Психолого-педагогические особенности освоения народного творчества младшими школьниками
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В младшем школьном возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать, рисовать и изготавливать различные поделки. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все новое вызывает немедленную реакцию. Ребенок весь во власти яркого факта и образа: на уроке изобразительного искусства, труда или кружковом занятии учитель демонстрирует яркий образец изделия  - и лица детей озаряет радость, возникает желание тут же  выполнить аналогичную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности освоения народного творчества младшими школьниками

В младшем школьном возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать, рисовать и изготавливать различные поделки. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все новое вызывает немедленную реакцию. Ребенок весь во власти яркого факта и образа: на уроке изобразительного искусства, труда или кружковом занятии учитель демонстрирует яркий образец изделия  - и лица детей озаряет радость, возникает желание тут же  выполнить аналогичную работу.

  Существует мнение о том, что развитие  младшего школьника находится на кончиках его пальцев, однако смысл этого утверждения постоянно варьируется. Сначала мы пытаемся “развить” ребёнка  через постоянные, бесконечные (часто утомительные и однообразные) практические упражнения для рук, отнимающие много времени и не дающие ожидаемого эффекта, а затем  перестаем верить в развитие через  кончики пальцев и все внимание сосредотачиваем на умственной работе (решение математических задач, выполнении  упражнений по русскому языку и т.п.) и очень многое теряем. Тщательность обработки материала в процессе знакомства с декоративными росписями (по бумаге, бересте, дереву), грамотность приемов работы, основанная на знании свойств данных материалов, технологии самой росписи и колористике, позволит избежать механических упражнений рук  и сформировать у детей высокий интеллект и духовность через мастерство.

У ребёнка 6-8 лет, как правило, отмечается значительное отставание в развитии ручных умений от интеллекта: он всё делает неаккуратно, неуклюже, неумело. Обычно учителя снижают сложность задач, прежде всего в их практической части. Известный   психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что в младшем школьном возрасте для ребенка является проблемой  овладения элементами письма, и «преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, развивающая пальцы»[1]. Соглашаясь с мнением Д.Б. Эльконина, мы считаем, что проблема мелкой моторики учащихся младших классов решается, в том числе, и на занятиях по освоению народных росписей, формирующих навыки исполнительского мастерства и вырабатывающих сложную координацию движений кисти. Учеными доказана связь способности ребенка совершать сложнокоординированные движения пальцами с развитием интеллекта. Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Столь важная область практики нередко пускается как бы на самотек. Между тем среди огромного опыта разработки руки, накопленного людьми (завинчивание гаек, проведение линий, удерживание ложки и т.п.) существует целая область, как бы специально созданная для тренировки пальцев рук в раннем возрасте.

При освоении росписей ребенка можно и нужно учить самостоятельному  выполнению всех доступных  ему художественно-практических действий, основанных на повторе главных отличительных элементов росписи.

Овладение любым видом народного искусства имеет свои специфические черты. Народное искусство приобщает к художественному труду, который пронизывает всю нашу жизнь. Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружала и окружает человека в быту. Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

        По своей природе (простота, завершенность формы, обобщенность образа) народное искусство близко творчеству ребенка. Оно близко его восприятию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, нет натуралистического воспроизведения, однако целостность и законченность образа сохраняется.

        Творчеству детей присуще такие качества народного декоративно-прикладного искусства, как условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя. Однако детям предстоит еще «осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, белого, голубого в гжельской росписи».

        Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. От сюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». [5]

        Говоря о народном искусстве, известный отечественный исследователь детского художественного творчества Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративно-прикладное искусство отвечает интересам детей, дает богатую пищу их художественному воспитанию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений». [7]

        Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

        Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

         «Народное декоративно-прикладное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом». [2]         В произведениях народного искусства и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

        Образы фантастических птиц, зверей и растений воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растений, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значимость и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Даже зрительное воплощение вещей птицы Сирина, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, зверей, рыб». [3]

        Декоративно-прикладное искусство близко и понятно детям. При правильном обучении учащиеся достаточно легко и быстро достигают больших результатов. В народном искусстве отсутствует дробность и иллюзорность в композиционных решениях. Все: объемная форма, изобразительное решение – передается просто, лаконично, лишь главными признаками. Это в какой-то степени облегчает задачу детей в плане воспроизводства и освоения основ декоративно-прикладного искусства.

        «Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий исходить от целого, добиваться лаконичными средствами остроты решения, обогащают графическую выразительность детских работ». [3]

        Детям близки и понятны работы мастеров декоративной росписи по дереву. Они воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это помогает в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством.

        Можно выделить преимущества декоративного рисования по сравнению с другими видами занятий:

  1. Оно не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя и повторяя их. Различные комбинации элементов, чередование по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большое количество разнообразных орнаментов.
  2. Композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей может быть очень простой. Пространственная организация узора облегчается тем, что обычно учащиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг).
  3. Декоративное искусство предполагает стилизацию изображаемого, т.е.

а) обобщение формы путем упрощения её рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета;

б) плоскостное изображение объемных предметов, которое не требует передачи светотени;

в) условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета и, поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

  1. Во время декоративного рисования учащиеся могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали узора, самостоятельно определять их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка активизирует их деятельность.
  2. Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче понять то или иное направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности.
  3. Во время декоративного рисования школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.

Таким образом, декоративного рисования происходит сенсорное развитие ребенка. Так, в частности, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений учащихся о геометрических формах.

Также учитель организует целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении, а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве.[4]

Детское эстетическое восприятие образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет свои особенности. В целом это проблема изучена сравнительно мало.

Исследования показали, что дети 5-7 лет проявляют живой интерес к предметам народного творчества. Яркое впечатление производят на них красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц.

«Декоративность цвета, плоскостной характер в решении композиции росписи, обобщенность в создании форм воспринимаются детьми как образы им близкие и понятные.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства» [6].

Народное искусство эффективно способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное соотношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний.

Восприятие ребенка обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.

Для того чтобы учащиеся начали понимать красоту окружающих их предметов и явлений, необходимо чтобы эстетическое восприятие изделий народных мастеров осуществлялось педагогом объяснением того, что делает предмет, изделие красивым.

Мышление также является важным процессом для успешного осуществления художественно-творческой деятельности. Вместе с ним художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений – главное достоинство.

Ознакомление учащихся с народным искусством рекомендуется начинать с I класса. Это прослеживается в программах разных авторов. Учитель должен знать элементарные основы построения геометрического и зооморфного узора, иметь навык поэтапного показа рождения узоров, учитывая то, что городецкие художники выполняют роспись без предварительного карандашного контура (свободная кистевая роспись).

Литература

  1. Богуславская И.Я. Русское народное искусство – Л., Советский художник, 1968
  2. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву – М., 1956
  3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей – М., Учпедгиз, 1961
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах, 1983
  5. Супрун. Л.Я. Резьба и роспись по дереву. – М., Легкая пищевая промышленность, 1983
  6. Пантелеев Г.Н. Максимов Ю.В. Пантелеева Л.В. Декоративное искусство детям. – М., Просвещение, 1976.
  7. Русское народное прикладное искусство / Майорова К., Дубинская К. – М, Русский язык, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.

Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...

Психолого-педагогическая коррекция проявлений синдрома двигательной гиперактивности младших школьников на уроке физической культуры.

В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми.         Приведены примеры игр, которые могут   использовать в св...

Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не...