Рабочая программа по музыке УМК Планета знаний
рабочая программа по музыке по теме

Попова Наталья Ивановна

 

Рабочая программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом содержания начального образования второго поколения и отражённых в его пример­ной программе по музыке для начальной школы и программе курса «Музыка» автора Т.И. Баклановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_umk_planeta_znaniy.doc307.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «МУЗЫКА» 1 – 4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом содержания начального образования второго поколения и отражённых в его примерной программе по музыке для начальной школы и программе курса «Музыка» автора Т.И. Баклановой.

Изучение предмета «Музыка» имеет особое духовно-нравственное значение в развитии и воспитании младшего школьника. В программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.). Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, осознающего себя и свое место в мире, а также отчетливо наблюдается социальный заказ на творческую личность, способную к саморазвитию. Значительный потенциал для реализации данной концепции заключен, на наш взгляд, в системе художественно-эстетического образования в общеобразовательной школе, важнейшей частью которой является музыкальное образование.
         Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы, с целью не упустить уникальную возможность младшего школьного возраста в освоении музыкального языка как родной речи. Она разработана на преемственной основе с программами Т.И. Баклановой для 1- 4 классов и на основе общей для всех классов начальной школы концепции автора.

Рабочая программа соответствует Государственному стандарту начального общего образования по искусству. Она позволяет учителю музыки на современном уровне решать все предусмотренные этим документом цели и задачи, и главная цель программы — формировать и развивать музыкальную культуру личности учащихся в контексте актуальных проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учётом её музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в примерной программе для начальной школы. Достижение данной цели предусматривает следующие задачи: 

  • формирование и развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебной и творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных элементарных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Для эффективного решения этих проблем программа предусматривает несколько взаимосвязанных контекстов преподавания музыки в школе: аксиологический, психологический, семантический, исторический, культурологический, этнокультурный, информационный, экологический, художественно-эстетический и арт-терапевтический.

Обучение  по данной программе станет более эффективным, если уроки музыки будут взаимосвязаны с различными формами дополнительного музыкального образования, сочетаться с посещением учащимися музыкальных театров, концертных залов и музеев, проведением в школе конкурсов военно-патриотической песни, концертов авторской песни, фольклорных фестивалей, чтением книг о музыке, семейной музыкально-творческой деятельностью.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя программу, учебник и методические рекомендации.

Тематическое распределение количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Музыка в жизни человека

30

33

Где музыка берет начало?

1.

 Волшебное царство звуков.

8

8

-

-

-

2.

 Сказочная страна.

8

8

-

-

-

3.

 На родных просторах.

7

7

-

-

-

4.

 Остров музыкальных сокровищ.

10

10

-

-

-

Основные закономерности музыкального искусства

60

68

Волшебные силы музыки

1.

 В сокровищнице волшебницы Музыки.

16

-

16

-

-

2.

 Встречи с великими композиторами.

8

-

8

-

-

3.

 В стране музыкальных инструментов.

5

-

5

-

-

4.

В певческой стране.

5

-

5

-

-

Где живет музыка?

1.

 В концертном зале.

15

-

-

15

-

2.

 В музыкальном театре.

11

-

-

11

-

3.

В музыкальном музее.

8

-

-

8

-

Музыкальная картина мира

30

34

Музыкальная жизнь

разных стран и народов

1.

 Путешествие по миру старинной европейской музыки.

8

-

-

-

8

2.

 Музыкальное путешествие от Руси до России  XX века.

11

-

-

-

11

3.

 Музыкальный мир России  XX века.

8

-

-

-

8

4.

 В гостях у народов России.

4

-

-

-

4

5.

 Школа Скрипичного ключа.

3

-

-

-

3

Резерв

15

Итого

135

135

33

34

34

34

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на её основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арттерапевтическом.

 Учебный материал выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

 В соответствии со стандартом, в программу включены не только слушание музыки, различные виды музыкально-исполнительской и музыкально-познавательной деятельности, но также драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, дальнейшее знакомство детей с различными источниками и каналами информации о музыкальном искусстве. Так же как и в программах для 1-4 классов, предлагаются арт-терапевтические задания, адаптированные специалистами для использования на уроках музыки в школе. Программа позволяет эффективно выявлять и развивать музыкальные, творческие и духовные способности учащихся в процессе различных видов музыкальной, музыкально-изобразительной, музыкально-театральной, музыкально-танцевальной деятельности. Ею предусмотрено использование на уроках музыки современных психолого-педагогических технологий, включая технологии проектной деятельности, тестирования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития музыкальных способностей учащихся.

Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии, например «Ребёнок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурии; идеи Г.Д. Гачёва об отражении в искусстве национальных образов мира, и др.

При создании программы были учтены результаты исследований учёных в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).

В рабочей программе «Музыка» для 1 – 4 классов представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

  •  «Музыка в жизни человека»;
  •  «Основные закономерности музыкального искусства»;
  •  «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.

Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.

Изучение предмета обеспечивает  приобщение учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Ещё одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.

При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии (сотворчества, сотрудничества, личностно-ориентированного подхода и др.), творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно - познавательной деятельности учащихся.

Данная программа позволит учителям последовательно реализовывать все основные требования ФГОС к уровню подготовленности учащихся по предмету «Музыка» в начальной школе. В результате освоения предметного содержания курса учащиеся получат возможность расширить музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогатить духовно-эмоциональную сферу личности, совершенствовать умения решать учебные, музыкально-творческие задачи, получат возможность для дальнейшего развития музыкальной памяти и воображения, художественного вкуса, образного и ассоциативного мышления, способности воспринимать музыку как живое, образное искусство.

Кроме того, в результате обучения по предмету «Музыка» учащиеся приобретут новые социально-личностные и музыкальные компетенции.

Курс имеет практическую направленность – теоретические сведения включены лишь в той мере, в какой необходимы для навыков выразительного музыкально-осмысленного пения и практического музицирования на музыкальных инструментах. Размышления о музыке предложено в таких доступных детям темах и формах, которые способны заинтересовать их лично.

Место учебного предмета в учебном плане

На предмет «Музыка» базисным учебным планом начального общего образования выделяется  135 ч, из них на изучение музыки в 1 классе - 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2 - 4 классах на изучение курса отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Вариативная  часть предполагает взаимосвязь уроков музыки и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. К вариативной части отнесены дополнительные задания по прослушиванию и исполнению музыкальных произведений, музыкально-пластические импровизации, которые требуют дополнительного учебного времени.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по образовательным маршрутам (сквозным темам года).

Благодаря такой структуре программы ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них – к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно – информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и  идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценностям семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.) Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов - классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествие по миру.

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально – образовательного процесса предусматривает несколько взаимосвязанных контекстов преподавания музыки в школе: аксиологический, психологический, семантический, исторический, культурологический, этнокультурный, информационный, экологический, художественно-эстетический и арт-терапевтический.

Результаты изучения курса

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека,  эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально - творческой  деятельности;
  • ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве,  в многообразии музыкального  фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные  музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические  особенности   профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества ( в песнях, играх, действах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально – исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально – творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира»

Выпускник научится:

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества различных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно – массовых мероприятий, представлять  широкой публике результаты собственной музыкально – творческой деятельности (пение, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


У учащихся будут сформированы:

  • понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни и отражение в ней исторических событий и личностей;
  • положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
  • уважительное отношение к музыкальному наследию России, понимание ценности многонационального российского общества, его культурного разнообразия.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
  • эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
  • понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
  • художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
  • понимания причин успеха в творческой деятельности;
  • готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально – поэтического творчества народов мира;
  • готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;
  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • находить и передавать информацию о музыкальном наследии знаменитых композиторов;  о старинной танцевальной музыке, о творчестве русских и советских композиторов о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах; определять основные музыкальные понятия на доступном уровне;
  • воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков,  современных российских композиторов, авторских песен;
  • называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и);
  • исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально хоровые произведения;
  • определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края);
  • различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально - выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
  • характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
  • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении;
  • использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально -  хоровых произведений;
  • раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
  • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
  • планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;
  • следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;
  • определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить цели и задачи в проблемно - творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально - творческих задач;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально - творческой деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально - творческих работ;
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы с учётом разных критериев;•оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно - массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
  • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
  • выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
  • различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
  • сравнивать, группировать, классифицировать по видовым признакам музыкального искусства;
  • устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
  • выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально - творческой деятельности;
  • выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

Волшебное царство звуков (8ч)

Звуки окружающего мира. Звуки шумовые и музыкальные. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки. Цветомузыка. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано. Высота звука. Регистр. Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и другие нотные знаки.

Сказочная страна (8ч)

Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные «краски» и «рисунки». Мажорный лад. Минорный лад. Музыка и театр. Музыкальная инсценировка. Музыкальные образы сказочных персонажей. Музыкальный спектакль. Голос и характер персонажа музыкального спектакля. Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса. Балет. Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце. Музыка и кино. Музыкальные образы сказочных героев. Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний. Музыка и праздник. Певческие голоса. Образы праздника Рождества в музыке.

На родных просторах (7ч)

Россия в песнях. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев и припев. Народные песни. Колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь и др. Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России. Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке. Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни. Музыкальный образ мамы.  Музыкальная жизнь современного города.

Остров музыкальных сокровищ (10 ч)

Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ. Музыкальные образы животных. Старинные музыкальные инструменты. «Механическая» и «живая» музыка. Старинные механические музыкальные устройства. Связь музыки с изобразительным искусством. Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира.

2 класс (34 часа)

          В сокровищнице волшебницы Музыки (17 ч)

Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальные часы: доброе утро. Музыкальные часы: шумный день. Музыкальные часы: добрый вечер! Музыкальные часы: тихая ночь. Музыкальный календарь. Музыкальный календарь: музыка осени. Музыкальный календарь: музыка зимы. Музыкальный календарь: музыка весны. Музыкальный календарь: музыка лета. Музыкальная машина времени: времена рождения музыки. Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (церковная музыка). Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (классическая музыка). Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран. Музыкальная машина времени: музыкальное будущее. Музыкальный глобус: путешествуем по России. Музыкальный глобус: музыка народов России. Музыкальный глобус: едем в далёкие края.

          Встречи с великими композиторами (7 ч)

На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины. На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская». На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной. На родине Михаила Ивановича Глинки: под звон колоколов. На родине Михаила Ивановича Глинки: дальние странствия. На родине Михаила Ивановича Глинки: сердце Родины. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские игры и игрушки. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: нянины сказки. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: утренняя молитва. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским - Корсаковым: ветер по морю гуляет.

 

          В стране музыкальных инструментов (5 ч)

Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство

струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. Оркестр народных инструментов. Духовой оркестр.

         

         В певческой стране  (5 ч)

В школе Скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос? Вокальный ансамбль. Хор. В школе Скрипичного ключа: урок вокала.

Музыкальный глобус: улетаем на Луну. Волшебная музыкальная палочка.

3 класс (34 часа)

В концертном зале  (15 ч)

Концертные залы. Концерт хоровой музыки. Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене. Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации, систорией гимнов на шей страны. Гимн. Виды гимнов.

Хор как хоровое произведение. Хоры русских композиторов классиков. Хоровые «краски». Кантата. Композитор С.С. Прокофьев. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины. Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка.

Малые музыкальные формы. Знаменитые музыканты  исполнители.  Пьеса. Композитор А. Лядов и его пьесы для фортепьяно. Симфония. Взаимосвязь симфонической и народной музыки.

В музыкальном театре  (11 ч)

Музыкальные театры. Виды музыкальных театров. Знаменитые музыкальные театры.  Правила поведения в театре.

Опера. Виды искусства, объединённые в оперном спектакле. История возникновения оперы. Либретто. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Русская классическая опера. Реальные и фантастические музыкально - поэтические образы.

Музыкальные образы древнерусской мифологии и традиционной народной культуры. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро». Оперетта. Мюзикл.

Детский музыкальный театр. Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально -  хореографические образы.

В музыкальном музее  (8 ч)

Музыкальный музей. Виды музыкальных музеев. Музыкальный экспонат. Музыкальное наследие, его сохранение и развитие. Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). Дом - музей П.И. Чайковского (г.Клин). Экспонаты музыкальных музеев.

Сольфеджио. Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность.

Музыка и техника.

4 класс (34 часа)

Путешествие по миру старинной европейской музыки  (8ч)

Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт. Воображаемое путешествие в Германию, на родину И.-С. Баха и в Австрию, на родину В.-А. Моцарта, в гости к их музыкальной, творческой семье. 

Произведения И.- С. Баха  и В.-А. Моцарта в современном музыкальном мире. Пьеса И.-С. Баха «Волынка». Моцарт — как один из основателей венской классической школы — нового направления в музыке XVIII — начала XIX веков. Произведения В.-А. Моцарта на сценах знаменитых европейских музыкальных театров и концертных залов, а также в репертуаре учеников детских музыкальных школ, участников детских хоров и хоровых студий.  

В рыцарских замках. Музыка в старинном светском быту, в жизни привилегированных сословий. Музыкальный быт средневековых рыцарей (воображаемое путешествие по европейским замкам).

 На балах. Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки. Краткая история и традиции проведения балов в различных европейских странах (Австрии, Германии, Франции и др.). Современные балы в Вене и других европейских странах. Общее представление о правилах поведения на балах.

Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус.  

  Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера.

 Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур. Музыка и танцы как его неотъемлемая часть. Венецианские карнавалы в старину и в наши дни. Арлекин, Пьеро, Коломбина и другие герои венецианских карнавалов. Карнавалы в других городах и странах.

Музыкальное путешествие от Руси до России XX  века  (11 ч)

С чего начинается Родина. Музыка как «зеркало» истории человечества. Музыкальные «отражения» истории России от древних времен до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине, к родной природе и родному дому.

 Композитор И.Ф. Стравинский. Связь его творчества с русским фольклором. Композитор М.А. Балакирев. Отражение в музыке М. Балакирева образов родной природы, быта и история русского народа. История создания симфонической поэмы «Русь». Понятие «симфоническая поэма». Композитор Г.В. Свиридов и его произведения, посвященные Родине, истории и традициям народной культуры.

История скоморохов на Руси. Музыкальные инструменты скоморохов, их песни и сценки. Скоморохи и смеховая культура Древней Руси.

 Сказки как «зеркало» русской старины. Знакомство с иллюстрациями сказки «Жар-птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Жар-птица». Либретто оперы «Сказка о царе Салтане». Особенности музыкального языка оперы. «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Либретто оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». Отражение в ней образов русской старины: старинного русского города Новгорода, его жителей и торговых гостей, скоморохов, калик перехожих. Связь оперы с русским фольклором. Опера А. Бородина «Князь Игорь», его связь со знаменитым памятником древнерусской литературы — «Словом о полку Игореве.

Музыкальный мир России XX  века  (8 ч)

Музыка революции. Продолжение путешествия на музыкальной машине времени по истории России. Песня «Крейсер Аврора» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Слушание музыки. Революционные песни (например. «Дубинушка»).

Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах.

Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Музыка и техника. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах.

Музыка на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши Великой Отечественной войны. Отражение в музыкальных произведениях различных жанров героических событий Великой Отечественной войны, чувств и мыслей защитников Родины, подвигов советских солдат и полководцев.

Песни послевоенных лет. Творчество композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира» (сл. Ц. Солодаря).

 Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах.

Музыка на спортивных состязаниях, прошлых и будущих олимпиадах (например, на Олимпиаде в Сочи в 2014 г.). Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения, вдохновляющие спортсменов на спортивные победы.

Известные создатели и исполнители авторских песен. Авторские песни о детях и для детей. Участие школьников в концертах и фестивалях авторской песни.

В гостях у народов России (4 ч)

Колыбельные песни народов России, воплощенная в них народная мудрость. Необходимость сохранения и развития традиции пения детям колыбельных песен в современных семьях. Мелодии колыбельных песен в различных жанрах классической музыки.

Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы.

Понятие   «фольклор». Фестивали фольклора в России. Исполнение на них народных песен, народной инструментальной музыки и народных танцев. Известные российские фольклорные ансамбли.

         

           В школе Скрипичного ключа (3 ч)

Основы музыкальных знаний. История гитары. Традиционная семиструнная гитара, электрогитара и ее различные виды — соло-гитара, бас-гитара и ритмическая гитара. Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях ее звучания и основных способах игры на ней.

Повторение понятия «фольклор*. Общее представление о фольклористике и фольклористах. Деятельность по сохранению фольклора в России и других странах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Участие детей России в собирании, изучении и сохранении фольклора.

 Повторение народных песен. Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс (33 ч)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Волшебное царство звуков – 8 ч

Формирование у детей установки на творческое, эмоциональное освоение музыки, пронизывающей звуковое пространство окружающего мира.

Формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками образами природы и первоначальных представлений о языке музыкального искусства, с помощью которого в музыкальных произведениях «изображаются» звуки и образы окружающего мира.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выражающую грустное настроение природы и человека, музыкально-слуховых представлений детей в процессе дальнейшего знакомства со звуками окружающего мира и особенностями языка (выразительных средств) музыкального искусства;  эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм русской классической музыки в процессе дальнейшего освоения языка музыкального искусства.

Звуки окружающего мира. Звуки шумовые и музыкальные. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки. Цветомузыка. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано. Высота звука. Регистр. Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и другие нотные знаки.

Творчески, эмоционально осваивать музыку. Различать характер произведения; развивать умение слушать.

Высказывать своё мнение; различать на слух высокие и низкие звуки.

Откликаться на музыку различного характера и различать его; воспринимать выразительные средства музыки.

Сказочная страна - 8 ч

Формирование у детей первоначального представления о единой, художественно-образной природе искусства, на примере взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев.

Формирование у детей способности к саморегуляции своего эмоционального состояния средствами музыки.

Развитие воображения и музыкально-творческих способностей детей на основе знакомства с отражёнными в музыке образами древних мифов (преданий) разных народов мира.

Деятельностное  знакомство учащихся с оперой как видом музыкально-театрального искусства.

Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные «краски» и «рисунки». Мажорный лад. Минорный лад. Музыка и театр. Музыкальная инсценировка. Музыкальные образы сказочных персонажей. Музыкальный спектакль. Голос и характер персонажа музыкального спектакля. Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса. Балет. Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце. Музыка и кино. Музыкальные образы сказочных героев. Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний. Музыка и праздник. Певческие голоса. Образы праздника Рождества в музыке.

Различать яркие средства музыкальной выразительности; определять по звучанию народные инструменты; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.

На родных просторах - 5 ч

Патриотическое воспитание детей средствами вокально-хорового творчества.

Развитие интереса учащихся к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры.

Развитие у школьников интереса к музыкальному творчеству народов России.

Знакомство детей с музыкальными традициями русской армии.

Россия в песнях. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев и припев. Народные песни. Колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь и др. Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России. Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке. Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни. Музыкальный образ мамы.  Музыкальная жизнь современного города.

Понимать, что музыка имеет содержание; воспринимать её выразительно-изобразительные средства; откликаться на музыку различного характера и различать его.

Различать яркие средства музыкальной выразительности; определять по звучанию народные инструменты; умение слушать народную музыку.

Остров музыкальных сокровищ - 5 ч

Развитие музыкально-творческого воображения учащихся с помощью музыкального изображения природы (водной стихии).

Знакомство учащихся с музыкальными образами  сказочных героев в опере.

Развитие эстетических отношений детей к природе средствами музыки на основе сочетания их музыкально-слуховых впечатлений с визуальными и двигательными.

Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ. Музыкальные образы животных. Старинные музыкальные инструменты. «Механическая» и «живая» музыка. Старинные механические музыкальные устройства. Связь музыки с изобразительным искусством. Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира.

Понимать, что музыка имеет содержание; воспринимать её выразительно-изобразительные средства; откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты.

2 класс (34 ч)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

В сокровищнице волшебницы музыки - 16 ч

Формирование у учащихся представлений о музыкальном искусстве как отражении мира в музыкальных образах, имеющих интонационную природу. Развитие музыкально-образного восприятия музыки, вокально-хоровых навыков и музыкально-творческих способностей. Воспитание любви к музыкальному искусству и художественно-эстетического вкуса. Музыкально-экологическое воспитание. Формирование у детей представлений о связи музыки с категорией «время» и о временной природе музыкального искусства. Развитие чувства ритма, образного восприятия музыки, навыков музыкально-исполнительской деятельности, потребности в творческой самореализации личности. Развитие у учащихся способности эмоционально реагировать и выразительно исполнять энергичную музыку, чувствуя и передавая её интонации и эмоциональную напряжённость. Воспитание трудолюбия и позитивного отношения к жизни и людям. Развитие способности к преодолению негативных эмоций с помощью

спокойной музыки. Воспитание любви к семье и родному дому.

Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальные часы: доброе утро. Музыкальные часы: шумный день. Музыкальные часы: добрый вечер! Музыкальные часы: тихая ночь. Музыкальный календарь. Музыкальный календарь: музыка осени. Музыкальный календарь: музыка зимы. Музыкальный календарь: музыка весны. Музыкальный календарь: музыка лета. Музыкальная машина времени: времена рождения музыки. Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни). Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (церковная музыка). Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (классическая музыка). Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран. Музыкальная машина времени: музыкальное будущее. Музыкальный глобус: путешествуем по России. Музыкальный глобус: музыка народов России. Музыкальный глобус: едем в далёкие края. Музыкальный глобус: улетаем на Луну. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. Золотой ключик: В Школе Скрипичного ключа, на уроке музыкальной грамоты.

Слушать и исполнять песни.

Выполнять упражнение арт-терапии.

Сочинять мелодии — «музыкальные отражения»

ученика.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах импровизации.

Создавать музыкально-пластические движения.

Исполнять вокально-интонационную импровизацию.

Слушать музыку.

Сочинять звуковую картину.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах ритмический аккомпанемент.

Исполнять вокально-хоровые упражнения.

Беседовать о настроении природы.

Рисовать на заданную тему.

Сочинять мелодии к словам и ритмическим

рисункам.

Встречи с великими композиторами - 8 ч

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Формирование представлений о благотворном влиянии любви композитора к народной музыке на его творческие достижения. Формирование представлений о важной роли семейного музыкального воспитания детей в их дальнейшей творческой судьбе и будущих достижениях. Формирование представлений о важной роли церковного искусства в воспитании русских композиторов-классиков. формирование у учащихся представлений о зарубежной музыкальной культуре, об отражённых в русской классической музыке музыкальных образах разных стран, о важной роли в творчестве композитора его зарубежных путешествий. Развитие музыкального кругозора. Развитие вокально-хоровых умений и навыков.  Развитие образного восприятия музыки.

На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины. На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская». На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной. На родине Михаила Ивановича Глинки: под звон колоколов. На родине Михаила Ивановича Глинки: дальние странствия. На родине Михаила Ивановича Глинки: сердце Родины. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские игры и игрушки. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: нянины сказки. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: утренняя молитва. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во

владениях Морского царя. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: ветер по морю гуляет. В школе Скрипичного ключа: уроккомпозиции.

Сочинять мелодии к поэтическим строчкам.

Выполнять упражнения арт-терапии.

Музицировать, исполнять

на музыкальных инструментах.

Исполнять церковные песнопения.

Слушать пьесы.

Исполнять пластические импровизации.

Играть в русскую народную игру.

Исполнять песню.

Сочинять «музыкальный портрет».

Исполнять русские народные песни.

Беседовать о влиянии природы

на творчество композитора.

Сочинять мелодии к словам и

Ритмическим рисункам.

В стране музыкальных инструментов – 5 ч

Формирование представлений детей о музыкантах-исполнителях как «связующем звене» между созданными композитором музыкальными произведениями и их слушателями.

Развитие чувства ритма, ассоциативного и образного мышления, творческих способностей. Воспитание интереса к музыкально-исполнительской деятельности. Формирование первоначальных навыков ансамблевого инструментального музицирования. Развитие первоначальных навыков игры на народных музыкальных инструментах. Формирование первоначальных навыков игры на простейших духовых музыкальных инструментах, развитие дыхательного аппарата.

Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство

струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. Оркестр народных инструментов. Духовой оркестр.

 

Слушать записи звучания

музыкальных инструментов.

Исполнять русскую народную.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах мелодические импровизации.

Выполнять упражнение арт-терапии.

Знакомиться с элементарными приёмами игры на детских  музыкальных инструментах.

Слушать звучания различных по составу

инструментальных ансамблей.

Исполнять песню.

Исполнять пластическую импровизацию.

Представлять музыкальную инсценировку.

Слушать записи звучания различных

 хоровых коллективов.

В певческой стране – 5 ч

Развитие вокально-хоровой культуры учащихся в процессе первоначального освоения ансамблевого пения. Формирование у учащихся чистоты интонирования и навыков ансамблевого пения. Развитие вокальных умений и навыков.

В школе Скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос? Вокальный ансамбль.

Хор. В школе Скрипичного ключа: урок вокала.

Различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);

 классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

3 класс (34 ч)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

В концертном зале – 15 ч

Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространённых форм публичных выступлений музыкантов. Знакомство с историей концертов и знаменитыми концертными залами России и зарубежных стран. Развитие культуры восприятия музыки и музыкально-исполнительской деятельности.

Концерт. Концертный зал. Знаменитые концертные залы. Афиша и программа концерта. Правила поведения в концертном зале.

Формирование у учащихся установки на посещение концертных залов.

Воспитание интереса к хоровому пению. Музыкально - этическое воспитание учащихся.

Формирование у учащихся представлений о романсе. Знакомство с композиторами — авторами знаменитых романсов.

Концертные залы. Концерт хоровой музыки. Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене.

Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации, систорией гимнов на шей страны. Гимн. Виды гимнов.

Хор как хоровое произведение. Хоры русских композиторов классиков. Хоровые «краски».

Кантата. Композитор С.С. Прокофьев. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины.

Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Малые музыкальные формы. Знаменитые музыканты  исполнители.

 Пьеса. Композитор А. Лядов и его пьесы для фортепьяно.

Симфония. Взаимосвязь симфонической и народной музыки.

Слушать знакомые произведения классичесской музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей). Исполнять песни из программы для 2 класса.

Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора, концертов камерной музыки (фрагменты): произведений камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов.).

Исполнять в хоровом исполнении песню «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) — повторение.

Слушать и исполнять Государственный гимн Российской Федерации (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизации на темы «Девицы - красавицы», «Чудесный сон».

Слушать романсы: «Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз. А.Рыбникова, сл. Ю. Энтина).

В музыкальном театре – 11 ч

Формирование у учащихся представ-лений о музыкальном театре и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран, установки на посещение музыкальных театров. Знакомство с основами театрального этикета, воспитание культуры поведения. Формирование у учащихся первоначальных представ-лений об опере как о крупном музыкально - сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в оперном спектакле различных видов искусства.

Полихудожественное воспитание.

Музыкальные театры. Виды музыкальных театров. Знаменитые музыкальные театры.

Правила поведения в театре.

Опера. Виды искусства, объединённые в оперном спектакле. История возникновения оперы. Либретто.

Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Русская классическая опера. Реальные и фантастические музыкально - поэтические образы.

Музыкальные образы древнерусской мифологии и тради ционной народной культуры.

П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

Оперетта. Мюзикл.

Детский музыкальный театр. Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально -  хореографические образы.

Слушать фрагменты музыкальных спектаклей. Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки).

Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Повторять исполнение фрагментов хоров из опер.

Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»). Представлять инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора).

В музыкальном музее – 8 ч

Формирование у учащихся представлений о музыкальных музеях, их видах, экспонатах и музыкальнопросветительной деятельности.

Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом освоении предметного мира музыкальной культуры, в его изучении и сохранении.

Развитие у учащихся интереса к отечественному и мировому музыкальному наследию, представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств.

Воспитание уважительного отношения к собирателям и хранителям этого наследия.

Музыкальный музей. Виды музыкальных музеев.

Музы кальный экспонат. Музыкальное наследие, его сохранение и развитие.

Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). Дом - музей П.И. Чайковского (г.Клин).

Экспонаты музыкальных музеев.

Сольфеджио. Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность.

Музыка и техника.

Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах.

Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и «Про бемоль».

Исполнять упражнения на распевание; песню Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по музыке для 3 класса.

4 класс (34 ч)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Путешествие по миру старинной европейской музыки – 8 ч

Формирование знаний учащихся о способности музыки переносить слушателей в разные страны (словно с помощью волшебного музыкального глобуса) и разные времена (словно на музыкальной машине времени), а также о роли композиторов в Музыкальном мире, о классической музыке и композиторах-классиках.

Воображаемые путешествия на родину композиторов, в гости к их музыкальной, творческой семье. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании. Связь творчества вундеркинда-виртуоза и великого немецкого композитора с народной и церковной музыкой. Произведения И.-С. Баха в современном Музыкальном мире, в репертуаре знаменитых музыкантов и музыкальных коллективов, а также учеников детских-музыкальных школ, участников детских хоров и хоровых студий.

На материале произведений И.-С. Баха первоначальное, на доступном для учащихся уровне, в художественно-образной форме знакомство с понятием «полифония».

Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт. Воображаемое путешествие в Германию, на родину И.-С. Баха и в Австрию, на родину В.-А. Моцарта, в гости к их музыкальной, творческой семье. 

Произведения И.- С. Баха  и В.-А. Моцарта в современном музыкальном мире. Пьеса И.-С. Баха «Волынка». Моцарт — как один из основателей венской классической школы — нового направления в музыке XVIII — начала XIX веков. Произведения В.-А. Моцарта на сценах знаменитых европейских музыкальных театров и концертных залов, а также в репертуаре учеников детских музыкальных школ, участников детских хоров и хоровых студий.  

В рыцарских замках. Музыка в старинном светском быту, в жизни привилегированных сословий. Музыкальный быт средневековых рыцарей (воображаемое путешествие по европейским замкам).

 На балах. Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки. Краткая история и традиции проведения балов в различных европейских странах (Австрии, Германии, Франции и др.). Современные балы в Вене и других европейских странах. Общее представление о правилах поведения на балах.

Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс и его «король» композитор Иоганн  Штраус.  

Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера.

Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур. Музыка и танцы как его неотъемлемая часть. Венецианские карнавалы в старину и в наши дни. Арлекин, Пьеро, Коломбина и другие герои венецианских карнавалов. Карнавалы в других городах и странах.

Слушать знакомые произведения классичесской музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей). Исполнять песни из программы для 4 класса.

Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора, концертов камерной музыки (фрагменты): произведений камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов.).

Слушать и исполнять Государственный гимн Российской Федерации (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизации.

Слушать романсы: «Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз. А.Рыбникова, сл. Ю. Энтина).

Музыкальное путешествие от Руси до России XX  века   -11 ч

С чего начинается Родина. Музыка как «зеркало» истории человечества. Музыкальные «отражения» истории России от древних времен до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.

Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине, к родной природе и родному дому.

История скоморохов на Руси. Музыкальные инструменты скоморохов, их песни и сценки. Скоморохи и смеховая культура Древней Руси.

Сказки как «зеркало» русской старины. Знакомство с иллюстрациями сказки «Жар-птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Жар-птица». Либретто оперы «Сказка о царе Салтане».

Особенности музыкального языка оперы. «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Либретто оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». Отражение в ней образов русской старины: старинного русского города Новгорода, его жителей и торговых гостей, скоморохов, калик перехожих. Связь оперы с русским фольклором. Опера А. Бородина «Князь Игорь», его связь со знаменитым памятником древнерусской литературы — «Словом о полку Игореве.

Русь  изначальная. Песня « С  чего начинается  Родина?» И.Стравинский. Балет.

Симфоническая поэма «Русь», Кантата «Деревянная  Русь».  Русь православная.  Церковные  песнопения.

Русь  скоморошья.  Скоморошья  плясовая.

Русь  сказочная. Балет. Опера.

Русь  былинная. Опера-былина  «Садко».

Русь героическая. Опера «Князь Игорь», «Иван  Сусанин». Путь  к  вершине творчества.

Проект:  «Музыкальная  история  России».  

Слушать фрагменты музыкальных спектаклей.

Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки).

Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя).

Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»). Представлять инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора). 

Музыкальный мир России  XX  века   – 8 ч

Музыка революции. Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах.

Музыка на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Песни и марши Великой Отечественной войны. Песни послевоенных лет. Творчество композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах.

Музыка на спортивных состязаниях, прошлых и будущих олимпиадах (например, на Олимпиаде в Сочи в 2014 г.). Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения, вдохновляющие спортсменов на спортивные победы.

Известные создатели и исполнители авторских песен.

Авторские песни о детях и для детей. Участие школьников в концертах и фестивалях авторской песни.

Музыка  революции.  Песня « Крейсер «Аврора».

У пионерского  костра. Песня «Картошка».

В кинотеатре  и  у  телевизора. «Марш  весёлых  ребят».

Музыка  о  войне  и  на  войне.

Песни  советских композиторов. Музыка  на защите  мира. Песня «Пусть  всегда  будет  солнце».

На космодроме. Песня «14 минут  до  старта».

На стадионе. Песня «До  свиданья, Москва…»

На  фестивале  авторской  песни. «Песня  Ослика».

Музыкальное  путешествие  по  России  20 века.

Путь  к  вершине творчества.

Проект: «Музыкальный  мир  советской  эпохи».

Слушать музыкальные произведения из программы, написанные в мажорном и минорном ладах.

Исполнять песни, написанные в разных тональностях .

Исполнять упражнения на распевание;

повторять хоровые произведения из программы по музыке для 4 класса.

В гостях у народов России – 4 ч

Колыбельные песни народов России, воплощенная в них народная мудрость. Мелодии колыбельных песен в различных жанрах классической музыки.

Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы.

Понятие «фольклор». Фестивали фольклора в России. Исполнение на них народных песен, народной инструментальной музыки и народных танцев.

Известные российские фольклорные ансамбли.

В  гостях  у народов  России. У  колыбели.

На  свадьбе.

На  фольклором  фестивале. Песня  «Московская  кадриль».

Итоговый урок.  Путь  к  вершине творчества.

Проект: «Россия  многонациональная».

Слушать знакомые произведения классичесской музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей).

Исполнять песни из программы для 4 класса.

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизации.

Школа Скрипичного ключа – 3 ч

Основы музыкальных знаний. История гитары. Традиционная семиструнная гитара, электрогитара и ее различные виды — соло-гитара, бас-гитара и ритмическая гитара. Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях ее звучания и основных способах игры на ней.

Повторение понятия «фольклор*. Общее представление о фольклористике и фольклористах. Деятельность по сохранению фольклора в России и других странах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Участие детей России в собирании, изучении и сохранении фольклора.

 Повторение народных песен. Знакомство учащихся с современными источниками и каналами трансляции фольклора.

Школа  скрипичного  ключа. Урок  игры  на  гитаре.

Урок  фольклора.

Выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов - классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосные вокальные произведения с сопровождением;

сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;

выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа.

Мелодии колыбельных песен в различных жанрах классической музыки.

Повторение русских народных колыбельных песен из программ для 1-3 классов (по выбору учащихся).

Разучивание русской народной песни «Зыбка поскрипывает».

Слушание музыки. Колыбельные песни народов России. М. Балакирев «Колыбельная» (ел. Арсеньева); П. Чайковский «Колыбельная» (ел. А. Майкова); П. Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (ел. А. Плещеева); А. Лядов «Колыбельная» (из оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»).

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1- 4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Рабочие программы. 1-4 классы.

1 класс

Т.И. Бакланова. Музыка. 1 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель.

Т.И. Бакланова. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. – М.: АСТ, Астрель.

2 класс

Т.И. Бакланова. Музыка. 2 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель.

Т.И. Бакланова. Обучение во 2 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. – М.: АСТ, Астрель.

3 класс

Т.И. Бакланова. Музыка. 3 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель.

Т.И. Бакланова. Обучение в 3 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. – М.: АСТ, Астрель.

4 класс

Т.И. Бакланова. Музыка. 4 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель.

Т.И. Бакланова. Обучение в 4 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. – М.: АСТ, Астрель.

К

Библиотечный фонд формируется на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Портреты известных композиторов

Таблицы в соответствии с содержанием обучения

Д

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Аудио- и видеоаппаратура, телевизор

Автоматизированное рабочее место учителя

Документ - камера

Д

Д

Д

Д

С диагональю  не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

Презентации

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по музыке

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Игры

Настольные развивающие игры, наборы ролевых игр

Электронные игры развивающего характера

Ф

Ф


Список литературы

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

  1. Для учащихся:

 Т.И.Бакланова. Музыка 1 класс. Учебник.  — М., АСТ, Астрель.

                      ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  4. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
  5. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  6. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
  7. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

  1. Для учителя: 

*Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: Учебно-методический комплект «Планета знаний» - М.:АСТ: Астрель, 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный  издательский  Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16.  Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ

  1. Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
  2. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
  3. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
  4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
  5. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
  6. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
  7. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

СОГЛАСОВАНО                                                                    СОГЛАСОВАНО                  

Протокол заседания МО                                                           Заместитель директора по УВР

учителей начальных классов                                                          ___________  Л.А. Назаренко

от 28 августа 2013 г. № 1                                                          

руководитель МО                                                                   28.08.2013г.

__________  Н.И. Попова        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК Планета знаний 1-4 классы

  Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической конце...

Рабочая программа окр.мир УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс умк "Планета знаний"...

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы 2 класс УМК "Планета знаний"

Рабочие программы УМК "Планета знаний " 2 класс...

Рабочая программа 3 класс, УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, технологии...

Рабочая программа по музыке УМК "Планета знаний" 1 класс

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального...