Музыка, 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Зайцева Оксана Валентиновна

Рабочая программа по искусству (Музыка), 1 класс по программе Е. Д. Критской  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_1_klass.doc105 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селекционная средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Рассмотрено                                                                Принято

на заседании школьного                                                 педагогическим советом

методического объединения

протокол №___                                                        протокол №____

от _______2012 г.                                                        от ______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

на 2012- 2013 учебный год

1 класс

                                                                        Составитель: Зайцева О. В.,

                                                                        учитель высшей категории

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ______Т. Б. Парчиев

Введено в действие

Приказ № ___от _____2012 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе Закона РФ  «Об образовании»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, авторской программы Е. Д. Критской  «Музыка»  (М.: «Просвещение», 2011), планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа», программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа».

Данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) и полностью соответствует авторской программе Е. Д. Критской.

 Ввиду особых санитарно-педагогических требований  к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-8)  будут реализовываться путём проведения экскурсий, уроков  на свежем воздухе, учебных прогулок.  

        Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб.  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

 Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.

Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

2. Общая характеристика учебного предмета

 Авторская программа Е. Д. Критской  "Музыка" разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. В этой программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой.

     

Задачи музыкального образования :      

— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

       — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе  багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта хорового исполнительства.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты:

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса;

овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Предметные результаты:

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.

Предметные результаты освоения программы  

Обучающиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров;

эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного  воплощения различных художественных образов;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

4.Содержание учебного предмета:

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.

Основные виды учебной деятельности школьников:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

5. Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

Истоки возникновения музыки.


Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.


Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка в жизни человека.

Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.


Истоки возникновения музыки .


Первая песня человека.


Человек играющий.


Возникновение музыки как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям.

Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными.

Различать чувства, настроения, характер человека, выраженные в музыке.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Основные закономерности музыкального искусства

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая

Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Инсценировать фрагменты песни, танцев, мюзиклов.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, хороводы, игры).

Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Эмоционально откликаться на музыкальные образы.

Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения нараспев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Музыкальная картина мира.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.

Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.


Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы.

Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей.

Оценивать собственны. Музыкально-творческую деятельность.

Участвовать в хоровом исполнении гимна России.

Определять разновидности хоровых коллективов: детский, женский, мужской.

Узнавать и определять различные составы оркестров: симфонический, духовой, народных инструментов…

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

6. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Дата

Примечание

1

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Урок –игра.

2

Хоровод муз. Урок –игра.

3

Повсюду музыка слышна. Учебная прогулка.

4

Душа музыки – мелодия. Урок –игра.

5

Музыка осени. Экскурсия, обучающая беседа.

6

Сочини мелодию. Урок-импровизация.

7

«Азбука, азбука каждому нужна». Урок –игра.

8-9

Музыкальная азбука.

10

Музыкальные инструменты.

11

Народные инструменты.

12

Звучащие картины.

13

Урок-импровизация «Разыграй песню».

14

«Пришло Рождество – начинается торжество».

15

Песенки-колядки.

16

Добрый праздник среди зимы.

17

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь.

18

Поэт, художник, композитор.

19

Музыка утра.

20

Музыка вечера.

21

Музыкальные портреты. «Разыграй сказку».

22

«Музы не молчали…».

23

Музыкальные инструменты.

24

Мамин праздник.

23,24,

25

Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт.

26

Музыка в цирке.

27-28

Дом, который звучит

29

Опера-сказка.

30

Афиша.

31

Программа концерта.

32

 «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок.

33

Урок-концерт.

7. Перечень учебно-методических средств:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.

Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.

Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия »

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...