Рабочая программа Учебного модуля «Основы растениеводства» в рамках предмета «Окружающий мир», 4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Целью программы является формирование у учащихся первичных представлений об основах растениеводства, роли растений в природе и жизни человека, а также развитие познавательного интереса к миру растений и практических навыков ухода за ними.
Актуальность программы объясняется необходимостью формирования у детей уважения к природе и понимания роли растений в жизни человека и экосистеме в целом, понимание связи человека с природой, значимости растений для его жизни и здоровья. Изучение основ растениеводства способствует экологическому воспитанию, формированию ответственного отношения к окружающей среде и пониманию ценности труда. В условиях глобальных экологических проблем знание основ растениеводства становится особенно важным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Займо – Обрывская средняя общеобразовательная школа
Азовского района
(МБОУ Займо-Обрывская СОШ Азовского района)
Утверждаю.
Директор МБОУ Займо-Обрывской СОШ
Азовского района
Приказ от «30» августа 2025 г. № 68
_______________ Т.А. Грибкова
Рабочая программа
Учебного модуля
«Основы растениеводства» в рамках предмета «Окружающий мир»
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование, 4 класс
Учитель: Кожанова Елена Васильевна
с. Займо-Обрыв 2025 год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
- Основная образовательная программа начального общего образования.
- Программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (А.А. Плешаков, УМК «Школ России»).
- Положения о составлении рабочих программ в МБОУ Займо - Обрывской СОШ Азовского района.
Целью программы является формирование у учащихся первичных представлений об основах растениеводства, роли растений в природе и жизни человека, а также развитие познавательного интереса к миру растений и практических навыков ухода за ними.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомление учащихся с основными понятиями и процессами, связанными с растениеводством.
- Познакомить с многообразием культурных растений (овощные, плодовые, зерновые, декоративные).
- Познакомить учащихся с основными этапами жизненного цикла растений.
- Изучить основные этапы технологии выращивания растений от семени до урожая.
- Обучить основам агротехники выращивания растений (почва, свет, вода, тепло).
- Сформировать представления об основных органах растений и их функциях.
- Сформировать представления о взаимосвязи растений с окружающей средой.
- Развивать навыки наблюдения, сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей (например, почему растение погибло).
- Развивать практические умения: уход за комнатными растениями, проведение простых опытов, работа с землей и семенами.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение анализировать и сравнивать.
- Развивать навыки практической работы с растениями (посев, посадка, уход).
- Развивать умение работать в группе, сотрудничать и оказывать помощь.
- Способствовать развитию проектного мышления и исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе и растениям.
- Формировать экологическую культуру и ответственность за окружающую среду.
- Формировать экологическую культуру и понимание взаимосвязи человека и природы.
- Прививать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
- Способствовать развитию творческих способностей через практическую деятельность.
- Воспитывать ответственность, трудолюбие и бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Актуальность программы объясняется необходимостью формирования у детей уважения к природе и понимания роли растений в жизни человека и экосистеме в целом, понимание связи человека с природой, значимости растений для его жизни и здоровья. Изучение основ растениеводства способствует экологическому воспитанию, формированию ответственного отношения к окружающей среде и пониманию ценности труда. В условиях глобальных экологических проблем знание основ растениеводства становится особенно важным.
Принципы построения программы:
- Системность и последовательность - программа строится на взаимосвязи теоретических знаний и практической деятельности, от простого к сложному.
- Доступность - материал излагается в понятной для учащихся 4 класса форме, с использованием наглядных материалов и практических занятий.
- Разнообразие - используются различные методы и формы обучения.
- Научность - содержание программы соответствует современным научным знаниям о растениях и растениеводстве.
- Практико-ориентированность - большое внимание уделяется практическим занятиям, экспериментам и наблюдениям за растениями.
- Интеграция - модуль интегрируется с другими темами курса «Окружающий мир», а также с другими предметами (математика, русский язык, технология, биология, география, экология).
- Сезонность - содержание модуля соотносится с временами года и природными циклами.
Ценностные ориентиры:
- Формирование уважения к природе, развитие критического мышления, понимание значимости сохранения биологического разнообразия и экосистем.
- Любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Понимание ценности труда и уважение к людям, занимающимся сельскохозяйственным трудом.
- Осознание взаимосвязи человека и природы, зависимости человека от растений.
- Ответственность за свои действия и их влияние на окружающую среду.
- Стремление к познанию и исследованию.
Новизна программы заключается в ее ярко выраженном практико-ориентированном и проектно-исследовательском характере.
Модуль предполагает использование активных методов обучения, таких как проектная деятельность, использование информационных технологий и практические занятия на природе, исследовательские работы, игровые ситуации, что способствует повышению интереса учащихся к предмету и развитию их творческих способностей. Учащиеся не просто получают знания, а становятся "юными агрономами", ведущими собственный мини-проект по выращиванию растения.
Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:
- практические занятия (выращивание растений);
- наблюдения за ростом и развитием растений;
- эксперименты и опыты (например, влияние света и воды на рост растений);
- экскурсии на природу;
- проектная деятельность (создание «огорода на окне»);
- групповые и индивидуальные работы;
- беседы с использованием наглядных пособий (картинки, фотографии, гербарии);
- работа с учебником и дополнительной литературой;
- подготовка докладов и презентаций;
- дидактические игры и викторины;
- игровые формы обучения;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- экскурсия (в парк, на пришкольный участок);
- защита проектов;
- викторина;
- выставка урожая.
Результаты освоения программы курса:
По окончании курса учащиеся должны:
- объяснить основные процессы жизни растений;
- иметь представление об основных органах растений и их функциях;
- знать жизненный цикл растений;
- научиться выращивать простые растения;
- уметь различать основные культурные растения;
- сформировать навыки работы в группе и ответственности за общий результат;
- знать основные правила ухода за растениями;
- понимать роль растений в природе и жизни человека;
- уметь проводить простые опыты и наблюдения за растениями;
- проявлять бережное отношение к природе и осознавать свою ответственность за сохранение окружающей среды.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.
Программа реализуется в течение одного года. Занятия проводятся еженедельно на протяжении всего учебного периода.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание обучения.
Что такое растениеводство? Мир культурных растений.
Ключевые понятия: растениеводство, культурные растения, сельское хозяйство, сорта.
Знакомство с наукой растениеводством как частью сельского хозяйства. Происхождение культурных растений от диких предков. Роль растениеводства в жизни человека (обеспечение пищей, кормами для животных, сырьем для промышленности). Основные группы культурных растений: овощные (помидор, огурец, капуста, морковь); плодовые (яблоня, груша, вишня, смородина); зерновые (пшеница, рожь, овес, кукуруза); декоративные (астра, роза, тюльпан, герань); прядильные (хлопок, лен). Игра-классификация "Определи группу растений" по гербариям, муляжам и иллюстрациям.
Из чего растут растения? Семена, клубни, луковицы.
Ключевые понятия: семя, луковица, клубень, корнеплод, проращивание.
Изучение разнообразия посадочного материала. Строение семени фасоли (семенная кожура, семядоли, зародыш). Знакомство с вегетативным размножением: луковицы (тюльпан, лук), клубни (картофель), корнеплоды (морковь). Условия, необходимые для прорастания семян (влага, тепло).
Лабораторная работа: "Рассматривание семян разных растений". Опыт по проращиванию семян фасоли или гороха на влажной марле или фильтровальной бумаге. Заполнение "Дневника юного растениевода": зарисовки и описания.
Условия жизни растений.
Ключевые понятия: почва, свет, тепло, воздух, вода, питательные вещества.
Глубокое изучение факторов среды, необходимых для роста и развития растения. Почва как источник питания и опора для корней. Роль света в процессе фотосинтеза. Значение тепла и воды. Необходимость воздуха для дыхания корней и листьев.
Проведение простых опытов, доказывающих необходимость этих условий:
Опыт 1: "Влияние света" (два ростка, один в темноте, другой на свету).
Опыт 2: "Влияние воды" (две группы семян, одни проращиваются, другие остаются сухими).
Наблюдение за результатами и формулировка выводов.
Инструменты растениевода. Правила безопасного труда.
Ключевые понятия: лейка, грабли, рыхлитель, совок, посадочный ящик, перчатки.
Знакомство с основными инструментами для работы в растениеводстве и их назначением. Изучение правил безопасной работы (переноска инструментов, использование перчаток, гигиена после работы). Основные операции: перекопка, рыхление, посадка, полив, прополка.
Практикум: освоение приемов работы с инструментами. Посадка семян быстрорастущих растений (кресс-салат, редис) в заранее подготовленные ящики или индивидуальные стаканчики.
Проект "Огород на окне".
Ключевые понятия: проект, план, агротехника, сорт.
Введение в проектную деятельность. Выбор культуры для индивидуального или группового выращивания (например, листовой салат, редис, бархатцы, горох). Обсуждение и составление совместного плана проекта. Реализация проекта: посадка семян в свой горшочек с подписью. Ведения "Дневника юного растениевода".
Уход за культурными растениями.
Ключевые понятия: полив, рыхление, прореживание, подкормка, пикировка.
Изучение приемов ухода за растениями на разных этапах роста. Правила полива (частота, количество воды). Зачем нужно рыхление ("сухой полив"). Цель и техника прореживания всходов. Знакомство с понятием "подкормка" (на примере безопасных удобрений, например, золы или специальных детских удобрений).
Практическое занятие по уходу за своими растениями в "огороде на окне": полив, осторожное рыхление почвы, прореживание слишком густых всходов.
Вредители и помощники.
Ключевые понятия: вредители, болезни, насекомые-опылители, дождевые черви, биологические методы защиты.
Знакомство с организмами, которые могут вредить культурным растениям (тля, слизни, колорадский жук, грибковые болезни). Изучение полезных организмов: насекомые-опылители (пчелы, шмели), насекомые-хищники (божья коровка, жужелица), дождевые черви (рыхлят почву). Обсуждение экологичных способов защиты растений (привлечение божьих коровок, соблюдение агротехники).
Работа с наглядными материалами (фотографии, рисунки). Викторина или игра "Кто лишний?", где нужно отделить вредителей от помощников.
Защита проектов "Наш урожай". Итоговое занятие.
Ключевые понятия: урожай, презентация, результат, вывод.
Подведение итогов модуля. Анализ успехов и трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при выращивании своих растений. Формирование понимания цикличности сельскохозяйственного труда (посев -> уход -> урожай -> сбор семян).
Презентация учащимися своих проектов. Рассказ по плану:
- Что я выращивал(а)?
- Какой был план?
- Что получилось, а что нет? С какими трудностями столкнулся?
- Показ выращенного растения и "Дневника наблюдений".
- Какой я сделал(а) вывод?
- Организация мини-выставки "Наш урожай".
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные:
- развитие уважения к природе, формирование культуры общения;
- сформировать ценностную ориентацию на бережное отношение к природе и растениям;
- развитие чувства ответственности за свои действия и их влияние на окружающую среду;
- формирование положительного отношения к труду и уважения к людям, занятым в сельском хозяйстве;
Метапредметные:
- развитие навыков самоконтроля, критического мышления;
- умение планировать свою деятельность, ставить цели и задачи;
- умение находить и анализировать информацию из различных источников;
- умение сравнивать, классифицировать и обобщать информацию;
- умение работать в группе, сотрудничать и оказывать помощь;
- умение представлять результаты своей работы в устной и письменной форме;
Предметные:
- знание о структурах и процессах жизни растений;
- знание названий и функций основных органов растений;
- понимание жизненного цикла растений;
- знание основных правил ухода за растениями;
- умение различать основные культурные растения;
- понимание роли растений в природе и жизни человека;
- умение проводить простые опыты и наблюдения за растениями.
Календарно-тематическое планирование программы «Основы растениеводства»
№ п/п | Наименование темы занятий | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Введение в мир растений. Роль растений в экосистеме. | 1 | |||
Разнообразие растений на планете. | 1 | |||
Жизнь растений. Этапы развития растений. | 1 | |||
Строение растений. | 1 | |||
Из чего растут растения? Семена, клубни, луковицы. | 1 | |||
Практическая работа. Рассматривание и сравнение семян разных растений (фасоль, горох, овес, бархатцы). | 1 | |||
Опыт: проращивание семян на влажной марле. | 1 | |||
Условия жизни растений. Почва, свет, тепло, вода. | 1 | |||
Полив и уход за растениями. | 1 | |||
Опыты: "Влияние света на рост ростка", "Влияние воды на прорастание". | 1 | |||
Фотосинтез и дыхание растений. | 1 | |||
Что такое растениеводство? | 1 | |||
Инструменты растениевода. Правила безопасного труда. | 1 | |||
Практикум. Знакомство с инструментами (лейка, грабли, рыхлитель, перчатки). | 1 | |||
Мир культурных растений. Злаки. | 1 | |||
Культурные растения. Овощи. | 1 | |||
Культурные растения. Фрукты и ягоды. | 1 | |||
Уход за культурными растениями. Полив, рыхление, прореживание. | 1 | |||
Практическое занятие: уход за своими растениями. Изучение правил полива и рыхления. | 1 | |||
Растения и труд человека. | 1 | |||
Отработка практических навыков: посадка семян в грунт. | 1 | |||
Экскурсия (по выбору): парк, школьный двор, питомник. | 1 | |||
Проект "Огород на окне". | 1 | |||
Защита проекта. | 2 | |||
Вредители и помощники. Кто помогает, и кто мешает растениям? | 1 | |||
Беседа о насекомых-вредителях (тля) и помощниках (божья коровка, дождевые черви). | 1 | |||
Работа с наглядными материалами. Викторина "Друг или враг?". | 1 | |||
Проект "Наш урожай". | 1 | |||
Защита проекта. | 2 | |||
Представление учащимися своих выращенных растений, рассказ о ходе проекта, трудностях и успехах. | 2 | |||
Обобщение и систематизация знаний. Викторина "Мир растений". | 1 | |||
34 часа | ||||
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Основная образовательная программа начального общего образования.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. – М.: Просвещение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х ч. – М.: Просвещение.
- Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса (А.А. Плешаков, УМК «Школ России»).
- Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
- Книги о растениях.
- Иллюстрированные энциклопедии растений, справочники юного натуралиста.
- Плешаков А.А. "Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики".
- Интернет-ресурсы.
- Сборники дидактических материалов по предмету «Окружающий мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...
Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...
Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...

Рабочая программа учебного модуля "Основы проектной деятельности"
Метапредметный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта призван создать условия ...

Программа учебного модуля "Наглядная геометрия" в рамках предмета "Математика"
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личн...
Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...
