О чем говорит музыка
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Викулова Ирина Анатольевна

Конспект открытого урока в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr.uroka_.docx25.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

(29 октября 2012г. 1-а класс)

По системе развивающего обучения Л.В.Занкова (Г.С.Ригина 2011г. Музыка 1 кл.)

Учитель музыки Викулова И.А.

        

Задачи и принципы

На занятиях инструментам художественного познания мира является музыкальный образ;

  1. Путем познания - проживания содержания музыки (переживания),а результатом - формирования эмоционально – нравственного отношения к окружающей действительности.
  2. Реализация принципа учета индивидуальных возможностей и способностей школьников направлена на развитие творческого мышления и воображения, музыкально – творческих способностей каждого ребенка, воспитания его эстетических чувств и музыкального вкуса.
  3. Исполнение музыки (песни, движения под музыку) укрепляет и физическое здоровье (при пении – влияние на развитие гортани, голосового аппарата; при движении – костно-мышечной системы)
  4. Приобщение к вечным нравственным ценностям: к красоте, бережному отношению природе, к сопереживанию и доброму к окружающему миру.
  5. Воспитательный эффект проявляется в накоплении опыта эмоционально – нравственного отношения к жизни.
  6. Создание проблемно – поисковых ситуаций  (самостоятельно учится) активное творческое участие в музыкальных играх, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос.
  7. Развитие музыкальной грамотности – способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения; т.е. накопление музыкальных впечатлений, благодаря реализации (учителем) принципа увлеченности.
  8. Накопление специальных знаний, понятий, терминов.

Опора на жизненный и музыкальный опыт детей – самый доступный и демократичный музыкальный жанр – песня – наиболее понятна ребенку т.к. объединяет поэтический и музыкальный образы.

Все это помогает выработке у школьников творческого мышления, способности анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять самостоятельные взгляды и суждения.

Тип урока: установить прочность усвоения темы.

Тема семестра.

Музыка вокруг ребенка, музыка в душе ребенка музыка в его художественном творчестве. Выразительные свойства музыки, приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен.

Тема урока: О чем говорит музыка.

Главная задача: Определение жанра. Закрепление основного понятия «Музыкальный жанр», способность к определению характера и настроения музыкальных произведений; передавать их в разных формах исполнения музыки (пения, пластическое интонирование, игре на музыкальных  инструментах).

Предварительная подготовка (оборудование): фонозаписи, иллюстрации, карточки с ритмом и нотами; наглядные пособия – рисунки и фото инструментов; шумовые инструменты (колокольчики, бубенцы, бубен, металлофон, ксилофон, треугольники) маски; «словесные настроения» музыки.

Музыкальный материал.

Е.Марченко «Физкультурный марш» - слушание и исполнение.

С.Прокофьев «Марш» - слушание.

Д.Шостакович «Марш» - слушание.

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - слушание.

С.В.Рахманинов «Итальянская полька» слушание и игра с уч-ся.

Д.Шостакович «Вальс – шутка» - слушание.

М.Глинка «Полька» - слушание и исполнение с учителем.

Пляцковский «Смешной человек» - исполнение.

Песни С.Пожлакова, Б.Савельева, В.Шаинского, Л.Семеновой, Р.Майорова, А.Арутюнова, А.Островского – исполнение.

Ф.Крутицкий «Зима» - слушание.

В.Ребиков «Медведь» - слушание.

Ход урока.

Вход: Е.Марченко «Физкультурный марш»

Приветствие: Здравствуйте, ребята – здравствуйте, учитель! Добрый день, гости дорогие!

Организационный момент. Активизация внимания.

- Как называется наш урок (музыка).

- Что мы здесь делаем (слушаем музыку, поем, танцуем!)

- Какие мы уже знаем музыкальные жанры? (поем – песни, танцуем – танец, шагаем – марш).

- Давайте прослушаем и вспомним. Приготовили ладошки. Слушание. (Марш - дети хлопают четко; полька – двойные задорные хлопки; вальс – плавные движения или тройные хлопки)

Слушание Марш С.Прокофьева, П.И.Чайковский

Вальс – Шутка Д.Шостакович

Вальс П.И.Чайковский из балета «Спящая красавица»

Итальянская полька С. Рахманинов

Полька М.Глинка

Учитель: - Все марши и танцы состоят из музыкальных звуков. Разберем свойства музыкальных звуков.

Игровой момент. Закрепление понятия «звуки высокие и низкие»

Возьмем знакомую песню. В.Пляцковский «Смешной человек».

Класс делится на две группы.

Первая группа поет куплет низкими голосами.

Вторая группа – 2 куплет высокими голосами.

Учащиеся дают музыкальные характеристики исполнения.

Низкие – солдаты на параде, громко, четко, маршево.

Высокие – «ясельные» дети; высоко, пискляво, звонко.

Проводится игра. «Угадай высоту звука» и тренинг на внимательное выслушивание звуков.

  1. Исполнение детьми. Глаза закрываем. Показываем руками↑↓ звуки.
  2. Угадай, какими  звуками написана музыкальная пьеса.

Слушаем начало пьес. Ф.Кружицкий «зима», Р.Шуман «Дед мороз», Д.шостакович «Вальс – Шутка», М.Раухвергер «Воробей», и др.

Музыкальные характеристики:

↑ светлые, прозрачные, тонкие

↓ густые, басовитые, толстые,мужественные.

Повторение понятия «длительность звука»

Учитель:

Второе важное свойство музыкального звука – его длительность. Сочетание длинных и коротких звуков называется ритмом. Понятие дирижер (руководитель коллектива) игровой момент. «Ритмический диктант». Хлопками повторяется ритм, которым дирижер показывает каждой группе уч-ся. ( -хлопки,  -хлопки по коленям   - хлоп.-тарелки) Исполнение «Физкультурного марша» Е.Марченко.

Повторение материала по теме «Танец».

Учитель:

- А как, по вашему можно определить, что вы, слышите танец?

 (Под такую музыку, можно танцевать!)

Послушайте. П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (фонограмма)

- Кто исполняет эту музыку? один инструмент или сразу много. (много)

Большая группа инструментов, исполняющая музыку – назыв. оркестром.

- Какая была музыка? (плавная, нарядная, мелодичная, красивая).

 Прослушать с выполнением руками и корпусом танцевальных движений.

 Прослушивание : М.Глинка «Полька» (исп.учитель)

(Музыка «скачущая», танец с прыжками,

1)Показ танцевальных движений 0 подпрыгивание на месте)

2)Танец со словами  «Мы танцуем польку,

        Не устав нисколько,

        Мы танцуем вместе,

        Не стоим на месте!

        Ах, этот танец такой заводной,

          Дружно его мы танцуем с тобой!

3)С хлопками и ударными инструментами.

Повторение знаний о музыкальных инструментах.

Игровой момент «Где вы были, что делали»

               - Где мы были не расскажем,    

                 А что делали покажем!

  Пантомимическая игра (имитация игры на каком-то музыкальном инструменте. Задача водящего называть этот музыкальный инструмент).игра проводится несколько раз с разными ведущими.

Учитель:

  Повторим – какие музыкальные жанры вы уже знаете (Марш, Танец – полька, Танец вальс).

Учитель – на каждом занятии мы не только танцуем, маршируем под музыку но и …? (поем песни) Значит, самый известный и распространенный  жанр в музыке – это песня (музыкальное произведение, которое человек может исполнить голосом).

- Приготовим горлышко для пения (распевка)

«Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь!»

  1. «до – соль» ↑↓ по нотам  
  2. Пение гласных по полутонам
  3. Закрытым ртом  (стаккато, легато)
  4. «Эхо, отзовись!» (повторение интервалов за учителем)
  5. Шла веселая собака…

- Игра «В музыкантах я родился

         Не на шутку рассердился,

        Песни все мне надоели –

        Кроме …

(На столе элементы «элементы» песен, которые успели выучить)

Задача: Выражение собственного душевного состояния, важной мысли, впечатлений путем музыкальной импровизации коллективного и индивидуального исполнения музыкальных произведений (песни)

Прослушивание песен (в исполнении 1- 2, или более детей.) После чего школьниками дается определение характера песни. Разбор характера художественного образа и возможных музыкальных характеристик.

- Кто исполнит песню?

- О чем поется в песне.

- Какое настроение было все время у героя.

Концерт (по 1 куплету или припеву)

Сл. Г.Горбовского муз. С.Пожлакова «Розовый слон» (вальс, легко, неторопливо, ласково)

Муз. Савальева сл. М.Бардина. Песенка про «Эс» (весело, легко, звонко, задорно,игриво,радостно.)

Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина «если б не было школ» (весело,шутливо,лукаво,смешно)

Сл. С.Алиханова, муз.В.Шаинского «ожившая кукла» (сказочная,веселая,приподнятая, с инструментом – ксилофон)

Муз.Р.Майоова, сл. М.Рябинина «Ква-ква» муз.инструмент (мелодия квакающая, шутливая, кастаньеты)

Муз.В.Шаинского, сл. А.Хайта «В доме 8/16» (↓звуки, сердито, задиристо, дерзко, решительно, используется маска)

Сл.Я.Акима муз. Л.Семеновой «Воздушные шары». (нарядная, праздничная, бодро, с шарами.)

Сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского «Грамотей!» (назидательно, весело,соло с хором)

Муз. А.Арутюнова, сл.В.Степанова «Карабас и тарантас» (юмор, интонации Кавказа, лезгинка, муз.инструмент барабан)

Ст. З.Петровой А. Островского «Галоши» (галоши, шутливая, жалостливая,  дождливая) (2 истории)

Сл. З.Петровой, А.Островского «Бурый мишка» (скачкообразная, неуклюжий мишка, злая оса, отражение облика и повадки медведя и осы)

Главная цель – развития личности ребенка, умение анализировать, строить рассуждения, формулировать собственное мнение.

  Новые понятия – стаккато, легато, дирижер, длительности – ритм, оркестр, песня.

  Итог урока.

- Вспомним всех китов (Песня, танец, марш)

- Какой кит вам нравится больше? ( Песня, танец.)

  Д/з. Слушать музыку вокруг, узнавать 3 кита.

  Уход «Марш веселых ребят» Дунаевский. Всем участникам поощрительные призы.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"

Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию  гостей предлагается «многосе...

Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"

На чём строится воспитательная работа в классе...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

Торжественная линейка "«Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» (Для учащихся 4 классов)30.03.2024

Торжественная линейка для выпускников начальной школы.  На линейке детей поздравляют родители и учителя. Музыкальные номера можно выбрать самостоятельно....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Открытый урок по музыке 2 класса Тема: «О чём говорит музыка»

Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим ...