Музыкальное искусство как психокоррекция эмоционального состояния
статья по музыке по теме

Статья"Музыкальное искусство как психорекция эмоционального состояния  и условия духовно-нравственного развития гимназистов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Тельнова Алла Владимировна,

 учитель музыки,

                  МОУ «Гимназия №18»,

                                                г.Старый Оскол, Белгородской  области.

          Музыкальное искусство как психокоррекция эмоционального состояния и условие духовно-нравственного воспитания  гимназистов в учебной и внеклассной  деятельности»

              В современное время  особую  актуальность  приобретают  такие разделы  музыкальной  педагогики как: музыкальная  терапия, музыкальная психология, арт-терапия  и др. Многие  видные ученые  занимаются  изучением влияния  музыки  на  эмоциональное состояние людей  различных социальных групп.  

             Многолетний опыт работы  по музыкальному  воспитанию молодежи и школьников позволяет утверждать, что на фоне упадка и депрессии, являющихся в настоящее время составной частью жизни молодого человека, активизация музыкального воспитания – один из оптимальных  способов выхода из создавшейся ситуации. Известно, что еще в Парфянском царстве в 3 веке  до н.э. с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств. А в начале 20 века было научно доказано, что музыкальный звук заставляет вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, ритм и глубину дыхания. Одно  музыкальное произведение может ввергнуть в коматозное состояние, другое – подарит минуты счастья, а какое – то заставит паниковать. Со времени античности именно музыка понималась как универсальное и приоритетное средство воспитания, музыкальность человека рассматривалась как социально  ценное качество. В трактате итальянского  композитора и музыкального теоретика эпохи  Возрождения  Дж. Царлино можно прочитать такие строки: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но как свободную и достойную, т.к. посредством ее мы можем  достичь достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов

          Сегодняшние дети хорошо знают  популярную музыку, достаточно умело  пользуются техникой и аппаратурой, но мало кто проявляет эрудицию в области искусства. Эстетический вкус детей остается на чрезвычайно низком уровне, даже при высоком интеллекте. Без искусства невозможно сформировать духовное богатство человека. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно его эстетического воспитания», - писал В.Сухомлинский. «Начало эстетическое – начало нравственное», - утверждал К.Станиславский. Инженера, спортсмена, солдата, менеджера вырастить можно, а полноценного культурного человека нельзя.    Кризис традиционного образования признают многие учителя, и он явно виден в следующих  противоречиях:

 - между недостаточностью разработки технологии  интегративного обучения в практике преподавания  дисциплин эстетического цикла и современными программными  материалами по этим учебным   дисциплинам.

 - между  психологическим   комфортом  и дискомфортом.

- между  творческим наследием классического  музыкального  искусства и пропаганды  поп-культуры  в средствах массовой  информации.

Выявленные  противоречия помогли  определить  проблему:

Формирование и развитие музыкальной  деятельности гимназистов через  активное восприятие образцов  музыкального  искусства и собственное творчество как один из путей психо-коррекции эмоционального здоровья  и условие духовно-нравственного воспитания гимназистов.

 Главные  цели   и задачи не только  обучение, но и приобщение к важным  навыкам  жизни:

- воспитание художественной культуры  школьников как неотъемлемой части их духовной  культуры, потребности в общении с искусством на основе постижения его   содержания как  живого воплощения общечеловеческих ценностей, эмоционально-духовного опыта  поколений; 

- формирование устойчивого интереса к классическому  искусству, культурным  традициям, воспитание  гордости за его достижения, чувства патриотизма;

-развитие  художественного вкуса, творческих  способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

            Гуманистическая парадигма образовательной системы МОУ «Гимназия №18» состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет личности  образовательные услуги, а личность выбирает собственную траекторию образования. Дополнительное музыкальное, хореографическое, художественное образование дети изучают наряду с общеобразовательными дисциплинами.

             Учебно-воспитательная работа строится на принципах  ничем не стесненного  выбора ребенком видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности  и способности ребенка, предоставления возможности свободного самоопределения и самореализации детей, единства обучения, воспитания и развития. В гимназии создается такое полихудожественное и гуманитарно-эстетическое пространства, в условиях которого у обучающихся могут быть успешно сформированы высокие нравственно-эстетические императивы, осознание себя социокультурной личностью и потребность в целенаправленном совершенствовании своей индивидуальности.  Именно на уроках искусства формируется творческая  фантазия как способность проектировать то, что должно быть создано человеком. Развитие  этого качества  в  детском возрасте трудно переоценить.

             20 век – век узких профессионалов – сменяется веком профессиональной мобильности. На первые роли будут выдвигаться люди, способные с легкостью приобретать новые навыки. Научные данные подтвердили, что лучше всего эти качества развивает в человеке музыкальное образование.

             Музыка всесторонне ускоряет общее развитие ребенка, она не только умножает интеллект в целом, но и развивает способность работать сразу в нескольких  направлениях. Например, контроль словесной памяти показал, что те кто прошел музыкальную подготовку, запоминают иностранные языки лучше.  Занятия искусством  очень важно  и для развития социальных навыков. По утверждению социологов самый гармоничный тип человека – музыкант. Интересную статистику приводят некоторые  западные ученые, которые изучали связь преступности и музыкальных занятий. Выяснилось, что те, кто занимается музыкой, наименее склонен к преступной  деятельности. Более того: те, кто играл на музыкальных инструментах, почти не вовлекается в преступные группировки, а те,  кто знает ноты, вообще не становятся  преступниками. Искусство, и особенно музыка, не только  всесторонне ускоряет общее развитие ребенка и умножает интеллект в целом, но очень  важна и для развития социальных навыков.  Музыкальное искусство  необходимо детям в первую очередь не для того, чтобы стать музыкантами, а для того, чтобы развить в них самостоятельность, уверенность в своих силах, духовно-нравственную культуру.

Библиография

Концепция художественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе.-2002.-№2,3,4

Петрушин В.И., Музыкальная психология/ учебное пособие,-М.:изд.центр «Трикста», 2008,398с.

Подуровский В.М., Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности/учебное пособие, М.: издательский центр «Владос», 2001,318с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...

Презентация на тему:"Эмоции.Эмоциональные состояния"

Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния...

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

Использование музыкальных произведений в воспитательном процессе и их влияние на эмоциональное состояние школьников

Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых ле...

Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...

ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ учащихся младшего школьного возраста

Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания, развития ребенка.С раннего возраста ...