Развитие творческих способностей и эстетического восприятия музыки в процессе индивидуальных и групповых занятий по элементарному музицированию в условиях прогимназии
статья (музыка) по теме

Сакулина Нина Марковна

Обобщение опыта работы с учащимися начальных классов во внеурочное время в рамках вокально-флейтового кружка "Жаворонок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorch._spos.odt27.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Прогимназия «Полянка»

Развитие творческих способностей

и эстетического восприятия музыки

в процессе индивидуальных и групповых занятий

по элементарному музицированию

в условиях прогимназии

Учитель музыки

Сакулина Нина Марковна

г. Смоленск

Введение

  Уходит корабль XX в., завершая собой Второе Тысячелетие. Что уносит с собой XX век?  Каким он будет для потомков? Уйдет реальность, останется лишь ее образ. Каков он, образ XX века? Сейчас можно набросать отдельные штрихи, и лишь по прошествии времени выстроится целое.

  Человек открывает для себя огромные пространства за пределами своей планеты. Перед ним предстает бесконечный Космос. На Земле он как никогда чувствует себя хозяином, хозяином не в лучшем смысле этого слова. Он нетактично вторгается в Природу, подчиняя ее своим желаниям. Развитие материальной культуры с ее вещными ценностями явилось логическим результатом преобладания в обществе атеистических умонастроений, безбожия, и на этом фоне появления нового культа новому идолу — машине. Таким образом шарлатанством оказалась духовная практика и просто здравая мысль о душе. Но все в истории движется циклически. Интерес человека к внешнему начинает постепенно успокаиваться. Человек стал исследовать причины катаклизмов, происходящих с ним, и пришел к осознанию, что они  лежат внутри него самого. Начало нового века знаменуется вопросом: как стать счастливым? И намечаются слабые контуры ответа: внутренний мир человека так же огромен и неисчерпаем, как и мир вне человека. Человек создан по образу и подобию Вселенной, он есть ее гениальное повторение в бесконечно малых формах. Человек стал постепенно переводить взгляд внутрь себя. Законы Вселенной стали для него открываться сквозь призму своего существования.

  Становится интересным все, что связано с душой и духом. Человек — капелька, в которой отражается мир, сознает себя органично вплетенным в Единое Творение. Религии начинают свое движение с новой силой.

  Педагогика выдвигает свои задачи, которые призывают к гуманизации   образования, воспитанию духовно-нравственной личности. Появляются термины: «экология детства», «свободное образование», «личностно-ориентированное обучение», «субъект-субъектные отношения». Каждое время имеет школу, которую оно заслуживает. Школа — это, скорее всего, показатель нашего внутреннего Я.

  Свобода — это внутреннее состояние человека, которое мало зависит от внешних  обстоятельств. Идея свободного образования, особого типа отношений между учителем и учеником вынашивалась человечеством на протяжении многих веков. Здесь интуиция и импровизация, работа с целостной личностью, здесь учитель — художник жизни, а не инженер-технолог современного роботизированного производства.

  Ранняя интеллектуализация ребенка должна быть компенсирована общением с искусством, доверительными отношениями с учителем. В воспитании ребенка необходимо соблюсти стройное согласие ума и чувства. Произошел явный сдвиг к тем сторонам культуры, стержнем которых является математика. Рациональный способ познания возобладал в человеческой цивилизации, нарастающие утомление и душевная усталость выливаются в суетливость и нервозность, нужны паузы — источники откровения, паузы — размышления. Мы не можем представить себе, что  предназначение человека будущего будет заключаться лишь в правильном обращении с компьютерами. Важнейшее  противоядие — искусство. Самое первозданное средство художественного выражения человека и человеческого сообщества — это музыка, песня, ритм.

 Издавна говорят: дети — цветы жизни. Они, как нежные-нежные бутоны, только еще набирают силу, чтобы потом раскрыться. Нужен чуткий садовник, любящий и внимательный, который будет всматриваться, вслушиваться в каждый цветок. Только при тонком проникновении в каждое существо можно по-настоящему надеяться на цветение. Тем более человеческая душа. Сколько силы и красоты таит она в себе!

  Индивидуальный урок музыки в школе — это большое достижение сегодняшнего дня. Где же, как не при индивидуальном общении можно наслаждаться предугадыванием мыслей и чувств партнера, плести совместные импровизационные узоры, подхватывать и дополнять мысли друг друга?! Самое главное теперь создать атмосферу одухотворенного интереса к искусству. Минимум музыковедческой « кухни», максимум творческого воображения, жизненных ассоциаций, интуиции. Читаем у Михаила Чехова: «С одной стороны, атмосфера имеет силу менять содержание слов, с другой же стороны она сама имеет силу слова. Она сама равносильна тексту. И отсюда легко понять ее уже чисто этическое, моральное значение.»

    Когда впервые ребенок приходит ко мне в класс, он удивлен. Удивлен тому, что класс такой маленький, нет парт и нет других учеников.

             Тихо, уютно, как дома.  

                                             Мы знакомимся.

Я пою свое имя, протягиваю руку, жду ответа.

Не сразу, но ответ раздается, тоже нараспев.

Мы улыбаемся друг другу...

Пауза...

Но не тягостная.

На что похожа тишина? -  Не сразу ответишь.

Какого она цвета? -

Снова пауза...

Вслушиваемся в тишину.

Любишь ли ты слушать тишину?

Да...

С закрытыми глазами лучше всего получается.

Голосом я издаю тихий-тихий звук.

Звук постепенно растет, доходя до громкого.

На что это может быть похоже?

Пауза...

На растение, берущее жизнь из маленького семечка, набирающего силу и стремящегося к солнцу?

Не только растение, но и животное.

А человек?...

А что, если образ дополнить жестом?

Рука-цветок делает медленное движение вверх, раскрывая пальцы-лепестки.

Достигнув кульминации, рука и звук движутся в обратном направлении.

Философствуем о жизни и смерти.

Оказывается  одним единственным звуком можно рассказать о целой жизни!

На помощь приходят истории детей из их собственного опыта.

Руки приобщаются к тому, чтобы выразить это в звуках на фортепиано или другом инструменте. Инструментов много, можно выбрать любую « краску».

    Необходимо научиться «слышать» запросы ребенка даже тогда, когда он не может их сформулировать. Ведь поле деятельности при индивидуальном общении практически безгранично.

    Однажды случилось так, что я зашла в класс на 2 минуты позже Ромы Н. Естественно, у него возникло желание играть на  инструментах (дети очень любят металлофон, он всегда стоит на пюпитре фортепиано в вертикальном положении). Я вошла на цыпочках, всем видом показывая, что не хочу помешать. Вижу глубоко сосредоточенное лицо — музицирование захватило! Тихо сажусь поодаль, опять же подавая знак, что мое присутствие не должно помешать. Я не побоюсь назвать такое безмолвное общение доверием.

Предвижу скептические улыбки: мол, ребенок бренчит всякую галиматью, а вы находите в этом творчество? Если бы хоть один родитель понаблюдал своего ребенка в такие минуты, когда исчезает все на свете, и остаются лишь звуки, резонирующие в унисон твоей душе, он захотел бы сам испытать подобное. Но, увы! Взрослому это уже недоступно. Как, обучая музыке, сохранить то, что в ребенке является наиболее искренним, самобытным? Детская раскрепощенная спонтанность — это великое чудо, она — признак того, что ребенок находится в сердце, но продержится недолго из-за наступления следующего,  интеллектуального, т. е. умственного периода.

    Приведу пример психотерапевтического эффекта от предоставленной ребенку возможности импровизировать на волнующую его тему. С первых минут появления Жоры в классе чувствовалось напряжение во внутреннем состоянии. Я предложила ему на выбор несколько видов деятельности, он предпочел «сочинять» на фортепиано. Я поставила на пюпитр несколько пейзажей Айвазовского. Жора выбрал один из них. И потекла свободная импровизация. Она длилась около 20 минут. Характер музыкальной ткани явился проекцией душевного состояния: сначала напряженного и взволнованного, затем постепенно успокаивающегося и умиротворенного в конце. Через 20 минут с чувством полного удовлетворения, облегченно вздохнув, он сказал: «Все!». Не знаю, кто кому преподнес больший урок, но мы оба продвинулись в понимании путей преодоления внутренних конфликтов.

     К сожалению, действительность такова, что не каждый родитель находит время для душевного разговора со своим ребенком. Конечно, неблагодарное это дело - школе подменять родителей, но и лишать возможности камерного, фактически, интимного общения, когда можно высказаться до конца, вслушаться в собственные чувства, - значит недодать ребенку что-то очень важное, позволить накапливаться проблемам.

    Часто ко мне обращаются учителя с просьбой помочь ребенку справиться, например,  с излишней застенчивостью, и тогда я продумываю способы самоутверждения, предоставив возможность выступить соло сначала при одном-двух  доброжелательно  настроенных детях, создавая положительный опыт, затем в более широкой аудитории.

     Первый послеобеденный час является « часом открытых дверей», т.е. для всех желающих. Иногда мы его используем для подготовки к праздникам, но чаще всего он служит для «нереализованных возможностей». По инициативе детей класс превращается то в концертную площадку с « артистами» и «слушателями», то в театр песни, где на ходу придумываются слова, движения, то в «песенные посиделки». По сути это игра в музыкантов. Это же здорово, что детям хочется играть! И уж конечно, они используют наработки, полученные в классе.   Мне интересен опыт школы Марии Монтессори в том смысле, что   учитель здесь выступает  не столько как обучающий, сколько сопровождающий, создающий условия для самостоятельного познания, творческого самовыражения. В этом русле попробую запечатлеть один из многочисленных кадров наших послеобеденных «тусовок».

    Дети прибежали ко мне в кабинет, расставили инструменты сообразно только им одним известной логике. Все готово. Начинается сказочно-музыкальная композиция. Женя Напалкова в роли рассказчицы (знает и умеет выразительно рассказать великое множество сказок). Повествуя, она расхаживает по классу, речь ее течет плавно, глаза с хитрецой. Периодически речь останавливается и по ее сигналу звучит музыкальный фрагмент, который исполняют другие дети, спонтанно создавая тот или иной образ. Они увлечены, стараются почувствовать друг друга и ситуацию. Слава Федоров  берет на себя функцию дирижера. Все очень серьезны и воодушевлены. Мне тоже хочется принять участие, я вплетаю свою флейтовую нить в общее музицирование , -  дети удовлетвореннно улыбаются. Это ли не игровая технология, организованная самими детьми?

    Работая индивидуально, предоставляя ребенку право выбора, необходимо иметь в своем арсенале  огромное количество приемов, методического материала, запас душевной гибкости, желание импровизировать на высокой душевной волне, а самое главное —учитель обязан быть счастливым, счастье заразительно!

    Необходимо учить ребенка восторгаться этим миром, воспринимать его, как произведение искусства, чтобы он слышал музыку в плеске волн, видел искру света в человеке, был благодарен земле, вскормившей его.

    Море...Какое оно?

Есть ли у него характер?

Если бы ты сидел у моря ночью, что доносилось бы до твоего слуха?

      Волна ласкается к волне

И каждый всплеск нежней и глуше,

И море открывает мне

     Мою же собственную душу.

Мы прикладываем ухо к морской раковине, слушаем отзвук моря в ней.

Волна, как тебе живется в море?...

Рука начинает мягко двигаться, совершая волнообразные движения, к ней присоединяется голос, возникает желание прокатиться волной по струнам внутри фортепиано, затем «бурлить» в низком регистре, или  «сверкать» в высоком.

Искренность начатой учителем импровизации  может заразить ребенка и он подхватит, разовьет свою мысль — так и происходит в большинстве случаев.

«Вот она взмахнула белоснежной рукой и исчезла.

Но вот встает другая — она летит прямо к вам:

прозрачная, глубокая, она полна бурной силы.

Смотрите в ее глубину,

Смотрите в эту таинственную

 светло-зеленую аквамариновую бездну!»

(Н.В.Вагнер)

Затем звучит фрагмент «Шехеразады» Римского-Корсакова.

Мы слушаем.     Заинтересованно.

Что здесь считать результатом? Глубину погруженности?  Ее  сразу видно. После того, как ребенку сполна предоставляется возможность исполнять собственную музыку, он вскоре преображается как слушатель, подмечая детали музыкального языка, которые впоследствии применяет в своих импровизациях.

Подобно Мише из «Городка в табакерке», мы совершаем путешествие внутрь фортепиано, которое предстает перед нами загадочным и сложным механизмом. Вот мы коснулись клавиши, она толкнула молоточек, молоточек ударил по струне, струна задрожала и запела тоненьким голосом. А сейчас? ...Тяжелым и мрачным. Фортепиано может исполнить любое желание. Загадывай!.. Детскому восторгу нет конца, когда они видят «раздетый» инструмент. Они экспериментируют со звуковыми красками, пытаются понять зависимость между толщиной струны и ее звучанием, исследуют педаль, озвучивают своих героев. Их поражает сложность конструкции инструмента. Они чувствуют себя настоящими волшебниками! У них масса вопросов, на которые они должны ответить сами.

   Я часто размышляю над тем, как выйти из круга обыденности. Как сохранять свежесть и новизну при каждой новой встрече с ребенком, ведь я знаю, что он ждет этой встречи? Как уберечься от « конвейерности», чтобы из уст струилось «живое» слово, способное разжечь фантазию и вдохновение? Жизнь творится здесь и сейчас, запрограммированность — враг творчества, она не позволяет улавливать сиюминутность момента, его быстротечность и уникальность.

   Металлофон и ксилофон не являются для детей чем-то диковинным, тем не менее необходимо вызвать чувство удивления и восторга, желания взаимодействовать с этими инструментами.

  • Дотронься кончиком пальца до звучащей пластины.

     Что ты чувствуешь?

              Твоему пальцу щекотно?

                    А что случится, если мы уберем пластину с ящичка и        

                           зажмем ладонью?

  •          Будет ли она петь?
  • Увы! ...

                                                  Куда девался ее волшебный голос?

                                         Она похожа на пленницу.

  •         Только на свободе она может петь!

    Палочка совершает волнообразные движения по пластинам металлофона, и мы слышим  радостный звон весеннего ручейка.

  А что, если перевернуть металлофон вертикально? Перед нами лестница, ведущая Золушку во дворец. В своих хрустальных башмачках поднимается она в неведомый для себя мир. Палочка нежно и тихо ударяет по пластинам и раздаются хрустальные звуки. Весь вечер танцует Золушка с принцем. Но раздается бой часов (большой треугольник), и она мчится вниз по лестнице стремительно и взволнованно(металлофон). Дети придумывают и озвучивают своих героев.

   Мне интересен опыт школы Марии Монтессори в том смысле, что   учитель здесь выступает  не столько как обучающий, сколько сопровождающий, создающий условия для самостоятельного познания, творческого самовыражения. В этом русле попробую запечатлеть один из многочисленных кадров наших послеобеденных «тусовок».

    Дети прибежали ко мне в кабинет, расставили инструменты сообразно только им одним известной логике. Все готово. Начинается сказочно-музыкальная композиция. Женя Напалкова в роли рассказчицы(знает и умеет выразительно рассказать великое множество сказок). Повествуя, она расхаживает по классу, речь ее течет плавно, глаза с хитрецой. Периодически речь останавливается и звучит музыкальный фрагмент, который исполняют другие дети, спонтанно создавая тот или иной образ. Они увлечены, стараются почувствовать друг друга и ситуацию. Слава Федоров  берет на себя функцию дирижера. Все очень серьезны и воодушевлены. Мне тоже хочется принять участие, я вплетаю свою флейтовую нить в общее музицирование , -  дети удовлетворительно улыбаются. И еще о детской спонтанной импровизации.

  •      Вспоминаю первоклассницу, Таню Иванову. До сих пор я знала ее веселой скачущей непоседой, но сейчас она была совсем иной. Я предложила ей послушать сказку и вообразить себя композитором. Это была «Песнь о счастье» А. Лопатиной. В этой сказке сквозь слова проступает музыка, то восторженно-парящая, то возвышенно-скорбная. Глаза моей слушательницы говорили мне об очень высоком состоянии души, они высвечивали внутреннюю музыку, звучавшую в ее сердце. Да, именно так воспринимает художник окружающий его мир, озвучивая и окрашивая несравненно богаче, чем обыкновенный человек. Можно и нужно растить в себе художника и тем самым приближаться к Истине. … Она села за фортепиано и... забыла, что «не умеет играть». Теперь чувство должно было найти свое выражение в звуках. Руки сделались послушными духу инструмента. Не это ли чувство высеченной искры испытывает художник в полете творческого вдохновения? Не оно ли является целью и смыслом его жизни, далеким отзвуком созидающей силы Творца?
  •   Великолепный  материал собран в «Книгах по духовно-нравственному воспитанию» А. Лопатиной и М. Скребцовой. Через мудрую сказку, поэтический текст, притчи, цитаты из священных писаний авторы книг ведут нас к размышлению над вечными вопросами бытия, помогают насладиться, созерцая то или иное явление в природе и человеке.

    Отдельно хочется сказать об игре на блок-флейте. Двадцать лет назад я открыла для себя этот простой инструмент, и поразилась его красоте и отзывчивости. Дети осваивают его с большим удовольствием.

     Я не устаю им рассказывать историю о том, как гуляя по Реадовскому парку, я услышала вдалеке ссорящихся старичка со старушкой. Мне захотелось сделать их счастливыми. Отгадайте, что я сделала, спрашиваю я детей?  Я придумала вот что: села за кустик, чтобы меня не было видно, и принялась « куковать» на флейте:«ку-ку, ку-ку, ку-ку»,(во время моего кукования дети были очарованы похожестью на настоящую кукушку) и старички перестали ругаться, прислушались, стали подходить ближе. Есть такая примета: сколько кукушка накукует, столько лет человек и проживет. Они считали. Сначала бабушке я накуковала 200 раз(дети терпеливо вслушивались в многократно повторяемый мотив), затем дедушке столько же (снова исполняю). Счастливые и довольные, взявшись за руки, они вприпрыжку помчались домой, как дети. Моя дудочка сделала их счастливыми, закончила я!!

    После этого рассказа дети изо всех сил пытаются освоить мотив кукушки(аппликатура до-ля) на флейте, на металлофоне, на фортепиано. Освоив, мы играем в «три кукушки и дятла»: кукуш-папа делает одно  «ку-ку», кукушка-мама -2 « ку-ку», а детеныш-кукушонок-3 « ку-ку» подряд. Одинокому дятлу, живущему по-соседству, скучно, он предлагает подстучать носом в промежутках между папой, мамой и детенышем. Коробочка исполняет роль дятла. Меняемся ролями. Затем я делаю фонограмму на синтезаторе - и простое упражнение превращается в концертный номер. Выступаем на празднике.

  • Через некоторое время сочиняется продолжение, т. к. необходимо освоить аппликатуру ре-си: «Кукушиная семья Доля решила пригласить в гости своих друзей, кукушиную семью Реси, познакомить их с достопримечательностями Реадовского парка и помузицировать вместе».

    В 1 классе все мелодии исполняются сначала на металлофоне, затем на блок-флейте. Со 2 класса происходит знакомство с нотной записью и разучивание происходит по нотам, не исключая подбор по слуху и считывание с металлофона.

Элементарное музицирование вырастает из самой жизни, и ребенок входит в него органично, радостно, а  радость творчества, как известно, делает человека свободным, уверенным, жизнестойким

     С каждым годом желающих заниматься во флейтовой студии становится все больше, мотивирующей силой становятся публичные выступления  флейтового ансамбля в общешкольных проектах. Преобразуются  формы и методы обучения: теперь дети берут на себя роль помощников  для тех, кто нуждается в помощи. Учитель руководит процессом передачи опыта одних детей другим, опираясь на принцип проблемного обучения. Формирование ансамбля, жизнь ансамбля с поиском и накоплением своего репертуара, распределением ролей (сольная партия, ритмическое сопровождение, унисон, встроенность в контекст праздника ), имеет в своей основе технологию элементарного музицирования.  Таким образом, помимо познавательного происходит накопление личностного и коммуникативного опыта, формируются метапредметные учебные действия:  умение учиться,   ФГОС нацеливает учителя на деятельностное освоение изучаемой области, на принцип «живого» искусства, тесно связанного с жизнью, на вдохновение, как мотивирующее начало. Читаем у автора инновационной программы по музыке, предложенной ФГОС, Д.А. Рытова: «Музыка является доминантным явлением в решении задач личностного, познавательного, коммуникативного, социального, эстетического и духовного развития ребенка».

Литература

  1. Лопатина А.,Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. -М.: ИПЦ «Русский раритет», 1997.- 576с.
  2. Хилтунен Е.А. Дети Монтессори: книга для педагогов и родителей.- М.: Астрель: АСТ, 2008.- 399с.
  3. Рытов Д.А. Программа курса «Музыка» 1-4 классы.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012. - 52с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения

Цель исследования: теоретически обосновать и провести работу по  развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.Предме...

Варюшина И.В. «Развитие творческих способностей обучающихся 1-4 классов в процессе реализации ФГОС НОО»

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов в условиях реализации ФГОС НООУчитель начал...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса  развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Доклад   на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»...