Методическое пособие «Как научить детей игре на деревянных ложках»
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Пронина Людмила Владимировна

Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержит цели, задачи, приемы игры на ложках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx18.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   Методическое пособие

       «Как научить детей игре на деревянных ложках»

     (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Цели:

  1. Формирование мотивации к музыкальной деятельности.
  2. Формирование благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле.
  3. Создание детского музыкального ансамбля ложкарей.

Задачи:

- побуждение интереса к народной культуре;

- развитие образно – эмоционального восприятия;

- знакомство с художественно – выразительными особенностями    деревянных ложек.

- создание условий для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;

- овладение элементарными приёмами игры на деревянных ложках;

- развитие в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

- обогащение словарного запаса.

Приёмы игры на ложках.

1.Игра двумя ложками.

Способ 1.

Черенки ложки зажаты в обеих руках. Черпаки повёрнуты друг к другу тыльной  выпуклой стороной.

  1. Упражнение для развития ритма «Музыкальное эхо». Педагог  отстукивает на ложках наипростейший ритм (четверти, восьмые), ребёнок повторяет.
  2. Упражнение «Ответ». Ребёнок должен сымпровизировать ответ педагогу в заданном темпе и ритме.
  3. Упражнение. Сочетание ритмических повторов или импровизаций с добавлением мелодии голосом. На вокальный вопрос педагога, ребёнок отвечает исполнением на ложках.

Каждое упражнение  может исполняться с изменением выразительных средств музыки:

- размера;

- темпа;

- динамики;

- ритма;

Целесообразно предложить ребёнку самому выбрать вариант упражнения или придумать свой.

Способ 2.

Полость черпака ложки зажата в ладони левой руки. Удар производится  другой ложкой правой руки. Приоткрывание полости между ладонью и ложкой, позволяет  извлекать звуки различной высоты.(Напоминает цоконье копыт лошадки).

Способ 3.

Одна ложка находится у немного приоткрытого рта так, что черпак ложки и рот образуют резонатор.

Удар производится другой ложкой. Открывая или закрывая рот можно извлекать звуки различной высоты.

Детей дошкольного возраста детей дошкольного возраста обучать этому приёму не рекомендуется, так как они могут засунуть ложку в рот.

Способ 4.

Ложки держат в правой руке. Между черенками, которые упираются в ладонь, находится указательный палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу с интервалом  1-2 см.

Ложками ударяют:

- по ладони правой руки;

- по коленям правой и левой ноги;

- по ноге и опущенной вниз руке;

- по плечу и ладони ;

Упражнение 1. «Галоп». Ребёнок играет на счёт раз, два, три. Раз и три – удар по колену, а два – удар по находящейся над коленом левой руке. С ускорением музыки, ладонь опускается ниже к ноге. Рекомендуется начинать играть  это упражнение без ложек, пока не будет автоматизма.

Упражнение 2. «Контрасты». Чередуются быстрые удары кисти с ложками по колену и по ладони другой руки и медленные удары по ладони, поднятой на уровень головы. Можно это упражнение делать в парах. Ребёнок ударяет ложками по кисти руки или колену товарища или педагога.

2. Игра тремя ложками.

Две ложки зажимаются в левой руке: черпаки в ладони, а черенки (у основания) зажаты между большим – указательным и средним – безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сторонами. Третья ложка в правой руке.

Если резко сжимать кисть левой руки с двумя ложками, то получается сухой резкий звук, а черпак третьей ложки,  зажатый в правой руке,  наносит ритмичные удары по ложкам в левой руке. Удары  могут быть прямые и скользящие.

Упражнение  1. «Кто быстрее?». Установить у себя в руках ложки.

Упражнение 2. «Кто лучше сыграет?» (эксперты сами дети)

Упражнение 3. «Комаринные потешки». Кто придумает лучшую импровизацию на трёх ложках, где две ложки левой ладони «лягушка», а одна  правой руки – «комарик».

  1. Игра на четырёх ложках.

  Для удобства и целесообразности закрепит четыре ложки на одной подставке, что позволит облегчить процесс подготовки инструмента к игре. А так же  благодаря жёсткой фиксации ложек, улучшить технические возможности инструмента – ложки – веера. Если ребёнок играет сразу на нескольких инструментах, можно ложки – веера повесить на его шею, а отдельные ложки заложить за пояс. При игре на ложках  - веерах удары чередуются  прямые со скользящими.

 Звучание ложек хорошо сочетается со звучанием других инструментов, как ударных, так и звуковысотных. Умение играть на ложках – это начальная ступень к освоению более сложных музыкальных инструментов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по физвоспитанию детей в санатории

физкультурные упражнения, техника, методика...

Учебно-методическое пособие по физвоспитанию детей в санатории

физкультурные упражнения, техника, методика...

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни»

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни», 2 варианта проведения....

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни»

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни», 2 варианта проведения....

Методическое пособие по обучению детей ПДД

        От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других об...

Игра на деревянных ложках

Короткая история о деревянных ложках и игра на них....