«Музыка двух великих композиторов».
план-конспект урока (музыка, 4 класс) на тему

Краткие рекомендации к использованию конспекта урока «Музыка двух великих композиторов» 

Автор: Орлова Елена Николаевна

Полное название образовательного учреждения : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Первомайская средняя общеобразовательная школа».

Предметная область: музыка

Возрастная группа (класс): 4 класс

Рекомендации в свободной форме:

Цель:  Развитие и закрепление темы «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Сравнение музыки немецких композиторов – И.С.Баха и Л.В.Бетховена, знакомство с новыми типами музыки;  определение типов музыки этих композиторов. Разучивание песни «Наша школьная страна» Ю. Чичкова.

Задачи:

  • развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;
  • пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razrabotki.docx51.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание/ конспект разработки :

Тема урока: «Музыка двух великих композиторов»

Развитие и закрепление одной из тем  четверти «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»». Изучение и сравнение музыки немецких композиторов – И.С.Баха и Л.В.Бетховена, знакомство с новыми инструментами, типами музыки;  определение типов музыки этих композиторов. Разучивание песни «Наша школьная страна» Ю. Чичкова.

Задачи:

  • развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;
  • пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аккордеон.

Ход урока:

Слайд №1

У. - Здравствуйте,  ребята! Мы продолжаем изучение темы: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».И сегодня обратимся к творчеству двух великих немецких композиторов.

- Как вы думаете о каких композиторах   пойдет речь у нас на уроке?

 (ответы учащихся)

У. – Чтобы мы могли понимать значения и отличия этих слов обратимся к творчеству двух великих  немецких композиторов.

Слайд №2

Вспомним некоторые события из жизни этих композиторов.

Кто кратко расскажет о жизни И.С.Баха.

Слайд №3

Беседа о композиторе.

Родился Себастьян в небольшом немецком городке Эйзенахе в 1685 году. Первые уроки игры на скрипке он получил от отца, городского музыканта. Мальчик имел прекрасный голос и пел в хоре городской школы.

Отец умер, когда Баху было 9 лет. И дальнейшим его воспитанием занимался брат. У брата имелся сборник нот «модной музыки» знаменитых тогда композиторов, но брат запирал ноты в шкаф, чтобы Иоганн не смог его достать.

Однако по ночам юный Бах все же умудрялся вытаскивать из шкафа сборник и тайком переписывал ноты. Свечи у него не было, и мальчик трудился при свете луны. Когда же работа была закончена, брат застал его, отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную копию. В отчаянии Бах воскликнул:

- Тогда я сам напишу такую музыку! Нет, я напишу еще лучше.

В 15 лет он начал самостоятельную жизнь. Иоганн был церковным органистом, играл на органе и клавесине. Сочинял много произведений для органа и клавесина.  К старости он стал терять зрения, сказались переписки при свете луны. Ему сделали операцию, но это не помогло, и слепота поразила его окончательно. Умер в бедности и о нем совершенно забыли.

Слайд №4

Сегодня мы познакомимся с 2 новыми музыкальными инструментами, на которых играл И.С.Бах  и послушаем их звучание.

1 инструмент - Орган - это самый большой музыкальный инструмент и  относится к клавишно-духовым. Звук в трубах рождается оттого, что в них поступает струя воздуха.

Слайд №5

-  При прослушивании прелюдии попробуйте определить, есть ли в музыке главный голос, который можно пропеть или все голоса переплетены.

Слушание: Прелюдия (ми минор) И.С.Баха.

Отвечаем на вопрос: есть ли в музыке главный голос, который можно пропеть или все голоса переплетены?

- Правильно. В этом произведении каждый голос, а их 4, ведет свою мелодию самостоятельно и свободно, но в то же время так, что образуется единство с другими голосами. Такие сочинения называются полифоническими, а многоголосие – полифонией.

Слайд №6

Запишите определение в тетради:

Тип музыки, в котором нет деления на главный голос и аккомпанемент, называется полифоническим типом или полифонией.

Почти все произведения И.С.Баха являются полифониями.

Слайд №7

2 новый для нас инструмент – клавесин. Клавесин – это клавишный струнный инструмент, создан около 1400 года. Послушаем его звучание.

Слайд №8

А теперь обратимся к другому немецкому композитору – Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827). Вспомним кратко о жизни великого композитора.

- Родился в Германии, в г. Бонне. Детство его было трудным. Отец был придворным певцом и имел слабость к алкоголю. Иногда пьяный он будил маленького Людвига среди ночи и заставлял играть на клавесине до самого утра. В 11 лет он пошел работать, замещал органиста в церкви . А в 14 лет – получил место органиста при княжеском дворе  и стал концертместером.  В 26 лет у него начался ухудшаться слух, но Бетховен продолжал работать. И в последствии Людвиг Ван оглох, но к удивлению, тогда появились самые красивые его произведения.

Слайд №9

Мы послушаем произведение великого композитора - «Менуэт», исполняется он на клавесине.

При слушании Менуэта определите: есть ли в музыке самостоятельный голос, который можно исполнить голосом или все голоса взаимосвязаны.

Слушание:  «Менуэт»(соль мажор)Л.В.Бетховен.

У.- Как звучали голоса одинаково или один из голосов  звучал ярче, и его можно пропеть?

Ответы учащихся. (Один  голос  звучал громко, а другие составляли фон. Его можно пропеть)

Слайд №10

У. – Музыка, в которой мы ясно слышим главную мелодию в одном голосе, а аккомпанемент в других голосах, называется музыкой гомофонного типа или гомофонией.

Запишите определение в тетради.

Если у Баха преобладала гомофония, то у Бетховена почти все произведения гомофонного типа.  

Слайд №11

Давайте закрепим новый материал и ответим на вопросы:

  • С музыкой каких композиторов мы встретились на уроке?
  • Какие новые инструменты мы услышали?
  • С какими типами в музыке мы познакомились?
  • Зачем в музыке нужен аккомпанемент?
  • Есть ли в полифонии аккомпанемент?
  • У какого композитора в музыке преобладает полифония?
  • У какого композитора в музыке преобладает гомофония?

Слайд №12

У. – Молодцы. Посмотрите на доску, перед вами головоломки, в которых зашифрованы высказывания композиторов  Л.В.Бетховена и И.С.Баха.

Прочитайте эти высказывания.

 Слайд №13

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец…»

Л.В.Бетховен

Слайд №14

Слайд №15

«Цель музыки – трогать сердца»

И.С.Бах

У. - Вы согласны с этими высказываниями?(да)

Мы не раз убеждались  в том, что музыка может влиять на человека, трогать наши сердца и влиять на настроение.

 Слайд №16

Послушайте песню Ю.Чичкова «Наша школьная страна» .

-Поговорим о характере и содержании песни.

 (Ответы учащихся).

Наш урок подошел к концу, за работу на уроке получают оценки: … До новых встреч!

Слайд №15

  • «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.:«Просвещение», 2011г. 
  • Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Л.В.Золина. - М: Издательство «Глобус», 2009.
  • Общешкольные мероприятия/ М. Малахова.- «Волгоград»: Учитель, 2009.
  • В сотружестве искусств. Праздникова Г.З.- Тамбов, 2012.
  • Музыка в школе, 1 - 8 класс: мультимедийное пособие для учителей. 
  • http://nsport
  • www.labirint.ru
  • http://www.prosv.ru