ВПР- копилка прочных знаний Мастер-класс
материал для подготовки к егэ (гиа, 4 класс)

Гюзель Салаватовна Гайнетдинова

ВПР- копилка прочных знаний    Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_master_klass.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ВПР- копилка прочных знаний    Мастер-класс

Гайнетдинова Гюзель Салаватовна

учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

 МОБУ СОШ д.УлукулевоКармаскалинского района,

Победитель республиканского конкурса «Педагог-Исследователь-2010».

 «Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала, которое любой учитель организует вне зависимости от того, кто и как проводит итоговое оценивание, - считает заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО . Повторение ни в коем случае нельзя сводить к «натаскиванию» на решение типовых задач из демо-версий. Задача учителя – определить, где у ребенка затруднения, и их ликвидировать. Важно также сформировать у детей потребность в пополнении и корректировке своих знаний.

Опыт выполнения работ разного формата позволит ученику быть психологически готовым к ВПР с любой структурой. Для учителя подготовка детей к испытаниям – это не самоцель, а гарантия того, что мы сделали все возможное для улучшения образовательных результатов, чтобы ребята перешли в следующий класс с прочными знаниями.


Исходя из опыта работы, я придерживаюсь такого плана к подготовке к ВПР в 4 классе.

  1. Диагностическая работа.

В начале четверти даю проверочные работы (Демо версии ВПР) без подготовки. Выявляю «пробелы» в знаниях своих учеников и готовлю упражнения по этим темам.

  1. Знакомлю учеников с системой и критериями оценивания заданий, вместе с учениками делаем вывод на каких заданиях можно получить максимальные баллы.
  2. Составляю план работы к подготовке к ВПР и знакомлю с ним учащихся.
  3. На каждом уроке даю мини-тесты для учеников и веду контроль по устранению «пробелов» в знаниях.
  4. Провожу родительские собрания и знакомлю их с планом-графиком подготовки к ВПР, привлекаю родителей к контролю и проверке подготовки детей к работе.

Упражнения для подготовки к ВПР по русскому языку.

После проведения диагностической работы, я выявила проблемные задания:

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Составьте вопрос к тексту так, чтобы было понятно, о чём текст.

Эти задания мы разобрали с детьми с особой тщательностью. Теперь в каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения.

  1. Постановка ударения в словах, звукобуквенный анализ слова.

Эту работу проводим ежедневно на орфографической минутке работы со словарными словами. Так же при работе со словарными словами ввожу такие задания: (найди слово, в котором все согласные звуки мягкие, объясни значение слова, подбери синоним, антоним, найди слово по схеме)

  1. Упражнения на распознавание частей речи и их грамматических признаков. Сначала даю упражнения с выбором ответа, из программы 3 класса, затем упражнения усложняю, даю упражнения из тренировочных работ к ВПР.
  2. Раз в неделю включаю задания на составление предложения – просьбы, благодарности.

Все задания, приведенные выше направлены на оценку обязательных результатов обучения по предмету «Русский язык». Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом.

Упражнения для подготовки к ВПР по математике.

Задания 1- 3 простые, направленные на проверку вычислительных навыков. Данные приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке на устном счёте.

Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Основные трудности вызывают задачи на определение начала и конца событий.

На разных этапах урока предлагаю обучающимся следующие задания: Задания для устного счета

1.Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин

2.Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения): 5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.

3.Составь по правилу столбики для величин: 9 км 1 сут 80 кг

4.Выбери единицы массы (времени, длины, площади): 5 дм, 1 т, 9 ч, 100 кг 5.Какая величина лишняя? 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м

6.Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм

Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

Пункт 2 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата.

Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики. Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните действия» (с величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами» и др.

1.Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата) 2.Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология. 3.Задача с недостающими данными. Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.

4. По краткой записи детям предлагаю составить текст и решить задачу.

5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)

Задания по работе с диаграммой особых трудностей не составляет, однако, в начале работы нужно объяснить правила работы с диаграммой.

Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки  математики  следует начинать  с  математического  диктанта,  направленного  на  отработку  вычислительных  навыков,  знаний  компонентов  и  результата  действия,  а  также  решению  простых  арифметических  задач.   Дети  любят  работать  в  группах и парах,  где  каждый  ученик  должен  высказать  и  отстоять  своё  мнение. Большое  внимание  уделяем  развитию  логического  мышления,  для  этого  включаем задания,  направленные  на  логическое  мышление,  воображение,  тренировку  памяти. 

Упражнения для подготовки к ВПР по окружающему миру.

Работу можно построить по следующим направлениям:

- в рамках урока

- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР

Хорошо составить банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок. При выполнении данных заданий важно обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращать внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается.

В рамках дополнительных консультаций можно проводить блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводить, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»

Лучше всего учащиеся выполняют задания, требующие распознавания предмета и указания его материала . С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все они смогли назвать изображенный предмет и указать из какого материала он состоит .

Задания 2 позволяют проконтролировать умение понимать условно-графическую информацию, представленную в средствах массовой информации в разделе описания и прогноза погоды.

Задание 3 проверяет знание географической карты и определения животного и растительного мира материка.

Задание 5 хорошо отрабатывать в виде физминутки, на знание строения человеческого тела.

Задание 6 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы, позволяет проверить умение устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности. В такой работе, поможет проведение опытов на внеурочной деятельности.

Задание 8 имело более сложную структуру: требовалось определить профессию, представитель которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу выполняют люди этой профессии; назвать наиболее важные для представителей этой профессии качества и пояснить свой выбор качеств.

Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что ОТВЕТЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.

Задание 9 представляло собой небольшое сочинение (объемом 7–8 предложений).

Ответы учеников на задание 9 проверялись с точки зрения как содержания (критерий 1), так и языкового оформления (критерий 2).

Не все учащиеся могут выразить свою мысль. Типичной ошибкой при составлении текста было отсутствие достаточного количества аргументов.

Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса.

Задание 10 посвящено нашему краю. Ребята готовят проекты и рефераты по животному и растительному миру нашего края, а также я организовала поездку, в которой мы познакомились с природными и культурными памятниками Башкортостана.

Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. 

В помощь детям и родителям, в сети Интернет есть интересные сайты «Решу ВПР», где ребёнок не только найдёт тренировочные задания, но и получит оценку, найдёт пояснения заданий, разъяснение ошибочных ответов.

Учителя тоже могут найти упражнения для подготовки к ВПР на сайтах «Современный учительский портал», «Статград», «Учат в школе», «Учи.ру».

Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Иначе пропадает весь смысл в этих работах. Оцениваются не столько знания школьников, сколько работа педагогов. Поэтому всё, что нужно сделать родителям: успокоить своего ребёнка и сказать, что эта работа — просто часть процесса обучения в школе и ни на что не влияет. Пусть пишет так, как знает и то, что знает. Проучившись 4 года в начальной школе, он сможет ответить на все вопросы без специальной подготовки. Это не олимпиадные задания, а проверка соответствия знаний школьников требованиям ФГОС.
Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы и не будет акцентировать внимание учеников на важности выполнения заданий.
Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. И очень хочется надеяться, что это, действительно, поможет слабым школам и не очень сильным учителям стать лучше, опытнее и полезнее для своих подопечных, да и для страны в целом, как бы высокопарно это ни звучало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....

"Где дружба прочна, там хорошо идут дела"

Разработка урока по литературному чтению для слабослышащих детей...

Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания

Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...

«Психологическая структура формирования письма. Некоторые приёмы прочного становления навыка письма»

Данная работа поможет лучше по­нять, что именно представляют для учащегося в процес­се письма известные трудности, и выработать приемы, с помощью  которых   можно  эти труд...

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

Как бегло, осознанно, выразительно научить читать в темпе разговорной речи к концу начальной школы? Из опыта работы....

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...