Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа (2 класс)

Олейник  Оксана Вячеславовна

В содержании курса  "Я-исследователь" большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде, происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы. В ходе занятий  расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и  источников информации. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литературное чтение», «окружающий мир», «математика» и внеурочная деятельность. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия имени А.И. Яковлева

Рассмотрена                                                                                        

на заседании НМС                                                                            

протокол № __от  ________20                                                                              

Утверждена

приказом директора

314 от 31.08.2020 г.

_________________

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для учащихся 2 классов

на 2020-2021 учебный год

"Я - исследователь"

                                                                                    Составитель:

                                                                                Олейник Оксана Вячеславовна учитель начальных классов

               

                

г. Урай, 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование
  5. Материально – техническое обеспечение

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Практика проведения  с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи: - развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам ;

- ознакомление с научной картиной мира;

 -развитие познавательных потребностей младших школьников;

- развитие познавательных способностей младших школьников;

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым

 для    проведения самостоятельных исследований;

-формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

- формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

   В начале второго класса занятия кружка «Я - исследователь» продолжаются. На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. (Дети проводили наблюдения и опыты по совместно составленной с ними учителем программе).

На занятиях  продолжается игра в исследователей, в ходе которой большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде. В ходе занятий  проводятся тренинги. На них происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы.

В ходе занятий  расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и  источников информации.

Юные исследователи понимают, что в мире много интересного и необычного, которое можно и нужно исследовать. Продолжают  изучать окружающий мир, который находится рядом с нами.

 Благодаря  проведенным исследованиям раскрываются некоторые тайны математики, русского языка, окружающего мира. На данных занятиях младшие школьники также знакомятся с опытом старших школьников, которые имеют больший опыт в проведении исследований.  Дети продолжают знакомиться с технологией проведения исследования.

На заключительных занятиях кружка третьеклассники выступают с результатами проведенных ими исследований. При этом  углубляется  опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с  выступающими,  формулировать вопросы и отвечать на них.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать.

 Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литературное чтение», «окружающий мир», «математика» и внеурочная деятельность.  

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований. Практический выход: проведение школьной научно - практической конференции «Фестиваль первых открытий».

Программа  рассчитана  на обучающихся 2  класса.

   2. Результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

_оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать  такими  понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся  получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать  такими понятиями, как  явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его  собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

                  3.  Содержание учебного курса

Тренинг исследовательских способностей (11 часов)

Тема № 1 «Вводное занятие «Я – исследователь»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Темы № 2-3 «Наблюдение детей в летнее время», презентация детей».

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема № 4 « Определение целей и задач исследования. Методы исследования».

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Темы № 5 - 6 «Что узнали интересное из книг? Результаты проведённых опытов».              

Тема № 7 «Составление плана работы».

Тема №  8  «Организация исследований».

Коллективная беседа «Как составить план работы». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение опытов».

 Тема № 9 «Интуиция и создание гипотез».

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

Тема № 10 «Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов».

Практические задания на анализ и синтез. Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема № 11Семинар «Как подготовиться к защите».

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

             Самостоятельная исследовательская практика (17 часов)

 Тема №1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная  работа с учащимися (методика

и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема № 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи

он должен решать.

Тема №3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный

сценарий.

Тема № 4«Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований».

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

до момента их завершения.

Тема№ 5 «Предварительная защита работ детей».

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

                     Мониторинг исследовательской деятельности(6 часов) 

На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема №1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема № 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тем а№ 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах.

4.Тематическое планирование

№\п

Тема,          дата

Основные виды деятельности

учащихся

Тренинг 11 ч

1

Вводное занятие «Я – исследователь»                                                                                                                                                

Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Практические задания по развитию наблюдательности.

Практические задания -  определение целей и задач, использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

 Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).

 Практическое занятие «Проведение экспериментов»

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Классифицирование. Определение понятий.

Практические задания по структурированию текстов.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Определение основных понятий.

Структурирование полученной информации.

Подготовка текста доклада.

Подготовка к ответам на вопросы.

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

2-3

 «Наблюдение детей в летнее время», презентация детей.                  

                                               

4

Определение целей и задач исследования. Методы исследования.

                                                                                       

5-6

 Что узнали интересное из книг?

                                               

       

Результаты проведённых опытов.

                                                 

                                               

 7

Составление плана работы.

                                               

 8

Организация исследований.

                                               

9

Интуиция и создание гипотез.

                                                 

 

10

 Правильное мышление и логика. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

                                                           

11

Как подготовиться к защите.              

                 

Исследовательская практика. 17ч

12-13

 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

                                           

                                       

14-16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

17-26

Индивидуальная  консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

27-28

Предварительная защита работ детей.

 

Мониторинг. 6ч.

29-30

 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

31-32

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

                                         

33-34

Защита собственных исследовательских работ.                                            

                                                     

Всего:   34 урока

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1

1.2

 Программа по  внеурочной  деятельности  кружка «Я – исследователь»

1

 Программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии  с ФГОС второго поколения.

1.3

И. Савенков «Я - исследователь».

 Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2016г.

25

Содержание курса нацелено на формирование  исследовательских способностей. Тетрадь позволяет ученикам практически освоить  теорию, выполнять задания .Всё это способствуют развитию  образного и теоретического мышления, познавательного интереса, желания самостоятельно добывать знания, контролировать свои действия в работе с литературными текстами ,проводить опыты, исследования.

1.4

А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2014г.

1

Книга для учителя.

1.5

-Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2012г.

-Савенков А.И. « Развитие логического мышления.»6-7 лет.

 -Савенков А.И. « Развитие творческого мышления» 6-7 лет.

  -Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011г.

 -Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005г.

 -Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

1

1

1

1

1

Литература предназначена для  детей младшего школьного возраста, которая  необходима для исследовательской работы.

 

Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

2

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...