Методика поэтапного вовлечения обучающегося в самооценочную и рефлексивную деятельность
статья на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексивной самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методика поэтапного вовлечения учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность. 

Современному обществу необходимы люди, обладающие не только обширными и глубокими знаниями, но и предприимчивостью, инициативностью и самостоятельностью, а это значит, что важнейшей чертой современного российского образования становится его направленность на подготовку учащихся к активному освоению своего жизненного пространства. Это нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС), в котором обозначена цель современного российского образования -общекультурное, личностное развитие учащихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию . Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных результатов - предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание учащимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства.

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап развития рефлексивной самооценки. Главный смысл рефлексивной самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции. В своей работе я использую следующие методики: " Дерево чувств", " Букет настроения", " Лестница успеха"," Пантомима", " Волшебный мешочек", " Поезд", " Корзина идей". Развитие рефлексивной самооценки является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Теоретической основой методики поэтапного вовлечения учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность является опора на два методологических подхода: личностно-деятельностного, реализуемого с помощью принципов: обеспечения безопасности личностного проявления обучающегося, формирования активности ученика, единства внешних и внутренних мотивов ученика, принятия учащимися учебной задачи и переживания удовлетворения от её решения в сотрудничестве с другими учащимися;); и рефлексивного, реализуемого с помощью принципов: индивидуальности, развития, осознания учащимися хода своих действий в процессе обучения; преднамеренно создаваемых ситуаций выбора).

Комплексное использование данных подходов способствовало формированию у учащихся установки на целенаправленное развитие самих себя при помощи диалогических взаимодействий, стимулирующих внутренние источники развития личности.

Реализация этих принципов способствует достижению следующих личностных результатов образования:

  • формированию ориентации учащихся на понимание причин успеха в учебной деятельности,
  • способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Для того чтобы у учащихся формировался опыт самооценочной и рефлексивной деятельности,
любое их действие должно анализироваться и оцениваться. Кроме того, ребенок постепенно должен быть погружён в пространство контроля и оценки, который является основной платформой для формирования самооценки в период начального образования.

Учитель, организуя оценочную деятельность, способствует формированию у младших школьников представлений о собственных достижениях и трудностях, а значит, развивает у детей умения выделять критерии оценки, осуществлять контроль и самостоятельную коррекцию выявленных недостатков, высказывать собственную точку зрения при оценке деятельности и поступков сверстников и т. д.

Формирование способности к самооценке у младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться), начинается с первых дней обучения в школе. Главная задача учителя – научить учащихся самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребенок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Так, например, обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие оценочные умения, которые постепенно будут закладывать фундамент метапредметности освоения ими образования:

  • оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и пр.;
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.


Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность дает возможность формировать у них адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Учащийся, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Учащемуся предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания процедура оценивания повторяется. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребенку увидеть свои успехи и затруднения.



Алгоритм формирования у учащихся опыта самооценочной и рефлексивной деятельности:

  • первый шаг – наблюдение учащихся за оценочной деятельностью учителя, который обращал особое внимание учащихся на критерии, положенные в основу оценивания;
  • второй шаг – отслеживание учителем, способов учащихся предъявления оценочных суждений к деятельности и её результатам своих сверстников и своей собственной;
  • третий шаг – направлен на формирование у учащихся способности формулировать критерии оценки своей деятельности, поведения, личностных качеств;
  • четвёртый шаг – предполагал осуществление перехода от внешних мотивов самооценки к внутренним, что свидетельствовало о повышении её уровня у детей.


Первый шаг соответствует первому этапу формирования самооценки учащихся, характеризующейся как конкретно-ситуативной. Учащиеся не видят связи между поступками и качествами личности. Второй шаг – второму этапу – ситуативно-обобщённому, при котором усматривается прямолинейная связь между поступками и качествами личности. Третий шаг соответствует третьему этапу формирования самооценки – обобщённой самооценке, характеризующейся разрушением прямолинейных связей между поступками и качествами личности, качество личности выступает в понимании ребёнка как самостоятельная, объективная реальность. Четвёртый шаг соответствует дифференцированной самооценке. Учащимся осознаются сложные связи между качествами личности и поступками. Самооценка становится объективной и динамичной в соответствии с изменениями внутреннего мира человека, отражается реальный уровень развития качеств личности.

Таким образом, сочетание процедур формирования и развития самооценки и рефлексии у обучающихся обеспечивает эффективную основу для освоения метапредметными компетенциями, предполагающими в своей структуре данными действиями и способностями.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение учеников во внеурочную социально-значимую деятельность

Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, ...

Методика выявления интерессов обучающихся для внеурочной деятельности

Методика выявления интерессов обучающихся для формирования индивидуального маршрута внеурочной деятельности...

Мастер-класс "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"

Тема: "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"Цели:·...

Организация рефлексивной деятельности с обучающимися с ОВЗ

В  школе, под "присмотром" учителей и воспитателей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Поэтому ...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: БАРЬЕРЫ, СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ.

В современном мире принята модель образования, которая способствует полному вхождению инвалидов в общество, - это модель инклюзии. Инклюзия в образовании-это обучение детей с инвалидностью наравне со ...

Мониторинг вовлеченности обучающихся класса в мероприятия

Отслеживание интересов и успешности обучающихся в предметной и творческой области в период обучения в начальной школе...