Календарно - тематическое планирование по музыке (Критская) 3 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (3 класс) по теме

Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по музыке (Критская) для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_3_2012.doc125 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/С.В.Евграфова/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №101»  

_________________/О.А.Азизова/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №101»    

________________/Т.Н.Петрова/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

3 класс

Ненастиной Ларисы Дмитриевны

учитель I  квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2012 - 2013  учебный год

Рабочая программа по музыке

3 Б класс

        

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;

• учебного плана МБОУ «СОШ №101» на 2012-2013 учебный год

Общая характеристика учебного предмета:

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:

 формирование основ музыкальной культуры;

 развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

 освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

 воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

         

Предмет музыка в 3 классе начальной школы  имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  2. воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  3. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  4. совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  5. расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  6. активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  7. накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым  признакам;  работать  с  нотной  записью  как  простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Требования к уровню подготовки учащихся 3класса:

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  1. продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  2. воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  3. проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  4.  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  5. эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  6.  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  7.  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  8.  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  9. продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  10. использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  11.  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  12. исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           34

Количество часов в неделю                                      1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Раздел 1. Россия – родина моя (5 часов)

Раздел 2. день, полный событий (4 часа)

Раздел 3. о россии петь, что стремиться в храм (7часов)

Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)

Раздел 5. в музыкальном театре (6 часов)

Раздел 6. в концертном зале (5 часов)

Раздел 7. чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  3 класса (у учителя). – М.: Просвещение, 2009.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2011.

4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс.

5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Список литературы:

1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.

2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.

4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

     6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.

Учебно-тематическое планирование по музыке.

3 класс.

Авторы:  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;

Всего 34 часа, 1 час в неделю

№ п/п

Тема урока

Кол-во ч

Тип урока

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

План

ФФакт

Раздел 1. Россия – родина моя (5 часов)

1

Мелодия – душа музыки

Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (

1

Комбинированный

Текущий

Уметь выявлять характер музыки , слушать музыку внимательно, запоминать названия произведений и их автора

Слушать музыку П. Чайковского

5,09

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи

1

Введение  новых знаний

Текущий

Уметь эмоционально откликаться на музыку, соблюдать певческую обстановку

Слушать романсы

12.09

3

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный

Уметь выявлять характер музыки, слушать музыку, запоминать названия произведений и их авторов.

Уметь эмоционально  откликаться на музыку, знать слова и мелодию гимна России. Иметь представление о музыке своего народа.

Повторить песню «Солдатушки, браво ребятушки»

19.09

4

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

1

Комбинированный

Текущий

Слушать хор «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева

26.09

5

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.

1

Введение  новых знаний

Текущий

Слушать хор «Славься» М. Глинки

3.10

Раздел 2. день, полный событий (4 часа)

Уметь слушать внимательно, определять характер, выразительно исполнять песни исходя из содержания и характера

Слушать  «Утро» Э. Грига

6

С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)

1

Введение  новых знаний

Фронтальный

Уметь исполнять ритмический рисунок музыки, петь легко и свободно, пользоваться цепным дыханием

Слушать  «Утро» Э. Грига

10.10

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)

1

Комбинированный

Тематический

Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

Повторить песню С. Прокофьева «Болтунья»

17.10

8

Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и  П.Чайковского («Детский альбом»)

1

Совершенствование ЗУН

Тематический

Повторить песню М. Мусоргского «С куклой»

24.10

9

Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

1

Комбинированный

Текущий

Уметь разбираться в строении произведений, определять общий характер музыки

Повторить песню М. Мусоргского «Вечер»

07.11

Раздел 3. о россии петь, что стремиться в храм (7часов)

Уметь придумывать свои песенки на предложенные стихи

10

Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный

Знать и любить народную музыку. Уметь слушать внимательно

Слушать «Аве, Мария»

14.11

11

Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов

1

Комбинированный

Фронтальный

Уметь определять настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений, находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями

Повторить песню В. Гаврилина  «Мама»

21.11

12

Образ матери в современном искусстве

1

Введение  новых знаний

Текущий

Уметь соблюдать в пении певческую установку, делать разбор музыкальных произведений

Слушать классическую музыку

28.11

13

Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

1

Повторение и закрепление ЗУН

Текущий

Знать характерные особенности музыкального языка песни. Уметь определять общий характер музыки

Повторить песню А. Гречанинова «Вербочки»

05.12

14

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке

1

Комбинированный

Фронтальный

Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

Слушать классическую музыку

12.12

15

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

1

Введение  новых знаний

Фронтальный

Знать и любить народную музыку. Уметь слушать внимательно

Слушать церковную музыку

19.12

16

Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный

Знать русские народные инструменты. Уметь ориентироваться в записи несложных оркестровых партитур. Уметь различать музыку по настроению, по характеру

Повторить изученные песни

26.12

Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)

Знать характерные особенности музыкального языка песни. Уметь определять общий характер музыки  

17

Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе

1

Комбинированный

Фронтальный

Уметь различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни

Слушать былинную музыку

11.01

18

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля

1

Совершенствование ЗУН

Текущий

Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

Повторить песню Садко из оперы – былины «Садко» Н. Римского - Корсакова

18.01

19

Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

1

Введение  новых знаний

Фронтальный

Уметь различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни

Слушать народную музыку

25.01

Раздел 5. в музыкальном театре (6 часов)

Уметь сочинять песенки заклички. Знать способы использования народной песни в профессиональном творчестве

20

Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

1

Комбинированный

Текущий

Уметь имитировать ритмическое сопровождение в характере музыки, исполнять ритмический рисунок

Слушать увертюру к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки

01.02

21

Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный

Понимать название изученных жанров и форм

Слушать классическую музыку

08.02

22

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).

1

Введение  новых знаний

Текущий

Уметь определять на слух основные жанры музыки

Слушать хор фурий из оперы К. Глюка

15.02

23

Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова

1

Комбинированный

Фронтальный

Знать персонажи музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства

Слушать арию Снегурочки « С подружками по ягоду ходить» Н. Римского - Корсакова

22.02

24

«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского

1

Введение  новых знаний

Текущий

Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

Слушать вступление к опере «Садко» Н. Римского - Корсакова.

29.02

25

Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова

1

Комбинированный

Фронтальный

Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

Слушать классическую музыку

07.03

Раздел 6. в концертном зале (5 часов)

Понимать название изученных жанров и форм Уметь определять на слух основные жанры музыки

26

Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.

1

Введение  новых знаний

Текущий

Знать характерные особенности музыкального языка песни. Уметь определять общий характер музыки  

Слушать классическую музыку

14.03

27

Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.

1

Комбинированный

Фронтальный

Знать персонажи музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства

Слушать «Песни Сольвейг» Э. Грига

21.03

28

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»

1

Введение  новых знаний

Фронтальный

Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

Слушать классическую музыку

04.04

29

Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.

1

Комбинированный

Текущий

Понимать название изученных жанров и форм

Слушать «Лунную сонату» Л.Бетховена

11.04

30

Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный

Уметь сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных вокальных и инструментальных произведениях

Повторить песню «Чудо – музыка живёт» Я. Дубравина

18.04

Раздел 7. чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)

Знать элементарные понятия в области  музыкальной грамоты. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер

31

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

1

Комбинированный

Текущий

Уметь выявлять характер музыки, слушать музыку, запоминать названия произведений и их авторов.

Уметь эмоционально  откликаться на музыку, знать слова и мелодию гимна России. Иметь представление о музыке своего народа.

Слушать «Шествие солнца»

25.04

32

Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора

1

Введение  новых знаний

Фронтальный

Слушать классическую музыку

2.05

33

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)

1

Совершенствование ЗУН

Текущий

Слушать музыку

16.05

34

Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса

1

Комбинированный

Фронтальный

Уметь слушать внимательно, определять характер, выразительно исполнять песни исходя из содержания и характера

Слушать классическую музыку

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...

календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс, автор программы Т.В.Челышева  УМК "Перспективная начальная школа".  Учебник:«Музыка» 1 класс Т.В.Челышева     М.: ...

календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс. Е.Д. Критская.

Календарно-тематическое планирование по  музыке 1 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс, ФГОС, по учебнику Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс, ФГОС, по учебнику Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критской....