Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
методическая разработка по музыке по теме

Архипова Ирина Николаевна

 

В основе работы описание упражнений для развития и укрепления голосового аппарата детей, певческого дыхания, артикулляционного аппарата.Проговаривание и пение скороговорок,вокальные упражнения. а также упражнения для работы с динамикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vokalno-khor._navykov.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского  творчества»

г. Калининск Саратовская область

Тема: Развитие вокально - хоровых навыков  у детей.

                                  Педагог дополнительного образования

                                     Архипова Ирина Николаевна

2013 год

Задачи: 

научить ребенка владеть бесценным даром, который подарила нам  природа – голос;

- развивать певческие навыки, расширять диапазон,

-развивать фантазию, певческую импровизацию детей.

        Занимаясь,  дети не только будут учиться владеть своим голосом, но и почувствуют красоту и разнообразие тембра своего голоса, разовьют музыкальный слух и память.

        Дети – великие подражатели. Имитировать голоса различных сказочных героев и зверей не только весело, но и полезно. Играя, ребенок сможет развить высоту звучания своего голоса. В результате занятий в голосе появятся музыкально-речевые интонации. Для этого очень хорошо использовать детские стихи, считалки,  забавки. У них несложное, но занимательное и легко запоминающееся содержание, отчетливо выраженный ритмический рисунок.

         Большое значение для голоса имеют упражнения, способствующие установке правильного дыхания, которые помогут детям научиться дышать носом, координировать носовое и ротовое дыхание.

Эти упражнения помогут развить  ребенку дыхательную систему, которая тесно связана с сердечнососудистой системой.  Занимаясь дыхательной гимнастикой,  ребенок получит не только знания, но и укрепит своё здоровье.

 Упражнения  на дыхание.

Дыхание при пении отличается от дыхания при разговоре. И если хочешь красиво петь, то вначале надо научиться правильно дышать.

Первое упражнение.  «Потягушки»

Проснулся, потянулся, улыбнулся, глубоко вдохнул и постепенно выдохнул.  Для детей младшего возраста можно использовать следующий стишок.

                Потягушки, потянитесь!

                Поскорее, малыши, проснитесь!

                День настал давным –давно

                И стучит в твоё окно.

Второе упражнение: «Вдох и выдох» ( короткий вдох – медленный выдох)

Третье упражнение «Красивый звук»

  Короткий вдох  на выдохе подражание звуку комара « Ззз», змеи –«Шшш» , филина- «Уууу» - звук непрерывный

Четвертое упражнение «Подуй на свечу» 

 Подуй на свечу так, чтобы пламя слегка отклонилось, но не потухло ( только со взрослыми!)

Пятое упражнение «Ветерок и снежок».

Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок  - сильный и протяжный выдох.

Закружился, заблестел, над полями полетел.

Ветер стих, он убежал,

А снежок на землю пал.

Шестое упражнение: «Зевота».

 Сядь удобно, опусти головку, широко раскрой рот, и не закрывая его, произнеси на долгом  выдохе «О-о-хо-хо-хо-хо-хо-ох!»

Седьмое упражнение:   Мягким делать вдох старайся,

                                Вдыхай носом, а не ртом.

                                Да смотри, не отвлекайся,

                                Сделай вдох – замри потом.

                                Выдох делай тихим, плавным

                                Как кружение листа.

                                Вот и выйдет песня славной

                                И свободна и чиста.

Восьмое упражнение «Надуй шарик»

 Пальчики рук собраны в щепотку – Вдох – пальцы раздвигаются образуя форму шара. Задержи дыхание. Выдох сделай медленный и постепенный, произнося звук «С-с-с».Воздух вышел пальчики снова сомкнулись. Повторить упражнение со звуком «У-у-у ----------х» на выдохе.

Девятое упражнение: «Разный ветерок».

Подул теплый ветерок, - звук : «Ш-ш-ш-ш».

Шелестят листья.  – покажи пальчиками.

Подул холодный ветер.  – изобрази ветер: «с-с-с-с-с-с»

Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки. – стой спокойно.

Вдруг снова подул сильный ветер. – повтори все элементы игры.

Упражнение « Воздушный шар»

Слова М. Картушиной.

         Мы надули шар воздушный,                Прижимают ладони друг другу.

           Вот такой большой – большой.      Медленно разводят руки в стороны

           Отпустили его в небо,                     Поднимают руки вверх

           Помахали вслед рукой.                   Машут рукой

        

           Полетел воздушный шарик,      Разбегаются, руки на поясе

           Прямо в небо  к облакам,

           Но за сук он зацепился,       Резко останавливаются

           Лопнул, хлопнул – БАМ!    3 раза хлопают в ладоши

           Ш-ш-ш..             Приседают, произнося на продолжительном выдохе

                                     звук «ш»ш-ш»

Скороговорки.

            Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Игра- это всегда развлечение, забава, соревнование. Проговаривая скороговорку, каждый из детей старается её произнести быстро и без запинки, что совсем не просто.

          Задача скороговорок известна всем: надо быстро, четко, не запутавшись, выговорить фразу, которая выстроена затрудненным для произношения образом.

           Скороговорка – этот упражнение для выработки дикции, совершенствования артикуляционного аппарата. В процессе игры воспитанник научится сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

Проговаривание и пропевание  скороговорок  в разном темпе, характере с использованием звучащих жестов ( по метолу К.Орфа). Работая над скороговорками можно использовать следующие приемы:

-отмечание метрической пульсации хлопками;

-равномерное чередование хлопков и шлепков по бедрам;

-щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе;

-проговаривание текста в ускоряющемся темпе – от медленного к самому быстрому ( темп задает педагог с помощью хлопков или удара в бубен и др.)

- проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика

 ( нарастание динамики показывает жестом педагог);

-чтение скороговорок по подгруппам;

- проговаривание каноном;

-пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с использованием шумовых инструментов для задавания темпа.

1.«Три сороки» слова Л. Блиновой.

 Три сороки тараторки тараторили на горке. ( звукосочетание « тр-р-рь»)

 Проговаривание и пропевание на одном звуке.

2. «От топота копыт пыль по полю летит». Слова народные. Скороговорка  проговаривается или пропевается в медленном темпе, при повторении темп ускоряется. Тема задается  педагогом на кастаньетах или ложках.

3. «Вагоны» слова народные

 Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Петь, изменяя силу голоса ( показывая, как поезд удаляется) и темп

 ( убыстряется скорость поезда, замедляем ход) по руке педагога.

4. Чистоговорка «Шипящие звуки»

Шу-шу-шу, ща-ща-ща-

Мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа-

Мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча –

Очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща-

Ловим щуку и леща.

5.Расскажите про покупку!

-Про какую про покупку?

-Про покупку, про покупку,

 Про покупочку мою.

6.Быстро говори и правильно дыши.

 Сделай вдох носом, а затем на выдохе произнеси одну, затем две, три и так далее строчки, удлиняя выдох.

 Пошёл Ипат лопаты покупать.

 Купил Ипат пяток лопат.

 Пошёл через пруд, зацепился за прут,

 Упал Ипат, пропали пять лопат.

Работа над динамикой.

        Динамика – совокупность явлений связанных с громкостью, силой звучания.

        Нюансировка – важное средство выразительности. Она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения и индивидуальными особенностями исполнителя. Вся вокальная работа должна строиться на негромкой динамике. Основой воспитания детского голоса должны быть выработка активного piano.Причем при работе над тихим звучанием надо руководствоваться принципом «piano – это тихое forte». Это значит, что и дыхание, и звукообразование должны быть так же активны, как при пении forte. Тихое звучание должно быть звучным, не пропадать», не проваливаться».

Для работы с динамикой можно использовать следующие упражнения.

     Игры с ладошками основаны на протяжном пропевании гласных с разной силой звука. ( ладошки как бы держат звук в руках: развести руки в стороны  усиление звука,  приближают ладони друг к другу – звук затихает, соединить ладони – звук замолкает).

«Морской прилив и отлив». Пропевание на одном звуке «У»  -  creschendo n diminuendo.

Игра «Эхо». Пение попевки «Эхо» М. Картушиной. Одна группа поёт попевку, вторая группа детей повторяет за ними так же активно и четко, но тихо.

        Пение  - удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в ансамбле, в хоре дает возможность узнать чувство локтя, единения с товарищем, чувство ответственности.

       Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий большого терпения и многих усилий как от педагога, так и от  исполнителей.

Здесь уместны слова Протагора: « Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста

Выступление на педагогическом совете.             Исторически  сложившаяся система школьного образования при всем разнообразии ее...

Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста

Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Развитие творческих познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.

Показатель сформированности творческих способностей младших школьников, владение приёмами поисковой и творческой деятельности....

Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста.

В докладе показаны нетрадиционные формы уроков с использованием региональног компонента....

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...