Материалы выступления на городском семинаре "Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО"
материал (1 класс)

Сурчекова Оксана Владимировна

Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_kompleksnaya_rabota_1_klass.doc802 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Сурчекова О.В.

Время идёт вперёд, меняя нас, наши представления о жизни, о жизненных целях и способах их достижения. Изменяется и взгляд на образование, на способы, методы обучения, критерии оценивания результата. Чтобы обеспечить целостное восприятие мира, реализовать принципы системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ – итоговая комплексная работа. Почему работа названа “комплексной”? Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, и др.)

Проведение итоговой комплексной работы важно потому, что позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: “Чтение: работа с информацией” и “Программу формирования универсальных учебных действий”.

Слайд 1

Итоговая комплексная работа для 1 класса -  первая часть общего пакета итоговых комплексных работ для начальной общеобразовательной школы. Их назначение – выявление уровня (базового или повышенного) сформированности  наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения универсальных учебных действий.

Использование всего пакета комплексных работ позволяет проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения.

Итоговая комплексная работа для 1 класса – это система заданий к тексту.

Слайд 2

Основная цель этих заданий – выявить уровень (базовый или повышенный) овладения детьми основополагающими понятиями и способами действий в области чтения, а также изученных разделов курсов «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».

 В области чтения:

Техника и навыки чтения

  • скорость чтения текста про себя (без оценки скорости чтения);
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в задании, следовать ей при выполнении задания.

Навыки работы с текстом и информацией

  • общая ориентация в структуре текста: выделение частей; определение взаимосвязи информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема к задаче);
  • поиск и упорядочивание информации, представленной в разных частях текста;
  • извлечение информации для ответов на вопросы ( необходимая часть текста, рекомендуемое предложение; последовательность происходящих событий; поиск животных, упомянутых в задании и т.д.).

Слайд 3

В области русского языка:

  • звукобуквенный анализ;
  • умение правильно, (без ошибок, пропусков и искажений букв) списать предложение;
  • умение оформить текст (дополнить, дописать, сформулировать и написать) в ситуации свободного высказывания;
  • умения самостоятельно находить и исправлять ошибки;
  • умение использовать текст с целью поиска, извлечения информации и ответов на вопросы.

Слайд 4

В области математики:

  • сформированность вычислительных навыков по изученным разделам курса;
  • сформированность первичных навыков построения схемы к задаче, решения и оформления задач;
  • умение использовать текст с целью поиска и извлечения недостающей информации для решения задач.

В области окружающего мира:

  • знание объектов живой и неживой природы, их распознавание и простейшая классификация по внешним узнаваемым признакам (насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные и другие животные; времена года и их названия; влияние человека на окружающую среду);
  • умение работать с тестом и иллюстративным материалом;
  • умение использовать текст с целью поиска извлечения информации, необходимой для выполнения задания

Слайд 5

Слайд 6

Краткая характеристика и особенности проведения итоговой комплексной работы

Структура работы

Итоговая комплексная работа предусматривает три варианта, каждый из которых состоит из двух частей – основной и дополнительной. Задания основной и дополнительной частей направлены на проверку уровня сформированности УУД и предметных знаний, умений, навыков по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру и строятся на основе единого текста.

Задания первого и второго вариантов аналогичны по содержанию, равноценны по трудности и объёму. Третий вариант предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья или с исходно низкой мотивацией учения. Содержание и уровень трудности заданий основной части учитывают меру сложности, соотнося её с разделом планируемых программных результатов «Выпускник научится».

 Выполнение заданий основной части посильно для всех обучающихся, вследствие чего полученные результаты рассматриваются как показатель успешности достижения детьми базового уровня требований.

В отличие от основной части, задания дополнительной части – повышенной трудности. Они соотносятся с разделом планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться». Данные задания предназначены для детей, которые успешно выполнили задания основной части, значительно опередив по времени своих одноклассников.

Успешное выполнение этих заданий рассматривается как показатель достижения обучающимися повышенного уровня требований.

Невыполнение или неверное выполнение заданий дополнительной части в баллах не оценивается.

Время выполнения работы

На проведение работы отводится два урока в течение двух дней – за счёт уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира (по 0,5 ч от общего количества уроков по каждому предмету, что целесообразно предусмотреть при годовом календарном планировании уроков).

Хорошо подготовленные ученики за это время могут выполнить задания как основной, так и дополнительной части. Медленно работающие или читающие по слогам ученики за этот промежуток времени должный справиться с основной частью работы.

Слайд 7

Подготовка к выполнению работы

Подготовка учащихся к успешному выполнению ИКР проводится в течение всего учебного года, поскольку сам учебный процесс по УМК «Перспективная начальная школа» ориентирован на формирование универсальных и специфических для каждого учебного предмета действий. Приведу примеры:

Литературное чтение

-Поиск  и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов. Загадки с. 14-16, с. 18-19, заклички  с. 20-21, скороговорки с. 22-23, Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» с.26, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки» с. 32, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, «Дора, Дора, помидора» с. 47,  Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, С. Козлов «Туман» с.58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66,  колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, небылица «Стучит, бренчит по улице» с. 69, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72.

Слайд 8

Математика

-Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  Задания : «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?» Ч.1 – 9(3), 83(1), 89(2), 90(3) (здесь и далее  полужирным шрифтом выделены задания повышенной трудности); Ч.2 – 14(1), 10(2), 11(5), 26(2), 27(4), 39(2), 40(2), 52(3), 53(2), 56(2), 71(1), 67(3), 79(1).

- Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

        а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: Ч.1 – 14(1), 24(1, 2, 3), 25(4,5), 30(1), 41(5), 59(3,4), 62(1), 63(1), 64(2), 65(2), 69(5), 71(3), 83(2), 90(2), 93(2); Ч.2 – 4(4), 5(2); 8(1), 27(4), 28(1), 15(2), 20(1,2), 21(4), 22(3), 29(1), 30(1), 13(1), 31(1), 41(2), 39(3), 24(3), 40(1), 45(3,4), 65(3), 71(2);

        б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно: Ч.1 – 5(5), 8(1), 11(4), 12(2), 14(2), 16(2), 18(1, 2, 3), 23(2), 30(2, 3), 38(3),48(1, 2) 49(2), 53(6), 69(6), 70(3), 74(3), 75(6), 86(3), 87(6), 90(3), 92(1); Ч.2 – 3(2,3), 4(2), 77(2), 19(6), 21(3);

        в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий:  Ч.2 – 27(5), 39(3), 40(2), 42(2, 3), 54(3), 57(3, 4), 69(1, 2), 76(2);

       г) выполнять действия по заданному алгоритму: Ч.2 – 10(3), 11(5), 69(1, 2), 62(1, 2);

       д)строить логическую цепь рассуждений: Ч.1 – 29(3), 34(2),49(2), 71(1), 74(1), 80(3), 86(3), 87(6); Ч.2 – 16(2), 17(4), 13(2), 41(2), 80(2,3), 81(2), 94(1-4).

Слайд 9

Окружающий мир

Задания, основная цель которых:

        - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;  проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:

        1) Тема «Проверь себя». Растение живет, дышит, питается, размножается. Животное живет, дышит, питается, размножается,… В чем сходство и различие живых организмов? (1 кл., с.77)

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое: 1 класс-с.28,29..;  с.55, 64, 65, 84,….

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам   при проведении экспериментов, делать выводы на основании  полученных результатов:

        1)Тема «Органы чувств». Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а), эти предметы? ( 1 кл., с.8-9)

- использовать при выполнении задания иллюстративный материал  учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания:

1)  Тема «Дикие животные». Расскажи по рисункам, как появляется на свет лягушка ( 1 кл, с.52). Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах? (1 кл., с.53)

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать  правила экологического поведения в быту):

1) Тема «Растения». А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае (1 кл., с.60)

Слайд 10

Обучение грамоте и письмо

- работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. Например, «Данила» (с. 47), «Омут» (с. 50), «Затеи Деда Мороза» (с. 54-55), «Дом Гнома» (с.62), «Соседи Кондрата» (с. 64), «Сон Фомы» (с. 72), «Барбос на рыбалке» (с.74), «Попугай» (с. 77), «Незваные гости» (с. 81), С. Маршак «Жадина» (с. 83),  «Лесная школа» (с.98), «Дружище» (с. 105 – 106), «Что у нас во дворе» (с. 115), Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» (с.122), Н. Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки» (с. 123), Б. Заходер «Песня игрушек» (с.125), В. Берестов «Читалочка» (с. 126); поиск нужных слов (работа на цветном фоне - розовом, голубом, желтом): с. 31, 34, 36,47, 48, 51, 54, 58, 59, 61,  65, 68, 71, 74,  76, 79, 83, 84, 93, 96, 101, 105, 107,  111, 112.

        - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой: с. 13-14, 15-16, 17-18, 19, 20, 21,  24, 26, 29, 32, 35, 37- 38, 39-40, 41-42, 43-44, 45, 46, 49, 51, 53, 56, 60, 62, 63, 65,  67, 70, 73, 75, 78,  80, 82, 86-87, 89, 92, 95, 97, 103, 107, 110;

-анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих (с. 51, 58, 65, 71, 76, 84); обнаружение особенностей  букв я, ё, ю, е: использование  букв для обозначения звука [й'] в начале слова  и после разделительных  знаков ь и ъ (с.37 - 43;  с 86, с. 89); обнаружение особой роли буквы ь  после букв согласных звуков (с. 45);   выяснение общих черт непарных  согласных (с.92, 95, 103, 111);    

- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука; между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст;

- Оценка достоверности получаемой информации - задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации. Это задания типа: «Миша нашёл пять таких слов, Маша – только четыре. Как ты думаешь, кто из них прав?», «Миша предположил, что не бывает фамилий на такие буквы. Прав ли Миша?»:  с. 9,  49, 51, 60, 63, 64, 66 и т.д.

Слайд 11

Подготовку детей к выполнению контрольной работы нового типа можно условно разделить на два основных этапа.

Этап 1. Обязательное знакомство учащихся с аналогичными заданиями в течение всего учебного года.

Например: в течение года учитель несколько раз предлагает учащимся задания, цель которых — фиксация темпа чтения. Поэтому методика выполнения первого задания, фиксирующего темп чтения текста про себя, к окончанию учебного года уже хорошо знакома ребенку. С заданиями с выбором ответа, кратким ответом, дополнением ответа, со свободным ответом ученик в течение первого года обучения знакомится на уроках по всем предметам. К окончанию учебного года с образцами оформления заданий вышеназванного типа обучающиеся уже хорошо знакомы.

Этап 2. Незадолго до итоговой комплексной работы должна быть проведена аналогичная работа на другом тексте (Проверочная работа за III четверть и  задания предварительной итоговой комплексной работы). Основная цель предварительной итоговой комплексной работы — предотвращение стресса при предъявлении контрольной работы сравнительно нового типа. Не все дети с первого раза могут усвоить правила выполнения заданий комплексной работы. Их пугает и настораживает объем работы, ее межпредметный характер, повышенный уровень самостоятельности.

Выполнение заданий предварительной комплексной работы целесообразно проводить на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, затрачивая на их выполнение по 15-20 минут урока. При выполнении заданий, аналогичных заданиям итоговой комплексной работы, дети должны ознакомиться со всеми требованиями и правилами ее выполнения.

Проведение работы

При выполнении итоговой комплексной работы необходимо придерживаться следующих правил:

  • выполнение работы должно протекать в спокойной и доброжелательной атмосфере;
  • все учащиеся должны быть нацелены на выполнение заданий основной части работы;
  • задания дополнительной части выполняются по разрешению учителя. К ним ученик может приступить только после окончания работы над основной частью. Выполнять задания из дополнительной части ученик может в любом порядке, выбрав те вопросы, на которые ему хочется ответить;
  • учитель вправе оказывать помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения организационного порядка. Он может: ответить на вопросы о последовательности выполнения заданий, об оформлении заданий (цветным или простым карандашом провести стрелку, на какой строчке дописать ответ и т. д.); задать наводящий вопрос; указать на задание, выполненное с ошибкой (но не ошибку); напомнить, что надо прочитать текст еще раз, и тогда можно будет выполнить задание, и т. п.

Общая организация

Рекомендуется выделить на проведение итоговой комплексной работы два урока, которые проводятся в течение одной недели за счет вторых уроков во вторник и среду.

В связи с этим при календарном планировании целесообразно учесть, что один из уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира будет отдан на проведение предварительной (0,5 урока по каждому предмету) и итоговой (0,5 урока по каждому предмету) комплексной работы.

Те учащиеся, которые уже в первый день заканчивают выполнение основной части заданий, могут приступить к выполнению дополнительной части во второй день.

Универсальные учебные действия и предметные знания, проверяемые в основной и дополнительной частях, оцениваются баллами. Результаты проверки фиксируются в оценочном листе ученика (подчеркивается количество набранных баллов за выполнение каждого задания и подсчитывается их общее число).

В условиях выполнения предварительной итоговой комплексной работы учащихся знакомят с общим объемом работы (ее основной и дополнительной частей), с основным содержанием работы по каждому предмету. Кроме того, учащихся консультируют по выполнению каждого задания. Инструктаж сопровождается подробными разъяснениями. Учащиеся предварительно сами читают задание, объясняют, как они его поняли, затем педагог читает задание еще раз и при необходимости дополняет, уточняет и исправляет         ответы детей.

Слайд 12

Методика проведения итоговой комплексной работы и измерительные материалы для итоговой оценки предварительной комплексной работы 1 и 2 вариантов

Перед началом работы дети подготавливают все необходимые учебные пособия (ручку, линейку, цветные карандаши). Учащимся раздают варианты заданий, которые они просматривают вместе с учителем. В это время полезно предвосхитить наиболее распространенные вопросы детей, возникающие во время индивидуального выполнения задания.

Первое задание: дети начинают выполнять задание одновременно по первому звонку. Читать надо негромко, шепотом, не мешая остальным. После второго звонка каждый ученик отмечает слово, до которого дочитал. И затем все продолжают чтение, дочитывая текст до конца. Фронтальный способ прочтения учителем первого задания облегчается тем, что формулировка этого задания одна и та же.

Второе задание: стрелочки от рисунка к месту, которое рисунок должен занять, можно проводить как цветным, так и простым карандашом.

При выполнении 2 задания:

№ 2

Оценивается

Оценка

1

Понимание и выполнение инструктивного указания: проведи стрелки «от» и «до».

Код правильного ответа: проведены все стрелки от картинок к ряду, определяющему последовательность событий

1 балл

2

Умение находить необходимую информацию в тексте.

Код правильного ответа: ряд картинок соответствует последовательности событий

1 балл

Максимальная оценка за задание

2 балла

Третье задание: для того чтобы выполнить задание, придется вернуться к тексту еще раз. Поэтому важно положить текст на стол рядом с работой. При необходимости в нем можно простым карандашом сделать любую пометку (подчеркнуть найденное предложение).

При выполнении 3 задания:

№3

Оценивается

Оценка

1

Знание структуры текста (конкретно: часть текста).

Коды правильных ответов: найдена вторая часть текста и ее первое предложение (1-й вариант); найдено второе предложение текста (2-й вариант)

1 балл

2

Умение списать текст и при необходимости исправить ошибки.

Код правильного выполнения: текст списан без ошибок, или ошибка исправлена после проверки (балл не снимается за исправление

исправление ошибки)

1 балл

Максимальная оценка за задание

2 балла

Четвертое задание: обращается внимание детей на то, что частично таблица заполнена. Разбирается один из примеров ее заполнения.

При выполнении 4 задания:

№4

Оценивается

Оценка

1

Умение выделять животных в группы по внешним признакам.

Коды правильных ответов: проведена классификация животных на основании их внешних признаков, в частности к группе «другие животные» отнесены: уж, жаба (1-й вариант); гадюка и медуза (2-й вариант)

1 балл

2

Умение заполнять таблицу условными обозначениями (в данном случае цифрами, за каждой из которых стоит название животного).

Код правильного ответа: строки таблицы дополнены цифрами (ошибки в делении животных на группы учитываются в п. 1)

1 балл

Максимальная оценка за задание

2 балла

Пятое задание: обращается внимание детей на то, что частично схема построена. Целесообразно дополнить ее, подписав каждую дугу.

При выполнении 5 задания:

№5

Оценивается

Оценка

1

Умение строить схемы к задачам.

1 балл

2

Вычислительный навык

Код правильного ответа: правильно выполнено действие сложения.

1 балл

3

Умение решать текстовые задачи, характеризующие математические отношения « сумма чисел».

Код правильного ответа: (1 вариант) 14 змей,(2 вариант) 15 змей.

1 балл

Максимальная оценка за задание

3 балла

Шестое задание: если задание выполнено неверно, то можно исправить ошибку. На отметку исправление не повлияет.

При выполнении 6 задания:

№6

Оценивается

Оценка

1

Умение различать мягкие и твердые согласные звуки и выделять буквы, которые их обозначают.

Коды правильных ответов: подчеркнуты буквы мягких согласных звуков: улетели птицы (1-й вариант); синичка прилетела (2-й вариант}

1 балл

2

Знание и умение назвать все: твердые согласные, не имеющие мягкой пары (1-й вариант); мягкие согласные, не имеющие твердой пары (2-й вариант).

Коды правильных ответов: правильно выписано слово и подчеркнута буква: птицы (1-й вариант); синичка (2-й вариант)

1 балл

Максимальная оценка за задание

2 балла

Максимальная оценка в баллах за пять заданий основной части составляет 11 баллов.

Дополнительная  часть: задания можно выполнять в любом порядке и сделать лишь те, которые нравятся.

№7

Оценивается

Оценка

1

Умение найти  информацию необходимую для дополнения условия задачи, в другом задании, построить схему к задаче.

Код правильных ответов: условие задачи дополнено правильно.

1 балл

2

Умение находить решение задач на разностное соавнение. оформлять задачу.

Коды правильных ответов: решение задачи записано разностью чисел; действие вычитания дополнено наименованием, правильно дополнен ответ: 9 — 5 = 4 (к.) или 9 к. — 5 к, = = 4 к. Ответ: дятел выпил на 4 капли больше, чем синичка (1-й вариант); 9-3 = 6 (к.) или 9 к. — 3 к, = 6 к. Ответ: дятел выпил на 6 капель больше, чем лазоревка (2-й вариант)

1 балл

3

Вычислительный навык.

Код правильного ответа: значение разности найдено без ошибок: 4 (1-й вариант); 6 (2-й вариант)

1 балл

Максимальная оценка за задание

3 балла

№ 8

Оценивается

Оценка

1

Знание признаков изделий человека, умение оценивать результат влияния человека на окружающую среду

1 балл

.

Код правильного ответа: это — природное явление и результат влияния человека на окружающую среду

Максимальная оценка за задание

1 балл

№ 9

Оценивается

Оценка

1

Умение находить в тексте информацию, необходимую для выполнения задания.

Код правильного ответа: в тексте найдены и подчеркнуты два предложения, доказывающие, что события происходят весной: Пробил дятел дырочку в коре — закапал берёзовый сок. ... Одну — на подснежник уронила.

1 балл

Максимальная оценка за задание

1 балл

№ 10

Оценивается

Оценка

1

Умение объяснять смысл выражения, лексическое значение которого понятно из контекста.

Коды правильных ответов: правильно объяснен смысл' выражения: незваные гости — это гости, которых никто не звал, не приглашал (1-й вариант); сладкоежка — тот, кто любит сладкое (2-й вариант)

1 балл

2

Умение находить в тексте необходимую информацию.

Коды правильных ответов: не подчеркнуты названия животных: грач, стрекоза, аист (1-й вариант); грач, стрекоза, пчела, журавль, ласточка (2-й вариант)

1 балл

Максимальная оценка за задание

2 балла

11

Оценивается

Оценка

1

Смысловое чтение как умение понимать контекстное значение фразеологизма и давать ему правильное объяснение.

Коды правильных ответов: «тут как тут» — «внезапно появиться» (1-й вариант); «кто куда» — «в разные стороны» (2-й вариант)

1 балл

Максимальная оценка за задание

1 балл

Максимальная оценка в баллах за пять заданий дополнительной части составляет 9 баллов.

ОБЩИЙ ИТОГ

Основное задание- 11 баллов

Дополнительное задание- 9 баллов

Общий итог – 20 баллов

Слайд 13

Методика проведения итоговой комплексной работы и измерительные материалы для итоговой оценки предварительной комплексной работы 3 вариант

Третий вариант итоговых комплексных работ предназначен для детей, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс. Это дети с ограниченными возможностями здоровья или дети с исходно низкой мотивацией учения, у которых не было возможности получить элементарную подготовку к школе.

Основная цель заданий третьего варианта — выявить базовый уровень овладения этими детьми ключевыми умениями, позволяющими им продолжать обучение во втором классе. Это, прежде всего, сформированность навыка чтения, умения определять смысловую связь между частями текста, содержащего письменные задания и указания (общим объемом не более 30 слов), умения следовать письменным инструктивным указаниям, требующим выполнения одного-двух шагов учебной деятельности. Инструктивные указания к заданиям этого варианта более конкретны, нежели инструктивные указания к аналогичным заданиям первого и второго вариантов. Следует учесть, что особенно много времени на выполнение заданий затрачивают дети с ограниченными возможностями здоровья.

Часто они только начинают читать. Однако, если им дать больше времени, например не два, а четыре часа, в течение которых учащиеся могут работать в своем индивидуальном темпе, они успешно справляются с работой.

Время выполнения заданий итоговых комплексных работ этой группой обучающихся целесообразно предусмотреть в программе общеобразовательного учреждения, в разделе «Программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья)».

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРСТИКА ЗАДАНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ 3 вариант

Первое задание третьего варианта итоговой комплексной работы направлено на установление темпа чтения вслух. В этой группе встречаются дети, которые читают вслух со скоростью 5-15 слов в минуту. Ученик выполняет это задание индивидуально за день-два до выполнения итоговой комплексной работы. Условия выполнения итоговой комплексной работы для этой группы детей и время проведения предусматриваются в общеобразовательной программе (раздел «Программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья)».

В результате предварительного выполнения первого задания учащиеся заранее знакомятся с содержанием текста, что позволяет им на контрольной работе приступить сразу к выполнению задания 2. Как показал эксперимент, до 50% учащихся из этой группы в результате предварительного знакомства с текстом успешно справляются со всеми заданиями базового уровня, которые предусматривают повторное чтение текста.

Во втором задании проверяется понимание и умение выполнять простейшие письменные инструкции (провести стрелку от картинки к соответствующему пустому окну), а также осознанность чтения (указать стрелками последовательность событий в тексте).

Максимальная оценка за задание — 2 балла.

В третьем задании, следуя письменной инструкции, учащиеся должны найти последнюю часть текста, затем — первое предложение этой части, списать предложение, проверить, при необходимости исправить.

Максимальная оценка за задание — 2 балла.

В четвертом задании проверяется умение разделять объекты на группы по сходным признакам и простейшее умение работать с таблицей (занести цифру, соответствующую названию животному, в нужную строку таблицы). В этом варианте названы только те животные, которые легко выделяются в одну из четырех групп по внешним признакам (птицы, насекомые, звери и рыбы).

Максимальная оценка за задание — 2 балла.

Задание пятое нацелено на проверку умения найти решение задачи на сложение (дополнение схемы недостающим данным и нахождение действия сложения), а также на проверку сформированности вычислительного навыка (сложение числа 9 с однозначными числами).

Максимальная оценка за задание — 2 балла.

В шестом задании проверяется умение выделять в словах буквы мягких согласных звуков, находить твердый звук, не имеющий мягкой пары, проверять себя по звуковому столбику алфавита.

Максимальная оценка за задание — 3 балла.

Общее число баллов за пять заданий основной части — 11 баллов.

Дополнительная часть

Седьмое задание содержит две части. Первая часть этого задания не является трудной при условии, что ученик понял содержание текста и знает название времен года. В этом случае ученик отметит знаком Y соответствующий рисунок. Вторая часть задания более трудная. Необходимо найти в тексте одно-два предложения, из которого(ых) ясно, без упоминания времени года, что это весна.

Максимальная оценка за выполнение задания — 2 балла.

Восьмое задание содержит две части: в первой части проверяется умение объяснить смысл выражения, лексическое значение которого понятно из контекста, во второй — умение находить в тексте необходимую информацию.

Максимальная оценка за задание — 2 балла.

В девятом задании проверяется смысловое чтение как умение понимать контекстное значение фразеологизма и давать ему правильное объяснение.

Максимальная оценка за задание — 1 балл.

Общее число баллов за три задания дополнительной части — 7 баллов.

Максимальное оценка в баллах за выполнение заданий основной и дополнительной части — 18 баллов.

Слайд 14

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ

Процедура обработки результатов итоговой комплексной работы упрощена. Все данные заносятся в таблицу, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

 

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Перед началом работы необходимо выбрать класс

Слайд 18

Внести список класса

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Результаты выполнения предварительной итоговой комплексной работы1 класс «б»

20-19  баллов

4

14 %

18-15 баллов

13

46,4 %

14-10 баллов

 9

32 %,1

9 баллов и ниже

2

7 %

 Вывод: Успешность  выполнения комплексной работы, именно в 1 классе, это осмысленное и беглое чтение. Трудность при выполнении вызвали задания, предполагающие самостоятельные ответы на вопросы, которые нужно было правильно оформить в работе. Некоторые учащиеся при выполнении работы не смогли рационально распределить  время, сконцентрировать внимание, а некоторые просто растерялись, что естественно для семи - восьмилетнего ребенка. Необходимо систематически проводить работы подобного вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса, увеличивая постепенно степень самостоятельности детей; заострять внимание детей на внимательном чтении заданий итоговой комплексной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Выступление к пед.совету "Одарённые дети в условиях введения ФГОС"

Выступление к пе.совету "Одарённые дети в условиях введения ФГОС"...