Конструктор урока как средство реализации индивидуальных потребностей обучающихся
методическая разработка

Матросова Маргарита Петровна

Конструктор урока для использования при планировании урока. Основан на приёмах технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор урока как средство реализации

         индивидуальных потребностей обучающихся

В школе обучаются разные по уровню подготовленности к школе, по уровню воспитанности дети. Такие дети к нам приходят всегда, но в данный момент наблюдается значительная разница между ними.

Проблема в моей деятельности, определить каким образом решить задачу формирования личности обучающегося, его индивидуальных способностей. Как научить учиться слабых, при этом «не потерять» одаренных детей?

Причины, вызывающие данную проблему, подтверждаются фактами:

  • Низкая учебная мотивация порождает неуспеваемость по учебным предметам,
  • Недостаточность времени на уроке для индивидуальной работы приводит к потере интереса к учебе, снижению успеваемости у сильных детей.
  • Разный уровень интеллектуального развития обучающихся проявляется в разном уровне познавательных потребностей.

На чашах весов находятся слабые обучающиеся и одаренные дети. Если педагог большую часть времени будет тратить на одаренного ребенка, то увеличится траектория развития у детей, требующих особого внимания или наоборот.

Таким образом, необходим индивидуальный подход ко всем обучающимся, для того чтобы путь к развитию был оптимальным.

Решением проблемы является подбор эффективных форм и методов обучения, а также создание универсального конструктора урока с индивидуальными маршрутами, который позволит облегчить труд учителя на этапе планирования урока.

Конструктор состоит из общего плана для класса, с включением в него блоков-заданий для детей, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании, а также детей, имеющих индивидуальные образовательные потребности.

Деление детей на группы происходит на основе психолого-педагогической диагностики. В планировании отражены три группы детей: группа №1 – дети, требующие особого внимания, группа № 2 – дети с нормой развития, группа №3 – одаренные дети. Количество детей в группах разное, чаще всего первая и третья будет в наименьшем составе по сравнению со второй группой детей, поэтому в конструкторе они находятся рядом друг с другом для оптимального планирования деятельности.

На отдельных этапах урока возможна реализация нескольких вариантов деятельности учителя и обучающихся. На уроке происходит как смена деятельности обучающихся, так и форм взаимодействия.

Деление обучающихся на группы постоянного состава происходит на основе дифференцированного подхода. Группы сменного состава состоят из «четверок».

Ожидаемые результаты:

  • Повышение общей и качественной успеваемости обучающихся;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Стремление к самоизменению;
  • Положительное отношение к школе, учебе;
  • Формирование регулятивных, коммуникативных, предметных и личностных учебных действий.

Конструктор урока с индивидуальными маршрутами

Этап урока

Дети с нормой развития

Группа №2

Дети, требующие особого внимания

Группа №1

Одарённые дети

Группа №3

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Работа в группах

  1. Корзина идей.
  2. Составление перечня «известной информации»;
  3. Верные и неверные утверждения.

Ответы учащихся

Работа с учителем

Приём «Да-нет»

Активное слушание. После прослушивания ответов одноклассников ответ на вопросы учителя и проговаривание основных понятий.

Индивидуальная работа.

1.Рассказ-предположение, по ключевым словам. 2. Перепутанные логические цепочки и пр.

Слушание ответов одноклассников и выдвижение своей точки зрения

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

        Работа в группах постоянного состава

1 Вариант          Кейс-метод (набор кейсов зависит от группы)

2 Вариант

Работа по учебнику и дополнительным материалом

Работа по учебнику

Возможно использование

на уроках литературного чтения или окружающего мира метода активного чтения:

-маркировка(Ѵ,+,-,? );

-в      - ведение разных записей;

  -поиск ответов на вопросы и т. д.

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Групповая работа сменяемого состава

1 Вариант               Рыбий скелет Фишбоун

2 Вариант

Проблемное исследование под руководством учителя.

 Составление инструкции, алгоритма действий

3 Вариант

Работа с дополнительными источниками информации (словари). Составление собственного правила и сравнение его с эталоном.

Индивидуальная работа

Метод проектов

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Работа в группах сменяемого состава

1 Вариант                        Ментальные карты

2 Вариант                       Фишбоун

Первичное закрепление нового знания.

Индивидуальная работа

Выполнение заданий с проговариванием по алгоритму под руководством учителя

Выполнение своих заданий.

Работа с группой №1 в помощь учителю. Консультирование.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку Выполнение заданий повышенной сложности

Включение в систему знаний и умений.

Работа в группах

Возврат      верным и неверным утверждениям;

Ответы на поставленные вопросы.

Обсуждение

Получение консультации от учителя в малой группе.

Индивидуальная работа.

Заполнение таблиц, кластеров, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам,

Организация обсуждений в форме «круглых столов»; написание эссе.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Анализ результатов выполненного задания.

Активное слушание. Повторение и проговаривание новых понятий.

Оценка отвечающих одноклассников.

Анализ своей и чужой деятельности

Домашнее задание

Задание по учебнику. Задание с использованием дополнительных источников информации.

Задание репродуктивного характера. Задание по карточке

Задание творческого характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок как средство развития индивидуальности ребенка

В презентации  описаны некоторые приёмы организации личностно- ориентированного урока, главным аспектом  которого является раскрытие содержание субъектного опыта  учеников, и созд...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.

С этой темой я выступала 9.01.2014г. на районном МО.В данном материале описана структура урока по ФГОС с помощью деятельностного метода обучения....

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...