Приемы и методы формирующего оценивания в начальной школе.
учебно-методический материал
В статье раскрываются приемы и методы оценивания, которые отслеживают прогресс ученика в достижении образовательных результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 172.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методы и приёмы формирующего оценивания в начальной школе.
Что же такое «формирующее оценивание»?
Слайд 2. Формирующее оценивание - это оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение.
Иначе, формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степень уяснения материала учащимся, его иначе можно назвать – «оценивание для обучения». Как сказал Боб Стейк: «Когда суп пробует повар — это формирующее; когда суп пробуют гости — это итоговое».
Как выяснилось, формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Слайд 3. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому.
Слайд 4. При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:
*Изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебных процесс.
*Результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания.
*Изменение личного педагогического стиля учителя.
Еще раз хочу подчеркнуть, что формирующее оценивание, это не отметка, а механизм сбора информации о собственном продвижении ученика.
На сегодняшнем занятии я хочу предложить некоторые методики и инструменты формирующего оценивания, которые применяю в своей работе. Уверена, что многие проводят эту работу в системе или от случая к случаю, но не дают ей определённую формулировку.
Слайд 5. Формирующее оценивание-это пошаговое движение каждого конкретного ученика к лучшим результатам через активное включение его в постоянную рефлексию.
Работу начала с методики Неоконченных предложений, это и есть рефлексия. Здесь идёт Самооценивание работы учеником.
Предлагаю следующий набор предложений, он может меняться. Хочу сразу пояснить, что на уроке выбираю небольшое количество предложений, которые приемлемы именно для этого урока, чтобы ребенок оценил степень усвоения материала.
Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой сегодня я…, потому что...
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Сегодня я узнал…
Было трудно…, потому что...
Я научился…
Задания для меня показались…, потому что...
Для меня было открытием то, что…
Все ответы детей должны быть проговорены. Проводя системную работу из урока в урок, наблюдаю, как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения становятся более интересными и глубокими (Я научился работать в паре, в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).
Слайд 6. Далее начала применять технику Мини-обзор (проводится в конце урока). Здесь более узкая тема, где дети анализируют, как справились с материалом на данном уроке.
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Выявляем проблему, причину её возникновения, и уже на следующем уроке к ней возвращаемся. Даю возможность детям уже самим пытаться находить правильное решение. Иногда на эту работу уходит целый урок.
Подобные вопросы обсуждаются устно.
Слайд 7. Очень интересный приём формирующего оценивания Недельный отчет, который является продолжением двух предыдущих.
Недельные отчеты – листы, которые обучающиеся заполняют раз в неделю, в основном, по математике, русскому языку, планирую начать по окружающему миру с 4 четверти. Дети отвечают на три вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какой изученный материал остался для меня неясным?
Почему я не усвоил материал?
Здесь важно вспомнить вместе с детьми, что пройдено за неделю по предмету, так как детям свойственна забывчивость.
Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты. Цель недельных отчетов в том, что они дают ученикам возможность провести рефлексию вновь приобретенных знаний и сформулировать вопросы о том, что им неясно. Я же узнаю о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получает полезную обратную связь.
Слайд.8. После своего анализа(учеником) очень важно проговорить с ребятами, в чём именно трудность. Иногда дети не могут сформулировать свою проблему, поэтому приходится индивидуально на конкретных примерах её искать, чтобы ребенок и сам ее увидел. Об этом постоянно напоминаю и родителям.
Слайд9. После заполнения листов детьми, провожу свой анализ и составляю для себя таблицу.
Имя прилагательное
№ | Ф И ученика | Проблема при изучении имени прилагательного | Для меня | ||||
Нахождение им.прилаг. в тексте | Умение определять род им.прилаг | Умение определять падеж им.прилаг | Звуко-буквенный анализ | Синтаксический разбор предложения | |||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
Слайд 10. Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я использую такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения, иногда опираясь на опыт других учеников.
Например: Окр. мир3кл Плешаков «Растениеводство»
Для проверки д/з детям было предложено выполнить работу в паре, при этом, они оценивали себя и партнёра, комментировали, как каждый работал в паре, кто внёс большую лепту, что у них получилось, а что нет. Здесь, помимо устной оценки, ребята поставили себе бальную оценку, а потом каждый оценил своего партнёра.
Растениеводство | |||
Культуры | |||
Название выращиваемых растений | |||
Для чего выращивают? | |||
Слайд 11,12. После выполнения работы детьми я предложила правильные ответы, ребята сверяли свои ответы с моими и делали выводы. Многие дети достаточно объективно оценивали себя. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Конечно, на подобную работу уходит много времени, но цель оправдывает средства.
После подобной работы ученик уже более качественно выполнит проверочную работу, так как он увидел все свои недочеты, попытался их исправить, если таковые были.
Слайд 13. Замечательный приём формирующего оценивания Карта понятий, которую я применяю на уроках русского языка, л/чтения и окружающего мира.
Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы или раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в паре, и в группе (пока не решаюсь). При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить цепочку, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты, которые я и применяю на своих уроках.
Слайд 14. На уроках русского языка мы её создаём при изучении частей речи. Желательно, создавать по накопительной, после знакомства с каждым грамматическим признаком данной части речи.
На уроках окружающего мира также использую по отдельным темам.
Слайд 15. Например:1)Окр мир 3кл Плешаков «Животноводство», «Какая бывает промышленность?» При самостоятельном или коллективном изучении темы учащимся предлагается 2 вопроса.
Я предложу вам несложную карту понятий при изучении темы «Животноводство»
1.Что относится к отрасли «Животноводство»?
2.Для чего люди им занимаются?
Животноводство |
Разведение крупного и пчеловодство рыболовство коневодство свиноводство птицеводство
мелкого рогатого скота
Проверка работы может быть разной: работа в паре, по образцу, комментарии отдельных учащихся.
Самооценка может быть эмоциями, !!!, !!,!
Слайд 16. Здесь мне важно увидеть, как ребёнок умеет работать с текстом, как умеет формулировать и излагать кратко свои мысли, как себя оценивает. Мне достаточно двух вопросов. Я составляю для себя таблицу, где всё отражаю.
№ | ФИ ученика | Что оцениваю | ||
Умение находить нужную информацию в тексте | Умение кратко излагать свои мысли | Умение себя оценивать. | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
Слайд17. Еще один метод формирующего оценивания на уроке, который я использую Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащиеся вместе родителями особое внимание уделяют несформированным навыкам учебной деятельности. Лист самооценки я разрабатываю в течение изучения темы, в конце раздела.
Например:
Лист самооценки на уроке математики.
ФИ ученика | |||
Я все понял(а) | Я понял(а), но не совсем. Затрудняюсь, не могу объяснить. | Я не понял(а) | |
Внетабличное умножение и деление | |||
Умножение и деление вида 20*3, 60:2, 60:20 | |||
Умножение вида 23*4 | |||
Деление вида 72:6 | |||
Деление вида 57:19 | |||
Деление с остатком 76:8, 6:7 | |||
Слайд 18. Дети оценивают себя сами, иногда оценивают родители, а я сравниваю их оценку с реальными результатами, которые получила от проведенных срезов. На данном этапе важно выяснить причину, по которой возникают трудности. Нужно всё вместе с детьми проговорить. а затем уже строить работу по ликвидации пробелов. Надо сказать, что дети неохотно называют причину пробелов, если это касается их собственной нерадивости.
Слайд 19. Вот такие ответы дали дети после коллективного устного анализа.
Причины пробелов в знаниях по теме «Внетабличное деление вида 57:3 | |||||
№ | ФИ ученика | Знание таблицы умножения и деления | Замена числа суммой удобных слагаемых | Систематическая невнимательность | Для меня |
1. | |||||
2. | |||||
Слайд 20. Замечательный приём «Перевод информации», который помогает отрабатывать навыки и умения работы с текстом.
Например: рассказы В. Белова «Малька провинилась» и «Еще про Мальку».
Я предлагаю детям преобразовать один вид информации в другой, например, текст в таблицу.
Учащиеся составляют кластер, характеризующий Мальку. Они прочитывают определённый отрывок, а не весь текст (сложно охватить весь материал) и определяют о каком качестве здесь говорится и т.д. Тем самым составляют свою картинку видения прочитанного. Очень важно, чтобы ученик сам увидел, насколько он полно раскрыл картину, поэтому здесь будет уместно применить самооценивание и взаимооценивание. Мы ведём вместе обсуждение, где дети дополняют друг друга и видят, насколько они точно уловили главное. Очень интересная работа. Отметки при этом не ставятся.
Данная работа может быть и подготовкой к выполнению д/работы, где детям предлагается, опираясь на кластер, составить подробный рассказ-характеристику Мальке. Здесь я еще и развиваю устную речь учащихся. После такой подготовительной работы выступления детей более уверенные и полные.
Слайд 21 Н. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» - характеризуем героя. Применяла приём перевод таблицы в текст. Здесь лучше организовать работу в паре. Дети в тексте подбирают подтверждающие факты. После всей работы оценивают своё участие и товарища. Одновременно работает «Взаимооценивание» Не всегда все проходит гладко.
Текст переводим в картинку чаще на уроке изо. Тоже очень ценная и интересная работа. Прочитываю 2 раза отрывок и каждый рисует то, что услышал. После работы обсуждаем, что должно быть на рисунке. Можно оценивать по-разному (качество работы , видение услышанного, творческий вклад ), т.е. на что учитель хочет обратить внимание. Я предлагаю такое задание: 1ряд оценивает качество работы, старание и т.д. или Оцените то, что хотите из предложенных критериев. Подобная работа не должна быть разовой, иначе, в ней нет смысла.
Слайд 22. А для себя я составляю такую таблицу, чтобы всё увидеть.
Приём «Перевод информации»
Перевод текста в картинку.
№ | Ф И ученика | Качество выполненной работы (форма, цвет, пропорции) | Видение услышанного | Творческий вклад | Самооценка |
1 | Афанасьева О. | 3б | 4б | 0б | 4б |
2 | Кононова А. | 5б | 5б | 2б | 5б |
3 | Гагарин А. | 3б | 3б | 0б | 3б |
Баллы-0-5
Слайд 23. Мастер-класс с коллегами.
Слайд 24. Приём «Перевод текста в картинку»
Самооценка -Солнышка нет на вашем рисунке. Нарисуйте такое солнышко, которое соответствует вашей работе.
Для коллег: Перевод информации (текст в таблицу)
Соколов-Микитов «Листопадничек»
1.Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.
— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.(Непослушный, мечтатель)
2. Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.
— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.
— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.
— А тепло в вашей хатке зимой?(любознательный)
3. Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.(заботливый)
4. — Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!
У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.
— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.
Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.(смелый)
5. За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.(терпеливый)
Слайд 25. Для коллег. Недельный отчёт:
Недельный отчёт__________________________________________ | |
Что важного и нужного сделал(а) за неделю | |
Какие важные моменты упустил(а)?_ | |
По какой причине не доделал(а), упустил(а) и т.д | |
Как вы заметили, применяя различные техники, методы, приёмы формирующего оценивания, мы используем различные современные технологии или их элементы. Иначе говоря, всё взаимосвязано, всё дополняет друг друга для усовершенствования учебного процесса, для улучшения качества преподавания.
Слайд 26. В чем же результативность формирующего оценивания?
1.У ребёнка снижается уровень тревожности.
2.Закрепляется вера в свои силы.
3.Стимулируется активность, повышается мотивация в изучении предмета.
4.Развивается самостоятельность.
Слайд 27. Слова Л.Н.Толстого «Чем легче учителю учить детей, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в начальной школе
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Система формирующего оценивания в начальной школе.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся....

Система формирующего оценивания в начальной школе.
Материал содержит описание техник, обеспечивающих формирующее оценивание в начальной школе (обобщён и представлен свой опыт и опыт других учителей, успешно использующих данные техники в своей педагоги...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития
Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...

Опыт применения методов и приемов формирующего оценивания в начальной школе
В статье описан опыт применения методов и приемов формирующего оценивания. Проанализирована эффективность применения методов и приемов формирующего оценивания в начальных классах. Даны рекомендации по...

презентация "Приемы и методы формирующего оценивания в начальной школе."
В презентации наглядно раскрываются приемы и методы оценивания, которые отслеживают прогресс ученика в достижении образовательных результатов....













