Главные вкладки

    Основной компонент целостности урока - постановка целей и задач.
    статья (2 класс)

    Кузнецова Галина Степановна

          Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к результату, который запланирован.

    Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя определять цель конкретного урока. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovnoy_komponent_tselostnosti_uroka._statya.docx15.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основной компонент целостности урока - постановка целей и задач.

          Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к результату, который запланирован.

    Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя определять цель конкретного урока. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся.

        Но даже грамотно сформулированная педагогом цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, представлять, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает и зачем.

         Учитель, организуя учебную деятельность ребят, должен учитывать три компонента: «знаю», «хочу», «буду». Для этого нужно владеть приёмами перевода сформулированной учителем цели в цель для ученика, способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.

          Что же такое цель в обучении?

           Цель-образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и продиагностирован.

           Охарактеризовать цель-значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате?

            Что такое задачи?

            Задача-это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

            Как будет достигаться цель?

            Учебная задача-это овладение обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно практической задачи. Цель учебной задачи-овладение учеником общим способом решения всех задач данного типа, а цель конкретно практической задачи-получение результата(ответа).

             Учебная задача-наиболее общая система действий в познавательной деятельности ученика. Заключённая в задаче идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного знания, понятия, умения и навыка, способа действия. Характер учебно-познавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной деятельности едина и включает следующие элементы:

             осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

             построение плана её решения;

             контроль за решением задачи;

             оценка результата в соответствии с эталоном;

             постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения ЗУН.

    Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной, а без этого невозможно сформировать и учебные умения.

          Что такое целеполагание?

           Целеполагание в обучении-это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых этапах.

          Организация целеполагания на уроке-совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

          Цель урока должна формулироваться с опорой на деятельность учащихся и планируемые результаты обучения. Для формулирования обучающей цели можно использовать следующие словесные конструкции:

         - планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями…;

         - планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический текст…;

          -планируется овладение учениками умениями различать… находить… характеризовать… решать…и т.д.

        Как сформулировать цели и задачи личностного развития, отражающие развивающий и воспитывающий аспекты обучения? Их определение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельной форме. Целесообразно начинать формулировку со слов:

          -содействовать (развитию, формированию…);

          -способствовать (развитию, формированию…);

          -создавать условия для (развития, воспитания, привития…). Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создаёт условия. Затем определяются средства для развития, воспитания названных умений и качеств.

         Учебная задача –ключевое понятие теории учебной деятельности. Теория учения может называться деятельностной только в том случае, если она опирается на понятия действие и задача. Учебная задача-это задача, с помощью которой ученики выделяют основание решения целого комплекса задач. Первоначально задачи, предлагаемые учащимся, являются учебно-практическими. Их решение преследует несколько целей:

         научить ученика преобразовывать практическую задачу в учебную;

         научить ученика анализировать, контролировать свои действия;

         обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;

         вовлечь в коллективно-распределительную деятельность.

         Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи-наполненность урока предметными действиями каждого ученика. Часто для экономии времени действия школьников заменяются демонстрацией образца учителем. В этом случае ситуация не становится задачей для большинства учащихся, которым остаётся только запомнить вывод, сделанный учителем.

        На этапе постановки учебной задачи учителю требуется обеспечить следующие условия:

         1.Создать ситуацию, в которой ученик выведет собственное суждение об обсуждаемом предмете, увидит существование других точек зрения. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в столкновении разных точек зрения в дискуссии. Только в этом случае задача найдёт эмоциональный отклику каждого школьника, что обеспечит её принятие.

         2.Обеспечить учащихся инструментом, позволяющим зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели рисунки детей, возникшие в результате поисковой деятельности человека, умеющего учиться.

         3. Обеспечить переход от отношения» спрашивающий учитель-отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик-учитель, помогающий ему сформулировать свой вопрос и найти ответ».

       

         

         

         

                 

           

           

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компетентность в области постановки целей и задач. Программа по курсу "Личностно-ориентированный класс (подготовка к школе)" на 2015-16 уч.г.

    Рабочая программа по кружку  "Скоро в школу"  для подготовительной работы к школе  с 6-летними детьми....

    Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ тема Постановка цели и задач исследования

    Тема: Постановка цели и задач исследования.Цель: Научиться ставить цель и определять задачи исследования. Формируемые УУД:Личностные: формировать умение планировать свою деятельность; разви...

    Статья "Постановка целей урока литературного чтения в первом классе в свете требований стандарта нового поколения»

    Требования к постановке цели урока для учителя, механизм формирования целеполагания у обучающихся  - вопросы, которые раскрываются в данной статье на конкретных примерах  из опыта работы....

    Компетенции в области постановки целей и задач обучения. Авторское тематическое планирование по курсу "Разговор о правильном питании" (2016-2017 уч.г.)

    Вариант тематического планирования по интегрированному курсу "Разговор о правильном питании" (1-2 класс) предполагается через ведение в урочной и внеурочной деятельности....

    Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

    Методическая разработка на тему: "Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности"...