Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности
материал (1 класс) по теме
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmo.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Добрая привычка – это нравственный капитал,
который растёт беспрестанно, процентами
с него человек пользуется всю жизнь.
К.Д. Ушинский
Выступление Выскребенцевой Г.В.
учителя начальных классов
МОУ «Савостинская средняя общеобразовательная школа»
Ноябрь 2013 г.
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника ложится на школу. Особая задача школы воспитывать детей, а дело учителя и родителей – сотрудничать, но при этом каждый должен использовать свои средства и возможности.
Образовательный процесс должен строиться так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребёнок может оказаться, и должен научиться правильно действовать в ситуации, когда за ним никто не наблюдает и не требует отчёта.
Уже в начальных классах очень важно, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Для обеспечения эффективности данного процесса в классном коллективе мы используем ряд правил, которые выбрали по методике А. И. Шемшуриной, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника, института воспитания и развития личности Российской Академии образования, используя её книгу «Этическая грамматика в начальных классах». Рекомендации А. И. Шемшуриной настолько конкретны, что, ознакомившись с ними, учитель идёт в класс с уверенностью, что его беседы с детьми о человечности, об этике, о культуре поведения, о толерантном отношении друг к другу пройдут успешно. Именно с помощью учителя ученикам предстоит овладеть правилами поведения в детском коллективе.
Этот предмет позволяет школьникам осмыслить простые нормы нравственности, научиться жить среди людей.
Цель занятий – сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности.
Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Уроки этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми: лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Систематические занятия проводятся в рамках внеклассной деятельности детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии, а так же на поддержку и влияние родителей, и тесную связь с ними. Основной формой работы по нравственно-этическому воспитанию являются тематические диалоги учителя с учениками.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся.
А.И. Шемшурина предлагает авторскую программу курса «Этическая грамматика» для I–VIII классов с поурочной методической разработкой. Она состоит из четырех разделов (в соответствии со школьными четвертями: первый раздел посвящен этике общения, второй – этикету, третий – этическим нормам отношений с окружающими, четвертый – этике отношений в коллективе. Продолжительность занятия– 35 минут.
Первый раздел занятий посвящён основам этики общения. Его педагогическая задача – воспитать у школьников уважение, доброжелательное отношение к людям, толерантное отношение друг к другу, к людям других национальностей. Дети узнают, что надо уважать и ценить обычаи других народов и жить в мире с ними.
Второй раздел посвящён этике. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Например: в гостях у изысканного юноши по имени Этикет дети учатся обращаться со столовыми приборами, правильно вести себя в гостях, на улице, в театре, на празднике и у себя дома с родителями, сестрёнками и братишками. Культура поведения изучается увлекательно, весело. Дети узнают, например: такие правила: «Использование рук в качестве указателей направления уже давно вышло из моды», «Лицо не должно быть экраном, на котором беспрерывно прокручивается фильм о твоей жизни. Спокойное, приветливое выражение лица – вот лучшее из того, что ты можешь придумать». Интересна игра в волшебное зеркало. Перед кем-то одним стоит нелёгкая задача – пользоваться вилками и ножами за накрытым столом, но он легко справится с нею, если посмотрит в волшебное зеркало. А это зеркало – его одноклассники, которые показывают, как следует обращаться со столовыми приборами. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, сопоставлении себя с окружающими людьми.
Третий раздел этических занятий включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими: в семье, с соседями и т.д. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства. Например: занятие «Доброе слово, что ясный день». Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Учитель читает им отрывки из сказки «Гуси-лебеди», показывает фрагменты диафильма. Так почему же Печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на её вопрос? Да потому, что она сначала была неприветлива с ними, обидела их. А потом почему она отведала пирожки из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, потому что ласково обошлась с Речкой.
- А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»? – спрашивает учитель. – Давайте проверим, действительно ли есть «волшебные слова», а для этого предлагаю вам игру «Волшебный цветик–семицветик».
Педагог берёт самодельный цветок – ромашку (таких цветков можно заготовить заранее несколько) и объясняет детям условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдаёт любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребёнку сказки: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земля, быть по-моему вели…»
А дальше он говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише доброе слово!».
Пока ребята не освоили игру, учитель подсказывает на ушко маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.
Например: «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста». «Катя, я была не права, что не дала тебе карандаш. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Заканчивая игру, учитель обращает внимание ребят ещё на один нюанс:
- А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»? Верно, вежливо, с улыбкой.
- А почему улыбка так украшает произнесённое слово, фразу?
- Конечно, ведь даже в песенке поётся: «От улыбки станет всем светлей».
Так с помощью игры, иногда подсказывая детям нужные слова, педагог учит их сложному искусству общения.
Четвёртый раздел посвящён этике отношений в школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.
Этические уроки помогает детям глубже почувствовать разнообразие человеческих отношений. Учитель начинает учебный день, выражая уверенность, что дети будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказав такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание детей и расположенность к ним.
В таком же ключе заканчивается день. Перед тем как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку. Анализируя возникшие конфликты, педагог учит ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Учащиеся с помощью педагога пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились, и никто не ушёл домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.
В начальных классах учитель в яркой, обзорной, убедительной форме сообщает эти главные правила, убеждает детей следовать им. Очень важно воспитать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Этические занятия проходят в увлекательной форме. Дети читают, вспоминают сказки, произносят ласковые слова, слушают отрывки из произведений, отвечают на вопросы, оценивают поступки героев, попавших в различные ситуации, играют в игры, решают кроссворды. Дети начинают понимать, как много зависит от них в создании доброжелательной атмосферы, будь то класс, улица или дом.
Чтобы связать воедино всё, что узнали и чему научились дети благодаря этическим занятиям, методическим приёмам «этический заряд» и «моральная пятиминутка», и одновременно перекинуть мостик от уроков к внеурочной деятельности, учитель каждый раз подводит итог сказанному, чтобы всем вокруг было хорошо, и важно помнить о других.
Всё это подготовит ребёнка к вступлению во «взрослую жизнь», с её нормами и требованиями, сделает их коллективистами.
Задача школы – дать качественное образование, помочь детям научиться жить в мире и согласии с собой и окружающей средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Образовательный процесс должен строиться так, чтоб...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...
Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников
Уже в начальных классах очень важно, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления не только на уроках, но во внеурочной деятельности. Данная статья о внеурочной деятельности ...
Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников (презентация)
Презентация иллюстрирует одноименную статью...
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....