Рабочая программа Учебного модуля «Основы растениеводства» в рамках предмета «Окружающий мир», 4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Кожанова Елена Васильевна

Целью программы является формирование у учащихся первичных представлений об основах растениеводства, роли растений в природе и жизни человека, а также развитие познавательного интереса к миру растений и практических навыков ухода за ними.

 

Актуальность программы объясняется необходимостью формирования у детей уважения к природе и понимания роли растений в жизни человека и экосистеме в целом, понимание связи человека с природой, значимости растений для его жизни и здоровья. Изучение основ растениеводства способствует экологическому воспитанию, формированию ответственного отношения к окружающей среде и пониманию ценности труда. В условиях глобальных экологических проблем знание основ растениеводства становится особенно важным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_modul_osnovy_rastenievodstva.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Займо – Обрывская средняя общеобразовательная школа

Азовского района

(МБОУ Займо-Обрывская СОШ Азовского района)

                                                       Утверждаю.

                                                    Директор МБОУ Займо-Обрывской СОШ

                                                        Азовского района

                                                  Приказ от «30» августа 2025 г. № 68

                                                   _______________ Т.А. Грибкова

Рабочая программа

Учебного модуля

«Основы растениеводства» в рамках предмета «Окружающий мир»

Уровень общего образования (класс)

Начальное общее образование, 4 класс

Учитель: Кожанова Елена Васильевна

с. Займо-Обрыв 2025 год

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
  • Основная образовательная программа начального общего образования.
  • Программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса (А.А. Плешаков, УМК «Школ России»).
  • Положения о составлении рабочих программ в МБОУ Займо - Обрывской СОШ Азовского района.

Целью программы является формирование у учащихся первичных представлений об основах растениеводства, роли растений в природе и жизни человека, а также развитие познавательного интереса к миру растений и практических навыков ухода за ними.

Задачи:

Образовательные: 

  • Ознакомление учащихся с основными понятиями и процессами, связанными с растениеводством.
  • Познакомить с многообразием культурных растений (овощные, плодовые, зерновые, декоративные).
  • Познакомить учащихся с основными этапами жизненного цикла растений.
  • Изучить основные этапы технологии выращивания растений от семени до урожая.
  • Обучить основам агротехники выращивания растений (почва, свет, вода, тепло).
  • Сформировать представления об основных органах растений и их функциях.
  • Сформировать представления о взаимосвязи растений с окружающей средой.
  • Развивать навыки наблюдения, сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей (например, почему растение погибло).
  • Развивать практические умения: уход за комнатными растениями, проведение простых опытов, работа с землей и семенами.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение анализировать и сравнивать.
  • Развивать навыки практической работы с растениями (посев, посадка, уход).
  • Развивать умение работать в группе, сотрудничать и оказывать помощь.
  • Способствовать развитию проектного мышления и исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и растениям.
  • Формировать экологическую культуру и ответственность за окружающую среду.
  • Формировать экологическую культуру и понимание взаимосвязи человека и природы.
  • Прививать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
  • Способствовать развитию творческих способностей через практическую деятельность.
  • Воспитывать ответственность, трудолюбие и бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Актуальность программы объясняется необходимостью формирования у детей уважения к природе и понимания роли растений в жизни человека и экосистеме в целом, понимание связи человека с природой, значимости растений для его жизни и здоровья. Изучение основ растениеводства способствует экологическому воспитанию, формированию ответственного отношения к окружающей среде и пониманию ценности труда. В условиях глобальных экологических проблем знание основ растениеводства становится особенно важным.

Принципы построения программы:

  • Системность и последовательность - программа строится на взаимосвязи теоретических знаний и практической деятельности, от простого к сложному.
  • Доступность - материал излагается в понятной для учащихся 4 класса форме, с использованием наглядных материалов и практических занятий. 
  • Разнообразие - используются различные методы и формы обучения.
  • Научность - содержание программы соответствует современным научным знаниям о растениях и растениеводстве.
  • Практико-ориентированность - большое внимание уделяется практическим занятиям, экспериментам и наблюдениям за растениями.
  • Интеграция - модуль интегрируется с другими темами курса «Окружающий мир», а также с другими предметами (математика, русский язык, технология, биология, география, экология).
  • Сезонность - содержание модуля соотносится с временами года и природными циклами.

Ценностные ориентиры:

  • Формирование уважения к природе, развитие критического мышления, понимание значимости сохранения биологического разнообразия и экосистем.
  • Любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Понимание ценности труда и уважение к людям, занимающимся сельскохозяйственным трудом.
  • Осознание взаимосвязи человека и природы, зависимости человека от растений.
  • Ответственность за свои действия и их влияние на окружающую среду.
  • Стремление к познанию и исследованию.

Новизна программы заключается в ее ярко выраженном практико-ориентированном и проектно-исследовательском характере.

Модуль предполагает использование активных методов обучения, таких как проектная деятельность, использование информационных технологий и практические занятия на природе, исследовательские работы, игровые ситуации, что способствует повышению интереса учащихся к предмету и развитию их творческих способностей. Учащиеся не просто получают знания, а становятся "юными агрономами", ведущими собственный мини-проект по выращиванию растения.

Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:

  • практические занятия (выращивание растений);
  • наблюдения за ростом и развитием растений;
  • эксперименты и опыты (например, влияние света и воды на рост растений);
  • экскурсии на природу;
  • проектная деятельность (создание «огорода на окне»);
  • групповые и индивидуальные работы;
  • беседы с использованием наглядных пособий (картинки, фотографии, гербарии);
  • работа с учебником и дополнительной литературой;
  • подготовка докладов и презентаций;
  • дидактические игры и викторины;
  • игровые формы обучения;
  • урок-исследование;
  • урок-практикум;
  • экскурсия (в парк, на пришкольный участок);
  • защита проектов;
  • викторина;
  • выставка урожая.

Результаты освоения программы курса: 

По окончании курса учащиеся должны:

  • объяснить основные процессы жизни растений;
  • иметь представление об основных органах растений и их функциях;
  • знать жизненный цикл растений;
  • научиться выращивать простые растения;
  • уметь различать основные культурные растения;
  • сформировать навыки работы в группе и ответственности за общий результат;
  • знать основные правила ухода за растениями;
  • понимать роль растений в природе и жизни человека;
  • уметь проводить простые опыты и наблюдения за растениями;
  • проявлять бережное отношение к природе и осознавать свою ответственность за сохранение окружающей среды.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Программа реализуется в течение одного года. Занятия проводятся еженедельно на протяжении всего учебного периода.

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Содержание обучения.

Что такое растениеводство? Мир культурных растений.

Ключевые понятия: растениеводство, культурные растения, сельское хозяйство, сорта.

Знакомство с наукой растениеводством как частью сельского хозяйства. Происхождение культурных растений от диких предков. Роль растениеводства в жизни человека (обеспечение пищей, кормами для животных, сырьем для промышленности). Основные группы культурных растений: овощные (помидор, огурец, капуста, морковь); плодовые (яблоня, груша, вишня, смородина); зерновые (пшеница, рожь, овес, кукуруза); декоративные (астра, роза, тюльпан, герань); прядильные (хлопок, лен).   Игра-классификация "Определи группу растений" по гербариям, муляжам и иллюстрациям.

Из чего растут растения? Семена, клубни, луковицы.

Ключевые понятия: семя, луковица, клубень, корнеплод, проращивание.

Изучение разнообразия посадочного материала. Строение семени фасоли (семенная кожура, семядоли, зародыш). Знакомство с вегетативным размножением: луковицы (тюльпан, лук), клубни (картофель), корнеплоды (морковь). Условия, необходимые для прорастания семян (влага, тепло).

Лабораторная работа: "Рассматривание семян разных растений". Опыт по проращиванию семян фасоли или гороха на влажной марле или фильтровальной бумаге. Заполнение "Дневника юного растениевода": зарисовки и описания.

Условия жизни растений.

Ключевые понятия: почва, свет, тепло, воздух, вода, питательные вещества.

Глубокое изучение факторов среды, необходимых для роста и развития растения. Почва как источник питания и опора для корней. Роль света в процессе фотосинтеза. Значение тепла и воды. Необходимость воздуха для дыхания корней и листьев.

Проведение простых опытов, доказывающих необходимость этих условий:

Опыт 1: "Влияние света" (два ростка, один в темноте, другой на свету).

Опыт 2: "Влияние воды" (две группы семян, одни проращиваются, другие остаются сухими).

Наблюдение за результатами и формулировка выводов.

Инструменты растениевода. Правила безопасного труда.

Ключевые понятия: лейка, грабли, рыхлитель, совок, посадочный ящик, перчатки.

Знакомство с основными инструментами для работы в растениеводстве и их назначением. Изучение правил безопасной работы (переноска инструментов, использование перчаток, гигиена после работы). Основные операции: перекопка, рыхление, посадка, полив, прополка.

Практикум: освоение приемов работы с инструментами. Посадка семян быстрорастущих растений (кресс-салат, редис) в заранее подготовленные ящики или индивидуальные стаканчики.

Проект "Огород на окне".

Ключевые понятия: проект, план, агротехника, сорт.

Введение в проектную деятельность. Выбор культуры для индивидуального или группового выращивания (например, листовой салат, редис, бархатцы, горох). Обсуждение и составление совместного плана проекта. Реализация проекта: посадка семян в свой горшочек с подписью. Ведения "Дневника юного растениевода".

Уход за культурными растениями.

Ключевые понятия: полив, рыхление, прореживание, подкормка, пикировка.

Изучение приемов ухода за растениями на разных этапах роста. Правила полива (частота, количество воды). Зачем нужно рыхление ("сухой полив"). Цель и техника прореживания всходов. Знакомство с понятием "подкормка" (на примере безопасных удобрений, например, золы или специальных детских удобрений).

Практическое занятие по уходу за своими растениями в "огороде на окне": полив, осторожное рыхление почвы, прореживание слишком густых всходов.

Вредители и помощники.

Ключевые понятия: вредители, болезни, насекомые-опылители, дождевые черви, биологические методы защиты.

Знакомство с организмами, которые могут вредить культурным растениям (тля, слизни, колорадский жук, грибковые болезни). Изучение полезных организмов: насекомые-опылители (пчелы, шмели), насекомые-хищники (божья коровка, жужелица), дождевые черви (рыхлят почву). Обсуждение экологичных способов защиты растений (привлечение божьих коровок, соблюдение агротехники).

Работа с наглядными материалами (фотографии, рисунки). Викторина или игра "Кто лишний?", где нужно отделить вредителей от помощников.

Защита проектов "Наш урожай". Итоговое занятие.

Ключевые понятия: урожай, презентация, результат, вывод.

Подведение итогов модуля. Анализ успехов и трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при выращивании своих растений. Формирование понимания цикличности сельскохозяйственного труда (посев -> уход -> урожай -> сбор семян).

Презентация учащимися своих проектов. Рассказ по плану:

  • Что я выращивал(а)?
  • Какой был план?
  • Что получилось, а что нет? С какими трудностями столкнулся?
  • Показ выращенного растения и "Дневника наблюдений".
  • Какой я сделал(а) вывод?
  • Организация мини-выставки "Наш урожай".

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные:

  • развитие уважения к природе, формирование культуры общения;
  • сформировать ценностную ориентацию на бережное отношение к природе и растениям;
  • развитие чувства ответственности за свои действия и их влияние на окружающую среду;
  • формирование положительного отношения к труду и уважения к людям, занятым в сельском хозяйстве;

Метапредметные:

  • развитие навыков самоконтроля, критического мышления;
  • умение планировать свою деятельность, ставить цели и задачи;
  • умение находить и анализировать информацию из различных источников;
  • умение сравнивать, классифицировать и обобщать информацию;
  • умение работать в группе, сотрудничать и оказывать помощь;
  • умение представлять результаты своей работы в устной и письменной форме;

Предметные:

  • знание о структурах и процессах жизни растений;
  • знание названий и функций основных органов растений;
  • понимание жизненного цикла растений;
  • знание основных правил ухода за растениями;
  • умение различать основные культурные растения;
  • понимание роли растений в природе и жизни человека;
  • умение проводить простые опыты и наблюдения за растениями.

Календарно-тематическое планирование программы «Основы растениеводства»

№ п/п

Наименование темы занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение в мир растений. Роль растений в экосистеме.

1

Разнообразие растений на планете.

1

Жизнь растений. Этапы развития растений.

1

Строение растений.

1

Из чего растут растения? Семена, клубни, луковицы.

1

Практическая работа. Рассматривание и сравнение семян разных растений (фасоль, горох, овес, бархатцы).

1

Опыт: проращивание семян на влажной марле.

1

Условия жизни растений. Почва, свет, тепло, вода.

1

Полив и уход за растениями.

1

Опыты: "Влияние света на рост ростка", "Влияние воды на прорастание".

1

Фотосинтез и дыхание растений.

1

Что такое растениеводство?

1

Инструменты растениевода. Правила безопасного труда.

1

Практикум. Знакомство с инструментами (лейка, грабли, рыхлитель, перчатки).

1

Мир культурных растений. Злаки.

1

Культурные растения. Овощи.

1

Культурные растения. Фрукты и ягоды.

1

Уход за культурными растениями. Полив, рыхление, прореживание.

1

Практическое занятие: уход за своими растениями. Изучение правил полива и рыхления.

1

Растения и труд человека.

1

Отработка практических навыков: посадка семян в грунт.

1

Экскурсия (по выбору): парк, школьный двор, питомник.

1

Проект "Огород на окне".

1

Защита проекта.

2

Вредители и помощники. Кто помогает, и кто мешает растениям?

1

Беседа о насекомых-вредителях (тля) и помощниках (божья коровка, дождевые черви).

1

Работа с наглядными материалами. Викторина "Друг или враг?".

1

Проект "Наш урожай".

1

Защита проекта.

2

Представление учащимися своих выращенных растений, рассказ о ходе проекта, трудностях и успехах.

2

Обобщение и систематизация знаний. Викторина "Мир растений".

1

34 часа

Используемая литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Основная образовательная программа начального общего образования.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. – М.: Просвещение.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х ч. – М.: Просвещение.
  • Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса (А.А. Плешаков, УМК «Школ России»).
  • Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
  • Книги о растениях.
  • Иллюстрированные энциклопедии растений, справочники юного натуралиста.
  • Плешаков А.А. "Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики".
  • Интернет-ресурсы.
  • Сборники дидактических материалов по предмету «Окружающий мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

         Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...

Рабочая программа учебного модуля "Основы проектной деятельности"

Метапредметный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта призван создать условия ...

Программа учебного модуля "Наглядная геометрия" в рамках предмета "Математика"

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личн...

Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...