Навыки самоконтроля и самооценки как средство повышения качества обучения
методическая разработка

В данной статье рассматривается вопрос о том, как формировать у младших школьников навыки самоконтроля и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyk_samokontrolya_i_samootsenki.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Навык самоконтроля  и самооценки младших школьников  как средство повышения качества обучения

    Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

    Для решения заявленной задачи учителю необходимо сделать процесс обучения увлекательным и развивающим. Пока урок не вызывает потребности к знаниям, пока ребенок не умеет определять границы своего знания (незнания), а значит, ставить учебные задачи, пока он не поймет, что обнаруженный способ действия дает возможность двигаться вперед, занятия не могут считаться результативными.

   Учителю необходимо суметь развернуть перед младшими школьниками алгоритм обнаружения, постановки и решения учебной задачи, алгоритм, делающий изучение предмета осмысленным.

  Очевидно, что овладеть таким алгоритмом можно только при условии постоянного анализа собственных действий. Поэтому формирование критичности, рефлексивности и способности к самоконтролю и самооценке в ходе решения конкретных задач становится одним из главных ориентиров в работе учителя.

  Одной из главных задач для достижения этой цели является формирование умения обнаруживать причину своей ошибки. Это умение предполагает анализ того, на каком именно этапе решения учебной задачи была допущена ошибка. Фактически задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не были совершены при решении учебной задачи или были совершены неверно, т.е. проводить рефлексию собственных действий, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

   Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной  составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно – воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

      Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться единственной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.

     Социальная функция проявляется в требованиях, предъявленных обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного  возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.  

   В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний,  умений, навыков установленных стандартом, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

        Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения обучающимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированности (несформированности) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее. Степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

   Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности: что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении: какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо формировать.

   Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как к фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся и тревожности.

     Правильно организованный контроль и оценка снижают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные  целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

  Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика, которая должна соответствовать эмоциональной реакции учителя (вместе с ним радоваться, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения – младший школьник должен учиться  на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

  Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего, так и со стороны ведомого.

 Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою  деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса и осуществить корректировку учебной деятельности. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.  

   Организация обучения на основе внутренней мотивировки связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке. Для понимания механизма саморегуляции необходимо прежде всего разобраться в терминологии: развести понятия «контроль», «оценка», «отметка».

    Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т. е. процедура, обеспечивающая обратную связь.

   Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона  и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

    Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

    Отметка – результат этого процесса, его условно – формальное  (знаковое) выражение.

  Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, с характеристикой процесса выполнения заданий.      Она включает самоконтроль и самопроверку. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

    Большую роль  в усвоении школьниками знаний играют учебные действия самоконтроля и самооценки. Самоконтроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи, позволяет выявлять связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Выполнение действий самоконтроля и самооценки предполагает, что обучающийся обращает внимание на содержание собственных действий, рассмотрение их с точки зрения требуемого задачей результата. Такое рассмотрение детьми оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения.

   Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или результата с соответствующими образцами, - конкретно – данными или существующими в сознании.

  Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется   общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего  оно приобретает характер свернутого умственного акта.

  Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставление своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

     Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка  формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в  его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.    

    Особое внимание уделяется работе по воспитанию у обучающихся реалистического уровня притязаний, навыкам самоконтроля.

    Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель.

            Процедура самооценки включает в себя:

1.Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания:

2.Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

3.Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

4.Составление обучающимися собственной программы деятельности  на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Уровни сформированности самооценки.

                1

              2

               3

Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя.

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки, не может оценивать свои силы относительно решения поставленной задачи.

Адекватная ретроспективная оценка

Умеет самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Критически относится к отметкам учителя, не может оценивать своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать, может оценивать действия других.

Неадекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценивать свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомства, а не возможность изменения известных ему способов действия.

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее  структуру, не может этого сделать до решения задачи.

Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий.

Может с помощью учителя обосновать свои возможности или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действий, делает это неуверенно, с трудом.

Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценивать свои возможности в ее решении, учитывая изменение известных ему способов действий.

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и вариаций, а также границ их применения.

      Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, т.к. многие обучающиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем собственных. Такая форма работы способствует развитию интереса к действиям контроля и самоконтроля. Задания такого типа усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение как к решению задачи, так и  к выполнению контроля. Эффективными приемами самоконтроля являются: «разноцветные поправки» и «самоконтроль по собственной инициативе».

   Начинать формирование навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения в школе и  проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на УУД, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления обучающихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

              Уровни сформированности самоконтроля.

Уровень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1.

Отсутствие контроля

Учебные действия не контролируются, не соотносятся; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократного повторения действий.

Не умеет обнаруживать и исправлять ошибку даже по просьбе учителя в отношении неоднократно повторенных действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.

2.

Контроль на уровне непроизвольного внимания.

В отношении повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно заполненной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий.

Действуя как бы неосознанно, предугадывая правильное направление действий, часто допускает одни и те же ошибки, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых и не исправляет их.

3.

Потенциальный контроль на уровне непроизвольного внимания.

При выполнении нового действия введенная его схема осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает.

В процессе решения задачи не использует усвоенную схему, а после ее решения, в особенности по просьбе учителя может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает или легко их исправляет.

4.

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Непосредственно в процессе выполнения действий ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок.

Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей не может скорректировать применяемую схему, не контролирует ее адекватность к новым условиям.

5.

Потенциальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы к новым условиям и пытается ввести в действие коррективы.

Задания, соответствующие схеме выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям.

6.

Актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи, самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно.

Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит коррекции в схему действий еще до начала их фактического выполнения.

   Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Список литературы

1.Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное  психологическое исследование. Под редакцией В.В.Давыдова; Научно- исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. М.:Педагогика, 1990.

  2.Ю.Б.Зотов «Организация современного урока», М.: Просвещение, 1989.

3.Г.Ю.Ксензова «Оценочная деятельность учителей», М.: Педагогическое общество России, 2000.

4.А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов «Формирование мотивации учения», М.:Просвещение, 1990.

 5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования. Март, 6. 2002.

6.М.М.Бортова «Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики. Начальная школа, 2005, №9.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное тестирование, как одно из средств повышения качества обучения школьника.

Данная статья раскрывает основные направления деятельности системы тестирования....

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Педагогические технологии как средства повышения качества обучения.

Текст  выступления на педагогическом совете....

Программа "Современные здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС"

       По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов...