Образовательные технологии: информационные карты инновационного опыта, открытые уроки, мероприятия
методическая разработка


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

1

Ф.И.О. автора опыта

Басова Елена Дмитриевна

2

организация, в которой работает автор опыта,

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Адрес

216 400 Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон, школа №2

Номер контактного телефона

7-09-52

3

Должность

Учитель начальных классов

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Начальные классы

4

Стаж работы в должности

22 года

II. Сущностные характеристики опыта

5

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Авторский курс «Валеологическое образование в начальной школе»

6

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

     В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, на современном этапе развития школы одной из приоритетных задач образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье современных школьников  - серьезная национальная проблема. Поэтому одной из актуальных задач современного образования является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся». Проблема обеспечения здоровья должна решаться через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

     В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

7

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом:

  1. формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, стремление творить свое здоровье, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
  2. формирование физических, интеллектуальных, эмоциональных и духовных ценностей через осознание человеческой природы в процессе образования:
  3. применение знаний и умений в согласии с законами природы, законами бытия;
  4. развитие основных навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания, личной безопасности, культуры здорового образа жизни и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.

Реализация выдвинутых целей позволяет решать следующие задачи:

  1. формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
  2. формирование мотивационной  сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  3. формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  4. формирование нравственной культуры, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию;

формирование опыта самопознания.

8

Концепция изменений

Концептуальной основой данного курса являются положения И.И. Брехмана о методах активного формирования здоровья и Р.И. Айзмана о воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни.

Концепция факультативного курса  по сохранению и укреплению здоровья строится на соблюдении принципов:

  • у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
  • здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
  • здоровье – это результат собственного творчества.

9

Сущность ИПО

Для того чтобы данный курс стал эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение учеником знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог  должен учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Для этого создается поведенческая позиция ученика. Ее особенности:

  • ориентация на личностное восприятие окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, творец;
  • личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей и для природы;
  • сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
  • глобальное восприятие: это нужно всем, значит, нужно и мне.

Методика работы с детьми должна строиться педагогом по следующим позициям:

  • придерживаться требований личностно – ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребенка;
  • делать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей;
  • не являться пассивным исполнителем данной программы, а представлять творческую личность, которую отличает эрудиция и любовь к детям.

10

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

    На протяжении двенадцати лет веду работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, активно внедряя в практику здоровьесберегающие технологии. По моей  инициативе в школе действует программа «Сохранение и укрепление здоровья школьников» по формированию здоровьесберегающей среды, одной из составляющих которой является разработанный и апробированный авторский факультативный курс «Валеологическое образование в начальной школе». 

Данный факультативный курс может быть как автономным, так и отдельными составными частями входить в программу предметов естественнонаучного цикла. Его элементы можно широко использовать в воспитательной работе. Отдельные темы можно органично включать в соответствующие разделы курса «Окружающий мир».

Курс состоит из 8 взаимосвязанных тем (всего 68 часов), порядок изучения которых выбирается в зависимости от конкретных условий, но первая тема должна быть базисной, стержневой, с определением понятий, без которых дальнейшее понимание материала будет затруднено.

Основные темы, которые изучаются в рамках факультативного курса:

1 год обучения:

  • ты и твоё здоровье;
  • здоровье и питание;
  • твое самочувствие;
  • здоровье и болезни;
  • здоровье и безопасность;

     2 год обучения:

  • культура здорового образа жизни;
  • вредные привычки;
  • основы безопасной жизнедеятельности    

11

Условия реализации изменений

       Для ведения факультативного курса «Валеологическое образование в начальной школе» представлена программа, которая определяет содержание каждой темы, рекомендуются практические работы, экскурсии, проверочные работы двух уровней, тематическое планирование и методический комментарий к нему. Даются приложения, содержащие игры, оздоровительные минутки, разработки уроков, анкеты здоровья. Заключительные занятия разработаны в нетрадиционной форме (праздник, КВН, урок – соревнование и т.д.).

12

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

За время работы по данному курсу было установлено его  положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Благодаря урокам здоровья у ребят сформировался высокий устойчивый интерес к своему здоровью, повысилась внутренняя мотивация здорового образа жизни, появилось стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

В процессе работы проводилось постоянное наблюдение за динамикой развития у обучающихся интереса к знаниям в области валеологии, укрепления здоровья и повышения эффективности обучения в целом. Это  позволило сделать следующие выводы:

  • у обучающихся начальной школы повысился интерес к своему здоровью (соблюдение режима дня, правильное питание – горячие обеды, утренние процедуры и гимнастика, режимный просмотр телепередач, прогулка на свежем воздухе, безопасное поведение) с 60% до 84%;
  • снизился уровень заболеваемости детей класса ОРВИ, ОРЗ на 28%;
  • повысилось качество знаний по предметам на 8%;
  • увеличилась доля обучающихся, посещающих спортивные секции, кружки с 64% до 84%;
  • увеличилась активность обучающихся в мероприятиях разного уровня по ЗОЖ на  24%.

13

Публикации о представленном ИПО

4. Опыт работы по данной теме представлен в методических изданиях Федерального уровня: журнал «Управление начальной школой» №2/февраль статья «Валеологическое образование в начальной школе». Москва: Издательской дом «МЦФЭР Ресурсы образования», 2010 – с.30. (Адрес редакции: 129164, г.Москва,а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru; www.resobr.ru; www.menobr.ru).

14

Ф.И.О. составителя карты

 Басова Елена Дмитриевна

           

15

Форма распространения представляемого опыта, уровень распространения

1. В 2010г. авторский факультативный курс «Валеологическое образование в начальной школе» получил общественное признание в сообществе учителей начальных классов города, методической службой города Десногорска рекомендован к использованию в школах города (Приказ №169 от 24.03.2010г.); реализуется по настоящее время в рамках организации внеурочной деятельности.

2. Данный курс находится в электронной базе данных «Педагогический опыт» ГАУ ДПОС «СОИРО» (справка №67 от 19.02.2009г.).

3. Данный факультативный курс отмечен  Дипломом  лауреата  III степени на Всероссийском  открытом  конкурсе «Педагогические инновации – 2007 г.» и Дипломом II степени на первом Всероссийском конкурсе «Организация учебно – воспитательного процесса, научно – исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» 2007г.  

16

Дата составления информационной карты

27.03.2017г.



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

1

Ф.И.О. автора опыта

Басова Елена Дмитриевна

2

организация, в которой работает автор опыта,

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Адрес

216 400 Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон, школа №2

Номер контактного телефона

7-09-52

3

Должность

Учитель начальных классов

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Начальные классы

4

Стаж работы в должности

22 года

II. Сущностные характеристики опыта

5

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование ключевых образовательных компетентностей младших школьников как средство овладения социальным опытом

6

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

       В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования на современном этапе развития школы определенный акцент направлен на реализацию идей компетентностного подхода.

      Главная миссия образовательного учреждения в связи с объективно изменившимися условиями общественной жизни в настоящее время заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Это особо важно заметить, потому что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятия «образованность» на понятия «компетентность» и «компетенция» звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

     Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования».

7

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: развитие  всесторонне развитой личности школьника, социально – адаптированной, творческой, готовой к продуктивной деятельности, способной к самосовершенствованию.

Задачи:

- научить учиться (значит уметь «учить себя»: определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения);

- научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь;

- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности;

 - научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения.

8

Концепция изменений

Обновление образовательного процесса переориентирует школу на компетентностный подход  в обучении, при котором образовательный процесс должен быть «обустроен» так, чтобы учение доминировало над преподаванием:

- обучение – это процесс приобретения опыта решения значимых практико–ориентированных проблем;

- результат–готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения;

- развитие у учащихся самоконтроля и самооценки;

- ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития.

Эта позиция и переориентировала меня на организацию образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

9

Сущность ИПО

Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетентностей и определение адекватных средств их применения.

В процессе реализации компетентстного подхода я развиваю следующие  ключевые образовательные компетентности, позволяющие ученику овладевать социальным опытом:

- в сфере учебно–познавательной деятельности;

- в сфере гражданско–общественной деятельности;

- в бытовой сфере;

- в сфере социально–трудовой   деятельности;

- в сфере культурно–досуговой деятельности.

Результат при компетентностном подходе – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения.

10

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

В течение последних десяти лет работаю над проблемой компетентностного подхода в начальной   школе,  который  способствует  решению  проблемы  применения    на практике теоретического материала (основных ключевых компетенций), усвоенного в процессе обучения,  т. е. служит переходом учебной деятельности школьников в учебно -  познавательную.

В новом компетентностном подходе  занимаю позицию организатора, консультанта, регулирую, направляю процесс обучения, использую технологию обучения в сотрудничестве. Обновляя образовательный процесс,  изменила систему оценивания достижений учащихся (использую рейтинговую и накопительную системы оценивания, технологию «портфолио»), применяю различные формы организации учебных занятий (наряду с  традиционной урочной формой и внеурочные формы организации занятий). Опираюсь в своей работе с учениками на педагогику возможностей и ориентацию на перспективные цели развития личности, разработала алгоритм достижения эффективной результативности младшего школьника:

- анализ ситуации, выделение проблемы;

- определение дефицита (чего не хватает, почему, зачем, как решить проблему);

- постановка цели действия;

- варианты решения проблемы;

- средства решения проблемы, способы действия;

- реальное действие;

- практический выход  из сложившейся ситуации;

- анализ полученного результата относительно сложившейся проблемы.

В своей работе активно использую современные образовательные технологии:

информационно- коммуникационные:

провожу уроки с привлечением средств технологии мультимедиа, работаю с учащимися на интерактивной доске, активно использую ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), создала электронную тестовую базу типа «Репетитор» по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир и валеология в начальной школе.

систему инновационной оценки «портфолио»:

при осуществлении учебно–воспитательного процесса использую рейтинговую и накопительную системы оценивания, технологию «портфолио», разработала модель классного портфолио и личного портфолио ученика.

здоровьесберегающие технологии:

по моей инициативе в школе действует программа «Здоровье» по формированию здоровьесберегающей среды, одной из составляющих которой является мною  разработанный в 2004 году и апробированный факультативный курс «Валеологическое образование в начальной школе».

11

Условия реализации изменений

Компетентностный подход при обучении и воспитании младших школьников возможен только в результате анализа передовой педагогической практики, ориентированной на новые образовательные ресурсы и изменения образовательного процесса таким образом, чтобы учение доминировало над преподаванием, чтобы «мертвые» знания, полученные ребенком на уроке, были востребованы.

12

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Использование компетентстного подхода  в учебно–воспитательном процессе позволило мне сформировать у учащихся класса понимание жизненно–практической значимости образования, положительную учебную мотивацию, активность и самостоятельность, навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности и как результат – высокий уровень предметных и метапредметных результатов и достижение нового качества обучения.

13

Публикации о представленном ИПО

1.Сборник материалов региональной научно – практической конференции от 22 октября 2009 года «Системные эффекты реализации приоритетного национального проекта «Образование» статья «Реализация компетентностного подхода в работе с учащимися начальной школы – актуальная проблема деятельности участника ПНПО». Смоленск, 2009 - с. 85.

2. Учебно – методическое пособие профессора В.М. Петруленкова «Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС и его реализация посредством современных образовательных технологий», 2015 (готовится к печати).

14

Ф.И.О. составителя карты

 Басова Елена Дмитриевна

           

15

Форма распространения представляемого опыта, уровень распространения

Приоритетный национальный проект «Образование». Конкурс лучших учителей РФ - 2009.

Форма участия: заочно 

Победитель (2 позиция в рейтинге   претендентов конкурсного отбора)

(грамота МО РФ  №236 от 01 июля 2009г)

16

Дата составления информационной карты

20.03.2017г.



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

1

Ф.И.О. автора опыта

Басова Елена Дмитриевна

2

организация, в которой работает автор опыта,

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Адрес

216 400 Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон, школа №2

Номер контактного телефона

7-09-52

3

Должность

Учитель начальных классов

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Начальные классы

4

Стаж работы в должности

22 года

II. Сущностные характеристики опыта

5

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

     Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС « Содержание и анализ работы с портфолио»

6

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Поиск и использование современных образовательных технологий продолжает волновать передовую педагогическую общественность. Это и понятно: цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения в связи с модернизацией структуры и содержания общего образования на современном этапе развития школы претерпели изменения и соотносятся теперь с принципом личностно-ориентированного обучения. Технология портфолио, заимствованная педагогикой из политики и бизнеса, успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а затем начала завоевывать позиции в начальной школе, являясь, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.

    Представленный материал посвящен анализу идеи портфолио в школьном обучении с точки зрения новых требований к современной школе. Идея портфолио выходит далеко за рамки простого альтернативного способа оценивания учебных достижений и может явиться важным элементом в модернизации российской школы. Однако условием этого может быть только более глубокий дидактико-методологический анализ новых целей обучения и самих так называемых «портфолио-процессов», которые позволят достигать этих целей, т.е. всего комплекса идей, лежащих в основе применения портфолио в учебном процессе современной школы.

7

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цели:

1.систематизирование, диссеминация, распространение и обобщение накопленного педагогического опыта по данной теме;

2.активное использование технологии инновационной  оценки «портфолио» наряду с пятибалльной системой оценивания учебных достижений обучающихся.

Задачи:

1.выстроить систему работу по использованию технологии инновационной  оценки «портфолио»;

2.показать практический выход успешности применения данной технологии для обучающихся;

3.обобщить и транслировать свой опыт работы по данной теме.

8

Концепция изменений

     Главным при работе с портфолио является не портфолио как таковое, а совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Философия учебного портфолио заключается в том, что предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет. Таким образом, педагогический акцент переносится с оценки на самооценку, формируется самостоятельность ученика в учебной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценивания.

9

Сущность ИПО

      Технология инновационной оценки «портфолио» - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая новым целям современного образования.

       В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится инструментом повышения качества процессов учения. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. Каждый документ или материал является логическим шагом или своеобразным «кирпичиком», позволяющим создать более полную картину о ребенке, мире его интересов и склонностей, увлечений и предпочтений.

10

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

   В своем классе я организовала работу по созданию  классного портфолио и личного портфолио ученика. Совместно с ребятами мы определили цели работы,  предназначение и выработали критерии оценки. Затем разработали структуру и содержание портфолио.  К сбору и оформлению портфолио были подключены родители. Работа велась на протяжении четырех лет (весь период обучения в начальной школе). Практическим выходом стала презентация классного портфолио и портфолио учеников на творческом отчете при переходе в следующий класс. Результат превзошел все ожидания. Портфолио явилось не только современной формой оценивания достижений учащихся, демонстрирующих усилия их прогресса, творческий рост, но и стало инструментом повышения качества обучения.

Работа по созданию портфолио строилась следующим образом:

  1. определение портфолио;
  2. цели, задачи, предназначение портфолио;
  3. структура портфолио;
  4. разделы портфолио;
  5. содержание каждого раздела;
  6. способы фиксирования достижений учащихся;
  7. форма портфолио;
  8. требования к оформлению портфолио;
  9. практический выход.

11

Условия реализации изменений

       Обновляя образовательный процесс, изменила систему оценивания достижений обучающихся. На протяжении восьми лет активно использую в работе с младшими школьниками наряду с пятибалльной системой, рейтинговую и накопительную системы оценивания, технологию «портфолио», разработала модель классного портфолио и личного портфолио ученика.

12

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

1.Материал систематизирован и представлен на уровне ОУ, муниципальном, региональном, Всероссийском  (презентация, мастер - класс, выступление, участие в конкурсе, публикация);

2. активно используется мною в работе с младшими школьниками: обновляя образовательный процесс, изменила систему оценивания достижений обучающихся (использую наряду с пятибалльной системой, рейтинговую и накопительную системы оценивания, технологию «портфолио», разработала модель классного портфолио и личного портфолио ученика);

3.добилась высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся своего класса: повысилось качество знаний,  уровень активности  и количество призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т.п.; развились у обучающихся навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности. Практический выход.

Работа с портфолио делает учащихся активными участниками процесса обучения, и переносит акцент в оценочной деятельности учителя с формальной оценки на наблюдение и анализ. Оценивание происходит в контексте учебной деятельности, поэтому портфолио является аутентичным, т.е. естественным, встроенным в контекст учебной деятельности, инструментом оценивания. Портфолио развивает рефлексивное мышление, как учителя, так и ученика, является мотивирующим фактором обучения, потому что все время демонстрирует прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперед. Таким образом, портфолио становится инструментом повышения качества процессов учения:

  1. поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;
  2. поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения;
  3. развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  4. формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

   Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей новым целям современного образования.

13

Публикации о представленном ИПО

1.Сборник III зональных педагогических чтений по теме «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС» статья «Содержание и анализ работы с портфолио». Рославль, 2015.

2.Учебно – методическое пособие профессора В.М. Петруленкова «Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС и его реализация посредством современных образовательных технологий» (материал по технологии «Портфолио» готовится к печати).

14

Ф.И.О. составителя карты

 Басова Елена Дмитриевна

           

15

Форма распространения представляемого опыта, уровень распространения

  1. Мастер-класс  для учителей города в рамках «Гродской методической недели» по теме «Система инновационной оценки портфолио. «Содержание и анализ работы с портфолио»
  2. Выступление - презентация в рамках областного семинара «Современные подходы к уроку в  условиях реализации требований ФГОС» по теме «Содержание и анализ работы с портфолио»
  3. Обобщение опыта работы (выступление - презентация) на III зональных педагогических чтениях «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС» по теме «Содержание и анализ работы с портфолио»
  4. Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием в номинации «Лучший мастер - класс».  Диплом I степени (№АБ1568 от 01.08.2015г.)

16

Дата составления информационной карты

28.03.2017г.



Предварительный просмотр:

                       

                               

                                                                                         Составила: учитель начальных классов

                                                      Басова Елена Дмитриевна

                                                                   МБОУ «Средняя школа №2» г. Десногорска

        

2018г.

тема: «Журнал мод»

Цели:

1 .Познакомить учащихся с видами и особенностями одежды русских людей разных эпох;

2.Развивать взаимоотношения учащихся с другими людьми, обществом, самим собой;

  3.Прививать чувство уважения к древним русским традициям;

  4.ОУУН: организация рабочего места.

Объект — учебно-воспитательный процесс.

Предмет - урок «Окружающий мир» - 3 класс.

Задачи: в ходе работы раскрыть специфику проведения урока «Окружающий мир» по УМК Виноградовой: исторические сведения выстроены не по эпохам (все о Древней Руси), а по культурологическим темам, которые раскрывают развитие конкретной области знаний («старинная одежда»).


Форма-   нетрадиционный урок.        

Методы- наглядный: демонстрационный показ мод; словесный:  беседа, рассказы учащихся; практический:  работа в парах; игровой: игра сюжетно-ролевая,; иллюстративный материал.

Наглядность

  1. Выставка рисунков учащихся (жилье);
  2. Рисунок с костюмами стр. 113;
  3. Демонстрация одежды (показ мод);
  4. Карточки. 1 стр. 25;
  5. Обереги;
  6. Слова печатные;
  7. Рисунки учащихся.

Основная цель «Окружающего мира» 3 класс - показать зависимость существования человека от природных и общественных условий, отрицательное и положительное влияние отдельного человека и общества в целом на природу, связь людей между собой.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Речевая разминка:

  • Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. Мы отправимся в
    «Музей русской старины».
  • Пригласите своего товарища по парте отправиться вместе с нами, (работа в
    парах), (готовы - руки вверх замочком)

1 пара вслух;

  • Здравствуй, Саша;
  • Тебе нравятся предметы старины?
  • Да, Света, я интересуюсь предметами и вещами Древней Руси.
  • Не хочешь ли ты, посетить со мной музей русской старины?
  • Спасибо, с большим удовольствием.

3. Проверка домашнего задания.

-        Итак, ребята, отправляемся в Музей.

1 зал музея: жилища русских людей в разные времена.

  • Перед вами вставка рисунков.
  • Это ваше домашнее задание; вы изобразили, в каких домах жили раньше
    русские люди.
  • Крестьянская изба.
  • Дом богатого купца.
  • Современный дом.
  • Спасибо.

4. Постановка цели. Сообщение темы урока.

  • В разные времена люди строили    себе разные    дома, окружали себя
    различными вещами. Каждая историческая эпоха имеет свои особенности.
  • А менялась ли одежда русских людей во времени? (ответы учащихся).
  • И сегодня мы узнаем, как одевались люди в различные исторические эпохи,
    (цель).

5. Новая тема.

А) Рассказ учителя.

  • Знаете поговорку: «По одежке встречают, по уму провожают» (плакат на
    доске).
  • Ответы учащихся.
  • Это выражение пришло к нам из далеких- далеких времен. Тогда по
    одежде определяли, откуда пришел человек, к какой семье принадлежит.

Одежда и сейчас может многое рассказать о том, кто ее носит: о достатке человека, его профессии, месте проживания (напримеръ село, город, север, юг), о вкусах и привычках.

Русская  мужская  одежда     в  старину     должна  была  подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская- скромность, мягкость, обаяние ее носительницы. Б)- И сейчас мы отправляемся во 2 зал нашего музея русской старины.

-        Сравним старинную одежду русских людей разных эпох и сословий (слоев
общества); князей, крестьян, бояр, дворян.

-Б) Нам      предстоит     решить      следующую      логическую      задачу;

дать характеристику костюмам (учебник стр. 113- рисунок, большой формат на доске)

  • На     доске:     список-     помощник     разных     видов     одежды.
    1. Вотола (плащ) с фабулой (заколкой) или риза.
  • Шелковая мужская рубаха (ниже колен).
  • Ремень с металлической бляхой.
  • Шапка из яркой материи с меховой опушкой.

2.Шелковая рубаха, украшенная вышивкой, до полу с длинными рукавами. 3.Длинная рубаха из домотканого холста.

  • Нижняя юбка.
  • Фартук.
  • Платок.

4. Кафтан с позолоченными шнурками.

-        Шапка        с        меховой        опушкой.
5 .Рубаха домотканая.

• Порты.

-        Онучи,
б. Тулуп.

7.Большое шелковое платье.

В)   А сейчас поиграем. Мы отправляемся на    подиум, где состоится показ моделей одежды разных исторических эпох.

Ведущий   (ученик):   Поприветствуем   наших   моделей:   (учащиеся   в   роли моделей). -Под музыку: 2 костюма - Древняя Русь;

2 костюма- 18-19 век;

2 костюма — нашей эпохи. Ведущий:

  • Перед вами костюм русской женщины- крестьянки эпохи Древней Руси.
    Он состоит из рубахи, нижней, юбки - паневы и фартука (в платке).
  • А так наряжались девушки в Древней Руси на праздники : нарядные
    рубашка и сарафан.
  • А это мужской костюм, который носили крестьяне в Древней Руси. Он
    состоит из рубахи - портов, онучей и лаптей.
  • Сейчас вы видите гусарский костюм эпохи 19 века. Он состоит из ментика-
    короткой гусарской куртки, штанов и кивера - головного убора.
  • А это бальное платье дамы 18-19 века.
  • И, наконец, перед вами молодежные костюмы нашей эпохи.
  • Спасибо, аплодисменты.

Г)   А сейчас каждый у нас побудет в роли экскурсовода по музею русской старины (тетрадь -стр. 25 в.77).

  • Для вас логическая задача: постараться    по одежде определить когда жил
    это человек и соединить рисунки с подходящими подписями.
  • (Самостоятельная работа- на карточках).

-        Взаимопроверка   (на  доске   большой   плакат:   1   ученик   отвечает).
Д)   Теперь отправляемся в следующий зал - 3.

  • Люди всегда украшали одежду.
  • Для чего? (ответ детей).
  • Рассказ учителя:

Верно, для того, чтобы одежду приятно было носить, чтобы на нее приятно было смотреть другим, чтобы она была красивой. Но оказывается, не только для этого. Украшения на одежде были оберегами, они должны были оградить (уберечь) человека от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и всяких других бед.

-        Посмотрите на рисунки на стр. 114.

  1. Так  изображали люди     священный знак Солнца на разных  вещах,
    предметах (посуде, одежде, амулетах, прялках).
  2. А это обереги для дома: ковши и конек, который устанавливали на
    крыше дома.
  3. А это кольца, которые должны были оберегать человека и его семейную
    жизнь.

Е) А как вы думаете, ребята, какой самый древний предмет одежды? (Ответы учащихся).

  • Почему?
  • Стр. 114 -Чтение учащимися текста.
  • Рассматривание иллюстрации, стр. 115: сравнение рубах.
    Ж) Мы уже много узнали о старинной одежде.
  • Следующее задание для вас,  ребята:  разделить слова на две группы:
    современная и старинная одежда (тетрадь - стр. 26, № 80).
  • (работа в парах: каждый выбирает себе одну группу одежды и отмечает ее,
    выбор сделайте сами).
  • Проверка: готовы - руки вверх замочком.

3) Наше путешествие в музей русской старины подошло к концу. Вы многое узнали из него и сейчас самое время нам с вами составить свой журнал мод.

  • Вам предлагаются следующие страницы из будущего «Журнала мод».
  • Раскрасьте модели костюмов (самостоятельная работа на листах).

6. Подведение итогов.

-        С какой целью мы совершали наше путешествие в «Музей русской старины»,
(ответы учащихся).

  1. Оценивание учащихся.
  2. Домашнее задание (стр. 112-114, дополнить наш «Журнал мод» моделями
    костюмов нашей эпохи).

Литература

Для праздника «Выпускной  -4 класс»

  1. Праздники в начальной школе./ Составитель С.В. Савинова. – Волгоград, 2000.
  2. Праздники в начальной школе - 2./ Составитель Н.Г.Кувашова. – Волгоград, 2000.
  3. Журнал «Завуч начальной школы» №2./ Москва, 2010.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«По дорогам сказок А.С.Пушкина»

Наглядность: портрет поэта (в детстве, взрослого), кроссворд, плакат (дерево- дуб, на нем сундучки с заданиями), выставка книг, шоколад «Сказки Пушкина».

Ход мероприятия:

---Сегодня у нас необычное мероприятие, ребята.

---Оно посвящено памяти А.С.Пушкина.

---К нам пришли гости с городского телевидения: известная телеведущая взрослых и детских передач Гулинская Ольга Сергеевна, оператор Шилин Григорий Владимирович, школьный библиотекарь Писаная Татьяна Николаевна, учителя школы и ваши родители.

---Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну «Лукоморию». Сказочный путь полон чудес и загадок, и чтобы нам не заблудиться, надо пополнить свои знания.

---а) В этом нам поможет библиотекарь Татьяна Николаевна. (Рассказ о детстве Пушкина, знакомство с выставкой книг.)

---б) А приоткрыть дверь в страну «Лукоморию» нам поможет ученица нашего класса Шеметова Ксения, которая прочитает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

---«У Лукоморья дуб зеленый…»

---Вот мы с вами и оказались в стране  - «Лукомория».

---в) Вот дуб, а на дубе волшебные сундучки с интересными и творческими заданиями.

---Ну что, открываем?!

---Кто первый?

   1.Стихи читают ученики:

      ---Новикова Мария  - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», отрывок «Но царевна молодая, тихомолком подрастая…».

      ---Черенков Артем – «Сказка о попе и работнике его Балде», отрывок «Живет Балда в поповом доме…».

   2. Инсценирование – «Сказка о царе Салтане…», отрывок «Три девицы под окном…»  готовят учащиеся класса:

       царь – Ренев Сергей

      старшая сестра – Вишнякова Марина

      средняя сестра – Новикова Алина

      младшая сестра – Кондратьева Юлия

   3. Кроссворд – приготовила родители: Большакова Наталья Васильевна.

   4. Викторины - отрывки из сказок А.С. Пушкина:

       - библиотекарь  - «Узнай сказку»;          

       - телеведущая  - «Узнай героя»;

       - учитель – «Говорящие буквы» (как ассоциируется каждая буква в слове «Пушкин» с образом поэта).

---Вот и подошло наше путешествие по дорогам сказок А.С.Пушкина  к концу.

---Но на протяжении всей своей жизни вы будете постоянно соприкасаться с творчеством этого великого русского поэта, писателя, сказочника.

---Но это еще не все, за ваше активное участие ученый кот из страны «Лукомория» приготовил вам ребята, совершенно необыкновенный сладкий приз – шоколад «Сказки Пушкина». (Родители на подносе раздают детям маленькие плитки шоколада «Сказки Пушкина».)

Викторина «Узнай сказку»

  1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

        Сказка о царе Салтане, о сыне  

        его славном и могучем богатыре,

        князе Гвидоне Салтановиче и о

        прекрасной царевне Лебеди.

  1. Вот пошел он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

        Сказка о рыбаке и рыбке.

  1. «Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой».

        Сказка о золотом петушке.

  1. … «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

        Сказка о попе и работнике его

        Балде.

  1. День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Все в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

        Сказка о мертвой царевне и

        семи богатырях.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...