Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
материал по музыке (1,2,3 класс) по теме

Ножкина Людмила Михайловна

 

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач - коррекции недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации. Работая с особым контингентом детей, возникает необходимость расширения сферы влияния музыкального воспитания на социально-личностное развитие каждого ребенка для облегчения его вхождения в социальный мир. Помочь умственно отсталым учащимся усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам народного фольклора.

           Малые формы фольклора - попевки, прибаутки, колыбельные, развивают эмоционально-волевую сферу младших школьников, удовлетворяют детскую потребность в радости.

           Фольклорный материал дает возможность в условиях коллективного обучения проводить индивидуальную воспитательную работу с каждым учащимся. Народная игра объединяет детей общей деятельностью.

           Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные и кубанские песни помогают посеять в детской душе доброе, положительное.

            Обыгрывание нового, а иногда и хорошо знакомого материала в сказочном варианте, раскрывает перед детьми новые грани русского музыкального фольклора. Некоторые изменения и дополнения, внесенные в сценарии народных календарных праздников, дают возможность в театральной постановке сочетать пение, движение с искусством выразительной речи и непринужденного общения.

           Таким образом, использование фольклора в работе с умственно-отсталыми детьми помогает в приобретении ими социокультурного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nozhkina.doc84.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  специальное (коррекционное)

образовательное

учреждение для обучающихся (воспитанников)

с отклонениями в развитии школа-интернат № 7 VIII вида

станицы  Казанской Краснодарского края.

Программа

«Фольклор как средство расширения социокультурного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

                                                                                            Составила учитель музыки

                                                                                               Ножкина Л. М.

2007 год

Пояснительная записка.

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач - коррекции недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации. Работая с особым контингентом детей, возникает необходимость расширения сферы влияния музыкального воспитания на социально-личностное развитие каждого ребенка для облегчения его вхождения в социальный мир. Помочь умственно отсталым учащимся усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам народного фольклора.

           Малые формы фольклора - попевки, прибаутки, колыбельные, развивают эмоционально-волевую сферу младших школьников, удовлетворяют детскую потребность в радости.

           Фольклорный материал дает возможность в условиях коллективного обучения проводить индивидуальную воспитательную работу с каждым учащимся. Народная игра объединяет детей общей деятельностью.

           Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные и кубанские песни помогают посеять в детской душе доброе, положительное.

            Обыгрывание нового, а иногда и хорошо знакомого материала в сказочном варианте, раскрывает перед детьми новые грани русского музыкального фольклора. Некоторые изменения и дополнения, внесенные в сценарии народных календарных праздников, дают возможность в театральной постановке сочетать пение, движение с искусством выразительной речи и непринужденного общения.

           Таким образом, использование фольклора в работе с умственно-отсталыми детьми помогает в приобретении ими социокультурного опыта.

         Цель программы:

          Вырабатывать у учащихся умение выражать собственное отношение к народной музыке; формировать и развивать музыкальные способности детей, основы национального самосознания.

Задачи программы:

- способствовать приобщению детей к истокам народной культуры;

- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся;

- развивать у учащихся умение высказываться о характере, содержании народной музыки, различать жанры народных песен;

- повышать уровень певческих навыков (чистота интонирования, мягкость голосоведения, эмоционально-выразительный уровень исполнения);

- совершенствовать у учащихся речедвигательную координацию;

- развивать коммуникативные навыки учащихся, улучшать их творческую активность.

Программа изучается в младших классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, т. е. 34 часа в год. Продолжительность занятий - 1 академический час. Программа состоит из трех разделов:

1. Попевки, прибаутки, колыбельные.

2. Кубань - песенный край.

3. Народные игры, календарные праздники.

          Все разделы программы включают в себя музыкальный материал, подобранный с учетом возраста детей и особенностей их развития. Репертуар представлен по видам музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание музыки, музыкально-творческая деятельность.

          Программа «Фольклор как средство расширения социокультурного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью» способствует не только формированию и развитию музыкальных способностей детей, но и помогает им адаптироваться в обществе.

Программа

«Фольклор как средство расширения социокультурного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

  1. Русские народные попевки, прибаутки, колыбельные

         Содержание учебного материала:

          Знакомство с малыми формами фольклора. Обыгрывание попевок, прибауток с игрушками, друг с другом. Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен. Разучивание колыбельных песен. Исполнение знакомых колыбельных песен. Знакомство с диалектной фразеологией, её использование в устной речи фольклора.

          Учащиеся должны знать:

             - народные     попевки,     прибаутки,     колыбельные     песни     для самостоя                                тельного     исполнения;

            - особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто).

          Учащиеся должны уметь:

              - петь хором с инструментальным сопровождением и без него;

              - правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально;

              - петь легким звуком песни подвижного характера плавно-напевного характера;

              - обыгрывать попевки, прибаутки, колыбельные с игрушками, друг с другом.

       

      II. Кубань - песенный край.

             Содержание учебного материала:

            Знакомство с такими жанрами кубанской песни, как походная, шуточная, плясовая. Использование кубанских песен, танцев, хороводов.

            Ознакомление с репертуарным песенным фольклором линейных казаков Кубани - старинные, шуточные песни линейных казаков.

             Музыкальные инсценировки, импровизация танцевально-игровых элементов к исполняемым песням.

         

            Учащиеся должны знать:

         - жанры кубанских песен - походные, шуточные, плясовые;

         - песенный репертуар линейных казаков (старинные, шуточные песни);

           - особенности голосоведения кубанских песен (распевы).

            Учащиеся должны уметь:

         - чисто интонировать песни, различные по характеру;

         - правильно выполнять распевание, характерное для кубанских песен;

         - выразительно, эмоционально исполнять песни линейных казаков (старинные, шу  точные песни);

        -  выполнять танцевально-игровые элементы к исполняемым песням;

- инсценировать знакомые кубанские песни.

  1. Народные игры, календарные праздники.

     Содержание учебного материала:

           Подготовка и проведение народных музыкальных игр с использованием имитации образов животных, птиц.

          Знакомство с музыкальным фольклорным материалом календарных праздников.

           Подготовка и проведение одного из календарных праздников (Колядки, Масленица, Весна-Красна).

           Знакомство с деревянными русскими народными инструментами и игра на

них.

          Учащиеся должны знать:

          - правила проведения русских народных музыкальных игр;

          - время проведения календарных праздников (Колядки, Масленица, Весна-Красна);

          - песни-заклички, обрядовые песни к народным праздникам;

          - приемы игры на деревянных русских народных инструментах.

         

          Учащиеся должны уметь:

           - участвовать в русских народных музыкальных играх;

           - эмоционально имитировать образы животных, птиц в народных играх;

           - проводить народные музыкальные игры самостоятельно;

           - исполнять заклички, веснянки, обрядовые песни;

           - играть на деревянных русских народных инструментах.

1, 2 классы

занятий

Тематика занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

I. Русские народные попевки, прибаутки, колыбельные (8 ч)

1-4

Русские народные попевки, прибаутки

4

Знакомство с простейшими народными полевками: «Дождик», «Андрей-воробей», «Заинька».

Прослушивание и исполнение русских народных прибауток: «Лиса по лесу ходила», «Чики-чики-чикалочки», «Бай качи-качи», «Сорока-сорока».

Обыгрывание попевок, прибауток с игрушками, друг с другом.

5-6

Колыбельные

2

Знакомство с особенностями колыбельных песен. Разучивание и исполнение народных колыбельных песен: «Танечка, баю-бай», «У кота-воркота», «Солнце за море ушло».

Обыгрывание колыбельных песен с куклами.

Знакомство с игрой «Разбудим Таню».

7-8

Малые формы фольклора: попев ки, прибаутки, колыбельные песни

2

Выборочное повторение материала.

II. Кубань - песенный край (10 ч)

9- 10

Походные песни кубанских казаков

2

Знакомство с походными песнями «За Кубанью огонь горит», «На заре казак коня поил».

Слушание и разучивание песен «У Кубань-реки», «Казачья папаха».

Импровизация танцевально-игровых элементов к походным песням.

11 -13

Старинные песни линейных казаков

3

Знакомство с песнями «Кабы мне вороного коня», «Уходили казаки за кордон».

Слушание и разучивание песен «Кубанские казаки», «Во Кубанской во станице».

Музыкальные инсценировки песен «Кубан ские казаки», «Во Кубанской во станице».

14- 17

Шуточные плясовые песни линейных казаков

4

Прослушивание песен «Как решил казак осенью жениться», «Галушечки». Прослушивание и разучивание песен «На горе-то калина», «Трава моя трава». Импровизация танцевально-игровых элементов к шуточным песням.

занятий

Тематика занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

18

Жанры кубанской песни (обобщаю щее занятие)

1

Эмоционально-выразительное исполнение ранее изученных песен.

III. Народные игры, календарные праздники (16 ч)

19-21

Народные музыкальные игры с использованием имитации образов животных

3

Прослушивание игровых песенок и разучивание их.

Проведение русских народных игр и коррекционно-двигательных упражнений, основанных на имитации образов животных: «В огород на грядки», «Кот-мурлыка ходит», «Селезенька утку ловит».

22-23

Подвижные народные музыкальные игры

2

Знакомство с подвижными музыкальными играми: «Прилетела совушка», «Я посею конопельки».

Разучивание песенного материала и проведение игр.

24

Веселые музыканты

1

Знакомство с шумовыми инструментами. Игра на деревянных русских народных инструментах.

25-26

Весенние заклички, припевки.

2

Знакомство с песенкой-закличкой «Солнышко-ведрышко», разучивание текста, мелодии, выполнение музыкально-ритмических движений.

Разучивание весенних припевок: «Кулик из-за моря», «Жучик-крючик паучок».

27-28

Веснянки

2

Слушание и разучивание песенок-веснянок «Жавороночки, прилетите», «Ау, ау, аукаем» Эмоциональное обыгрывание веснянок.

29-30

Весенние игры и хороводы

2

Знакомство и разучивание хоровода-диалога «Ты Весна-красна».

Знакомство с песенным материалом и разучивание подвижной игры «Уж ты, рыбка, рыбка-окунечек».

Выполнение музыкально-ритмических движений, сопровождающих игру и хоровод

31 -34

Подготовка к

фольклорному

празднику

«Солнышко,

выгляни».

4

Закрепление весенних песен, игр, закличек, хороводов на тему весны. Работа над эмоциональным исполнением.

3 класс

занятий

Тематика занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

I. Русские народные попевки, прибаутки, колыбельные (8 ч)

1 -4

Русские народные попевки, прибаутки

4

Прослушивание и разучивание народных попевок: «Лиса», «Ходит зайка по саду», «Солнышко», «Сорока».

Знакомство и исполнение русских народных прибауток «Ой, ребята, та-ра-ра», «Андрей-воробей».

Разучивание и проведение прибаутки-игры «Ворон».

5-6

Колыбельные песни

2

Повторение ранее изученных колыбельных песен: «Танечка, баю-бай», «Солнце за море ушло».

Прослушивание и разучивание колыбельных песен: «Котя-котенька», «Как у серого кота», «Ай, баюшки, баюшки».

Обыгрывание колыбельных песен с игрушками.

Музыкально-творческое задание -придумать слова и сочинить мелодию колыбельной песни.

7-8

Малые формы фольклора: попев ки, прибаутки, колыбельные песни

2

Выборочное повторение материала. Работа над эмоционально-выразительным исполнением.

II. Народные игры, календарные праздники (16 ч)

9-13

Народные музыкальные игры-забавы

5

Прослушивание и разучивание музыкальных игр: «Вася-утеночек», .«Мы умеем быстро бегать», «Кот-мурлыка ходит» Повгорение знакомых игр: «В огород на грядки», «Прилетела совушка», «Я посею конопель».

14

«Веселые музыканты»

1

Закрепление игры на деревянных русских народных инструментах.

15 - 18

Колядки

' 4

Знакомство с песенками-колядками, их разучивание.

«Святый вечер» - старинная казачья песня: «Уродилась Коляда», «Уж ты, курка, не пой»

Прослушивание колядок «У нас на Кубани», «Щедрый вечер».

занятий

Тематика занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

19-22

Народные зимние песенки, игры.

4

Слушание и разучивание зимних народных песен «Зимушка, зимушка к нам пришла», «Зима студливая, зима морозная». Разучивание зимних игр: «Морозко и дети», «Зайцы и волки».

23-24

Подготовка к празднику «Пришла коляда, накануне Рождества»

2

Закрепление зимних народных песенок, колядок, игр.

Работа над эмоциональным исполнением.

III. Кубань - песенный край (10 ч)

25-26

Походные песни кубанских казаков

2

Знакомство с походной песней «Ой вы други казаченьки».

Слушание и разучивание песен «На заре казак коня поил», «За Кубанью огонь горит»

Повторение песен «У Кубань-реки», «Казачья папаха».

Импровизация танцевально-игровых элементов к походным песням.

27-29

Старинные песни линейных казаков

3

Знакомство с песней «Едут степью казаченьки».

Разучивание песни «Кабы мне вороного коня».

Повторение песен «Кубанские казаки».

30-33

Шуточные, плясовые песни линейных казаков

4

Знакомство с песней «Не ходи ты, хлопчик».

Разучивание песен «Как решил казак осенью жениться», «Галушечки». Повторение песни «На горе-то калина».

Импровизация танцевально-игровых элементов к шуточным песням.

34

Жанры кубанской песни

1

Повторение и эмоционально-выразительное исполнение выученных песен.

Используемая литература

1. С. И Пушкина. «Мы играем и поем»

2.  П. Ткаченко. Кубанские песни

3.  Детские частушки, шутки, прибаутки

4.  И. Петрусенко. Кубань в песне

5.  О. А. Пономаренко. «Кубановедение на уроках музыки в начальных классах»

6.  Песни линейных казаков. Из репертуара детского фольклорного ансамбля «Казачок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Доклад "Особенности становления связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью".

Главной задачей развития связной речи ребёнка в младшем школьном возрасте является - развитие монолога повествовательного характера....

Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...

Конспект урока "Дикие животные. Заяц" для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Цели урока:Образовательные: - расширять и уточнять знания детей о диких животных на основе изучения зайца;Коррекционно – развивающие: - обогащать словарь и речь учащихся сравнениями;-  корр...

Выступление на педагогическом совете " Социально-бытовая ориентировка - как учебный предмет учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В работе освещаются вопросы целей и задач учебного предмета СБО в  классах интегрированного обучения и воспитания, рассматриваются главные направления педагогической работы в сооветствии с раздел...

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола  "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...