Главные вкладки

    Сценарий занятия научного общества обучающихся «Олимпионик» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
    методическая разработка (1 класс) по теме

    занятие включает способных, мотивированных, детей с ОВЗ; работа ведётся в разновозрастных группах в игровой форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kirillova16032014.doc142.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий занятия

    научного общества обучающихся «Олимпионик»

    в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

    Возраст обучающихся: 7-11лет, ученики 1-4 классов.

    Форма организации: работа в разновозрастных группах.

    Организация образовательного пространства: столы, позволяющие разместиться группам из 4 человек, на достаточном расстоянии между столами.

    Материалы и оборудование: мультимедийный проектор с экраном (интерактивная доска), компьютер (ноутбук), на местах -  листы бумаги с таблицей для записи ответов и подведения итогов, цветные карандаши, ручки.

    Цель занятия: формирование компетенций самоорганизации, социального взаимодействия, ценностно-смысловых компетенций у учеников начальной школы через групповое взаимодействие.

    Задачи занятия: познакомить первоклассников с новым для них видом работы, формировать и актуализировать компетентности у учеников 1,2,3,4 классов (социальную, личностную, индивидуальную), расширять словарный запас учеников.

    Технологическая карта занятия:

    Этап занятия

    Деятельность обучающихся

    Деятельность учителя

    1. Организационный момент.

    Постановка задач деятельности учащимися:

    -Мы хотим вспомнить правила работы.

    -Мы хотим познакомить первоклассников с правилами этой игры.

    Организующие вопросы учитель задаёт в случае затруднения в детской деятельности:

    -Для чего мы собрались?

    -Что мы уже умеем делать?

    -Все ли умеют так работать?

    -Что можно сделать, чтобы работали все?

    -Как это лучше сделать?

    2. Распределение участников игры в группы в игровой форме: «Набор команды корабля: капитан, старпом, боцман, юнга».

    Капитан выбирает для своего судна старпома, тот выбирает боцмана, боцман выбирает юнгу. Игроки выбирают каждого следующего члена команды по правилу: он должен быть младше всех набранных членов команды. Каждая команда придумывает имя своему кораблю, записывает его на листе игры.

    «Капитана» выбирает учитель из учеников 4 классов с помощью считалки (выбор случайный).

    3. Проговаривание правил работы в группе.

    На рабочей доске записано слово ПОЧЕМУ.

    Старшие ребята вспоминают правила, рассказывают о них первоклассникам.

    Учитель акцентирует внимание, что все правила придуманы детьми, и, объясняя их, нужно ответить на вопрос: ПОЧЕМУ важно его выполнять?

    4. Игра «Азбука».

    Работа идёт циклично по каждой букве русского алфавита (кроме Ы, Ъ,Ь).

    Дети видят картинку, обсуждают, какое слово она может обозначать, записывают слова в таблицу. Если верно угаданы три слова, то все они будут начинаться с одной буквы. Дети анализируют записанное, обсуждают и исправляют неверные варианты, записывают букву, которая была загадана этими словами.

    Учитель показывает картинки презентации сериями (по 3 картинки к одной букве). Среднее время экспонирования одной картинки 7-10 секунд.

    5. Физминутка.

    Ученики всей командой демонстрируют действие, а остальные его повторяют и отгадывают:

    «Свистать всех наверх»

    «Драить палубу»

    «Приветствовать капитана»

    «Отдать концы»

    «Задраить иллюминаторы»

    Учитель в случае затруднения помогает объяснить значение слов.

    6. Самопроверка.

    Все слайды просматриваются в быстром темпе.

    Ученики хором называют предметы и угаданные буквы. Сами выставляют баллы: за каждое верно угаданное слово – 1 балл, угаданную букву – 2 балла. Таким образом, верно угаданная строка приносит команде 5 баллов. Дети подсчитывают сумму баллов, набранных в игре, подводится итог игры.

    Учитель поясняет, дополняет ответы учащихся. В случае если у групп нет верного ответа, учитель сообщает его учащимся.

    7. Самооценка .

    Выполняется цветными карандашами:

    Жёлтый – всё удалось без усилий;

    Красный – всё получилось, хотя были трудности;

    Синий – многое не удалось, было трудно.

    Ученики обговаривают, насколько эффективно им удалось работать в группе, оценивают результат группового взаимодействия, раскрашивая смайлик.

    Каждый член команды решает, как он поработал сегодня и пририсовывает смайлику лучик.  В итоге получается солнышко.

    Учитель подводит общий итог игры.

    -Что помогло вам победить?

    -Что нужно сделать, чтобы работать лучше?

    -Чему ещё нужно научиться?

    8. Рефлексия .

    Приём ТРКМЧП «3-2-1»

    Капитаны вывешивают лист игры на рабочую доску. Все игроки отвечают на вопросы учителя.

    -Какие 3 новых слова вы узнали?

    -Какие 2 новых умения вы сможете применить?

    -Какое 1 новшество вас поразило?

    -Какие задачи мы ставили?

    -Насколько удалось их решить?

    -Что получалось легко?

    -Над чем ещё нужно поработать при следующей встрече?

    Пояснительная записка:

    В соответствии со ФГОС НОО учебная деятельность в начальной школе строится в условиях системно-деятельностного подхода. Поэтому внеучебную деятельность я выстраиваю в условиях компетентностного подхода, как взаимодополняющих и имеющих в обосновании такую общую позицию, как субъектность. Оба подхода используют активные методы обучения, реализуя субъектность образования и как процесс, и как цель образовательного процесса.

    В ситуации разновозрастного общения, когда старшие дети обучают младших, вводят их в деятельность, доступную им по возрастным возможностям, интеллектуальной нагрузке, в которой все они будут достаточно успешны, необходимо каждый раз включать новую информацию, показывать области «незнания», ориентировать детей на усвоение нового знания и его применения.

        Данные занятия проводятся в системе. Научившись взаимодействию в группе, рефлексии, самооценке, мы продвигаемся и осваиваем такие приёмы работы, как мозговой штурм, решение исследовательских задач, «Зигзаг» и «Кубик» (ТРКМЧП), игры «Шпаргалка» и «Карусель», решение компетентностных задач, экспертную оценку учебных текстов.

         Уровень сформированности компетентностей оценивается педагогом и старшеклассниками, выступающими в роли экспертов. Методы выявления: наблюдение и анализ. Для удобства использования выполнена типологизация компетенций в соответствии с их «индивидуальными» акцентациями [1].

    Основным критерием для определения акцентации компетенции выступает доминирующая форма ее проявления в поведении ученика (в учебной или реальной жизненной ситуации): демонстрация понимания чего-либо – когнитивно-ориентированные компетенции; демонстрация действия (предметного, вербального, коммуникативного, интеллектуального и др.) – деятельностно-ориентированные компетенции; демонстрация личностных проявлений (позиции, качества, установки и т.п.) – личностно-ориентированные компетенции [2]. Оценка уровня сформированности компетентностей позволяет оценить их текущее состояние и видеть, где, в чём и с какой динамикой идёт их формирование, планировать работу с «проблемными», «застревающими» компетентностями.

    Характеристика уровней сформированности компетенций

    в соответствии с их акцентациями [2]

    Уровень сформированности компетенции

    Акцентация компетенции

    Общая характеристика уровня сформированности компетенции

    Низкий (1 балл)

    Когнитивно-ориентированная

    Поверхностность, неясность, узость, эмпиричность и необоснованность суждений и умозаключений, неспособность устанавливать причинно-следственные взаимосвязи даже при наличии внешней помощи

    Деятельностно-ориентированная

    Неспособность воспроизвести верную последовательность операций, составляющих действие

    Личностно-ориентированная

    При систематическом наблюдении не обнаруживаются поведенческие признаки проявления личностного качества (позиции).

    Средний (2 балла)

    Когнитивно-ориентированная

    Незначительные дефициты глубины, ясности, полноты, обоснованности суждений и умозаключений; способность устанавливать причинно-следственные взаимосвязи самостоятельно проявляется при наличии внешней помощи

    Деятельностно-ориентированная

    Полнота и верная последовательность операций, составляющих действие;

    незначительные неточности в выполнении отдельных операций

    Личностно-ориентированная

    Поведенческие признаки проявления личностного качества в профессиональной деятельности обнаруживаются эпизодически

    Высокий (3 балла)

    Когнитивно-ориентированная

    Глубина, отчетливость (ясность), полнота, обоснованность, разумная оригинальность (нестандартность) суждений и умозаключений; способность устанавливать причинно-следственные связи самостоятельно

    Деятельностно-ориентированная

    Полнота и верная последовательность операций, составляющих действие;

    точность и уверенность их выполнения

    Личностно-ориентированная

    При систематическом наблюдении обнаруживаются поведенческие признаки проявления личностного качества (позиции) во всех ситуациях учебной, профессиональной и др. деятельности

    Источники:

    1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
    2. Смышляева Л.Г. Проектирование и реализация компетестно-ориентированных образовательных программ: авторская методическая разработка, ТГПУ, 2013. – 12с.
    3. Изображения для презентации взяты на электронном ресурсе http://images.yandex.ru

    Приложения:

    Приложение 1

         

                                           Игра «Азбука»

    Команда ________________________________________________

    1 слово

    2 слово

    3 слово

    БУКВА

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    Оцените свою работу:        

                                                     ☺

    Приложение 2

         

    Игра «Азбука»

    Тема игры «Еда»

    лист ответов для учителя

    1 слово

    2 слово

    3 слово

    БУКВА

    1

    артишок

    антрекот

    анчоус

    А

    2

    ямс

    ярга

    яблоко

    Я

    3

    бриошь

    бигус

    баранки/бублики

    Б

    4

    долма

    драники

    драже

    Д

    5

    рулет

    редис

    ростбиф

    Р

    6

    хлеб

    халва

    хала

    Х

    7

    жульен

    желе

    жаркое

    Ж

    8

    эскимо

    эскалоп

    эскарго

    Э

    9

    волованы

    ватрушки

    варенье

    В

    10

    запеканка

    заливное

    зразы

    З

    11

    щука

    щавель

    щи

    Щ

    12

    монпасье

    медальоны

    мармелад

    М

    13

    гуляш

    грецкий орех

    гречка

    Г

    14

    икра

    инжир

    ирис

    И

    15

    шашлык

    шаурма

    шоколад

    Ш

    16

    карамель

    кунжут

    креветки

    К

    17

    суфле

    спагетти

    соус

    С

    18

    наггетсы

    нектарин

    начос

    Н

    19

    устрицы

    укроп

    угорь

    У

    20

    чебуреки

    чай

    чурчхела

    Ч

    21

    пицца

    пюре

    профитроли

    П

    22

    цепеллины

    цукинни

    цукаты

    Ц

    23

    окрошка

    огурцы

    омар

    О

    24

    фрикадельки

    фарш

    фондю

    Ф

    25

    лимон

    лобио

    личи

    Л

    26

    трюфель

    тортильяс

    тимьян

    Т

    27

    ерши

    ендова

    ерма

    Е

    В игре «Азбука» в теме «Еда» нет слов на буквы Ь, Ъ, Ы, Ё, Ю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

    В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

    "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС"

    Материал содержит направления внеурочной деятельности и планируемые результаты воспитания и пазвития учащихся...

    "Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

    "Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...

    Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

    Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

    АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

    В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...

    Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»

    Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит бал...