Экологическая сказка, как средство познания основ экономики младшими школьниками Environmental tale, as a means of understanding the fundamentals of the economy younger students
статья

Жанна Ивановна Кошляк

В силу того, что младшие школьники способны к наиболее яркому эмоциональному экологическому сопереживанию природе при изучении материала посредством сказки, автор предлагает использовать данное средство в смешанной модели образования при изучении основ экономики, опираясь на принцип возможности экологизации традиционных дисциплин. При этом автор приводит пример использования экологической сказки на основе этно-культурного компонента, с экономическими терминами в её контексте при изучении основ экономики, как своеобразное решение проблемы приобретения единой конкретной практической направленности экологического сознания и экономического мышления школьников в процессе современного образования.

Due to the fact that younger students are capable of the most vivid and emotional empathy ecological nature while learning the material through stories, the author offers to use this tool in a mixed model of education in the study of the fundamentals of the economy, based on the principle of the possibility of the greening of traditional disciplines. The author gives an example of using environmental tale based on ethno-cultural component, with the economic terms in context, as a kind of solution to the problem of acquiring a single specific practical orientation of environmental consciousness and economic thinking of schoolchildren in the process of education.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_koshlyak.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Кошляк Жанна Ивановна, учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса «А» , zhanna.koshlyak@mail.ru  89607765051

Koshlyak Zhanna Ivanovna, the teacher of initial classes, classroom teacher, grade1 "A", zhanna.koshlyak@mail.ru 89607765051

                                                           Аннотация

Экологическая сказка, как  средство познания основ экономики младшими школьниками

Environmental tale, as a means of understanding the fundamentals of the economy younger students

В силу того, что младшие школьники способны к наиболее яркому эмоциональному экологическому сопереживанию природе при  изучении материала посредством сказки, автор предлагает использовать данное средство в смешанной модели образования при изучении основ экономики, опираясь на принцип возможности экологизации традиционных дисциплин.  При этом автор приводит пример использования экологической сказки на основе этно-культурного компонента, с экономическими терминами в её контексте при изучении основ экономики, как своеобразное решение проблемы приобретения единой конкретной  практической направленности  экологического сознания и экономического мышления школьников в процессе современного образования.

Due to the fact that younger students are capable of the most vivid and emotional empathy ecological nature while learning the material through stories, the author offers to use this tool in a mixed model of education in the study of the fundamentals of the economy, based on the principle of the possibility of the greening of traditional disciplines. The author gives an example of using environmental tale based on ethno-cultural component, with the economic terms in context, as a kind of solution to the problem of acquiring a single specific practical orientation of environmental consciousness and economic thinking of schoolchildren in the process of education.

Экологическая сказка, как  средство познания основ экономики младшими школьниками

Environmental tale, as a means of understanding the fundamentals of the economy younger students

Ключевые слова: экологизация традиционных учебных дисциплин младшей школы, основы экономики в контексте сказки, этно-культурный компонент, единство экологического сознания и экономического мышления

The greening of traditional academic disciplines elementary school,  Basic Economics in the context of the tale,  Ethno-cultural component,  The unity of environmental consciousness and economic thinking

Эмоциональное экологическое сопереживание природе и внутренний протест детской души в младшем школьном возрасте является ключевым моментом для успешного изучения разных школьных предметов, даже тех, которые на первый взгляд, не могут быть взаимосвязаны с наукой экологии.  Известно, что экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели воспитания и обучения.

Проблемой, например, является приобретение единой конкретной  практической направленности  экологического сознания и экономического мышления школьников в процессе образования.

Если учесть, что впервые термин «Экология» для новой области знаний был предложен зоологом Э. Геккелем в 1866 году, который определил науку, как познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно взаимоотношения растений и животных, живой и неживой природы, контактирующих друг с другом, то возможно пробовать изучать  экономические основы на специальных учебных средствах, описывающих необходимость охраны окружающей среды, имеющих экологическую направленность и соответствие потребностям младшего школьного возраста.

О каком средстве может идти речь?  В связи с вышеописанным,  предлагается  изучать некоторые термины основ экономики  в контексте необычного средства обучения - экологической сказки с элементами этно-культурного  компонента.  Уточняя несколько ведущих принципов экологии образования и воспитания, а именно, гибкость, вариантность, учет национальных  и  культурных особенностей территории,  ориентацию на развитие социально- экологического сознания, а также очень важный принцип экономического воспитания  - формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам, приходим к выводу, что данное средство образования  вполне уместно, особенно в начальной школе.

                         Чудовище Ай-кюн и три героя

(Экологическая сказка по основам экономики с указанием терминов в контексте.  Географическое место Ай-кюн выдумано автором)

Очень красив и приветлив наш плодородный край Хакасия. Но по-разному раньше бывало. Давным-давно жило на вершине горы страшное чудовище Ай-кюн. Зорко смотрело оно вокруг. Взглянет Ай-кюн на небо - загораются небеса красным пламенем. Посмотрит на землю - горит трава на пастбищах красным огнем. Однажды, трое добрых героев: солдат Аас, батрак Торсых и Ласточка решили помочь (альтруистические потребности) хакасскому народу избавиться от злого чудовища Ай-кюна и освободить пастбища, поля с пшеницей и ягодники (экономические блага) от пламени. Надоело видеть героям мытарства народа, а также высыхающие озёра, реки и ветер (свободные блага) умирающие от жаркого дыхания чудовища.

У солдата Ааса была тачанка, у Торсыха батрака- бочка, а у Ласточки- мёд и волшебное пёрышко. (Личная собственность)

Посоветовались они друг с другом и придумали средство, с помощью которого избавят от чудовища Ай-кюна  свою Хакасию.

Пошли три героя со своим скарбом   к реке Абакан, от которой всё меньше становилось толку. Жители  пользовались ею, но через особый колодец (общественная собственность), управляемый надсмотрщиком. Очереди к колодцу были несметные. Мало стало воды. На всех помногу не хватало. (Ограниченность ресурсов). Подошла очередь Ааса, Торсыха и Ласточки брать воду. Увидел бочку надсмотрщик и возмутился. Предупредил, что столько нельзя брать воды, а если герои уговорят жителей поделиться своей долей воды, то тогда можно. Рассказали герои о своем замысле односельчанам. Сделать зелье колдовское, чтоб оно казалось лакомым и навсегда усыпить чудовище Ай-кюн. Многие односельчане отказались от своей воды (цена выбора) на целые сутки и наполнили бочку для зелья.

Загрузили герои бочку на тачанку, намазали ее края сладким мёдом и обмакнули в воду волшебное пёрышко. Сказали колдовские слова. Забурлила вода и стала мертвой.

Отправились Ааас, Торсых и Ласточка к Ай-кюну и оставили бочку на пригорке. Не смогло устоять чудовище перед сладким запахом меда, сползло с вершины горы и отведало мертвой воды. С тех пор закаменело Ай-кюн и стало причудливой скалой. Старожилы говорят, что много в ней залежей железной руды (природные богатства) и тянется она по просторам Хакасии к самому югу.

При знакомстве и разборе  ситуации, имеющей место в данной сказке, можно на доступном сообразном возрасту уровне выбрать и рассмотреть, как экологические, так и экономические аспекты, а также аспекты, связанные с  моральным долгом человека Природе.

Такие содержательные предметные сказки для смешанной модели обучения могут сочинять дети при поддержке взрослых, что в свою очередь, благоприятно сказывается на  становлении экологической и экономической культуры представителей разных поколений, активизирует интерес к участию в масштабных общероссийских и региональных конкурсах, которые смогут оценить детское творчество.

Например, данная сказка « Чудовище Ай-Кюн и три героя» и её автор третьеклассник из города Абазы, республики Хакасия, стали призерами XXIII Межрегионального экономического фестиваля школьников «Сибириада. Шаг в мечту» в рамках экономического конкурса «Сказка сказывается, да дело делается» среди участников из сорока девяти городов  российского Зауралья.

                                                Источники:

  1. Кошляк Ж. И. Взаимодействие педагога с родителями по организации работы объединения «Почемучки», как фактор повышения экологической культуры учащихся. Научно-методический журнал ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» №1, 2016,  «ПОИСК»
  2. http://sibiriada.org/about.html
  3. http://sibiriada.org/zaochnyj_konkurs/itogovye_protokoly_zaochnogo_konkursa_skazka_skazyvaetsya_da_delo_delaetsya_dlya_2_6_klassov.html

https://studfiles.net/preview/1624387/

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/GEKKEL_ERNST_GENRIH.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Образовательный процесс должен строиться так, чтоб...

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного разв...

Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Уже в начальных классах очень важно, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления не только на уроках, но во внеурочной деятельности. Данная статья о внеурочной деятельности ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...