Конспект интегрированного урока "Что такое экология?", С.Я. Маршак "Праздник леса"
план-конспект урока (4 класс)

Азизян Лариса Николаевна

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ekologiya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?
С. Я. МАРШАК. «ПРАЗДНИК ЛЕСА»

Цели: продолжать формировать навыки выразительного чтения; познакомить и дать определение науки «экология» учащимся; воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе.

Оборудование: магнитофон, таблицы «Связи в природе», «Экология», «Лес и его обитатели», иллюстрации для словарной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Ребята,  я  рада  приветствовать  вас  на  необычном  уроке.  Почему необычном? А потому, что мы объединили два урока: чтение и окружающий мир.

Начнем с погоды на сегодняшний день (дежурный). Проследите по дневнику наблюдений, какой самый холодный (теплый) день недели. В какие дни выпадали осадки? В виде чего?

II. Проверка домашнего задания.

– Нам  пришла  телеграмма-загадка,  догадайтесь,  ребята,  кто  при-слал ее.

Ученик (читает текст телеграммы). Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится. Летаю по ночам, криком своим людей пугаю. И глаза, говорят, у меня некрасивые. А ведь если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.

Учитель. Кто прислал телеграмму? (Сова.)

– Почему вы так думаете?

– Почему сова считает, что если бы не она, люди были бы без хлеба?

– Подтвердим, как полезна сова, чтением сказки В. Бианки «Сова».

Чтение «в лицах».

– Как старик понял, что допустил ошибку, прогнав сову?

– Что изменилось с прилетом совы на луг?

– Какой можно сделать вывод из прочитанного? (В природе все взаимосвязано.)

III. Введение в тему урока.

– Если вы заметили, что все в природе взаимосвязано, то уже знакомы немного с очень важной наукой, которая называется экология (экос – дом, логос – наука). Именно эта наука доказывает, что все в природе взаимосвязано. Сова приглашает нас проследить, что же это за связи.

Таблица «Лес и его обитатели».

– Как красиво в лесу! Деревья, травы, цветы. Назовите их одним словом. (Растения.)

– Какие условия необходимы для жизни растений?

– Солнце, вода, воздух относятся к какой природе? (Неживой.) А деревья, травы?

– Что  же  связано  между  собой?  (Таблица  «Живая  и  неживая  природа».)

– Какие лесные обитатели появились на поляне?

Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением оленя, мыши.

– Почему эти животные пришли к дубу? А как связаны с дубом эти насекомые? (Гусеница, жук.)

– Какая птичка в чужое гнездо снесла яичко? (Кукушка.) 

– Зачем она прилетела?

– Наша сова как-то связана с дубом?

– На кого охотится волк?

– Какие цепочки получились? (Дуб – мышь – сова, дуб – насекомые – птицы, дуб – олень – волк.)

– Что связано между собой? (Таблица «Животные и растения».)

IV. Игра «Что будет, если…».

– Рассмотрите картинки и продолжите фразу. (Люди будут вырубать леса, сливать грязную воду в реки, уничтожать насекомых.) Ответьте на эти вопросы.

– Кто же еще связан с природой? (Таблица «Человек».)

Вывод. Что же такое экология? (Экология – это наука о связях между живой и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой.)

V. Работа над стихотворением С. Маршака «Праздник леса».

1. Первичное чтение.

– Подумайте, какой праздник у леса?

2. Словарная работа.

Используя иллюстрации, учитель объясняет значение слов: рея, мачта, рубка, киль корабля.

– Почему автор перечисляет части корабля? Какое отношение они имеют к лесу?

3. Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте отрывок, который показывает связь между природой и человеком (между животными и растениями, живой и неживой природой).

– Для чего и кому нужен лес?

– Что мы можем сделать для его охраны?

4. Работа над выразительным чтением.

– Какое предложение по интонации произносим в стихотворении чаще всего? (Вопросительное.) 

– На какое слово лучше ставить ударение при чтении вопросительных предложений? Прочитаем, расставим паузы.

– С каким настроением нужно читать стихотворение? Почему?

3–4 учащихся читают стихотворение.

– Люди должны охранять не только леса, но и всю окружающую нас природу.

На доске: чистый лист, в центре – человек, вокруг черные пятна.

– То, что вы видите здесь, – газета, хотя нет никаких записей. Каждый круг газеты – ее страничка. А готовили ее корреспонденты, они расскажут вам, почему человечек в центре кругов грустный.

1-й корреспондент. Я буду говорить о голубом поле.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

– Что это? (Воздух.)

– Верно, все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Давайте уберем грязь с голубого поля, что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Убираем грязь с голубого поля.)

2-й корреспондент.  Догадайтесь,  что  обозначает  синяя  страничка.

Меня льют, меня пьют,

Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)

– Какую воду мы должны пить, чтобы сохранить здоровье?

3-й корреспондент.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

В облаках кружится птица,

Скачет по ветвям куница,

Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг,

Человек природе друг.

– Мы сможем убрать грязные пятна с зеленого поля, если вы докажете, что знаете правила поведения на природе.

VI. Прослушивание рассказа ученика об отдыхе в лесу (журнал «Начальная школа», 1993, № 4, с. 42).

– Найдите ошибки в поведении школьников.

– Как вы бы поступили на их месте?

Учитель  «снимает  пятна»  с  зеленого  поля,  под  ними – животные, птицы.

– Ребята! Посмотрите, у человечка совсем другой вид, он улыбается. Ему хорошо жить в чистом мире.

VII. Итог урока.

– Мы сегодня говорили очень много о природе. Какой же вывод вы сделали для себя? (Природу нужно охранять, иначе погибнем сами.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Обитатели зимнего леса» с использованием метода игрового моделирования

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя ГПД. Занятие проводилось в 1 классе (VIII вид 1 вариант)На занятии использовалась мультимедийная презентация, что позволило сделать зан...

Урок чтения: С.Маршак "Праздник леса"

Одной из основных задач на уроках чтения считается работа над выразительным чтением. Произведение С.Я.Маршака "Праздник леса" как ни одно другое учит детей выразительному чтению. На его примере легко ...

Конспект интегрированного коррекционного урока по чтению и живому миру для детей 2 класса с речевыми нарушениями "Животные в лесу"

Данный урок  помогает  закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогатить словарь, учит  образовывать притяжательные прилагательные от названий животных, помогает форм...

Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по литературному чтению....

Конспект урока литературного чтения. Тема: «С.Я Маршак в лесу над росистой поляной»»

Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством С.Я. Маршака и его произведений;Планируемые результаты:...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству в 4 классе по теме «Леса России».

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному  искусству в 4 классе по теме «Леса России». Работа организована в научно...