деятельности в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

   При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательными учреждениями могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:

- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

- Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

-Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

-Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

    ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность

- познавательная деятельность

- проблемно-ценностное общение

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

- художественное творчество

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

- трудовая (производственная) деятельность

- спортивно-оздоровительная деятельность

- туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

       Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

        Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

         Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

         Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

         Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной  просоциальной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

        Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

       Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

        Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность.

        Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

Согласно требованиям ФГОС учителю необходимо в образовательном процессе применять разнообразные формы деятельности учащихся, с внедрением инновационных технологий. Для этого  в первую очередь нужно использовать внутренние ресурсы образовательного учреждения – библиотечный фонд, Интернет-порталы, мультимедийное оборудование. Во внеурочной деятельности наряду с традиционными кружковыми, секционными формами  занятий  организовывать конференции, школьные научные общества, диспуты, соревнования.  Для взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы ( в открытой общественной среде) необходимо организовывать социальную добровольческую деятельность, экскурсии вовлекать  детей в конкурсную деятельность различных уровней.

 Работа учителя с каждым годом становится всё напряженней. Требования к образованию возрастают со стороны общества и государства. Это отражено и в Послании президента Федеральному Собранию. Поэтому учителю необходимо перестроится  в организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения и при этом повысить качество образования, обеспечить социализацию учащихся и воспитать в них потребность в постоянном саморазвитии.

       При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком всех уровней результатов.

Внеурочная деятельность  по определённому направлению также способствует опережающему обучению. Так, например, внеурочная деятельность по программе «Домашний мастер» даёт возможность детям уже в начальной школе изучать свойства конструкционных материалов, знакомит с физическими понятиями плотность, влажность, упругость, теплопроводность. Ученики обретают навыки применения различных инструментов при выполнении технологических операций.

Внеурочная деятельность спортивного направления «В спортзал за здоровьем» приобщает детей к активным видам отдыха, здоровому образу жизни. Уже в раннем возрасте ученики осваивают различные приёмы спортивных игр. И уже имеются скромные результаты. В районных соревнованиях по мини- футболу заняли второе место, уступив лишь воспитанникам детской спортивной школы.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, создать комфортные условия, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\DSCN0155.JPG


:

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

ДОКЛАД «Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Ш Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

В материале представлен личный опыт работы педагога по организации и проведению внеурочной деятельности в начальной школе....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

В презентации представлен опыт учителя по организации и проведению внеурочной деятельности в начальной школе....

Организация внеурочной деятельности в соответствии с обновлённым ФГОС НОО

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная...