Главные вкладки

    Выступление на Международной видеоконференции «Метапредметный групповой проект на итоговой аттестации младших школьников »
    опыты и эксперименты

    Галина Иосифовна Ушакова

    В выступлении представлен опыт организации итоговой аттестации выпускников начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metapredm_proektushakova_g.i.docx34.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление

    на Международной видеоконференции «Метапредметный групповой проект на итоговой аттестации младших школьников »

    учителя начальных классов МОУ  «Гимназия №8»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    Ушаковой Галины Иосифовны

    «Метапредметный групповой проект на итоговой аттестации младших школьников»

    Новый закон «Об образовании» закрепил компетенцию ОО в осуществлении как текущего контроля образовательных результатов обучения, так  проведения промежуточной и итоговой аттестации. Теперь  оценочная деятельность стала частью образовательной деятельности  гимназии. Она прописана в ООП НОО,  раздел «Система оценки образовательных результатов НОО».

    Из вышесказанного следует, что в гимназии должен быть разработан комплекс мер, направленных на обеспечение оценки достижения образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных.

    Наша внутренняя система оценки качества образования предполагает, что на итоговой аттестации проводится  метапредметный групповой проект с целью оценки метапредметных  образовательных результатов .В «Положении о системе оценивания, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся» у нас прописано в п.2.10, что «в соответствии с ФГОС приоритетными в диагностике становятся новые формы работы: метапредметные контрольные работы и метапредметный групповой проект для оценки сформированности метапредметных результатов в баллах с фиксацией в документах по мониторингу и в  портфолио обучающихся».

    Проанализируем наши внутренние ресурсы на предмет готовности внедрения ГМП на итоговой аттестации. Наш план ВД (он является обязательной частью учебного плана) нацелен на решение метапредметных задач:

    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;

    • создание условий  для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности; для расширения рамок общения  обучающихся с социумом

    развитие у обучающихся  опыта творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.  Каким же образом осуществляется ВД, по каким направлениям?

    Внеурочная деятельность обучающихся 1-4 классов в 2016-2017  учебном году реализуется по пяти направлениям:

             Общекультурное направление -  представлено кружком «Удивительный мир книги», студией «Юный журналист» (цель:  раскрытие новых способностей обучающихся в области литературного творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека), кружком "Краеведение. Саратовская область" (цель:  духовно-ценностная и практическая ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, социальная адаптации в изучении природы, экономики, истории, культуры и быта родного края,  воспитание любви к своей малой родине. Использование социальных партнеров (музыкальных школах, в школах искусств ЭМР)  базы культурно-досугового и информационно-библиотечного центров гимназии для общекультурного воспитания и развития младших школьников.  

             Общеинтеллектуальное направление – представлено кружком «Введение в научно-исследовательскую работу». Цель спецкурса: развитие творческой исследовательской активности, стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам, развитие навыков коллективной проектной деятельности .

    Социальное  направление – представлено тренингами с группами обучающихся и классными коллективами, индивидуальными занятиями  психолога по запросу родителей обучающихся и  классных руководителей, по плану работу педагога психолога. Цель -   создает условия для активного  приобретения личного жизненного опыта, облегчающего развитие самосознания,  сплочение классного коллектива. 

    Спортивно-оздоровительное направление: секции и клубы на базе спортивных школ ЭМР, спортивно-оздоровительная работа гимназии с целью сохранения, укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся гимназии как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию.

             Духовно-нравственное – представлено клубом «Мир музея» с целью формирования и развития интереса к отечественному и мировому художественному наследию, музейным собраниям и коллекциям. Данная программа  способствует более глубокому усвоению школьных дисциплин: истории, литературы, окружающего мира, изобразительного искусства и др. 

    На уроках   всё большую у нас популярность в работе с младшими школьниками приобретают такие формы работы как  проектные задачи и групповые проекты. 

    Считаем, такой механизм реализации  модели внеурочной деятельности позволяет достаточно уверенно выйти на ГМП.

    При оценивании метапредметных результатов  мы осуществляем комплексный подход.

                  Частью 3 ст.59 Федерального  закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» установлено, что обязательная итоговая аттестация проводится по завершении освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных образовательных программ. В отношении итоговой аттестации при завершении освоения основных образовательных программ начального общего образования ситуация не так однозначна. Поскольку документ об освоении уровня общего образования выпускникам начальной школы не выдается, об итоговой аттестации в прямом смысле этого слова говорить нельзя.

    •  Разрабатывая модель оценки метапредметных результатов мы поставили перед собой ряд  основополагающих вопросов:
    • Что будем оценивать? (Метапредметные)
    • По какой шкале? Инструменты оценивания?
    • Каковы критерии оценивания? (УУД)

    Наша внутренняя система оценки метапредметных результатов на итоговой аттестации предусматривает оценку сформированности УУД по 3 блокам:

    • Оценка в ходе включения в ГП (познавательные, коммуникативные);

    • Оценка в процессе педагогического наблюдения по результатам устных и письменных выступлений (оценка экспертов);
    • Рефлексивная оценка. (Самооценка обучающихся).
    • Как оформляем результаты ГП?

    • В сводной ведомости  данных по оценке развития метапредметных результатов, выявленные  в ходе ГМП, мы вносим средний балл по каждому УУД.

     Регулятивные УУД

    Коммуникативные УУД

    Ф.И.

    уч-ка

    Активность участия в целеполагании

    Активность участия в планировании

    Распределение функций и их выполнение

    Активность в контроле своих действий

    Участие в презентации

    Активность/

    инициативность уч-ка

    Ориентация на партнёра

    лидерство

    Оценка личного вклада

    Общий балл

    • Отлично

    8-10б.

    • Хорошо

    6-7б.

    • Удовл.

    4-5б.

    Кто оценивает?

    Независимые эксперты, оценивание педагогов начальной школы, основной школы, педагога- психолога, заместителя директора по УВР и самооценка.

    В портфолио выпускника мы оформляем эти результаты по итогам проекта.

    Участники процедур оценки качества начального общего образования в общеобразовательной организации

    • обучающиеся учебного класса начальной (4 кл.) школы;
    • независимые наблюдатели, обеспечивающие соблюдение соответствующих требований при проведении процедур оценки индивидуальных достижений обучающихся;
    • учителя начальных классов и/или учителя по общеобразовательному предмету, по которому проводится оценка индивидуальных достижений обучающихся;
    • администрация общеобразовательной организации (директор и его заместители);

    Основные пользователи результатов процедур оценки качества начального общего образования в общеобразовательной организации

    • обучающиеся и их родители (законные представители);
    • педагоги и администрация гимназии;
    • муниципальные органы управления образованием;
    • учредители общеобразовательных организаций;

    Перечень проектов

    • Учителя получили рекомендации по проведению проекта, по организации работы групп, комплект материалов. Сюда вошли: текст задания, лист планирования и продвижения по заданию, лист самооценки, сценарий проведения занятия, памятки. Ребятам было предложено подготовить и оформить плакат или компьютерную презентацию, содержащие

    • Заголовок названной темы;
    • Небольшой текст до 20 предложений;
    • Иллюстрации к тексту и подписи к ним;
    • Составить 2-3 вопроса к составленному тексту;
    • Подобрать2-3 поговорки или пословицы;
    • Названия 2-3 книг, статей, которые вы советуете прочитать.

    В нижней части плаката указать состав группы и список использованной литературы.

    Для выполнения заданий ребята использовали компьютер, принтер, проектор, магнитную доску, книги, справочники, бумажные иллюстрации, цветные карандаши, ножницы, клей, клейкую ленту ит.д. В рабочих группах они обсудили тему сообщения и форму предоставления результата- плакат или компьютерная презентация. Составили план выполнения работы, распределили между собой обязанности по выполнению задания, заполнили лист планирования и продвижения по заданию.

    Результаты своей работы они представили другим группам. Выступление каждого члена группы занимало около 2 минут. Ребята- слушатели  прикрепляли стикер той группе, которая больше всего понравилась. В конце представления работы каждый ученик заполнил лист самооценки. Занятие было рассчитано на 2 урока. Для наблюдения за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного выполнения проекта, для заполнения карты наблюдений были приглашены старшеклассники. Наблюдатели заранее ознакомились с картами и прошли инструктаж школьного психолога. Карту эксперта заполнял учитель в ходе презентации. Карта эксперта- инструмент, предназначен для оценки качества создаваемого продукта.

    При решении проектных задач были оценены и зафиксированы проявления регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

    Вывод: Результаты на итоговой аттестации показывают высокий развивающий потенциал обучающихся 4 классов и развитую познавательную активность. Благодаря реализации Программы «Служу Отечеству пером»   ребята умеют работать  с  источниками информации через интернет, в информационно-библиотечном центре гимназии, умеют брать  интервью, писать  заметки, размещая их на сайте гимназии. Занятия в студии «Юный журналист», кружки «Введение в НИР», «Удивительный мир книги» способствуют тому, что  они умело представляют   результаты своих проектов в различных формах: схемы, рисунки, коллажи, диаграммы, заметки и устное сообщение.  Но в последние годы большая часть представленных  информационно-образовательных   продуктов были в  форме электронной презентации. В секции НОУ младших школьников ребята уверенно представляют свои работы.

            В ходе выполнения групповых проектов эксперты отмечают , что обучающиеся 4 классов умеют самостоятельно выражать свои мысли в устной и в письменной форме, анализировать ответы сверстников. Знания и умения, приобретённые  на занятиях по информатике и спецкурсе «Введение в НИР», помогли уверенно работать  с презентацией и электронными публикациями. Дети  приучены работать самостоятельно. Они умеют ставить гипотезы, формулировать  проблемы, планировать учебные действия, сопоставлять  факты. Вся эта поэтапная деятельность доказывает, что ребята  научены самостоятельно добывать знания и готовы к продолжению образования в основной школе.

                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

    Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

    Метапредметность как новый вид учебной деятельности младшего школьника в рамках современной образовательной системы

    Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Можно ли построить об...

    Организация групповой работы на уроках с младшими школьниками

    Мастер-класс для учителей начальных классов...

    Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",

    Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",...

    Организация обобщающего повторения, как эффективный метод к итоговой аттестации и обобщения знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации младшего школьника.

    Основу успешности обучения младшего школьника при переходе его в среднее звено составляет достижение учащимися планируемых результатов на первой ступени обучения....

    Международный день Детской книги (2 апреля). Сценарий для младших школьников

    Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню детской книги...