Урок в Измайлово
методическая разработка

Николаева Наталия Николаевна

Разработка урока в Измайлово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

«Путешествие по Измайловскому острову»

https://pandia.ru/text/82/290/images/img1_40.png

Остановка 1

ОБЪЕКТ: Мостовая башня

ИСТОРИЯ: Через  Мостовую башню был парадный въезд на остров. Своим обликом Мостовая башня очень напоминает некоторые кремлёвские башни: она трёх ярусная. На её первом ярусе размещались стрелецкие караульни, в которых находились охранники – стрельцы. На втором ярусе располагалась палата для заседаний царя и бояр, а на самом верхнем – третьем - колокольня. Однако в отличие от башен Кремля  Мостовая башня никогда не использовалась в оборонительных целях.

План работы. Ознакомление с архитектурой здания. Наблюдение за  прекрасными видами на Серебряный пруд. При помощи бинокля найти дату постройки здания. При помощи бинокля рассмотреть изразцы на башне. Найди и отметь  на листе какие фрукты,  ягоды и  птицы изображены  на изразцах. Фотосъемка исторического здания.

Вопросы: Обратите внимание, какие птицы изображены на фасаде здания? Постарайтесь вспомнить, где в Москве можно встретить похожие башни? Посмотрите и ответьте, из чего построена башня? Подумайте и скажите, для чего использовалась башня?

 

Остановка 2

https://pandia.ru/text/82/290/images/img3_41.jpg

ОБЪЕКТ: Памятник Петру I

ИСТОРИЯ: Однажды  в погожий майский день молодой  царевич Пётр, случайно нашёл большую английскую лодку – ботик. Шестнадцатилетний царь совершил на нём одно из первых плаваний вдоль Измайловского острова. С этого маленького кораблика, прозванного Петром «дедушкой русского флота», начинается славная история российских побед на море. Памятник был поставлен в память создания российского флота.

 План работы. Изучение скульптуры Рассматривание и обсуждение сюжета  памятника.  Прочитать стихотворения о Петре I  

Вопросы: Как  вы думаете, в какой одежде изображён Пётр I? Подумайте и скажите, на что облокотился  Пётр I? Постарайтесь вспомнить, как называлась лодка, на которой впервые Пётр I отправился в плаванье?

Остановка 3

https://pandia.ru/text/82/290/images/img4_34.jpg

ОБЪЕКТ: Чугунный фонтан

ИСТОРИЯ: Император Николай I, правнук  Петра I, приказал разместить на Измайловском острове военную богадельню - приют для ветеранов  отечественной войны 1812г,  Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой войн. Многие из ветеранов отдали военной службе всю свою сознательную жизнь: ведь служба в армии в то время длилась 25 лет.

План работы. Отгадать загадку. Рассмотреть памятник архитектуры 1858 г. Сделать фотоснимки.  Раскрась льва  

Вопросы: Обратите внимание, кто изображён на фасаде фонтана? Объясните, что символизирует это животное?  

Остановка 4

https://pandia.ru/text/82/290/images/img5_28.jpghttps://pandia.ru/text/82/290/images/img6_25.jpg


ОБЪЕКТ:  Передние восточные ворота

ИСТОРИЯ: Постройка передних ворот Государева двора была завершена в 1682 г. Вокруг царского дворца возвели стену с проездными  воротами. Передние ворота - были парадными, через них на Государев двор выезжал царь со своей семьёй и его знатными гостями.

План работы. Ознакомление с архитектурой здания. При помощи бинокля рассмотреть флюгер  башни. На территории возле ворот можно покормить белочек и птиц. Раскрась белочку.

Вопросы: Рассмотрите внимательно, и попытайтесь определить, для чего использовались в воротах три арки? Обратите внимание,  где можно увидеть дату окончания постройки башни? Подумай и скажи, чем питаются белочки?

Остановка 5

https://pandia.ru/text/82/290/images/img7_25.jpg

ОБЪЕКТ:  Большой выставочный зал

ИСТОРИЯ: Некогда ограда Государева двора, окружающая дворцы царя Фёдора Алексеевича и царицы Прасковьи  была разобрана. А на том же месте, по контору бывшей ограды был выстроен комплекс зданий богадельни  – дома чиновников и служителей,  баня, прачечная. Сейчас в  зданиях располагается экскурсионное бюро, и выставка и т. д.

Вопросы: Рассмотреть царский стул, и определить из каких материалов он сделан? Как вы думаете, что раньше хранили в сундуках?

Остановка  6

https://pandia.ru/text/82/290/images/img8_23.jpghttps://pandia.ru/text/82/290/images/img9_19.jpg

ОБЪЕКТ:  Хозяйственные здания богадельни

ИСТОРИЯ: Продолжение зданий комплекса  богадельни - конюшня, каретный сарай, кузница.

План работы. Ознакомление с архитектурой здания. Рассмотреть место каретного сарая.  

Вопросы: Подумайте и скажите, в какие  двери  мог въезжать экипаж с лошадями? Скажите, кто работали  и чем занимались в кузнице?
Остановка 7

https://pandia.ru/text/82/290/images/img10_19.jpg

ОБЪЕКТ:  Задние западные ворота

ИСТОРИЯ: Задние ворота очень похожи на передние, потому что возводились по одним чертежам и выглядят одинаково. Использовались они как правило для хозяйственных нужд.

План работы. Ознакомление с архитектурой здания, с какой целью были построены. Рассмотреть ворота, их форму.  

Вопросы: Рассмотрите внимательно и постарайтесь вспомнить, на какие ворота похожи задние ворота? Как вы думаете, для каких целей использовались задние западные ворота? Постарайтесь вспомнить, что изображено на флюгере здания?
Остановка 8

https://pandia.ru/text/82/290/images/img11_19.jpg

ОБЪЕКТ:  Место царского дворца

ИСТОРИЯ: Древний дворец царя Фёдора Алексеевича до наших дней не сохранился. Он строился и  перестраивался, скорее всего, своим внешним видом и убранством хором напоминал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. В своих стенах дворец видел  много царственных особ.

 План работы. Раскрась  дворец.  

Вопросы: Представьте и попытайтесь порассуждать,  как выглядел дворец царя? Как вы думаете, как назывался зал, где заседал царь с боярами, и встречал послов?   Представьте и попытайтесь  порассуждать, как проходили приёмы в царских палатах?

Остановка 9

https://pandia.ru/text/82/290/images/img12_16.jpghttps://pandia.ru/text/82/290/images/img13_14.jpg

ОБЪЕКТ: Серебряный пруд

ИСТОРИЯ: Реку Серебрянку, протекающую неподалёку  разделили на два рукава и перегородили плотинами, так возникли Серебряный и Виноградный пруды, окружающие со всех сторон водной территорию бывшей боярской вотчины и превратившей её в остров, на котором располагается Государев двор. Через Серебряный пруд был перекинут многопролётный кирпичный мост  украшенный изразцами.  Государев двор, таким образом, был похож на Московский кремль.

 План работы. Наблюдение за прудом и  утками, кормление.  

 Вопросы: Как вы думаете пруд -  искусственный водоём? Подумайте  и попытайтесь определить, для чего создавался  Серебряный и Виноградный  пруды?   Рассмотрите внимательно и  определите, большой пруд или маленький? Давайте  попробуем догадаться, кто плавает в пруду под водой, а кто на воде? Давайте подойдем поближе к воде, только очень осторожно, что необычного мы с вами увидели в воде (водоросли), а вода обладает еще одним очень интересным свойством – она как зеркало (как вы думаете почему?)

Материалы для учителя и учеников:

Приложение:

Окно в Европу прорубил,
Потратил он на то не мало
Терпенья, мудрости и сил.

Учился строить каравеллы,
Водил потешные полки,
Побрили бороды бояре
Попав в Петровские силки.

Одели на манер немецкий
Камзолы, туфли, парики.
Так и не поняли величья
Петра седые старики.

Остался Пётр в умах народа
Как всадник медный на коне,
Стоит он на высоком камне,
Европа перед ним в окне.

Виктор Козлов

Пётр I   

Пётр - великий русский царь.
Православный Государь.
Был он смел, красив, умён
И Европой покорён.
Ездил он туда учиться
И, конечно, поделиться
Жаждал знанием с народом.
Тот не знал такого сроду,
Чтоб рядиться в парики.
Ох, ворчали старики!..
Флот отстроил он отличный.
Много делал сам он лично.
Вёл в Европу он Россию,
Чтоб была страна красивей.
У историков - вопрос:
Он стране добро принёс?
Как всегда, и плюс, и минус
В каждом деле поселились.

« Петр I»

Великий Петр, царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя, строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Загадки

Загадка для объекта №3

Сильный, грозный и красивый,
Он трясет могучей гривой.
А рычит как! Нет, не зря
У зверей он за царя!  (Лев).

Загадки для объекта №4

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонек?  (Белка).

Прилетает к нам зимой
С желтой грудкой пуховой
Шустренькая птица.
Кто это? ..  . (Синица).

  Загадки для объекта №5

Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком обвязаны.  (Стол).

На него ты можешь сесть,
Коль устал стоять и если
Вдруг к столу позвали есть,
Не утонешь в нём как в кресле,
Не ссутулишься совсем:
Ровной правильной посадкой
Сохранишь свою осанку.  (Стул).

Горенка нова,
Головка черна,
Шапочка золоченая  ( Свеча).

Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли.  ( Коромысло и ведра).

Стоят в один ряд
Острые пальчики —
Цап-царапки:
Подбирай охапки.  ( Грабли).

Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал,
Домой прибежал –
Всю зиму пролежал.  ( Серп).

На ногах железо
И в зубах железо

По приступочке железной
Я в седло залезу  ( Верховой конь – подковы, удила, стремя).

Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?  ( Лукошко).

"Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. "
(Веретено)

"Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! "
  (Прялка)

Стоят три старушки:
Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут.
  (Пушки)

Брызжет огнём,
Гремит, что гром.
  (Пушки)

Кто меня сделал, не сказывает. Кто меня не
знает, принимает. А кто знает, на двор не
пускает.  ( Фальшивая монета).

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. ( Монетка).

Русские народные игры

Пятнашки по-медвежьи

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

•Два игрока примерно одного роста становятся лицом друг к другу и кладут руки друг другу на плечи.

•По сигналу ведущего каждый участник игры пытается наступить партнеру на носок ноги, не отрывая рук от его плеч.

•Выигрывает тот, кто быстрее наступит на носок партнеру.

Найди цвет

•В процессе игры закрепляются знания о цвете, развивается быстрота реакции.

•Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Прикоснитесь к чему-нибудь зеленого цвета, раз, два, три!».

 



Предварительный просмотр:

Текст учителя.

Измайловский парк, Измайловский кремль, гостиничный комплекс «Измайлово» хорошо известны не только москвичам, но и гостям столицы. Однако далеко не каждый коренной житель Москвы знает о существовании прямо на территории города уникального архитектурного памятника, часть построек которого относятся еще к XVII веку. Это усадьба Измайлово, расположенная в одном из самых живописных мест столицы – на Измайловском острове.


Измайлово — родовая усадьба Романовых. Царь Иван Грозный пожаловал её представителю этой династии, Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату своей первой жены Анастасии Романовны.

После смерти последнего представителя рода – Никиты Ивановича Романова, бывшего наставником молодого царя Алексея Михайловича, усадьба перешла в государственную казну.

В 1663 году Алексей Михайлович, любивший это место с детских лет, поселил здесь крестьян из четырех слобод и основал первую ферму. На ней выращивались не только традиционные для средней полосы России культуры, но и районировались экзотические виды растений. Так в Измайлово довольно успешно вызревали арбузы и дыни, виноград и финики, хлопок и миндаль, перец и тутовник.

 Царь Алексей Михайлович увлекался соколиной охотой в окружавших Измайлово лесах. Кроме того, он испытывал в усадьбе различные новшества. Так, уже в 1670-е гг. в Измайловской царской усадьбе существовал домашний театр, один из первых в России; известно имя одного из его актёров — певчего и живописца Василия Репского.

Для переработки сельскохозяйственной продукции были построены мельницы, медоварни, пивоварни и маслобойни. В 1668 г. к западу от Острова был построен стеклянный завод, посуда с которого поступала на царский стол, отдельные образцы преподносились в дар зарубежным гостям для их правителей.

Для организации стекольного дела и выращивания иноземных растений к работе привлекались специалисты-иностранцы. Для плавания по прудам и рекам в усадьбе имелся выписанный из Англии ботик, который потом обнаружил юный Петр I, и который он позднее перевез в Санкт-Петербург и назвал «дедушкой русского флота».

В центре острова был построен роскошный, многоярусный дворец, ставший царской резиденцией для нескольких поколений правителей России. Рядом с ним вырос Покровский собор и многочисленные хозяйственные постройки. Среди них были, например, первый в стране стекольный завод, льняная мануфактура и кирпичный завод. Ни один кусочек земли острова не пустовал, везде что-то выращивалось или разводилось.

Каждый представитель царской семьи находил в усадьбе Измайлово что-то для себя. Алексей Михайлович с удовольствием занимался сельскохозяйственными экспериментами и охотой. Федор Алексеевич и Софья Алексеевна получили возможность развернуть интересную им строительную деятельность. Петр Алексеевич устраивал знаменитые потешные бои и делал первые шаги в кораблестроении.

В Измайлово часто принимали иностранных послов и гостей из других стран. Сохранились воспоминания иностранных дипломатов того времени, которые восхищались живописностью усадьбы, называя ее современной увеселительной царской резиденцией европейского уровня.


Позже Измайлово служило местом масштабных театральных постановок, любительницей которых была Екатерина Иоанновна ( дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, старшая сестра императрицы Анны Иоанновны, племянница императора Петра I ), и гвардейских учений, инициатором которых выступала Анна Иоанновна. Здесь были обустроены богатые птицей и зверем охотничьи угодья, ставшие местом традиционной царской охоты.


Кроме расположенных на Острове царских хором, храмов, хозяйственных построек Государева двора в Измайлове существовали придворный театр (60-е гг. XVII в.), придворный зверинец (70-е гг. XVII в.), «звериные потехи», соколиная охота (XVIII в.).

Усадьба Измайлово, после периода некоторого запустения (вторая половина XVIII — начало XIX в.) в честь ознаменования победы в Отечественной войне 1812 г. по желанию императора Николая I в Измайлове была основана Военная богадельня для инвалидов (ветеранов) войны. Комплекс возводился по проекту архитектора К.А. Тона и был закончен в 1849 г. Торжественное открытие богадельни состоялось в 1850 г.

После Октябрьской революции 1917 г. на Измайловском острове был устроен один из первых в Москве рабочих городков имени Н.Э. Баумана.

После экскурсии можно прогуляться по острову и полюбоваться его живописнейшими пейзажами. Прикоснитесь к памятнику Петру Первому и почувствуйте единство духа с этим величайшим правителем, любившим Измайлово. Полюбуйтесь на красивейший чугунный фонтан, который по праву может считаться одним из лучших образцов фонтанного искусства. Прокатитесь на лодочке по глади Серебряно-Виноградного пруда и соберите букет полевых цветов, гуляя по парковым дорожкам. 



Предварительный просмотр:

Список литературы

Датиева Н.С. Измайлово. Памятники архитектуры Измайловского острова XVII - XIX вв.

Снегирев И.М. Воспоминания о подмосковном селе Измайлове, старинной вотчине Романовых.

Сайт Московского Государственного Объединенного Музея-Заповедника (МГОМЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Тема: "Басни Эзопа, И. А. Крылова, А. Е. Измайлова".

Цель: обобщение знаний детей о творчестве Эзопа, И.А.Крылова и А.Е.Измайлова.Задачи: -развивать творческие способности, речь, умение анализировать,  классифицировать и обобщать, делать ...