Программа развития
учебно-методический материал

Васильева Надежда Николаевна
Содержание Программа воспитательной работы: Раздел 1.Пояснительная записка Раздел 2. Содержание воспитательной деятельности Раздел 3. Индивидуальная работа с учащимися Раздел 4. Профилактическая работа Раздел 5. Механизмы реализации программы «Ступени успеха» Программа развития классного коллектива «Ступени успеха» Концептуальные основы программы Пояснительная записка Программа «Ступени успеха» рассчитана на развитие классного коллектива 6 класса в 2019-2024 учебные годы (5 лет: 5, 6, 7, 8, 9 классы) и предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя, учащихся и их родителей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, максимальной реализации возможностей детей. Воспитание - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Оно осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Актуальность принятия данной программы обусловлена тем, что современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным. УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности. У – учеба С – социализация П – позитивность Е – единство Х – харизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа развития63.6 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

            Программа воспитательной работы:

  • Раздел 1.Пояснительная записка
  • Раздел 2. Содержание воспитательной деятельности
  • Раздел 3. Индивидуальная работа с учащимися
  • Раздел 4. Профилактическая работа
  • Раздел 5. Механизмы реализации программы «Ступени успеха»

Программа развития классного коллектива

«Ступени успеха»

Концептуальные основы программы

Пояснительная записка

Программа «Ступени успеха» рассчитана на развитие классного коллектива 6 класса в 2019-2024 учебные годы (5 лет: 5, 6, 7, 8, 9 классы) и предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя, учащихся и их родителей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, максимальной реализации возможностей детей.

Воспитание - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Оно осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Актуальность принятия данной программы обусловлена тем, что современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

  И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

 Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.

 УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. Каждый ребенок по-своему уникален, нужно только помочь ему понять свой талант, найти свою дорогу. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

Программа “Ступени успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

  • добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  • систематичность в организации;
  • личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
  • создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
  • сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.

Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:

  • предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
  • педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
  • педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
  • педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
  • педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
  • в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
  • деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
  • участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

-   помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;

- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

-  формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

-  формирование классного коллектива как воспитательной системы;

-  организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;

- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

- формирование здорового образа жизни школьника;

- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;

- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию классного коллектива;

- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;

- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении класса и школы;

- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Принципы воспитательной деятельности

  • Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
  • Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
  • Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
  • Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.

Программа осуществляется:

- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

-  через систему дополнительного образования;

- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями села (музеи, библиотеки и т.д.);

Формы работы:

- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

- тренинги, занятия, курсы;

- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

- дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;

- встречи с интересными людьми;

Приоритетные направления работы:

  1. Интеллектуально-познавательная деятельность “Малая Академия наук”
  2. Спортивно-оздоровительная деятельность “Гармония здоровья”
  3. Духовно-нравственная деятельность “Свеча надежды”
  4. Творческо-эстетическая деятельность “Созвучие юных сердец”
  5. Гражданско-патриотическая деятельность “Колокола времён”
  6. Работа с семьёй “Кладезь семейной мудрости”

Первое направление “Малая Академия наук” - интеллектуально-познавательное

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

-    Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;

- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

-   Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

Виды деятельности:

-   Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

- Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

- Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

Второе направление “Гармония здоровья” - физическое воспитание

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

-   Формирование здорового образа жизни школьника;

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Виды деятельности:

- сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;

- сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;

- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Третье  направление “Свеча надежды” - нравственное воспитание

Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

-формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

Виды деятельности:

- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Четвёртое направление “Созвучие юных сердец” - эстетическое воспитание:

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

        - гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

Виды деятельности:

- изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;

        - стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;

        - изучение и способностей к общению каждого ученика;

Пятое направление “Колокола времён” - гражданско-патриотическое воспитание

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;

- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Виды деятельности:

- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Шестое направление “Кладезь семейной мудрости” - семейное воспитание

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.

Виды деятельности:

- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

-  сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

-     изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Ожидаемые результаты по завершении программы:

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности;
  • Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Формирование партнерских отношений в классном коллективе и умение сотрудничать с педагогами и родителями;

Реализация программы

5 класс

Ступенька первая «Созвездие юных дарований»

Цель работы – формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

Возрастные особенности

(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

  •  базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

        

Направления работы        

Наименование деятельности        

Формы деятельности        

Сотрудничество

1. «Малая Академия наук»

1. «Что такое пятый класс».

2. «Правила ведения дневника»

3. «Неделя пятёрок»

4. «Как я выполняю домашнее задание»

5. «Это интересно знать»

6. «Корзина знаний»

Классный час

Классный час

Игра

 Беседа

 Викторина

 Родители

2. «Гармония здоровья»

1. «Здоровое питание»

2. «Папа, мама, я – спортивная семья»

Классный час

 Мероприятие спорта

Учителеь физкультуры,

МО учителей физкультуры,

3.«Свеча надежды»

1. «День знаний»

2. «Что в имени тебе моём»

3. «Дверь в детство»

4. «Перед старостью склоним колени»

Классный час

Беседа

Мастерская

 Мастерская

Учителя предметники

4. «Созвучие юных сердец»

1.  «Мир моих увлечений»

2.  «День рождения класса. Наши традиции»

3. «Новогодний карнавал»

4. Неделя мальчишек

5.Неделя девчонок

6.  «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

7. «Неделя радуги»

Беседа

Вечер

 Театрализованный праздник

Праздничная акция

 Праздничная акция

Танцевальный вечер

Игровая программа

концерт

Родители

5.«Колокола времён»

1. «Права и обязанности ученика»

2. «Семейные традиции»

3. «Богатыри земли русской»

4. «Священный праздник – День Победы»

5. «Мой родной город»

6. «Я – патриот»

Классный час

 Беседа

 Заочная экскурсия

Классный час

Заочная экскурсия

Цикл тематических бесед

 Учитель истории обществознания

Социальный педагог

6.«Кладезь семейной мудрости»

1. «Трудности адаптации 5-ов к школе»

2. «Стили семейного воспитания»

3. «Значение домашнего задания в учебной деятельности»

4. «Здоровье ребёнка»

5. День открытых дверей

6. «Вот и стали мы на год взрослей»

Родительское собрание

 Посещение уроков, занятий

 Встреча с учителями

 Совместно с детьми

Фельдшер ФАП

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.

6 класс

Ступенька вторая «Я + мои друзья – вместе классная семья»

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

Направления работы        

Наименование деятельности        

Формы деятельности        

Сотрудничество

1. «Малая Академия наук»

1. «Я уже учусь в 6 классе»

2. «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

3. «Счастливый случай»

4. «Мир моих способностей»

5. «Я, мои успехи и неудачи»

Классный час

Познавательная игра

Викторина

Классный час

Тренинг

Библиотекарь, родители

2. «Гармония здоровья»

1. «Что делает человека здоровым и счастливым».           

4. «Мой режим дня»

5. «Весёлые старты»

6.  «Организация питания»

7. День здоровья

Беседа

Беседа

Спортивная игра

Классный час

Мероприятие спорта

Учитель физкультуры,

3.«Свеча надежды»

1. «День знаний»

2. «На кого я бы хотел быть похожим»

3. «Всё о вежливости»

4. «Доброе слово, что ясный день»

5. «Мои права и обязанности»

Классный час

Беседа

Мастерская

 Мастерская

Беседа

Учителя-предметники

4. «Созвучие юных сердец»

1. День знаний

2.   «Неделя пятёрок»

3.  «Новогодний карнавал»

4.  Неделя мальчишек

5.  Неделя девчонок

6.  «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

8.   «Проводы зимы»

9.  День именинника

10. «Неделя радуги»

11.«Я + мои друзья – вместе дружная семья»

Торжественная линейка

Акция

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Театрализованный вечер

 Праздник

Творческий вечер

Учителя-предметники

5.«Колокола времён»

1. «Урок мира»

2. «Добрые молодцы и мудрые девицы»

3. Конкурс песни и строя

4. «Урок мужества»

4. «Древняя Русь»

5. «Подвигу жить в веках»

6. «История родного края»

Классный час

Викторина

Ключевое дело

Беседа, встреча

Историческая игра

Классный час

Социальный педагог

Учитель истории

6.«Кладезь семейной мудрости»

1. «Наказание и поощрение в семье»

2. «Друзья моего ребёнка»

3. «Компьютер в жизни школьника. «За»  и  «против» 

4. «Вредные привычки. Как им противостоять»

5. День открытых дверей

6. «Достижения года»

Родительское собрание

 Посещение уроков, занятий

Родители

 Встреча с учителями

 

 Совместно с детьми

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.

7 класс

Ступенька третья  «По лестнице успеха»

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Возрастные особенности:

12-13– младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Направления работы        

Наименование деятельности        

Формы деятельности        

Сотрудничество

1. «Малая Академия наук»

1. «Урок знаний»

2. «Ура! Мы семиклассники»

 3. «Знатоки родного края»

4. «Учение с увлечением»

5. «Путешествие по морю знаний»

Классный час

Классный час

 Игра

 Беседа, встреча

 Викторина

  Фельдшер ФАП

2. «Гармония здоровья»

1. «Береги здоровье смолоду»

2. «Победить дракона, или как уберечься от вредных привычек»

3. «О пользе здоровой пищи»

4. День здоровья

Классный час

Круглый стол

 Беседа, встреча

 Мероприятие спорта

Учителеь физкультуры,

3.«Свеча надежды»

1. «Азбука вежливости»

2. «Хорошо, что мы все разные. Что такое толерантность?»

3. «Неделя добра»

4. «Я и моя семья»

5. «Мои «хочу» и мои «могу»

6. «Вверх по лестнице жизни»

7. «Семейные традиции и ценности»

Классный час

Беседа

Акция

Мастерская

 Диспут

 Беседа, тренинг

 Мастерская

Учитель- обществознания

Социальный педагог

4. «Созвучие юных сердец»

1. День знаний

2. «Осенний бал»

3. Праздник День Матери

4. «Новогодний карнавал»

5. Неделя мальчишек

6. Неделя девчонок

7. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

8. Проводы зимы

9.  «День именинника»

10. «По лестнице успеха»

Торжественная линейка

Ключевое дело

 Театрализованный праздник

Праздничная акция

 Праздничная акция

Танцевальный вечер

праздник

Игровая программа

концерт

Родители

5.«Колокола времён»

1. «Мы выбираем профессию»

2. «Права несовершеннолетних» 3. «Урок России»

4. «Государственная символика РФ и ЧР»

5. «По дорогам родного края»

 6. «Память, которой не будет конца»

 7. «Русская воинская доблесть»

8. «Краеведение»

Классный час

 Беседа

 Заочная экскурсия

Мастерская

 Творческая мастерская

Классный час

 Диспут

 Цикл тематических бесед

Социальный педагог

6.«Кладезь семейной мудрости»

1. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками»

2. «Учение с увлечением»

3. «Молодежные субкультуры»

4. «Человек привычки – человек воли»

5. Неделя открытых дверей

6. « Год позади. Успехи и планы на будущее»

Родительское собрание

 Посещение уроков, занятий

 Встреча с учителями

Библиотекарь школы

 Совместно с детьми

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.

8 класс

Ступенька четвертая  «Людей не интересных не бывает»

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;

Возрастные особенности

 (13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Направления работы        

Наименование деятельности        

Формы деятельности        

Сотрудничество

1. «Малая Академия наук»

1. «Урок знаний»

2. «По лабиринтам знаний»

3. «Кладезь народной мудрости»

4. «Интеллектуальная мозаика»

5. «История – дорога во времени»

 6. Счастливый случай»

Классный час

Путешествие по станциям

Игра по истории края

Викторина по предметам

Игра – путешествие по истории

 Игра по истории города Чебоксары

Старшеклассники

 Учителя-предметники

 Учител истории

2. «Гармония здоровья»

1. «Не нужен клад, коли в семье лад»

2. «Откровенный разговор с девушками-подростками»

3. «Разговор начистоту с юношами»

4. День здоровья

5. «Мифы и правда о курении и алкоголе»

Классный час

Беседа с обсуждением

Беседа

 Мероприятие спорта

 Беседа с обсуждением

Учитель физкультуры,

Фльдшер ФАП

3.«Свеча надежды»

1. «Доброта спасёт мир»

2. «О самом сокровенном»

3. «Страна, в которой бы мне хотелось жить»

4. «Люди, без которых мне одиноко»

5. «Ответственность и безответственность»

6. Портрет друга, которого я бы хотел иметь»

7. «Умею ли я любить?»

8. «Урок милосердия и доброты»

Диспут

 Беседа

 Мастерская

 Круглый стол

 Классный час

Мастерская

 Диспут

 Классный час

Социальный педагог

Учителя - предметники

Учитель обществознания

4. «Созвучие юных сердец»

1. День знаний

2. «Осенний листопад»

3. «Холодная пара»

4. «Новогодний карнавал»

5. Неделя мальчишек

6. Неделя девчонок

7. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

8. Проводы зимы

9. Предметные недели

10. Празднование Дня Победы

11. «До свиданья, класс 8»

Торжественная линейка

 Театрализованный праздник

Праздничная акция

 Праздничная акция

 Праздник

Акция

Ключевое дело

концерт

Учителя-предметники

 Родители

 Родители

5.«Колокола времён»

1. «Урок мира»

2. «Имею право»

 3. «Мы граждане России»

4. «Символы Отчизны»

5. «Путешествие по колеснице времени»

6. «Колокола веков»

7. «Коллекция человеческой мудрости»

Классный час

Беседа

Диспут

 Классный час

 Историческая игра

 Заочная экскурсия

 Творческая мастерская

Учитель истории

 Учитель музыки,

 Музеи

6.«Кладезь семейной мудрости»

1. «Психологические и возрастные особенности подростка»

2. «Основы профессионального самоопределения»

3. «Если в семье конфликт»

4. «Как уберечь детей от беды»

5. Неделя открытых дверей

6. «Родительский дом – начала начал»

Родительские собрания

 Посещение уроков, занятий

 Учителя-предметники

 

 Учителя-предметники

 Совместно с детьми

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы. Начало профориентационной работы

9 класс

Ступенька пятая «Счастье, которое мы ищем»

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

Возрастные особенности

 (15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

 В 9 классе школьник выбирает форму дальнейшего образования.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • обретение психологической идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Направления работы        

Наименование деятельности        

Формы деятельности        

Сотрудничество

1. «Малая Академия наук»

1. Урок знаний

2. «Твоя будущая профессия»

3. «Роль самообразования в профессиональном определении школьника»

4. «Мои профессиональные приоритеты»

5. «Эрудит»

6. «Знакомство с профессиями»

7. «Как правильно подготовиться к сдаче экзамена»

8. Сдача экзаменов

Классный час

Диспут

 Беседа

Анкетирование

 Конкурс

Мастерская

 Классный час

 Учителя-предметники

2. «Гармония здоровья»

1. «Жизнь бесценна»

2. «Стресс и саморегуляция»

3. День здоровья

4. «Бездна, в которую надо заглянуть»

Классный час

Классный час

Классный час

 Учителеь физкультуры

3.«Свеча надежды»

1. «О дружбе о друзьях»

 2. «О милосердии»

 3. «Дороги, которые мы выбираем»

 4. «Наше право и наш интерес»

5. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

6. «Дружба, любовь и семья»

7. «Жизненный успех. Как его добиться?»

Диспут

 Классный час

 Беседа по профориентации

Беседа

 Классный час

 Литературная беседа

 Классный час

 Учителя литературы

4. «Созвучие юных сердец»

1. День знаний

2.  «Осенний бал»

3. Неделя профориентации

4. «Новогодний карнавал»

5. Рождественские гадания

6. «Аукцион профессий»

7. «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

8. Проводы зимы

9. День именинника

10. «Счастье, которое мы ищем»

Торжественная линейка

Акция

 Театрализованный вечер

Гадания

Классный час

 Праздничный вечер

 Родители

 Родители

5.«Колокола времён»

1. «Урок мира»

 2. «Защитники Родины»

3. «Овеян славою наш флаг»

4. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»

5. «Победа нам досталась тяжело»

 6. «Аллея памяти»

Классный час

Фотовыставка

 Классный час

 Беседа

Встреча

 Акция

Ветераны

6.«Кладезь семейной мудрости»

1. «Помощь семьи в правильной профориентации ребёнка»

2. «Способы конструктивного разрешения конфликтов»

3. «Эмоции и чувства в разговоре с ребёнком»

 4. «Выбор дальнейшего пути «за и «против»

5. Неделя открытых дверей

6. «Как подготовить себя и ребёнка к сдаче экзаменов»

Родительские собрания

 Посещение уроков

 Родители

Учителя-предметники

Дополнительно:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Индивидуальные встречи и беседы;
  • Тематические классные часы (по школьному плану);
  • Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;

Раздел III. Индивидуальная работа с учащимися

 1. Работа с одаренными детьми:

•        собеседование с учителями, работающими в классе;

•        организация участия детей в школьных олимпиадах;

•        мониторинг уровня интеллектуального развития детей.

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

•        организация работы по системе традиционных поручений;

•        организация индивидуальной творческой деятельности;

•        создание условий для самовыражения;

•        включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:

•        собеседование с родителями;

•        наблюдение и особое внимание, коррекция;

•        организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса

               детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

•        собеседование с родителями;

•        контроль социального педагога;

•        контроль и помощь в подготовке домашнего задания;

•        вовлечение в творческую деятельность;

•        собеседование с учителями, работающими в классе;

•        наблюдение и коррекция поведения.

Раздел IV. Профилактическая работа.

Работа с родителями.  Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

•        Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

•        Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

•        Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность  классного  руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1.Изучение условий семейного воспитания:

•        посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;

•        особенности семейного воспитания;

•        беседы, анкетирование родителей;

•        сочинения учащихся о семье;

•        конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;

•        формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:

•        родительские собрания;

•        информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.

•        приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;

•        регулярная проверка дневников.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.Взаимодействие с родительским комитетом:

•        помощь в планировании и организации различных видов деятельности;

•        помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;

•        с учреждениями дополнительного  образования.

5.Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:

•        родительские собрания;

•        заседания родительского комитета;

•        четкие и лаконичные записи в дневниках;

•        записки – извещения.

2.        Работа с педагогами, работающими в классе:

•        изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

•        изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

•        выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

•        развитие коммуникативных умений педагогов;

•        сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

•        помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

•        проведение малых педагогических советов;

•        индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;

•        привлечение учителей к участию в родительских  собраниях класса.

Организация работы с одаренными детьми

Отличительные особенности одаренных детей

Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

Имеют доминирующую, активную,  познавательную потребность.

Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Раздел V. Механизм реализации программы «Ступени успеха».

         "Ступени успеха" является системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива.

Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи.

Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.

 Программа осуществляется:

Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

Через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

Через систему дополнительного образования;

Через систему КТД и традиционных дел ОУ;

В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

В ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педаг, библиотекарь);

Через сотрудничество с детской общественной организацией;

Через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями;

Методы:

Научно-исследовательский;

Метод проектов;

Коммуникативная методика;

Личностно-ориентированный метод;

Метод креативного мышления;

Репродуктивный метод;

Метод критического мышления;

Формы работы:

Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

Тренинги, занятия, курсы;

Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции

Список литературы:

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
  2.  Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
  5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
  7. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
  8. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  9. Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
  10. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
  11. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
  12. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
  15. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
  16. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  18. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
  19. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
  20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и прие...

«Одарённые дети: создание условий для развития» подпрограмма к ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ «Путь к успеху»

технологическая проработка вопросов организации работы с одаренными детьми через оптимальную структуру школьного образования, обеспечивающую создание эффективной системы работы для выявления, максимал...

программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...