Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
    рабочая программа (музыка, 1 класс) на тему

    Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novyy_variant_2012.docx77.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по курсу музыки для 1 класса

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Рабочая программа составлена  на основе Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой (год издания 2009).

     Важнейшим направлением современного художественного образования  является прежде всего воспитание  готовности и способности к художественно-творческому познанию мира, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, готовности  и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций, социальной и профессиональной мобильности, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше».

    Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

             Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 33 часа, в том числе 3 обобщающих урока, 1 урок-концерт в конце учебного года.

    Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений (год издания 2011), учебник «Музыка. 1 класс» (М.: Просвещение, 2011), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 1-4 классы: 1 класс. Музыка вокруг нас"» (М.: Просвещение, 2009).

    Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём на Белгородчине, где возрождаются традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 1 класса введен региональный (Белгородский) компонент в следующих темах: «Дом, который звучит», «Пришло Рождество, начинается торжество»,  «Родной обычай старины», «Край, в котором ты живешь», «Музыкальные инструменты». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

    Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

    Задачи музыкального образования младших школьников:

    воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

    воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

    развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

    накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

    Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

    Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

    Планируемые результаты освоения образовательной программы учащимися 1 класса

    развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

    побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;

    - развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

    формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

    развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

    развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;

    формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

    -        освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи. Обучение музыкальному искусству в 1 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

    Формирование универсальных учебных действий:

    Личностные УУД:

    Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

    Действие смыслообразования,

    Нравственно-этическое оценивание

    Коммуникативные УУД:

    Умение выражать свои мысли,

    Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

    Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

    Регулятивные УУД:

    Целеполагание,

    волевая саморегуляция,

    коррекция,

    оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные универсальные действия:

    Общеучебные:

    Умение структурировать знания,

    Смысловое чтение,

    Знаково – символическое моделирование,

    Выделение и формулирование учебной цели.

    Логические:

    Анализ объектов;

    Синтез, как составление целого из частей

    Классификация объектов.

    Доказательство

    Выдвижение гипотез и их обоснование

    Построение логической цепи рассуждения

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

    чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

    целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

    умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

    уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

    формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

    овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

    продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

    овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

    приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

    формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

    умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

    Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

    формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

    формирование общего представления о музыкальной картине мира;

    знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

    формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

    формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

    умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

    умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

    1 класс (33 часа)

    п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Содержательные линии

    Универсальные учебные действия

    Дата

    план

    факт

    МУЗЫКА ВОКРУГ НАС (16 часов)

    1

    «И муза вечная со мной!»

    1

    Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор-исполнитель-слушатель.

    Наблюдать за музыкой в жизни человека.

    Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

    Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

    Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

    Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

    Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

    Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

    Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов

    Знакомиться с элементами нотной записи.

    Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

    Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

    Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

    4.09.12.

    2

    Хоровод муз

    1

    Хор, хоровод, танцы разных народов мира

    11.09.12.

    3

    «Повсюду музыка слышна...»

    1

    Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок

    18.09.12.

    4

    Душа музыки - мелодия

    1

    Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение

    25.09.12.

    5

    Музыка осени

    1

    Образцы осенней природы в музыке, поэзии.

    2.10.12.

    6

    Музыка осени.

    1

    Импровизации учащихся на стихотворения А. Барто, Н. Михайловой

    9.10.12.

    7

    Сочини мелодию

    1

    Путешествие в школьную страну

    16.10.12.

    8

    Азбука, азбука каждому нужна».

    Музыкальная азбука.

    1

    Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты

    23.10.12.

    9

     Музыкальные инструменты. Обобщающий урок.

    Контрольное тестирование №1

    1

    Закрепление понятий, изученных в 1 четверти

    6.11.12.

    10

     «Садко»  (из русского былинного сказа)

    1

    Знакомство с народной музыкой и инструментами. «Садко» (из русского былинного сказа)

    Наблюдать за музыкой в жизни человека.

    Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

    Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных

    13.11.12.

    11

    Музыкальные инструменты

       1

    Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами

    20.11.12.

    12

    Звучащие картины

       1

    Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты

    произведений. Словарь эмоций.

    Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

    Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

    Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

    Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

    Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов

    Знакомиться с элементами нотной записи.

    Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

    Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

    Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

    .27.11.12.

    13

    Разыграй песню

       1

    Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни

    4.12.12.

    14

    «Пришло Рождество, начинается торжество»

       1

    Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни. Обрядовые, календарные  песни Белгородчины

    11.12.12.

    15

    Родной обычай старины.

       1

    Праздник «Рождество Христово»; колядки.

    Празднование Рождества Христово на Белгородчине

    18.12.12.

    16

    Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок  2 четверти. Контрольное тестирование №2

       1

    Обобщение ранее изученного материала. Выполнение тестовой работы.

    25.12.12.

    МУЗЫКА И ТЫ (17 часов)

    17

    Край, в котором ты живешь

       1

    Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Фольклорные песни Белгородчины

    Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

    Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

    Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

    Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.

    Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

    Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

    15.01.13.

    18

    Художник, поэт, композитор

       1

    Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки)

    22.01.13.

    19

    Музыка утра

       1

    Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки)

    29.01.13.

    20

    Музыка вечера

       1

    Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки)

    5.02.13.

    21

    Музыкальные портреты

       1

    Образы защитников Отечества в музыке.

    19.02.13.

    22

    Разыграй сказку.

    (Баба – Яга. Русская народная сказка)

    1

    Музыкальные образы.

    Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

    Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества

    Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.

    26.02.13.

    23

    «Музы не молчали ...»

    Музыкальные инструменты

    1

    Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса разных музыкальных инструментов

    5.03.13.

    24

    Мамин праздник

    1

    8 Марта - мамин праздник. Музыка и песни о маме

    12.03.13.

    25

    Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке)

    1

    Былины и сказки о воздействующей силе музыки

    19.03.13.

    26

    Звучащие картины. Обобщающий урок 3четверти.

    Контрольное тестирование №3

    1

    Обобщение пройденного материала

    2.04.13.

    27

    Музыка в цирке

    1

    Музыка, сопровождающая цирковое представление

    Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

    Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

    Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

    Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.

    Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

    Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

    9.04.13.

    28

    Дом, который звучит

    1

    Детский музыкальный театр. Опера. Балет.

    16.04.13.

    29

    Опера-сказка

    1

    Знакомство с детски ми операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева

    23.04.13.

    30

    «Ничего на свете лучше нету...»

    1

    Познакомить учащихся с музыкой Г. Гладкова, написанной для мультфильма «Бременские музыканты»

    30.04.13.

    31

    Афиша. Программа. Музыкальный словарик.

    1

    Афиша музыкального спектакля

    7.05.13.

    32

    Музыка в кино.

    Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей

    1

    Музыкальные произведения из детских кинофильмов

    Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

    Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества

    Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.

    Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

    Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

    14.05.13

    33

    Музыка и ты. Обобщающий урок 4 четверти. Урок-концерт

    1

    Музыкальный материал учебного курса

    21.05.13.

    Содержание  образовательной программы учебного курса

    Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

          Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

    Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

    Тема полугодия: «Музыка вокруг нас»  – 16 часов

    Урок 1. И Муза вечная со мной! 

    Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

    Урок 2. Хоровод муз. 

    Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

    Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыкальный фольклор народов России и мира. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира.  Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры.

    Урок 3. Повсюду музыка слышна.

    Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками - попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

    Урок 4. Душа музыки - мелодия. 

    Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня - напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец-  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне  учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики- “солдатики” маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса.

    Урок 5. Музыка осени. 

    Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

    Урок 6. Сочини мелодию. НРК. Музыка Белгородчины

    Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

    Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

    Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

    Урок 8. Музыкальная азбука.

    Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

    Урок 9. Музыкальные инструменты. НРК. Музыкальные инструменты Белгородчины.

    Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа, Белгородчины – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

    Урок 10. «Садко». Из русского былинного сказа.

    Наблюдение народного творчества.Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». 

    Урок 11. Музыкальные инструменты. 

    Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли - арфа - фортепиано.

    Урок 12. Звучащие картины. 

    Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.

    Урок 13. Разыграй песню.

    Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.  

    Урок 14. Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.

    Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

    Урок 15. Добрый праздник среди зимы.

    Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.  Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.

    Урок 16. Обобщающий урок по теме первого полугодия «Музыка вокруг нас».

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Игра «Угадай мелодию» на определение  музыкальных произведений и композиторов, написавших  эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников.     

    Музыкальный материал

    Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский.

    Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». II. Чайковский.

    Колыбельная Волховы, песня Садко («Заиграйте, мои гусельки»). Из оперы «Садко». И. Римский-Корсаков.

    Петя и волк. Симфоническая сказка (фрагменты). С. Прокофьев.

    Третья песня Леля. Из оперы «Снегурочка». И. Римский-Корсаков.

    Гусляр Садко. В. Кикта.

    Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагмент 1-й части). В. Кикта.

    Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.

    Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

    Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

    Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушки-па «Метель». Г. Свиридов.

    Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

    Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

    Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

    Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня.

    Пастушья, французская народная песня; Дударики-дуда-ри, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

    Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

    Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

                                     Раздел 2. «Музыка и ты»

                  Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

    Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

    Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

    Урок 17. Край, в котором ты живешь. НРК.

    Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные  места,  родительский дом,  восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

    Урок 18. Художник, поэт, композитор.

    Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.   Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах. Обращение  к  жанру  пейзажа,  зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи- это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной,  “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их  природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова.

    Урок 19. Музыка утра. 

    Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство - без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно  отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

    Урок 20. Музыка вечера. 

    Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение  в  тему  через  жанра - колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

    Урок 21. Музыкальные портреты. 

    Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

    Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

     Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба-Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.  

    Урок 23. Музы не молчали.

    Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  -  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

    Урок 24. Мамин праздник.

    Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

    Урок 25. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

    Музыкальные  инструменты. Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов.

    Урок 26. Музыкальные инструменты. 

    Музыкальные  инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавесин.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство исполнителя-музыканта.

    Урок 27. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. 

    Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки,  дающая  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой  плясовой.  Выполнение  задания  и выявление  главного  вопроса: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ.  Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.

    Урок 28. Музыка в цирке.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового  представления.

    Урок 29. Дом, который звучит. 

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  Герои  опер - поют,   герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  “встречаются” песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка.

    Урок 30. Опера-сказка. 

    Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

    Урок 31. «Ничего на свете  лучше нету…». 

    Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

    Урок 32. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

    Обобщенное представление музыке в жизни человека. Роль музыкального искусства в кино Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников.   

    Урок 33. Обобщающий урок по теме года «Музыка и ты» Урок-концерт                                   

    Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников год.Исполнение  выученных  песен в течение  всего  года. Составление афиши и программы концерта.

    Музыкальный материал

    Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. Пастораль.   Из  музыкальных  иллюстраций  к  повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Наигрыш. А. Шнитке. Утро. Э. Денисов.

    Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

    Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин.

    Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

    Вечер. В. Салманов.

    Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

    Менуэт. Л. Моцарт.

    Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба-Яга. Детская народная игра.

    У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня, обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

    Симфония №2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

    Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня. Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова.

    Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев. Колыбельная. Ген. Гладков.

    Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Лютневая музыка. Франческо да Милано. Кукушка. К. Дакен. Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой. Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Карга-новой.

    Пыходной марш; Колыбельная. Из музыки к кинофильму 11ирк». И. Дунаевский. Клоуны. Д. Кабалевский.

    Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

    Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

    Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского.

    Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского.

    Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова.

    Бубенчики, американская народная песня, русский текст К). Хазанова.

    Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на 1сму сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина.

    Рабочая программа рассчитана на 33 ч.

    Количество часов

    Всего 33 часа; в неделю 1 час.

    Обобщающих уроков – 4 (тестирование-3, урок-концерт -1)

    Примерное тематическое планирование уроков музыки в 1 классе

    № п/п

    Разделы и темы

    Количество часов

    I

    Музыка вокруг нас

    16

    1

    «И муза вечная со мной»

    1

    2

    Хоровод муз

    1

    3

    Повсюду музыка слышна

    1

    4

    Душа музыки – мелодия

    1

    5,6

    Музыка осени

    2

    7

    Сочини мелодию

    1

    8

    «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука

    1

    9

    Обобщающий урок 1-й четверти

    1

    10

    Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа

    1

    11

    Звучащие картины

    1

    12

    Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

    2

    13

    Разыграй песню

    1

    14

    Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины

    1

    15

    Добрый праздник среди зимы

    1

    16

    Обобщающий урок 2-й четверти

    1

    II

    Музыка и ты

    17

    17

    Край, в котором ты живешь

    1

    18

    Художник, поэт, композитор

    1

    19

    Музыка утра

    1

    20

    Музыка вечера

    1

    21

    Музыкальные портреты

    1

    22

    Разыграй сказку.

    (Баба – Яга. Русская народная сказка)

    1

    23

    «Музы не молчали ...»

    Музыкальные инструменты

    1

    24

    Мамин праздник

    1

    25

    Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке)

    1

    26

    Звучащие картины. Обобщающий урок 3четверти.

    Контрольное тестирование №3

    1

    27

    Музыка в цирке

    1

    28

    Дом, который звучит

    1

    29

    Опера-сказка

    1

    30

    «Ничего на свете лучше нету...»

    1

    31

    Афиша. Программа. Музыкальный словарик.

    1

    32

    Музыка в кино.

    Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей

    1

    33

    Музыка и ты. Обобщающий урок 4 четверти. Урок-концерт

    1

    Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

    Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

    Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

    Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

    Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

    Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

    Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

    В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

      Формы и средства контроля

    Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, викторины,  учебно-творческой работы

     Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Библиотечный фонд

    1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

    2. Примерная программа основного общего образования по музыке

    3. Авторские программы по музыке

    4. Хрестоматии с нотным материалом

    5. Сборники песен и хоров

    6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

    7. Методические журналы по искусству

    8. Учебно-методические комплекты к программе по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

    9. Книги о музыке и музыкантах.

    10.Справочные пособия, энциклопедии  

    Печатные пособия

    1.Таблицы классификации инструментов, музыкальных темпов, ритмов, средства музыкальной выразительности

    2. Схемы  расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; расположение партий в хоре; графические партитуры.

    3. Портреты композиторов

    4. Папки в помощь учащимся начальной школы

    Информационно-коммуникационные средства

    1.Мультимедийные обучающие программы

    Технические средства обучения

    1. Музыкальный центр

    2. CD / DVD-проигрыватели

    3. Телевизор

    Экранно-звуковые пособия

    1.Аудиозаписи  и фонохрестоматии по музыке

    2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

    3. Нотный и поэтический текст песен.

    Учебно-практическое оборудование

    1. Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино), баян.

    2. Комплект детских музыкальных инструментов: бубен, барабан, маракасы;

       народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки, рожки ит.д.

    Список научно-методической литературы.

    «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

    Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

    Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

    Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

    Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

    Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

    «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

    Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

    «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

    Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

    Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

    Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

    Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

    Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

    Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

    Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

    Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

    Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

    Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

    Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

    23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

    Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

    Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

    «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

    «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

    «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

    «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

    «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

    Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

    Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.

    Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.

    Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

    Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

    Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

    Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

    Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

     Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

    Песенные сборники.

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

    Приложение 1.

    Контрольное тестирование №1

     1 четверть

    Тема раздела: « Музыка вокруг нас»

    Найдите лишнее:

    Три «кита» в музыке – это…

    а) Песня

    б) Танец

    в) Вальс

    г) Марш

    Выберите верное утверждение:

    а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

    б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

    в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

    Выберите верное утверждение:

    Народные инструменты – это…

    а) флейта

    б) гусли

    в) барабан

    Выберите верное утверждение:

    Струнные инструменты – это…

    а) флейта

    б) гусли

    в) арфа

    Выбери верное утверждение:

    Предшественник фортепиано – это…

                                                   а) клавесин

                                                   б) синтезатор

                                                   в) рояль

    Контрольное тестирование №2

     2 четверть

    Тема раздела: « Музыка вокруг нас»

    1. Ноты все подряд образуют

    А) Ряд звуков,  Б) Звукоряд,   В) Нотоносец,   Г) Песенку.

    2. Какая из этих нот пишется на третьей линейке нотного стана?

    А) Ля,   Б) Фа,  В) Си,   Г) соль.

    3. На каком инструменте играл Садко?

    А) Балалайка,  Б) Гусли,  В) Домра, Г) Арфа.

    4. Душой музыки является…

    А) Песня, Б) Мелодия, В) Звук, Г) Нота.

    5. Духовой инструмент, который по звучанию напоминает пение птички.

    А) Флейта, Б) Баян, В) Фортепиано,  Г) Рожок.

    Контрольное тестирование №3

     3 четверть

    Тема раздела: « Музыка  и ты»

    1. Что использует композитор, чтобы рассказать миру о музыке

    А) Краски,  Б) Звуки, В) слова

    2. С какой ноты начинается гамма до мажор?

    А) до,  Б) ре,  В) ми,  Г) фа.

    3. На каком инструменте играл Юка из песенки «У каждого свой инструмент»

    А) Волынка,  Б) Дудка,  В) Рожок,  Г) Флейта.

    4. Объясните как вы должны петь песню если учитель вам скажет: «Давайте споём на форте»

    А) Громко, Б) Тихо, В) Ели-ели слышно, Г) Не сильно громко.

    5. Ноты записываются на…

    А) Скрипичном ключе,   Б) В тетради, В) Нотоносце.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)

    Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...

    Рабочая программа по музыке 4 класс автор Е.Д.Критская

    Рабочая программа по музыке 4 класс УМК "Школа России" автор Е.Д.Критская создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2007 г...

    Рабочая программа по музыке 3 класс автор Е.Д.Критская

    Рабочая программа по музыке 3  класс УМК "Школа России" автор  Е.Д.Критская создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    Рабочая программа по музыке, 1 класс, Автор: Е.Д. Критская.

    Рабочая программа по музыке, 1 класс, Автор: Е.Д. Критская....

    Рабочая программа по музыке, 2 класс, Автор: Е.Д. Критская.

    Рабочая программа по музыке, 2 класс, Автор: Е.Д. Критская....

    Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

       Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

    Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

    Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...