Из опыта работы
статья

Шуликова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

      Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё учитель всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
    С учетом модернизации обучения актуальным сегодня является использование  различных инновационных технологий.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии

обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

    Я расскажу вам о компьютерных технологиях, которые использую и в обучении и в воспитании.

    Использование компьютерных технологий в своей работе связываю с решением двух основных задач:

·   научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности;

·   задействовать компьютерные технологии в целях открытия новых возможностей в учебной и внеклассной деятельности обучающихся. (Слайд 3)

       Итак, что я использую в своей работе:

  1. Программно-методические комплексы и электронные энциклопедии (Слайд 4-5)

-Программа “Семейный наставник” Главный программный модуль    предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков.

- Программа «Учимся мыслить логически», «Вундеркинд». Для развития логического мышления.

- Программа “Естествознание”,  которая знакомит детей с миром животных и растений, грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, дает первоначальные знания по экологии, учит работать с планом и картой, помогает усвоить основы анатомии человека. Работая с программой, учащиеся решают кроссворды, отгадывают загадки, задания представлены в занимательной форме. При выполнении заданий ребенок может пользоваться справочным материалом и разнообразными подсказками. Итоги работы выводятся на экран.

      - Электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий"

   2. Электронные тесты, игры и тренажёры  использую как готовые из единой   коллекции ЦОРов, так и составленные мною. (Слайд 6)

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

3. Электронные физ. минутки для глаз. (Слайд 7-8)

Имеющийся опыт показывает, что педагогические возможности компьютера, как средства обучения по ряду показателей, намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к учителю или добывать знания самостоятельно.

    Так же в проведении уроков мне помогают ресурсы образовательных порталов. Пользуясь опытом коллег, делюсь своим опытом. Мои авторские материалы размещены на многих образовательных сайтах. (Слайд 9)

Это даёт возможность пообщаться с коллегами из других регионов, узнать мнение о своих наработках не только коллег, но и опытных экспертов. Этой же цели, плюс общение с родителями и учениками создала свой сайт. (Слайд 10)

      Считаю, что самообразование учителя – важный этап в педагогической деятельности, но не всегда есть возможность поехать на курсы, поэтому пользуюсь дистанционными курсами. (Слайд 11)

  Продолжением урока является внеурочная деятельность учащихся, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение.

      Веду факультативный курс «Основы проектной деятельности» - здесь компьютерные технологии помогают детям не только в написании проектов и создании презентаций. Все свои работы мы размещаем на нашем сайте исследовательской группы  класса «Почемучки» (Слайд 12 - 13), на сайте Электронного периодического издания teenet.ru. Это даёт возможность детям общаться со сверстниками, делиться впечатлениями о проделанной работе, оставлять свое мнение. Некоторые наши проекты принимали  участие в  дистанционных  конкурсах (Слайд 14-15) Участвуя в этих конкурсах, дети учатся искать ответы на разные вопросы, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, навыки исследовательской деятельности; учатся пользоваться поисковыми системами Интернета; осваивают компьютерную грамотность.

     Ещё один факультативный  литературный курс «Рифма», на котором учащиеся развивают свою речь, обогащают словарный запас, учатся писать стихи, сказки и рассказы, пробуют себя в роли журналистов. Конечный продукт нашей деятельности – это первый выпуск журнала с нашими шедеврами. Представляю вам его электронную версию (Слайд 16)

      Предусмотрен был выпуск журнала с диском «Истории в мультфильмах», созданных при помощи Компьютерной программы «Конструктор мультфильмов Мульти-Пульти» (Слайд 17).

Она включает в себя текстовые, звуковые, графические, анимационные возможности, и является эффективным средством обучения и развития младших школьников.

У конструктора мультфильмов простой и понятный интерфейс. Рисовать мультики легко и просто могут даже дошколята.

Здесь же, всего за несколько минут можно создать свой собственный мультфильм, который при наличии навыков и определенной доли фантазии мало, чем будет отличаться от классического, “настоящего” фильма.

Для того чтобы начать создавать свой собственный полноценный анимационный фильм, нужно разработать краткий сценарий фильма, что тоже является литературным творчеством.

        В данный момент активно участвуем в Международном дистанционном проекте «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ), который реализуется в несколько этапов: Конкурс эрудитов, Конкурс специалистов и Конкурс творческих команд. У детей – участников есть свои личные кабинеты, где они сами и родители могут посмотреть свои результаты. Для выполнения заданий детям приходят тестирующие оболочки, которые они заполняют. Последний конкурс предусматривает дать учащимся, их учителям и родителям возможность проявить себя на творческом и эвристическом уровне, что обычно невозможно в формате традиционных олимпиад, предоставить детям и педагогам шанс показать себя в новом качестве, продемонстировать свои креативные способности. (Слайд 18) Из этого примера вы можете увидеть, что ИКТ являются также и средством повышения эффективности взаимодействия учителя и родителей при обучении и воспитании школьников.

           К участию в дистанционных конкурсах привлекаю не только детей и родителей, но и участвую сама. (Слайд 19)

Я считаю, что применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы.

   Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.

      Ещё Демокрит говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!»

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд (эпиграф)

- Будьте любезны, в каком направлении мне идти? – спросила Алиса.

- В известном тебе, - ответил Кот.

 - Оно мне неизвестно.

 - Значит, в неизвестном. Во всяком случае, известно, что в известное время ты окажешься там или тут…

                                                                      Л. Кэрролл 

-Когда начинала работать с детьми над проектами, т. ж, как и Алиса не знала, в каком направлении мне идти и куда меня это приведёт.

Что же такое проект? Сами того не подозревая, все мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

        Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, купить в квартиру, что одеть и обуть,  а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект!

        Вы решаете, какую программу провести на свой день рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект!

Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

        (Так в доступной форме объясняю детям, что же такое проект)

Для вас же Историческая справка: Слайд.

       Основателем проектной деятельности считают американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Именно этот учёный сто лет назад  предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей.

Слово "проект" в буквальном переводе с латинского - "брошенный вперёд".

    Применительно к школе образовательный проект рассматривает как совместно учебно-познавательная, творческая или  игровая деятельность    учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на  достижение общего результата.

   В работе использую методику А. И. Савенкова, использую тетради «Я-исследователь» А.И. Савенкова, Р.И. Сизовой «Учусь создавать проекты»

Предлагаю вам послушать Историю….

Слайд.

История о старце и лодке или как научиться решать проблемы проектным методом

Н. Болсуновская

        Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.

Ни моста, ни лодки не было видно…  Возникла проблема – надо переправиться, но как…

        Задумался старец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

        «Эврика» - сказал старец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

        Сел старец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

        В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

        Не прошло и 15 минут как старец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нам эта мудрость про старца, учеников и лодку пусть станет иллюстрацией того....

На этом история обрывается на самом главном месте…

И прежде, чем мы закончим предложение  давайте ответим на вопросы:

Какие мысли возникли после прочтения притчи? Что она иллюстрирует? Почему эта притча рассматривается именно в теме «Проектная деятельность»? Какие характеристики проектной деятельности мы можем взять из притчи? Что символизирует лодка?

Чем заканчивается предложение?

       Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты.

        А теперь давайте подробно остановимся на этапах проекта.

В разных методиках предложены различные варианты этапов работы над проектом, я для себя выделяю 6. Слайд (1. Погружение в проект. 2. Планирование деятельности. 3. Осуществление деятельности по решению проблемы. 4. Оформление результатов. 5. Презентация результатов. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.) Приложение 1.

Какие этапы в решении проблемы (этапы проекта) прошёл мудрец?

В работе с детьми сложнее всего даётся 1 этап, поэтому остановлюсь на нём подробно. На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, гипотеза, цели и задачи.

Начало любого проекта - это тема работы.

Если бы старец выполнял проект, какова бы была тема его проекта?

Предложите разные варианты названия.

(Ссылка на Тетрадь)            проект переправки на другой берег

Слайд.

   Вернёмся к нашей истории, сначала мудрец столкнулся с проблемой. С какой?

   Поиск проблемы - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».

Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Например:

Сегодня 12 марта. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы описать свои ощущения, чувства, разделимся на группы.

ЗАДАНИЕ для группы - группы артистов: «Посмотри на 12

марта чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели.

ЗАДАНИЕ для ГРУППЫ-группы художников.- «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «12 марта»

ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - предметом будет являться сегодняшний день «12 марта». 

ЗАДАНИЕ для группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами « Потому что наступило 12 марта».

В результате выполнения таких заданий, дети приходят к выводу, что любую проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов.

Далее, выдвигаем гипотезу. Гипотеза – это предположение, рассуждение догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Упражнения на умение выдвигать гипотезу:

Задание «Давайте вместе подумаем»:

Как птицы узнают дорогу на юг? (предположение от каждой группы)

Упражнение на обстоятельства. 

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

  • Сумка
  • Соль
  • Пипетка
  • Носовой платок
  • Зубочистка
  • Автомобиль
  • Молоток

(предположение от каждой группы)

Упражнение «Найдите возможную причину события»

  • За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.
  • Не горит лампочка в люстре.
  • Сегодня в парке весь день звучала музыка.
  • Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.
  • Наступила зима, а утки не улетели.

Какую гипотезу мог выдвинуть старец?

Ставим цель и задачи.

(задания из тетради)

Кратко по 2- 6 этапу.

И в заключении притча:

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Это я к тому, что чтобы научить ребёнка создавать и реализовывать достойные проекты, нужно чтобы он сам хотел этого. С какими мыслями он будет этим заниматься, такой будет и проект.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будьте любезны, в каком направлении мне идти? – спросила Алиса. - В известном тебе, - ответил Кот. Оно мне неизвестно. Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут… Л. Кэрролл

Слайд 2

Основателем проектной деятельности считают американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Слово "проект" в буквальном переводе с латинского - "брошенный вперёд". Применительно к школе образовательный проект рассматривает как совместно учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Слайд 3

История о старце и лодке или как … Н. Болсуновская Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.. Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь. «Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нам эта мудрость про старца, учеников и лодку пусть станет иллюстрацией того.....

Слайд 4

Этапы работы над проектом Погружение в проект. Планирование деятельности. Осуществление деятельности по решению проблемы. Оформление результатов. Презентация результатов. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.)

Слайд 5

«Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его» Ф.Ницше

Слайд 6

1 группа (артисты)- «Посмотри на 21 марта чужими глазами» 2 группа (художники)- «Тема одна - сюжетов много» 3 группа (писатели)- «Составь рассказ, используя данную концовку»

Слайд 7

Гипотеза -это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотеза начинается словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если…

Слайд 8

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи уточняют цель (описывают основные шаги).

Слайд 9

Дженни туфлю потеряла, Долго плакала, искала.

Слайд 11

Тема: «Любимые мультфильмы детей» Цель: «Кто мой настоящий друг» Помоги мальчику Игнату определить задачу к его проекту .

Слайд 12

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.



Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность на уроках в начальной школе

(Подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ Венгеровской СОШ №2 Шуликова Н.Н.)

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

 •    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

   В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности.

 В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Например:

1.Выделение признаков.

2. Сравнение двух и более предметов.

3. Выделение существенных признаков.

4. Классификация.

5. Родо-видовые отношения.

6. Простейшие умозаключения.

     Формирование умений и навыков проектной деятельности осуществляю и в рамках внеурочной деятельности (Факультативный курс «Основы проектной деятельности»). На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности предлагаю детям опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы учащиеся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии. http://www.mindomo.com/view.htm?m=e8e595c9639d4a7796988a0ac04b706c

  Далее выбираем тему проекта.

 Правила выбора темы проекта:

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Организация работы над проектами.

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.