Разработка урока по теме: "Музыкальная азбука"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Шемякина Наталья Владимировна

Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_azbuka.doc54 КБ
Office presentation icon muzykalnaya_a_z_b_u_k_a.ppt1.25 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      УРОК     МУЗЫКИ                                         2 класс

Тема:  Музыкальная азбука

Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание                     музыкальной азбуки.

Задачи:

  1. Закрепить знание нотного стана, скрипичного ключа, название и         расположение нот на нотном .
  2. Познакомить с понятием «динамика», динамические оттенки и их обозначениями.
  3. С помощью игры привить интерес к музыке.
  4. Развить фантазию и творчество.

Оформление и оборудование:

Доска, мел, указка, нотоносец на доске, карточки с новыми музыкальными терминами, эмблемы, карточки-иллюстрации овощей, скрипичный ключ, ноты, таблица динамических оттенков, динамический поезд (плакат), карточки каждому по 3 ( Р, f, mp), цветик-семицветик, плакаты: с нотными станами, скрипичными ключами, стихотворением «Рыбки-нотки», три кита, изображение коробок с динамикой, кроссворд «мелодия».

Музыкальный материал:

Песня Я.Дубравина, сл. В.Суслова «Ты откуда музыка?»

Песня В.Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек»

Песня В.Черчик, сл. В.Ключникова «Нотный хоровод»

Песня Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Песенка о гамме»

Ход  урока

  1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного материала:

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с музыкальной азбукой.

- Вы уже знаете все буквы. Для чего вам нужны буквы?

- Композиторам, для того, чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты.

- Так что же такое ноты? (это музыка, звуки)

- Ноты – это знаки, которыми записываются музыкальные звуки.

Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?

(они живут в музыкальном домике)

- Вот как выглядит этот домик (показываю нотный стан на доске). Сколько этажей в этом домике? (пять)

-Как же называется этот домик? (нотный стан)

- Правильно, ребята. Эти пять линеек называются нотным станом.

Многие музыканты называют его нотоносцем. Почему?

(потому что он носит на себе ноты)

- Этот домик нелегко открыть, если нет чего? (ключа)

- Как называется этот ключ? (скрипичный)

- Он помощник наш отличный, мы зовем его ключ «соль»,

Все нам скажет ключ скрипичный, нотной азбуки король

-Вы знаете, что у каждой нотки есть свое место на нотном стане.

Где же пишутся ноты?(на линейках, между, над и под линейками)

-Нотам дали имена, нота каждая нужна. Называем нотки по порядку и помещаем каждую на свое место в домике.

( до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

-5 линеек нотной строчки мы назвали нотный стан и на нем все ноты-точки, разместили по местам.

- У нас получился ряд звуков – звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют). Давайте, ребята, споем песенку про этот музыкальный домик и его жителей.

              Звучит песня «Семь подружек»,

  1. Объяснение нового материала:

- А сейчас, ребята, мы с вами послушаем сказку.

              В королевстве Музыкальной Выразительности жила красавица Динамика. Это была очень важная особа. Без нее не обходилось ни одно исполнение музыкального произведения. Динамика управляла Силой Звучания музыки. У Динамики было два верных друга. Одного из них звали Форте, другого – Пиано. Голос Пиано звучал тихо и спокойно, а голос Форте был громким и звучным.

            Однажды, прогуливаясь по коридорам своего огромного дворца, Динамика услышала странные голоса. Они доносились из зала, в котором хранился старинный рояль. Динамика заглянула в зал и увидела такую картину: два верных ее помощника – Форте и Пиано о чем-то отчаянно спорили.

- Я музыке всегда нужен, - кричал Форте. – Я своим громким звучанием могу поднять настроение любому. Люди слушают громкую музыку и радуются, что в музыке есть я! А от Пиано нет никакого толку, музыка обошлась бы и без тебя.

- Ах, нет, - тихо возразил Пиано. – Ты, друг Форте, только и думаешь о праздниках, да о веселье. А ведь люди любят спокойные, тихие, приятные слуху мелодии. Например, колыбельные песни. Они всегда звучат тихо и ласково. Я нужнее в музыке, чем ты!

- Остановитесь, друзья, - пропела красавица Динамика, - как можно спорить о том, кто главнее в музыке? Вы оба нужны музыкантам. Без вас динамических оттенков, музыка была бы неяркой, невыразительной. Именно вы делаете музыку красивой, разнообразной и насыщенной.

От этих слов динамическим знакам Форте и Пиано стало стыдно, и  больше они никогда не спорили. Красавица Динамика, несмотря на свои юные годы, сумела рассудить и помирить друзей.

-Все знают, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Динамика – в переводе с греческого означает – сила звука, она является очень важным свойством музыкальных звуков. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков, чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Динамические оттенки – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.

Итальянские слова форте f и пиано p обозначают «громко» и «тихо».

Давайте постучим по столу

Тихо…

              Чуть громче…

                                        Еще громче…

                                                                  Громко!

                                                                                     Очень громко!!!

- Обратите внимание,                  

Чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.

- Внимание! Внимание! Динамический поезд приближается – значит звук усиливается!

            (на доске появляется динамический поезд)

- На следующем уроке мы подробнее еще остановимся на динамических оттенках и запишем их в свои нотные тетради.

- А сейчас мы поиграем. Я рассказываю вам стихотворение про ленивого кота и на тех словах, которые означают силу звука, вы должны будете поднять тот знак, который соответствует данному слову.

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил,

Громко, настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел…

Вот вам и все, что он делать умел.

Мыши тихо вышли из норки.

Громко хрустя, съели хлебные корки.

Потом чуть потише, смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

- молодцы, ребята! Ну а теперь давайте споем песенку «Домисолька»

                Звучит песня «Домисолька»

  1. Закрепление пройденного и нового материала:

- Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь никогда не ссоритесь? А вот ноты однажды поссорились, и вот что из этого получилось.

                      В НОТНОМ ДОМЕ ЖИЛИ НОТЫ

Между речкой и болотом, в нотном доме жили ноты.

Ключ скрипичный помогал, двери в доме отпирал.

Рано утром на работу расходились эти ноты.

Кто в театр, а кто в кино, где работали давно.

И по знаку дирижера ноты дружно пели хором.

И танцуют, и поют – это главный нотный труд.

А потом после работы, отложив свои заботы.

 Собирались посидеть, вместе песенки попеть.

На линеечке, под первой «до» сидела непременно,

А за нею нота «ре» на крылечке во дворе.

Вслед за нею «ми» сидела, дальше «фа» тихонько пела,

Дальше «соль», за нею «ля» - вместе пели тра-ля-ля.

А потом под самой крышей всех грустнее и всех выше –

Почему-то нота «си», - у нее самой спроси.

«Здесь сидеть мне неохота, - отвечает эта нота, -

И грущу я оттого, что хочу быть рядом с «до».

- Вот беда. А ноты-то поссорились и растерялись. Что же делать?

Придется отправится в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернуться. Ну что, согласны? Тогда в путь!

(музыкальная заставка)

- К нам пришел на праздник цветик, наш волшебный семицветик.

Чудо – цветик, диво – цветик – музыкальный семицветик.

Уж давно известно всем, лепестков в нем ровно семь.

Музыкальный семицветик хочет с нами поиграть.

Нам поможет семицветик звукоряд запоминать.

Сможет цветик-семицветик исполнять желания – выполнять задания.

- Для выполнения заданий мы разделимся на 2 команды. Команда мальчиков и команда девочек.

- Первыми приступают к выполнению заданий команда мальчиков.

М -    (отрывает лепесток «до» и выполняет 1-ое задание)

- Ребята, на нашем пути стоят домики, это случайно, не наши музыкальные домики? Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.

(на доске домики)

- За правильный ответ, вы получаете первую ноту «до».

Д -       (отрывает лепесток «ре»)

- Вам надо назвать овощи в названиях которых есть нота «ре»

(огурец, репа, редиска, редька)

М – А вот ключи, но какой из них наш? (плакат)

Д – А загадки вы любите? Отгадайте загадки, получите ноту.

  1. Семь ребят на лесенке заиграли песенки. Что это? (ноты)

  1. В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.

          Чарует, волнует, искрится, поет волшебница… (скрипка)

  1. Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало,

         Струны ты мои задень и услышишь: длень-длень-длень

          Ну-ка! Кто я. Отгадай-ка! Озорная…(балалайка)

М – Прочитайте стихотворение «Рыбки-нотки».

(на доске плакат со стихотворением)

Д – Ребята, у меня на столе лежат карточки разных цветов и оттенков. Сейчас будет звучать музыка, нужно выбрать из комплекта цвет, соответствующий настроению прослушанной музыки и разложить оттенки цвета в соответствии с динамикой.

М – На столе у меня прячутся звуки громкие и тихие. Внимание! Задание! Отобрать те звуки, которые относятся к громким, и поместить в колонку под знаком f, а тихие под знаком P.

- Вот какие молодцы! Теперь все ноты в сборе. У нас получился звукоряд, т.е. ГАММА. Споемте песенку о гамме.

                   Звучит «Песенка о гамме»

- Вы запомнили ноты? А вот и последнее задание, для того, чтобы все ноты жили дружно, решите следующий маленький кроссворд.

(на доске кроссворд «Вспомни ноты»)

- Попробуйте вписать названия нот в горизонтальные ряды, пользуясь «словом – подсказкой».

(выполняет задание команда девочек и получает эмблему «нотный стан с ключом»)

- Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. И если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков. Вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток-подружек. Именно они делают окружающий мир еще прекрасней и добрей.

Звучит песня «Ты откуда, музыка?»

  1. Подведение итогов.

- Что нового, ребята, вы узнали на уроке? С каким важным свойством музыки вы познакомились? (динамика)

- Какие динамические оттенки вы узнали? (f, p, ff, pp, mf, mp )

- Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили, оставьте у себя. Наш урок закончен. До свидания, друзья!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная а з б у к а

Слайд 3

Музыкальная а з б у к а

Слайд 6

Музыкальная а з б у к а

Слайд 7

Д и н а м и к а f (форте) – громко p (пиано) – тихо mf (меццо-форте) – не очень громко mp (меццо-пиано) – не очень тихо pp (пианиссимо) – очень тихо ff (фортиссимо) – очень громко

Слайд 8

Н о т н ы й х о р о в о д

Слайд 9

Н о т н ы й х о р о в о д

Слайд 13

П е с е н к а о г а м м е

Слайд 14

Т ы о т к у д а, м у з ы к а ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Музыкальная речь

Урок на тему: Музыкальная речь...

Презентация к уроку по теме "Музыкальная азбука"

Презентация к уроку в 1-м классе по теме "Музыкальная азбука"...

Открытый урок по теме "Музыкальные инструменты России"

Цели:Пополнение знания учащихся по темам «Музыкальные инструменты России»,Расширение кругозора учащихся, представления о разнообразии музыкальных инструментов, в том числе ударных.Воспитан...

Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)

Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над  проектом "Живая аз...

Конспект урока на тему: "Музыкальное восприятие весны в произведениях искусства".

Аннтотация к урокуУрок музыки разработан для учащихся 3 классов общеобразовательной школы. Цель данного урока - способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся через взаимосвязь героических о...

Технологическая карта урока на тему "Музыкальные инструменты". Предмет: Музыка.1класс.

Технологическая карта урока на тему "Музыкальные инструменты". Предмет: Музыка.1класс....