Статья "Исследование мотивации младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла"
статья (3 класс)

Шаронова Анастасия Анатольевна

Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации младших школьников к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Приводятся результаты исследования уровня развития мотивации третьеклассников к изучению этих предметов. В работе определяется круг учебных мотивов, побуждающих младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, анализируется отношение учеников и учителей к внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению.

Ключевые слова: мотивация, учебный мотив, внеурочная деятельность, младший школьник, русский язык, литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharonova_a.a._statya_2021.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Шаронова Анастасия Анатольевна

sharonova1212@mail.ru

УДК 373

Исследование мотивации младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла

Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации младших школьников к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Приводятся результаты исследования уровня развития мотивации третьеклассников к изучению этих предметов. В работе определяется круг учебных мотивов, побуждающих младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, анализируется отношение учеников и учителей к внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению.

Ключевые слова: мотивация, учебный мотив, внеурочная деятельность, младший школьник, русский язык, литературное чтение.

The research of elementary school children’s motivation to study humanitarian subjects

Abstract. The article deals with the problem of elementary school children’s motivation to study «Russian language» and «Literary readings» as subjects. The research results on the level of development of third-graders’ motivation to study these subjects are presented. The article defines the range of educational motives that encourage elementary school children to study humanitarian subjects, analyzes the attitude of students and teachers to extracurricular activities in «Russian language» and «Literary readings» subjects.

Keywords: motivation, educational motive, extracurricular activities, elementary school children, Russian language, literary reading.

Предметы гуманитарного цикла, в частности дисциплины «Русский язык» и «Литературное чтение» открывают большие возможности для успешности младшего школьника как в обучении, так и в жизни.

Во ФГОС НОО определены следующие предметные результаты, которые направлены не только на достижение целей обучения по дисциплинам «Русский язык» и «Литературное чтение», но и на общее развитие, которое обеспечит освоение других учебных предметов: «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры», «осознание значимости чтения для личного развития» [ФГОС НОО, 2010, 10-12 с.]. Важно отметить, что достижение представленных результатов будет возможно только тогда, когда у младших школьников мотивация развита на достаточно высоком уровне.

Мотивация к изучению предметов может быть различной, об этом пишет М. Р. Гинзбург, отмечая, что существует 6 групп мотивов: собственно познавательный мотив и внешние мотивы (позиционный, социальный, оценочный, влияние значимых взрослых, игровой) [Гинзбург, 1988, 40-42 с.]. Важно подчеркнуть, что именно учебный мотив является значимым для формирования мотивации учения, т. к. он направляет младшего школьника на получение знаний по предмету в своих личных целях и интересах.

Особенности учебной мотивации, пути ее развития и повышения рассматривались в исследованиях Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, Г. И. Щукиной. Изучением мотивации, интереса к предмету «Русский язык» занимались такие психологи и педагоги, как Е. Е. Бенина, А. М. Бондаренко, Л. Т. Григорян, Е. Л. Запольская, А. В. Текучев, Н. М. Шанский. Исследование мотивации и интереса к предмету «Литературное чтение» находит отражение в работах М. Д. Кобахидзе, С. И. Колодезниковой, Г. М. Первовой, И. И. Тихомировой, Н. Н. Светловской.

В психолого-педагогической литературе представлено несколько методик, позволяющих определить уровень развития учебной мотивации. В исследовании, проводимом в рамках выпускной квалификационной работы по теме «Развитие мотивации младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла во внеурочной деятельности», с целью выяснения отношения младших школьников к русскому языку и литературному чтению как к учебным предметам были использованы три методики: методика Я. Рубинштейна в модификации В. Ф. Моргуна «Составление расписания на неделю» [Ковалева, 1997, 11-12 с.], методика Г. Н. Казанцевой «Изучение отношения к учебным предметам» [Казанцева] и анкета для изучения отношения младших школьников к внеурочной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение», составленная автором данной статьи. Эксперимент проводился в 3-х классах в 2020 году в Академический гимназии №56 Петроградского района. Всего в исследовании приняли участие 75 учащихся.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень мотивации к изучению предмета «Русский язык» выявлен только у 15% учащихся (11 учеников, которые указали в расписании уроки русского языка пять и шесть раз); выше среднего мотивация развита у 21% опрошенных (учащиеся, которые указали уроки четыре раза в неделю); положительное отношение к предмету зафиксировано у 36% учеников, указавших в расписании уроки два и три раза; ниже среднего мотивация развита у 15% учеников, которые включили в расписание уроки русского языка один раз; негативное отношение к предмету — у 13% учеников (10 школьников, которые не включили уроки по данному предмету в сетку расписания).

Полученные данные свидетельствуют о том, что мотивация младших школьников к изучению русского языка находится на низком уровне, так как треть опрошенных (28%) указали в расписании этот предмет один раз или не включили его в сетку расписания, что говорит об отсутствии у этих учащихся познавательного интереса к изучению предмета «Русский язык».

Результаты диагностики отношения младших школьников к изучению предмета «Литературное чтение» свидетельствуют о том, что высокий уровень мотивации выявлен только у 21% учащихся (указали в расписании уроки литературного чтения пять и шесть раз); выше среднего мотивация развита у 20% опрошенных (указали уроки четыре раза в неделю); положительное отношение к предмету зафиксировано у 29% учеников, указавших в расписании уроки два и три раза; ниже среднего мотивация развита у 17% учеников, которые включили в расписание эти уроки один раз; негативное отношение к предмету — у 13% учеников, не включивших уроки по данному предмету в сетку расписания.

Анализ приведенных данных показывает, что у трети третьеклассников (30% — это ученики, не указавшие предмет в сетке расписания или упомянувшие дисциплину один раз) отсутствует познавательный интерес к изучению предмета «Литературное чтение».

Если сравнить данные по предметам, то можно заметить, что предмет «Литературное чтение» учащиеся изучают с большей охотой и желанием, т. к. дисциплину «Русский язык» готовы изучать с интересом 15% опрошенных, а «Литературное чтение» — 21%.

Анализ результатов анкетирования по методике Казанцевой показал, что у 39% опрошенных младших школьников предмет «Русский язык» является любимым, а для 61% — нелюбимым, в то время как дисциплину «Литературное чтение» относят к числу любимых предметов 80% учеников, а к нелюбимым — 20%. Представленные данные свидетельствуют о том, что изучение дисциплины «Литературное чтение» у учащихся вызывает больше положительных эмоций, чем освоение предмета «Русский язык». Можно предположить, что ученики не осознают целей изучения предмета «Русский язык», не мотивированы его содержанием, а уроки и внеурочная деятельность по предмету не удовлетворяют потребностей учащихся.

Для выявления причин выбора учащимися предмета «Русский язык» в качестве любимого им было предложено ответить на вопрос «Почему ты любишь предмет «Русский язык»?». Ученики дали следующие ответы: 41% младших школьников понимают значимость предмета в жизни и отмечают, что эта дисциплина развивает их культуру, 22% учеников считают, что дисциплина необходима для их успешности в будущем, 19% учеников проявляют интерес к изучению предмета и активно работают на уроке, 13% опрошенных хорошо понимают содержание этого предмета и имеют высокие отметки и 5% учащихся отметили, что они ориентируются на мнение родителей и одноклассников.

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что только 19% учащихся мотивированы содержанием предмета, т. е. у них преобладает познавательный мотив, остальные же учащиеся (81%) имеют внешнюю мотивацию: у 41% учащихся преобладает социальный мотив, позиционная мотивация — у 22%, оценочная мотивация — у 13%, и для 5% учащихся важна ориентация на мнение значимого взрослого.

Аналогичный вопрос был задан младшим школьникам с целью выявления причин выбора предмета «Литературное чтение» в качестве любимого. Анализ результатов анкетирования показал, что 56% учеников проявляют интерес к изучению предмета и активно работают на уроке, 22% осознают значимость предмета в жизни, 18% хорошо понимают содержание этого предмета, имеют высокие отметки и 4% отметили, что они ориентируются на мнение родителей и друзей.

Следовательно, только у половины опрошенных третьеклассников (56%) преобладают учебные мотивы, у остальных же учащихся проявляются социальный, оценочный и внешний мотивы изучения предмета.

На вопрос «Почему ты не любишь предмет «Русский язык»?» учащиеся дали следующие ответы: у 58% учащихся возникают трудности в усвоении содержания учебного предмета, у 25% отсутствует познавательный интерес к изучению предмета и 17% уверены, что знания, полученные при изучении дисциплины, не нужны в будущем. То есть учащиеся не относят предмет «Русский язык» к числу любимых, так как у них возникают трудности при изучении учебного материала (58%) и отсутствует интерес к его изучению (25%).

Ответы третьеклассников на вопрос «Почему ты не любишь предмет «Литературное чтение»?» показали, что у 87% учеников отсутствует познавательный интерес к предмету (не любят читать, обсуждать прочитанное), у 13% возникают трудности в усвоении содержания учебного предмета.

В настоящее время в связи с введением ФГОС НОО широкие возможности для развития мотивации младших школьников к изучению предмета «Русский язык» и «Литературное чтение» открывает внеурочная деятельность [ФГОС НОО, 2010, 23 с.].

В ходе исследования ставилась задача определить отношение младших школьников к внеурочным занятиям по русскому языку и литературному чтению.

По результатам исследования было установлено, что посещают внеурочные занятия по русскому языку и литературному чтению все учащиеся. Из них 74% учеников посещают внеурочные занятия с радостью, 2% не испытают положительных эмоций к занятиям, а 24% затруднились дать ответ.

На вопрос «Почему тебе нравится посещать внеурочные занятия по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение»?» учащиеся дали следующие ответы: 48% узнают новое на занятиях, 34% написали о том, что узнают на внеурочных занятиях больше, чем на уроках, 18% не смогли ответить на вопрос, что свидетельствует о неосознанности осуществляемой деятельности.

Таким образом, учеников побуждают к посещению внеурочных занятий разные причины, одна из которых интерес и желание узнать больше, т. е. познавательный мотив — 82%, не смогли указать мотив посещения занятий 18%.

Отвечая на вопрос «Приносят ли внеурочные занятия по предмету «Русский язык» пользу?», 100% опрошенных дали положительный ответ. По мнению учеников, польза внеурочных занятий заключается в том, что на занятиях третьеклассники узнают новое, расширяют свой кругозор (29%), лучше понимают учебный материал, закрепляют изученное в классе (26%), становятся умнее (11%), на уроках получают хорошие отметки (9%), решают интересные задания, о которых можно рассказать друзьям (9%), выполняют задания, которые понадобятся в жизни (3%). Не смогли ответить на вопрос 13% школьников. Следовательно, большинство младших школьников положительно относятся к внеурочным занятиям по русскому языку и литературному чтению, осознают их значимость и необходимость. 

В ходе опроса учителей начальных классов, который был проведен в Академической гимназии №56 Петроградского района, все опрошенные (10 человек) ответили, что внеурочная деятельность оказывает положительное влияние на мотивацию учащихся. Внеурочные занятия в этой школе проводятся 1-2 раза в неделю на основе самостоятельно подобранных педагогом материалов. На вопрос «При соблюдении каких условий внеурочная деятельность будет оказывать положительное влияние на развитие мотивации?» учителя дали следующие ответы: использование современных педагогических технологий (технология критического мышления, игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология парного, группового обучения, технология дифференцированного подхода); занимательных заданий (кроссворды, логогрифы, анаграммы, шарады, ребусы); разнообразных форм проведения занятий (викторины, проекты, олимпиады, соревнования, экскурсии), а также использование наглядности, создание ситуаций успеха, благоприятного эмоционального климата, использование заданий творческого характера, установление межпредметных связей.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что большинство учителей в качестве мотивирующих стимулов к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» считают внешние факторы (формы занятий, занимательность), и в меньшей степени придают значение содержанию самих предметов, богатству языка и мотивации через характер деятельности учащихся (поисковой, исследовательской, творческой).

В ходе опроса ученикам и учителям был задан один и тот же вопрос: «Какие темы по русскому языку/литературному чтению вызывают наибольший интерес?». По предмету «Русский язык» учащиеся отметили темы: «Значение суффикса» (словообразование), «Буквы для обозначения парного по звонкости-глухости согласного звука в корне слова», «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова» и «Мягкий знак —показатель мягкости», а по предмету «Литературное чтение» — знакомство с писателями, «Русские народные сказки», написание сценария. Учителя указали разделы русского языка, которые учащиеся с интересом изучают: лексика (фразеологизмы, антонимы, синонимы), словообразование, а по «Литературному чтению» — русские народные сказки, литературные сказки, рассказы о детях, о животных, юмористические произведения. То есть, мнение учеников и учителей в основном совпало.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что мотивация к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» у современных младших школьников находится на недостаточно высоком уровне. Причиной данного явления можно назвать отсутствие познавательного интереса. Основным является не познавательный мотив, а совокупность внешних мотивов — социального и позиционного. В настоящее время новые возможности для развития познавательного интереса и мотивации открывает внеурочная деятельность, значимость которой для изучения русского языка и литературного чтения признается как учителями, так и учащимися. Поэтому встает задача разработки содержания и форм ее организации, способствующих развитию у младших школьников познавательных мотивов к изучению предметов гуманитарного цикла.

Литература

Гинзбург М. Р. Особенности психологического развития детей 6-8-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. 136 с.

Ковалева Н. В. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания. Калининград, 1997. 24 с.

Казанцева Г. Н. Изучение отношения к учебным предметам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.org/9-101862.html (дата обращения 28.03.2021)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс] // Сайт министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения 28.03.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

Оформление кабинета английского языка как средство мотивации младших школьников к изучению предмета.

Ни для кого не секрет, что необычное, яркое оформление кабинета для учащихся начальной школы благотворно влияет на мотивацию к учебной деятельности, положительный настрой во время урока и, как следств...

Рекомендации по развитию мотивации младших школьников к изучению хакасского языка и культуры

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, ведущих хакасский язык...

Мотивация младших школьников к изучению немецкого языка

В данной статье рассматриваются основные методы и приемы для формирования мотивации младших школьников к изучению немецкого языка. Актуальность данной темы состоит в том, что на начальном этапе успешн...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ

Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков....

«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира с помощью робота – помощника»

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.«не хочет учиться»«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»«...