План – конспект открытого урока "Светлый праздник Пасха!"
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Открытый  урок  "Светлый праздник Пасха!".  Урок творчества с применением групповых форм работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого  урока

Светлый праздник Пасха!

Дата проведения: 10.04.2011

Класс:  3 «А»

Предмет: Музыка

Учитель:  Болдырева Лариса Эдуардовна    

Тема урока:  «Светлый праздник Пасха! »

Тип урока:  Урок творчества с применением групповых форм работы.

Цели:

познакомить учащихся с традициями русского народа, связанными с   православным праздником Пасхи;

Задачи:

дать  представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника;

 организовать совместную музыкально-творческую деятельность, применить музыку как средство коммуникации;

 развивать творческие, музыкальные  способности детей;

формировать исследовательские способности, познавательный интерес;

осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные  

связи (изобразительное искусство, музыка, внеклассная работа);

прививать бережное отношение к культурным традициям народа;

воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к русскому музыкальному фольклору.

       Оборудование:

Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитофон;

Слайды с портретом композитора С.Рахманинова; мультимедийная презентация «древа русской музыки» выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point

стол с народной утварью: ваза с вербой и веточками берёзы, расписанные деревянные яйца в лукошке, пасхальный стол (кулич, пасха, самовар), костюмы, Колокольчики разных форм, репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование»;

поделки из дерева и рисунки костюмов, узоров в народном стиле;

Подготовительный процесс:

1. Дети подбирают стихи о Пасхе;

2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;

3. Разучивают загадки, пословицы, приметы;

4. Готовят материал об искусстве: о Воскресении Господнем;

5. Готовят блюда русской кухни: кулич, пасху, крашеные яйца.

6. Рисунки на тему «Светлый праздник Пасха».

      Ход урока

     Звучит музыка П.И. Чайковского « Подснежник», ученики входят в зал.

1.Организация начала урока Приветствие «Здравствуйте, ребята»  учащиеся работают в группах: сопрано и альты.

2. Проверка выполнения домашнего задания в течение всего урока

      Распевание «Уж как шла лиса». «Раз, два, три, четыре», «Ой, ребята та- ра- ра» аккомпанируют сами дети.

3. Постановка цели занятия перед учащимися.

Учитель: Сегодня у нас, ребята,  урок – творчества «Светлый праздник -  Пасха!». Мы уже  говорили с вами о многообразии содержания музыкальных произведений на музыкально - исторические, музыкально-патриотические и духовные  темы.  Музыка является универсальным средством выражения духовных ценностей и передачи их последующим поколениям. Музыка - это тоже язык, но у каждого народа он свой. Мы являемся носителями своего языка и культуры своего народа. Это выражается в интонации речевой, музыкальной, в ритме разговорной речи, в её длительностях, в движениях, костюмах, обычаях, религии.

  3.1.  Исполнение   песни «Край, в котором ты живешь» Сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова. Слайд №2

 3.2. Чтение стихов В. Берестова. Слайд №3

Даша:     Очень часто за событиями

               И за сутолокой дней.

                Старины своей не помним,

                Забываем мы о ней.

Кирилл:  Хоть и более привычны

               Нам полёты на Луну,

                           Вспомним русские обычаи,

                    Вспомним нашу старину.

                       Учитель:  На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому нашего народа.

        Полина: Чем дальше в будущее входим,

                           Тем больше прошлым дорожим,

                           И в старом красоту находим,

                           Хоть новому принадлежим.

                      5.Организация восприятия и осмысления новой информации

 У.: Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся  к традициям и        обычаям и, конечно же, народным праздникам. Проникнемся духом того времени.

           5.1. Презентация рисунков

           Учитель: Посмотрите на выставку рисунков.

           Что вы хотели передать в своих работах, и удалось ли вам это?

           (ребята рассказывают о том, что они нарисовали, о своих впечатлениях от поисков     этой информации из различных источников, в том числе Интернет).

           Расскажите о своём отношении к тому, что вы изображали.

                           Рассказы учеников

           6.  Первичная проверка понимания

  Учитель: Пасха - самый любимый христианами праздник. С самого утра раздается радостный перезвон колоколов, улыбающиеся лица людей на улицах, и чем ярче, и радостнее этот день, тем тяжелее дни ему предшествующие - Страстная седмица - дни, когда Господь наш Иисус Христос принимал мучения и  был распят.

            Учитель: А что такое седмица? Кто знает? Слайд №4.5

6.1. Работа с терминами

Ученик:  Страстная - от слова «страсти», мучения. Когда  Христа  схватили, мучили и  издевались над Ним, а в пятницу, повели Его на распятие. Он нес крест и просил, чтобы пощадили мучителей Его, которые не знали, что творят... поэтому  на Страстной седмице  соблюдают строгий пост, вспоминают о Христовых мучениях.

Вслед за тем наступает  светлое Воскресенье, Пасха то есть, когда воскрес Иисус Христос.

     6.2. Слушание  и музыкальное наблюдение. Слайд №6

            Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем  стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе"  

            в исполнении ребят из 5 «в» класса.

            Стихира, глас 6.

            Воскресение  Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби    чистым сердцем Тебе славити.

            Учитель: Праздновать Пасху начинали в ночь с субботы на воскресение. Верующие и колеблющиеся, старые и молодые, приходили в храмы на молитву. Слайд №7

            Учитель: Ребята, давайте, и мы  побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении поют очень красивую молитву: “Ангел вопияше”.

            6.3.Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова. Слайд №8,9

            Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся:

            Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

            Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне   и веселися, Сионе.

            Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

            Учитель: Кто исполнял?

            Ученик: Церковный хор, солист пели, а капелла.

Вопросы и задания. Слайд №10

1.Какое общее настроение господствует в музыке?

     2.Какие интонации слышны в звучании хора?

 3. Обратите  внимание: иногда мажорное звучание сменяется минорным. С чем, по - вашему, это связано? (ответы учеников)

Учитель: Самым  простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Его     исполняют все присутствующие в храме: священники и прихожане. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.

     Учитель: Давайте и  мы сегодня постараемся исполнить эту молитву. Разучим 1-2    фразу тропаря. Задача: петь спокойно, тихо, напевно, с любовью.

     7. Разучивание праздничного тропаря “Иисус Воскрес”. 

     7.1. Работа с терминами. Слайд №11

Учитель: ТРОПА́РЬ (греч. τροπάριον, от τρόπος), и СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв.    "многостишие" — поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия) — в православной церкви — краткое молитвенное песнопение.

     7.2. Чтение стихотворения Я. Полонского "Пасхальные вести".

     Никита: Весть, что люди стали мучить Бога,

                       К нам на север принесли грачи...

 Потемнели хвойные трущобы,

 Тихие заплакали ключи...

 На буграх каменья обнажили

 Лысины, покрытые в мороз...

            И на камни стали капать слезы

 Злой зимой очищенных берез.

                       Полина: И другие вести, горше первой,

 Принесли скворцы в лесную глушь:

       На Кресте Распятый, всех прощая,

       Умер Бог, Спаситель наших душ.

       От таких вестей сгустились тучи,

       Воздух бурным зашумел дождем...

       Поднялись, морями стали реки,

       И в горах пронесся первый гром.

            Артем: Третья весть была необычайна:

            Бог воскрес и смерть побеждена!

 Эту весть победную примчала

 Богом воскрешенная весна...

 И кругом леса зазеленели,

 И теплом дохнула грудь земли,

 И внимая трелям соловьиным

            Ландыши и розы зацвели.

    7.3.Слушание  и музыкальное наблюдение. Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов. Слайд №12

     Учитель: Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты  для двух фортепьяно    С.В. Рахманинова, посвященную - светлой Пасхе.

     Учитель: Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение оцепенения, застылости…Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. Соответствует ли характер музыки эмоциональному настроению   стихотворения?

     Ученик: Да соответствует. Мелодия вначале звучит сумрачно и печально, а потом в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ  ПАСХИ, которым открывался наш урок.

     Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

     Ученик:  Перезвон колоколов.

Спасо-Преображенский собор (Тольятти)

            7.4. Чтение стихотворения    А.Хомякова. Слайд №13

            Саша: И мощный звон промчался над землею,

           И воздух, весь гудя, затрепетал.

           Певучие серебряные громы

           Сказали весть святого торжества.

Учитель: А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно). Колокольная тема присутствует  о многих произведениях С. Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов.  

8. Работа в группах, шумовой оркестр

            Учитель:  Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?  

            Ученики: Да.

            Учащиеся делятся на3 группы, каждый  исполняет свой ритмический рисунок. Идет наслоение ритмов. Слайд №14

            Учитель: Молодцы ребята. Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром».

            8.1. Работа с терминами

            Ученик: Слово «пасха» переводится как «прохождение, избавление». Для   христиан это означает искупление Иисусом Христом грехов человеческих.

                                            ( на доске «Пасха - «песах»). Слайд №15

Ученик: Слово «Пасха» образовалась от древнееврейского слова «песах», что значит - «прохождение». На русском означает – освященная стопочка сыра, творога. Праздник Пасхи – самый почитаемый в народном календаре. Он всегда проходит весной, а весна связана со светлыми надеждами, ожиданиями.

8.2.Чтение стихотворения

                Вот просыпается земля

                И одеваются поля.

                Весна идет, полна чудес.

                Христос воскрес!! Христос воскрес!!

Учитель: Праздник Пасхи  это не только молитвы. У крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они ходили по домам, пели песни, играли на русских народных музыкальных инструментах. Таких людей называли -  волочебниками. Слово это означает «поющие под окном».

9.Театрализованное представление «Пасха пришла» 

Идёт процессия ряженых детей. Девочка обращается к зрителям, произнося стих нараспев:

Максим: Благослови, мати  весну закликати.

               Рано-рано весну закликати

               Зимочку в возочку

                Летечко в чёлночку

               Дай, весна, добрые годы,

               Годы добрые хлебородные.

кулич – куличики  распевка  на 2х - голосие . Слайд №16

Исполнение песни  "Чудо выше всех чудес" Н.Арсеньева. Слайд №17

Дети исполняют её с ритмическими  движениями или элементами театрализации.

Чтение стихотворения К. Феофанова

Полина: Под напев молитв Пасхальных

               И под звон колоколов

               К нам летит весна из дальних,

               Из полуденных краев.

Тимофей: Сосны в бархате зеленом,

               И душистая смола

         По чешуйчатым колоннам

         Янтарями потекла.

            Надя:  И в саду у нас сегодня

         Я заметил, как тайком

          Похристосовался ландыш

         С белокрылым мотыльком.

             Илья: Звонко капают капели

         Возле нашего окна.

         Птицы весело запели,

            Все вместе: Пасха в гости к нам пришла!

Учитель: Продолжите пословицу Слайд №18

Весна идёт - полна чудес – дети отвечают -   Христос воскрес, Христос воскрес!

        Исполнение частушек:

         Катя.  Вот и Пасха пришла,

                    Кто нас покачает?

                    Как у нонешних ребят

                    Веревок не хватает.

            Надя. Подкачнуся высоко

                    И увижу далеко,

                    Где мой братка гуляет,

                    Червонное яйцо катает.

          Артём. Начинаю я припевку

                    Первую, начальную.

                    Я хочу развеселить

                    Публику печальную.

         Эльдар. Чтобы печка разгорелась,

                    Надо жару поддавать.

                    Чтобы песня лучше пелась,

                    Надо пляской помогать.

          Полина. За частушки, друг мой милый,

                    Три рубля тебе я дам.

                     По глазам по вашим видно,

                    Что понравились мы вам.

10. Исполнение народной песни “Не шум шумит”

Песню исполняет ученица 5 «в» класса Дундарь Анна.

Не шум шумит, не гром гремит!

Христос Воскрес, Сыне Божий.

Шумят, гремят волочебники.

Христос Воскрес, Сыне Божий.

А к чьему двору, ко богатому-

Христос Воскрес, Сыне Божий.

Ко богатому – к Николаеву ( Имя хозяина)

Хозяюшка, наш батюшка!

Раствори окошечко, посмотри немножечко!

Что у тебя в доме деется!?

Среди двора, против окна кутняго,

Стоит церковь с ярого воску.

А в той церкви, все праздники –

Все святые, годовые,

Из года в год раз побывают,

Христа величают!

            Учитель: Похожа ли мелодия песни на молитвенный тропарь?

            Ученик: У неё совсем другой характер.

            Учитель: Какую мелодию легче запомнить?

            Ученик: Мелодию народной песни.

            Учитель: Почему в народной песне очень часто повторяются одни и те же слова?

           Ученик: Чтобы легче запомнить. Ведь народная песня передавалась из уст в уста.

            Учитель: В народной песне исполнение мелодии часто поручалось верхнему голосу, а нижний  вторит ему подголоском.

            Учитель: На Пасху было принято проводить семейные застолья, игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

11. Пасхальные игры. Слайд №19

1. «Катание яиц». Для игры нужно сделать деревянный «каток». Вокруг освободить ровное пустое место, на котором разложить крашеные яйца, или маленькие  игрушки, конфеты. Все подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо, выигрывая тот предмет, который его яйцо тронет.

                         

2. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3.«Битиё яиц».  Слайд №20

Весь класс делиться на две команды. Нужно биться Пасхальными яйцами (держа в руках яйцо носиком вверх) до тех пор, пока у одного из участников не треснет скорлупа яйца. Разбитое яйцо отдается на съедение победителю.

                                                                                                   

Учитель: Существуют традиции и символы этого праздника. Слайд №21-22

                       Учитель: Конечно же, любимой традицией на Пасху была традиция  красить яйца.                           Их называли крашенки, писанки.

12. Презентация «Пасхальные писанки и крашенки», выполненная с помощью    пакета презентационной графики Power Point  Слайды №23 - 33

13. Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование». Слайд №34-35

Учитель: Тема Пасхи была  близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину

Учитель: Что изобразил художник?

Ученик: Пасхальную традицию Христосование.

Учитель: Что вы  слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?

Ученик: «Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»

 Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?

Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.

13.1. Презентация картин русских художников,  выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point. Слайд №36-42

Учитель: Мы можем  увидеть  пасхальную тему на картинах Б.Кустодиева,  Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха», С.И.Блонской «Девочки. Вербное воскресенье», С. Жуковского «Пасхальный натюрморт», Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха», В.Е. Маковского «Молебен на Пасху».

Ученик:  Мы гордимся стариною,

              Стала нам она родною.

 14. Загадки

Учитель:  Сяду рядышком на лавку.

 Вместе с вами посижу.

 Загадаю вам загадку,

 Кто смышлёней погляжу!

 На полянках девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках.

Ученики: Берёзки.

Учитель: Почему берёзка – это символ весны? Её символизируют с женским началом, она символ нашей Родины - России .

15. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Существует много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знакомы ли они вам? В старину верили:

 « Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым»

« Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину»

« На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове»

« Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной».

            15.1. Пасхальная игра «Что в кулич положим мы»

Учитель: Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко кричите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричите "Не!" (после каждой строчки делается остановка , для ответа детей).

    Учитель:

    Я в кулич кладу корицу,

          Мед туда же будет литься

              Ванилина порошок,

                  И овса большой мешок,

              Огурцов насыплю я,

                             А вот бабушка моя

                                       Сыпала туда муку,

  Яйца будут наверху.

              В куличе нужна вода,

                     Ром туда кладут всегда,

                           А еще изюм, цукаты,

                                     Гвозди, молотки, лопаты,

             Творог, масло, простоквашу,

                          А еще молитву нашу,

                                         Соль и сахар, и цемент.

                                                         И кулич готов в момент!

  16. Подведение итогов.

Учитель: Из выше сказанного и увиденного на уроке можно сделать вывод, что русский человек прекрасно мог и трудиться, и отдыхать. Ребята, на уроке себя показали замечательными деревенскими жителями. Вы замечательно и работали и веселились.

 16.1Творческая работа.

Учитель: На такой веселой ноте наш урок подходит к концу.  Подумайте, красками какого цвета вы бы раскрасили этот праздник, и закончите фразу « Пасха – это…»

16.2. Исполнение песни «Пасха в гости к нам пришла» музыка С. Крупа- Шушариной,  И.Яворовской. Слайд №43

16.3. Мультимедийная презентация «древа  русской музыки» выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point. Слайд №44

17. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам  понравился урок?

                                     Ответы учеников.

18.Оценка знаний

Молодцы ребята! Хорошо подготовились к уроку, я вам всем выставлю оценки.

19. Чаепитие.

Дети пьют чай, угощаются.

 Список литературы:                                                                                                                                    1.Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из “Сказаний русского народа”, собранных И. П. Сахаровым. – М.: “Дружба народов”, 1991.                                                          2.Панкеев И. А. Русские праздники и игры. – М.: ООО Изд-во “Яуза”, ЗАО Изд-во “ЭКСМО – Пресс”, 1999.                                                                                                                        3.Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. - С-Пб: “Брайт Лайт”, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект спортивного праздника «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ» для 2-4 классов

План-конспект спортивного праздника  «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ»  для 2-4 классов. Цель праздника: Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, пропаганд...

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"...

План-Конспект урока на тему "Пасха"

Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре...

План-конспект урока "Пасха"

Конспект урока по теме "Пасха"...

План-конспект СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»

среди учащихся 5-6 классовЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. оздоровление учащихся;2. привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;3. выявление сильнейших команд;Место проведения: сп...

План-конспект занятия "Праздник Пасха. Пасхальный подарок"

План-конспект занятия "Праздник Пасха. Пасхальный подарок"  и краткая презентация "Пасха"...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...