Использование музыкальных произведений в воспитательном процессе и их влияние на эмоциональное состояние школьников
статья на тему

Сухорукова Наталья Владимировна

Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры.

В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней школьник легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности школьника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. В отечественной и зарубежной психологии эмоциональные проявления личности рассматриваются: как факт сознания (Л.С. Выготский, К.Е. Изард, Р. Спиц, Е. Титченер и др.); как специфический вид физиологических процессов (В. Джемс, К. Ланге, Д. Уотсон и др.); как регуляторы деятельности (П.П. Блонский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.); как активизаторы потребностей и возможности их удовлетворения (П.В. Симонов); как выражение отношения.

Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. В Концепции воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально - образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы школьников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Известно, что детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально - эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г., Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период школьного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях. Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней школьник легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности школьника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач и призвана решать самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи». Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают «интонационный словарь» (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.

Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей. Однако наряду с высокохудожественными произведениями народной, детской классической и современной музыки, в программе по музыкальному воспитанию школьников значительное место занимают произведения, специально созданные отечественными композиторами для детей. Многие из них не отвечают высоким требованиям художественности. Долгие годы требования к репертуару определялись идеологическими установками, узко педагогическими и дидактическими задачами. Требование простоты и доступности музыкальных произведений в практике музыкального воспитания зачастую приводило к выхолащиванию художественного содержания, к примитивному упрощению музыкального языка. Сущностная же, ценностная сторона музыкального искусства, по сути, не являлась предметом широкого практического изучения. Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают и принимают ее содержание.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в школьном воспитании и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребёнка. Терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому.

Различный уровень эмоциональной отзывчивости характеризует уровень отношения субъекта к объекту взаимодействия, являясь объективным показателем данного отношения. Исходный уровень Проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью или впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребёнка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с эмоциями высшего порядка, имеющими нравственное, эстетическое содержание, и требует целенаправленной работы по её формированию.

Как личностное качество, эмоциональная отзывчивость рассматривается на социально-нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности. Эмоциональная отзывчивость оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта, и выступает первопричиной активных действий школьника.

В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Эмоциональный отклик является показателем личностного отношения и значимости музыкального произведения для ребёнка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к музыкальному воздействию. Это выражается в широком комплексе внешних проявлений и выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.

Основным признаком музыкальности БМ. Теплов считает способность переживания музыки «как выражения некоторого содержания». Он пишет, что внеэмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Педагоги-музыканты также отмечают, что эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства, и указывают, что она развивается по тем же законам, которым подчиняется любой познавательный акт. Некоторые исследователи проблем музыкального воспитания школьников (Н.А. Ветлугина, О.Ю. Лобанова, Р.В. Оганджанян, К.В. Тарасова и др.) подчеркивают широкую эстетическую природу эмоциональной отзывчивости и относят её к общим музыкальным способностям.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей младшего школьного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию в раннем детстве (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев и др.). В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью сливаются с эмоциональным состоянием ребёнка.

Наиболее оптимальные условия для развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста создаются при: накоплении интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства как эталонов красоты, подобранных с учетом уровня эмоционального развития детей; организации процесса восприятия музыки с включением ориентировочных действии детей по обследованию особенностей музыкальных произведений; развитии интереса и положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке на основе личностного общения ребёнка со взрослым.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки», что и связывает её с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Использование ИКТ   в учебно-воспитательном процессе позволяет мне повысить эффективность преподавания,  более рационально и экономно использовать собственное время и силы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать....

Методики выявления самосознания, самооценки и эмоционального состояния школьников.

Игровые ситуации для выявления уровня самосознания, самооценки и эмоций школьников....

Справка об использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе педагогом Никовской Н.Д

Справка об использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе педагогом Никовской Н.Д...

Сообщение на тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных возможностей состояния здоровья обучающихся в школе нашего типа ставятся определенные цели по следующим направления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1 КЛАССА

Младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятный для развития эмоциональной отзывчивости. Важно помнить об этом, чтобы не «пропустить» природной способности ребенка выходить за ...

Цветной тест М.Люшера - для диагностики эмоционального состояния школьников

Цветной тест М.Люшера позволяет выявить эмоциональное состояние школьника....