Развитие познавательной активности через проектную деятельность
статья (4 класс)

Киргизова Светлана  Александровна

Статья раскрывает теоретические и практические аспекты применения проектной деятельности в начальных классах.Применение метода проектов  в учебной и внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киргизова Светлана Александровна

учитель начальных классов

МБОУ   Таксимовская   средняя  общеобразовательная школа №3

Статья на тему  :  «Развитие познавательной активности

младших школьников через проектную деятельность»

2016 год

    В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников. Причем, именно внутренней мотивацией, познавательной, наиболее благоприятной для развития личности ученика. С каждым годом все больше учащихся уже в начальной школе не хотят учиться. У них пропадает интерес к получению новых знаний, отсюда происходит спад познавательной активности. Ребенка не устраивает сам процесс обучения, ему скучно, неинтересно. И внешние   мотивы обучения становятся доминирующими. Ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания. И соответственно учится он с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Как сделать, чтобы учение приносило удовольствие от полученных знаний, чтобы каждый день, проведенный в школе, стал открытием чего-то нового, неизвестного, необходимого именно сейчас, а не годы спустя.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в школе знания помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни? При традиционном обучении учащиеся способны в основном только к воспроизведению полученных знаний, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, они не могут применить их, так как в школе они не участвуют в деятельности, которая показывала бы применение полученных знаний на практике.

Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Поэтому наряду с традиционным обучением, я стала использовать элементы развивающего обучения, активно использую и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения: разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность.

Я считаю, что именно проектная деятельность способна значительно повысить познавательную активность младших школьников.

В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:

- направленность на достижение конкретных целей;

- координированное выполнение взаимосвязанных действий;

- ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

- в определенной степени неповторимость и уникальность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чем же состоит эта активность? Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

      Признаками познавательной активности младших школьников являются:

1. отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);

2. качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);

3. характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);

4. отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность).

Мною было проведено тестирование учащихся по методике А.А.Волочкова, созданной на основе «Методики выявления понимаемых мотивов учебной деятельности» М.В.Матюхиной.

Тестирование показало следующие результаты:

         Мотивация

высокая

средняя

низкая

        общая

27% (7ч.)

38% (10ч.)

35% (9ч.)

внутренняя

15% (4ч.)

46% (12ч.)

38% (10ч.)

        внешняя

19% (5ч.)

16% (16ч.)

19% (5ч.)

Исходя из этого, я начала искать новые нетрадиционные формы работы, которые смогли бы повысить познавательную активность школьников, являющейся необходимым условием развития у ребенка внутренних мотивов. Общеизвестно, что именно внутренние мотивы побуждают ребенка к познанию (стремление узнать что-то новое, интерес к чему-то).

Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Учение младших школьников как ведущий вид деятельности может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий.

Каким же образом активизировать учение младших школьников?

Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения»

Большие возможности для развития познавательной активности младших школьников создает проектная учебная деятельность.

Но здесь возникают противоречия, связанные с необходимостью повышения познавательной активности учащихся через проектную деятельность и неразработанностью методики применения данного метода.

Метод проектирования с детьми младшего школьного возраста распространен крайне мало и практически не затрагивает начальной школы. Кроме того, обзор психолого-педагогической литературы последних лет, не дал результата в поисках публикаций, отражающих специфику использования данного метода для повышения познавательной активности школьников.

Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы. Как повысить познавательную активность младших школьников?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень развития познавательной активности   учащихся младших классов в процессе проектной учебной деятельности.

Гипотеза исследования. Эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира повышается, если основу обучения составляет проектная деятельность. Но эффективность будет достигнута в том случае, если проектная деятельность:

- включает изучение обученности проектной деятельности  (ребенок делает то, что ему понятно);

- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью (ребенок делает то, что ему интересно);

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе (ребенок делает то, что ему знакомо).

Задачи исследования:
1. Теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в начальное звено школьного обучения с целью повышения познавательной активности.

 2. Выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса.  

 3. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития познавательной активности.

4. Определить содержание обучения окружающему миру через проектную деятельность, направленное на развитие познавательной активности.

5. Апробировать методику работы над проектом в условиях данного класса.

6. Провести экспериментальную проверку эффективности использования проектной деятельности в начальных классах для повышения познавательной активности школьников.

Ведущая педагогическая идея.

Главной стратегией своей педагогической деятельности считаю:

- идею саморазвития личности;

- идею свободного выбора школьником содержания и форм обучения и воспитания;

- идею практико-ориентированного обучения;

- идею использования новых информационных технологий;

- идею здоровьесберегающего обучения;

- идею личностного подхода к воспитаннику;

- идею развивающего обучения;

- идею сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия;

- идею учения без принуждения, основанную на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

- идею качественного повышения познавательной активности школьников как результат их заинтересованности в получении знаний.

Применение метода проекта в учебной и внеклассной работе – одно из качественных средств повышения познавательной активности младших школьников.

Теоретическая база опыта.

В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, познавательная активность представляется «одним из ключевых качеств личности, формирование которого является целью обучения» (Т. И. Шамова), во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Так как активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» (М.С. Каган). В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Познавательная активность рассматривается рядом ученых (B.C. Данюшенков, О.А. Конопкин, В., И. Лозовая, Ю. А. Миславский, И. С. Якиманская и др.) в качестве «системообразующего свойства личности, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности». И, наконец, актуальность исследований проблемы развития познавательной активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.

         Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

          Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.

          Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

         Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

         В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».

         Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

        Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

 

         Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности, а не руководствуясь какими-то «научными» представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей.

         Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.

          В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

          Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

         Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

         Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

         «Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

         В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

          По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде» (Чечель И.Д. Метод проектов // Директор школы №3, 1998)

          Е.С. Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии,  «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути». А ведь именно возникающие противоречия (проблемы) стимулируют активность личности (в том числе и познавательную), которой свойственно стремление к решению «проблематической ситуации» (Ч.Пирс)

          Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый  детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного подхода в образовании были актуальны и значимы для российской педагогики почти век назад.

 

 Новизна опыта.

Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Апробировав методику работы над проектом и адаптировав ее к конкретным условиям, главной задачей данной работы считаю рассмотрение особенностей и вариантов организации метода проектов младших школьников как одно из средств повышения познавательной активности.

 

Технология опыта.

        Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения  ею.

        Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, что в конечном итоге повышает их познавательную активность.

        Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.

        При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

        Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

        Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться   ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

         Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

       От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

        Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.  Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

        Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

     Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя   выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для личности детей, их познавательной активности; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».

         Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

-     исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-    социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-     оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности  других);

-     информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-     презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-     рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-    менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

При правильной организации проектной деятельности младшие школьники с удовольствием включаются в тот или иной проект, постепенно овладевая данными умениями.

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности с целью повышения познавательной активности необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

       Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

-    коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-    интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

-    оценочно-самооценочный.

        Использование метода проекта для повышения познавательной активности школьников будет эффективно в том случае, если осуществляется целенаправленное формирование названных показателей.

        В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

        Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

        Проектная деятельность школьников, предоставляя ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

        Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности.

        Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

        Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

        Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.

             Я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира. 

 Хотя считаю, что для развития познавательной активности применение данной технологии будет эффективно на любом учебном предмете.

Образовательная программа курса «Окружающий мир» дает большие возможности для использования проектной деятельности с целью повышения познавательной активности младших школьников. В ее основе лежит проблемно-поисковый метод, «обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета».

В 4-м классе при изучении темы «Земля и человечество»   учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Это дало возможность применить на данных уроках проектную деятельность, где ребята, исходя из своей заинтересованности, решали проблемы, связанные с той или иной областью научных знаний. Класс распределился на 4 группы по интересам, и каждая группа решала проблемы в своей области. Астрономы проводили свои исследования по темам: «Вселенная. Солнце», «Планеты Солнечной системы», «Отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времен года?», изучали звездное небо. Географы – глобус и географическую карту, пояса Земли. Историки путешествовали в глубь времен, работая с исторической картой, изучали историю своей семьи, улицы, города. Экологи затронули экологические проблемы и пути их решения на современном этапе, изучали последствия влияния человека на природу. На обобщающем уроке по разделу проходила презентация, на которой ребята защищали свои творческие проекты. Каждая группа рассказывала о проделанной работе и возможности применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Этот первый опыт использования проектной деятельности заинтересовал детей. Все ребята были включены в деятельность: выдвигали проблемы, гипотезы, определяли задачи по решению, предлагали пути решения, проводили исследовательскую, поисковую, практическую работы. И все делали с большим энтузиазмом, без принуждения. И каждый в группе старался быть нужным, полезным. Работая с разными источниками, проявляя самостоятельность, ребята подготовили к защите интересные сообщения о планетах Солнечной системы, созвездиях, о семи чудесах света, озере Байкал, сделали макеты  «Планеты Солнечной системы», «Звездное небо», географическую карту района, различные памятки, кроссворды, подбирали стихи и загадки, рисовали рисунки. Родители помогли в организации экскурсий в Краеведческий музей, планетарий, «Астраханский Кремль». Работа кипела, и ее результатами были довольны все. Ребята получили хорошие оценки. А победители лучшего проекта, по мнению ребят, были награждены медалями.

Я сделала вывод, что познавательная работа во многом способствует развитию познавательной активности, и в дальнейшем старалась использовать проектную деятельность в учебно-воспитательном процессе.

В разделе «Природа России» изучаются природные зоны, начиная с арктической («Зона Арктических пустынь») и заканчивая субтропической зоной («Черноморское побережье Кавказа»)

Поддерживая познавательную активность ребят, я предложила им реализовать полученные навыки проектной деятельности для углубленного изучения проблем каждой зоны, разбившись на группы ботаников, зоологов и экологов. И не ошиблась. Ребята активно включились в работу: посещали школьную и городскую библиотеки, изучали научно-познавательную литературу (справочники, энциклопедии), подбирали фото и видео материалы. Все были заинтересованы в успешности своей деятельности. При этом доброжелательно относились к участникам других групп, не отказывая в просьбе помочь товарищам.

   Ежегодно мы оказываем помощь зимующим птицам. В рамках школы был  реализован проект «Помощь зимующим птицам».

Была сформулирована проблема: уменьшение численности зимующих птиц. В соответствии с этой проблемой ребята выдвинули гипотезу: увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.

С учетом гипотез были определены цели:

- совершенствование знаний школьников о птицах;

- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения.

Также поставлены задачи:

- создать птичьи столовые и кормушки;

- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;

- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

Работа началась со сбора и изучения материалов по теме проекта.

Разбившись на группы по интересам, ребята собирали материал: «Какие зимующие птицы в астраханском крае», «Для чего нужно помогать птицам», «Какая помощь необходима птицам зимой», «Чем мы можем помочь птицам» и др.

Реализуя практическую часть проекта, мы на уроках труда и дома при помощи родителей смастерили 23 кормушки. Развесили их  за окном квартир, возле собственных домов. Следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм: крошки белого хлеба, сырые семечки, различные виды зерна. Для этого составили график подкормки птиц.

Перед окнами нашего класса тоже повесили несколько кормушек и вели наблюдение за птицами. На экскурсиях и прогулках выявляли внешние признаки птиц, живущих в округе, их повадки. При помощи наблюдений смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи.

На основании результатов исследования сделали вывод, подтверждающий нашу гипотезу: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке.

Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта. 

Работа над проектом еще раз подтвердила мою гипотезу: познавательная активность школьников повышается в процессе проектной деятельности.

   Одним из самых ярких и запоминающихся проектов в четвертом классе стал экологический проект «Дом, в котором мы живем». Проект осуществлялся группой учащихся четвертых классов . На территории рядом с мусорными контейнерами образованы свалки, улицы плохо освещены и незаасфальтированы. Улицы у многих домов неубраны, жителями складируется строительный материал, не проведена обрезка деревьев. Очень много бездомных животных. Это и многое другое представляет опасность для экологически чистого состояния поселка. Возникает необходимость проведения регулярной акции «Субботник »

Проект продолжался 4 месяца и включил 4 этапа:

- погружение в проект;

- организация деятельности;

 -осуществление деятельности;

- защита проекта (презентация).

Как проводилась работа.

1 этап. Провела викторину   результат которой позволил определить экологические проблемы поселка . В ходе обсуждения ребята выбрали тему проекта, определили цели и задачи предстоящей деятельности.

2 этап. Ребята разбились на группы «Поиск», «Корреспондент», «Дело», «Пресс-центр», «Творческая»

для реализации конкретных задач проекта.

3 этап. Осуществление проектной деятельности.

Группа «Поиск» выявляла проблемные зоны в микрорайоне, составила карту проблемных зон, подготовила материал для беседы «Зоны экологической опасности в микрорайоне».

Группа «Корреспондент» провела социологический опрос населения и обработала результаты опроса.

Группа «Дело» организовала ярмарку солидарности. На собранные средства были приобретены садовые инструменты и посадочный материал. Провела акцию   по уборке, озеленению и благоустройству территории.

Группа «Пресс-центр» выпустила плакаты «Зеленый   уголок », «Школа будущего», буклеты, подготовила передвижную выставку с фотографиями этапов проекта, объявила конкурс лучших художников на тему «Дом, в котором мы живем», устный журнал «Наша чистая планета».

Группа «Творческая» провела конкурс сочинений «Мой поселок »,  поставила и показала учащимся младших классов экологические сказки  «Теремок».

4 этап. Защита проекта проходила на   родительском собрании.

 В ходе работы над проектом учащиеся учились генерировать идеи, выбирать лучшие решения, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других, планировать.

Каждый учащийся был вовлечён в активный познавательный   процесс.

      Работа в проектной деятельности способствовала:

-         развитию творческих способностей;

-         приобщению к развивающей деятельности;

-         развитию эстетического вкуса;

-         формированию навыков поисковой работы;

-         умению самостоятельно работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации; овладению навыками коммуникативности. 

        А для меня как учителя   с помощью этого проекта была достигнута главная цель: активность моих учеников в познавательной деятельности.

   В этом учебном году я продолжила использовать проектную деятельность или ее элементы для развития познавательной активности учащихся первого класса. В 1-м классе само название тем   по предмету «Окружающий мир» помогает детям проводить исследовательскую работу. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Все темы представлены в вопросительной форме: «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?»

Проектная деятельность в 1-м классе занимает 1-2 урока и, чаще других, предполагает групповую форму работы. При этом соблюдаются все этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.

1. Погружение в проект.

Выбираются и формулируются проблемы. Например:  «Что у нас над головой и что у нас под ногами?», «Откуда берутся снег и лед?», «Где живут белые медведи и слоны?», «Почему солнце светит днем, звезды – ночью, а на Луне не живут люди?»

Выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

2. Организационный.

Организуются группы, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы.

3. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, изучение теоретических положений и практических действий, сбор данных.

4. Обработка и оформление результатов.

Ребята представляют свой найденный способ решения проблемы. Это могут быть сообщения, сочинения, рисунки, результаты наблюдений, опытов и т. д.

5. Обсуждение полученных результатов.

Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы. Итогом служит   рефлексия, самооценка проделанной работы.

Для   развития познавательной активности   использовала   метод проектов   и   во внеклассной работе.

Первым стал проект «Мой класс», посвященный   основным памятным событиям в жизни класса. Была проведена большая работа с разными источниками, экскурсия в музей, посещение библиотеки. Результатом стала презентация, на которой группы ребят представили свои работы: коллажи, передвижные выставки, сочинения и рисунки.

Не менее интересным был информационно-творческий проект «Моя семья – моя родословная».  Ребята с большим удовольствием включились в проект. Им хотелось творить, фантазировать, хотелось проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности. Много интересного и ранее не известного узнали о своих родственниках, создавая семейное древо. Именно, создавая, потому что каждый ученик проявил творчество и индивидуальность в своей работе. Большую роль и помощь оказали родители.

   Результативность.          

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей.

         С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.

       С точки зрения учителя, учебный проект – это эффективное средство повышения познавательной активности школьников.

 В результате проведенного опыта выявлены позитивные изменения в динамике средних показателей общей, внутренней и внешней мотивации учебной деятельности:

         Мотивация

высокая

средняя

низкая

        общая

46% (12ч.)

31% (8ч.)

23% (6ч.)

внутренняя

27% (7ч.)

46% (12ч.)

27% (7ч.)

        внешняя

35% (9ч.)

46% (12ч.)

19% (5ч.)

     

     Итоги мониторинга расцениваю как показатель эффективности проведения опыта по применению проектной деятельности в достижении поставленной цели.  

При соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников.

    «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский)

         Считаю, что   зажечь этот «факел» интереса к познанию нового у каждого школьника мне удалось. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.