Развитие младших школьников через проектную деятельность
статья на тему

 

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,

 можно и притупить его природные творческие способности –

 «разучить» думать самостоятельно.

 А. Дистервег

                                                                          

      Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Проект - в переводе с латинского «брошенный вперед». Из¬начально слово проект означало замысел, набросок, план того, что будет сделано. В дальнейшем толкование получило развитие «проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.д.».

В педагогике проектирование определяется как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах  сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, некоторые педагоги с осторожностью относятся  к новшеству. Здесь нужна и высокий уровень подготовки   педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.

Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской  деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую  деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследовательской работы, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

           В практике современного обучения имеет место  противоречие между потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного противоречия вытекает проблема: как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?

 

       Во многих школах  сложилась практика проведения конкурсов исследовательских работ младших школьников. Победители могут участвовать в окружных и даже всероссийских конкурсах. Бывая на подобных мероприятиях, часто задаю себе вопрос — чью работу сейчас представляет ученик: свое собственное исследование или работу взрослого? Явное «присутствие» взрослого видно и по-взрослому сформулированной теме, и по надуманной для ребенка проблеме, и по обилию научных терминов, и по отказу отвечать на вопросы (один из участников конкурса «Я — исследователь» и во время стендовых докладов, и в туре лауреатов на любой обращенный к нему вопрос бойко отвечал: «Я пока не знаю ответа на этот вопрос, но я обязательно постараюсь найти его»). Техническое и художественное сопровождение защиты: электронные презентации и киноролики, красочные ламинированные плакаты — тоже смущает: кто состязается в конкурсе детских исследовательских работ? Не хочу обвинять в чем-то учителей или родителей. Если это делается не просто ради победы, если исследовательская деятельность обогащает общение в семье, наполняет  его новым содержанием, если интерес к теме исследовательского проекта у ребенка не меньше интереса взрослого, значит, такая работа нужна. Я не случайно упоминаю родителей, так как без их помощи, за редким исключением, нам, школьным педагогам, не обойтись.

 

         Опыт участия моих учеников в школьных и окружных конкурсах, а также в конкурсе «Начало» , «Тропинками познания» позволил мне составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы.

Первый класс…

Заскучавший на уроке первоклассник кладет на новую ручку такую же новую линеечку и испытывает действие получившихся весов с помощью разновесов-ластиков. Другой первоклассник на переменке без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Третий качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Таких наблюдений каждый учитель может привести немало. И не всегда это его радует, чаще всего, наоборот, огорчает: это мешает вести урок, отвлекает других детей. Хотя то, что происходит — обычное проявление исследовательского поведения ребенка. Оно наблюдается уже в раннем детстве, не случайно психолог Н. Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребенка назвал, вопреки установившемуся мнению, не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.

Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»

            Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

 

По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини -исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

           Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Я познаю мир» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

В конце учебного года мы проводим первую классную «конференцию», очень непродолжительную по времени, с использованием иллюстраций, презентаций, моделей, но без чтения заранее написанного текста: как правило, первоклассник становится зависимым от него, чтение текста делает выступление несвободным, неэмоциональным.

Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

          Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.

      Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования универсальных учебных действий.

 

 

 

                                                 Список использованной литературы:

1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008

2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М., 2008

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proektnoy_deya-ti_lobzhinadocx.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие младших школьников через проектную деятельность

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,

 можно и притупить его природные творческие способности –

 «разучить» думать самостоятельно.

 А. Дистервег

                                                                           

      Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Проект - в переводе с латинского «брошенный вперед». Из¬начально слово проект означало замысел, набросок, план того, что будет сделано. В дальнейшем толкование получило развитие «проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.д.».

В педагогике проектирование определяется как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах  сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, некоторые педагоги с осторожностью относятся  к новшеству. Здесь нужна и высокий уровень подготовки   педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.

Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской  деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую  деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследовательской работы, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

           В практике современного обучения имеет место  противоречие между потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного противоречия вытекает проблема: как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?

       Во многих школах  сложилась практика проведения конкурсов исследовательских работ младших школьников. Победители могут участвовать в окружных и даже всероссийских конкурсах. Бывая на подобных мероприятиях, часто задаю себе вопрос — чью работу сейчас представляет ученик: свое собственное исследование или работу взрослого? Явное «присутствие» взрослого видно и по-взрослому сформулированной теме, и по надуманной для ребенка проблеме, и по обилию научных терминов, и по отказу отвечать на вопросы (один из участников конкурса «Я — исследователь» и во время стендовых докладов, и в туре лауреатов на любой обращенный к нему вопрос бойко отвечал: «Я пока не знаю ответа на этот вопрос, но я обязательно постараюсь найти его»). Техническое и художественное сопровождение защиты: электронные презентации и киноролики, красочные ламинированные плакаты — тоже смущает: кто состязается в конкурсе детских исследовательских работ? Не хочу обвинять в чем-то учителей или родителей. Если это делается не просто ради победы, если исследовательская деятельность обогащает общение в семье, наполняет  его новым содержанием, если интерес к теме исследовательского проекта у ребенка не меньше интереса взрослого, значит, такая работа нужна. Я не случайно упоминаю родителей, так как без их помощи, за редким исключением, нам, школьным педагогам, не обойтись.

         Опыт участия моих учеников в школьных и окружных конкурсах, а также в конкурсе «Начало» , «Тропинками познания» позволил мне составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы.

Первый класс…

Заскучавший на уроке первоклассник кладет на новую ручку такую же новую линеечку и испытывает действие получившихся весов с помощью разновесов-ластиков. Другой первоклассник на переменке без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Третий качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Таких наблюдений каждый учитель может привести немало. И не всегда это его радует, чаще всего, наоборот, огорчает: это мешает вести урок, отвлекает других детей. Хотя то, что происходит — обычное проявление исследовательского поведения ребенка. Оно наблюдается уже в раннем детстве, не случайно психолог Н. Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребенка назвал, вопреки установившемуся мнению, не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.

Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»

            Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини -исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

           Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Я познаю мир» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

В конце учебного года мы проводим первую классную «конференцию», очень непродолжительную по времени, с использованием иллюстраций, презентаций, моделей, но без чтения заранее написанного текста: как правило, первоклассник становится зависимым от него, чтение текста делает выступление несвободным, неэмоциональным.

Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

          Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.

      Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования универсальных учебных действий.

                                                 Список использованной литературы:

1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008

2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М., 2008

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Развитие познавательного интереса младших школьников через проектную деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников через проектную деятельность....

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"

Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и  роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и ...

Развитие технического творчества младших школьников через проектную деятельность

Говорят, что творческое начало есть в природе каждого человека. Маленькие дети, как известно, исследователи с детства. Их привлекает жажда новых приключении и впечатлений, активный поиск и желани...

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....