Открытое внеклассное мероприятие "Бал. Бал? Бал!"
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему

теплых татьяна николаевна

Это внеклассное интегрированное  мероприятие проводилось для трех 4 классов, в которых есть занятия по хореографии и кружок "Музыкальный калейдоскоп" ( музыка).  История и культура России расскзана через историю бала. Затем это знатие проводилось, как урок искусства для учащихся 5-9 классов..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_bala.docx37.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       В зале горят свечи. Звучат вальсы Штрауса.

     Фанфары!!! Музыка П.И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин».    

                   Участники бала торжественно заходят в зал.                                              

                                   ( В зале вспыхивает полный свет)

Благодарим вас, дамы, господа!

Вы можете занять свои места.

Достойно танцевальный вы открыли бал.

Аплодисментов в вашу честь звучит уж шквал!

   -У нас сегодня необычная встреча. Мы вместе с вами отправимся  в путешествие во времени. Вы любите путешествовать? Любите ли вы свою страну? Интересно ли вам узнавать ее историю? Сегодня мы приоткроем еще одну страницу истории России – познакомимся с ее культурными традициями. Надеюсь, вам будет чему удивиться, чем восхититься и от чего получить удовольствие. Вы не случайно так торжественно заходили в зал. Так раньше начинался бал. А что такое бал? ( ответы детей).От итальянского балло, баллетто, что значит, танцевать.

   -  Первый в истории бал прошел в 14 веке, во Франции! ( Давно??? Мы сейчас живем в … 21 веке. 700 лет !!!! Представляте?)

    -  В России традицию проводить балы ввел Петр 1.

                                  ( Слайд  -  Портрет Петра 1)

    -Только сначала они назывались Ассамблеи.

                              ( Слайд  - Ассамблея)

    - Петр 1 начал устраивать их в самом  начале 18 века.

     -  Бал был школой общения для людей.

                                  ( Слайд – бал)

     -Организация бала считалась хлопотным и сложным мероприятием.

   - Любой бал начинался с приглашения. Адресат должен был получить его за 2-3 недели и обязательно ответить – будет присутствовать на балу или нет.

    - Балы проводились по определенной четко утвержденной традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

     - Балы проходили в огромных и великолепных залах,

                                     ( Слайд – зал)

 окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках.

                                      ( Слайд – зал)

 В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Музыканты размещались у передней стены зала.

     -  Умение танцевать и хорошо двигаться считалось обязательным компонентом воспитания молодого человека или девушки.  Танцы осваивали с раннего детства – с 5-6 лет. Они придавали манерам человека величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

                                                ( Слайд – детская танцевальная пара)

     - Первыми учителями танцевального искусства в России были иностранцы. Из-за границы выписывались танцмейстеры, в задачи которых помимо обучения танцам входило также преподавание хороших манер.

                                                 (Слайд – пара)

Вскоре преподавание бальных танцев было введено в качестве обязательного предмета во все учебные  заведения и в домашнее воспитание и образование.

                                                (Слайд – пара)

       -  Музыка и танцы были частью образования.

                                                 (Слайд – пара)

 Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.  

                                                  (Слайд – пара)       

- При Елизавете Петровне

                                                  (Слайд – портрет Елизаветы Петровны)

 балы приобрели не только европейский лоск, но  и размах.

   Это время не случайно называют «вечным праздником дворянства», балы занимали первейшее место.

-  Расцветом балов в России считается эпоха Екатерины 2.

                                    ( Слайд – портрет Екатерина 2)

-  Говорят, императрица любила повторять:

                                     (Слайд со словами…)

 «Народ, который поет и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью.

                                    ( Слайд  – бал)

 - Бал… ах, как много в этом слове…  Давайте попробуем сегодня все вместе перенестись мысленно в то далекое время.

- Девочки пусть представят себя юными дебютантками и позволят закружить себя в танце галантным кавалерам…

- Которыми сегодня будут все мальчики.

                                     ( Слайд – бал)

- Каких только балов не было: детские балы и балы – маскарады, придворные, тематические балы или балы, когда был жесткий дресс – кодд. (Что это значит?)

Это когда задавался какой-то один цвет и все приглашенные должны были быть одеты в одежды именно этого цвета.

                                         ( Слайд – дама на балу или дамский костюм – 5 кадров)

- Дамы были одеты в платья по последней моде. Они были открытыми и дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Косметику не использовали, не возбранялось пользоваться лишь пудрой.

                                          (Слайд – мужской костюм – 3 кадра)

- Для кавалеров были свои правила: фрачная пара, белый или черный галстук. Фраки были разных цветов, и лишь к 30 годам 19 века утвердилась мода на черный цвет. Военные являлись в парадном мундире со всеми наградами.

                                         ( Слайд – гусар)

- Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они были выше локтя. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

- Девушка на балу могла иметь в руках три предмета. (Каких?) Веер,

                                          ( Слайд – веер)

  маленький букетик цветов и записную книжечку,

                                           ( Слайд – книжечка)

которая имела три названия на разных языках – карнэ ( от фр. сarnet – записная книжка), «агенда» ( от нем. aqenda), и таблетка, привешиваемая на маленькой цепочке или крепилась к поясу, и служила для записей танцев.

-  Это была миниатюрная , не более ладони, книжечка в серебряном, костяном или кожаном переплете с золотым теснением и с подвешенным к ней крошечным карандашиком. Порядок танцев на балу был заранее занесен в агенду, оставалось ее открыть и сказать молодому человеку; «У меня свободен …. Предлагаю его вам». Иногда танцы записывали на обратной стороне веера.

                                            ( Слайд – бал)

Ах, бал! Творение людское!

Блеск эполет, улыбки дам.

И речи сладостной рекою

Слышны все громче тут и там.

                                             (Слайд – бал)

И свечи ярко освещают,

И блеск таинственный зеркал.

Душа моя в преддверии рая

Вот-вот уже и грянет бал!

                                            ( Слайд – бал)

- Балы  начинались с  Полонеза ( как и у нас с вами) – одного из древнейших танцев. Он появился в 15 веке. В старину народный полонез исполняли только мужчины.  В 16 веке танец стал дворцовым. В России полонез стал популярным в 19 веке. Им начинали, а иногда и заканчивали балы.

                   ( Фрагмент из оперы «Евгений Онегин» - полонез)

                    ( На фоне музыки звучат слова)

- Это торжественное шествие могло длиться около часа, в нем принимали участие все прибывшие на бал гости. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостей, во второй – хозяйка с самым именитым гостем. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Во время шествия гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.  Это был танец – выставка блеска, пышности и знатности.

           ( Вам знакома эта музыка? Вы заходили под нее в зал. Кто ее написал?)

                                              ( Слайд – портрет Чайковского)

                                             (Звучат звуки вальса Штрауса….)

- Что за музыка сейчас звучит? ( вальс). Верно.

Вторым танцем на балу был вальс.  ( На фоне вальса Штрауса). Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в бальные залы. Этот народный немецкий танец стал популярен в Европе во второй половине 18 века. Россия познакомилась с вальсом в последней четверти того же 18 века. Вальсы писали многие композиторы: Шопен, Глинка, Чайковский.

      А  австрийский композитор Иоганн Штраус

                                                 ( Слайд – портрет Штрауса)

 сочинил 447 вальсов!!! Недаром его называли «королем вальсов». А какие красивые названия давал своим вальсам Штраус: «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Венские голоса». На одном из концертов вальс Штрауса на бис исполняли 19 раз подряд!

Вслушайтесь в эти волшебные звуки…  Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает??? ( Ответы детей).

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс!

На балах не только танцевали, но и вели светские беседы, читали стихи и слушали музыку.

                                 Вальс Грибоедова ( исп. Лукьянов Алексей 9а )

                                   ( слайд- портрет А.С.Грибоедова)

                                   ( Сцену разыгрывают дети 4б класса)

-Какие звуки! Просто чудо!

-Но вы прекраснее в сто крат!

Какие плечи, руки, губы!

О Бог ты мой, схожу с ума!

-Вы льстите, сударь!

Я в смятенье!

Не знаю, что мне вам сказать!

-Прошу вас честь мне оказать

И предоставить мне возможность

Весь вечер с вами танцевать!

-Не знаю, право, я в раздумье…

Нет, не могу вам отказать!

-Люблю, мадам, так пылко, страстно,

Могу за вас я жизнь отдать.

Но только дайте мне возможность

На деле это доказать!

-Мы отвлеклись, прошу вас сударь,

На нас все смотрят.

Раз, два, три…

Вальс, господа!

                                                    Танец «Вальс» ( исполняет 4б класс)

( На фоне танца)

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

- Кульминацией бала была Мазурка. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Мазурка ( от польского mazurek, от названия жителей Мазовии – мазуры) – польский народный танец. Блистал на балах в 19 и даже в 20 веках. Стремительный и зажигательный танец.

                                       ( Фрагмент фильма – мазурка)

        Однако, ее включали в программу лишь в том случае, когда подавляющее большинство приглашенных составляли военные. Считалось, что особый шик мазурки состоит в том, что кавалер время от времени постукивает каблуками сапог со шпорами. Если большинство участников русского бала являлись штатскими, мазурку заменяли контрадансом

( впоследствии названным кадрилью).

Один юный гусар сегодня прибыл на наш бал.

                                                 Песня «Гусарская эпоха»

( Читают дети 4а класса)

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

        

                                              Танец «Мазурка» ( исполняет 4 а класс)

      Настала пора открыть литературный салон нашего бала и насладиться поэтическими строками…. Государыня Екатерина очень радела за чистоту русского языка, иностранные слова велела менять на русские, а многие сама ввела в оборот, такие, как: человеколюбие, граждане, сограждане, общество, человечество. На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме - и сама императрица не прочь была поиграть. Давайте и мы попробуем.

                                                            Буриме:

(Клавесин - господин: менуэт - дуэт: скрипка – улыбка: человечество - отечество)

 На балу разыгрывались веселые сценки, играли в  фанты, ручеек, кошки - мышки  и другие игры.

                                                 Игра «Верю - не верю»:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

       

  1. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных?

 (Да. Освободить могла только серьезная болезнь)

  1. Вальс был когда-то запрещенным танцем? ( Да.Танец сочли неприличным танцем, кавалер при всех держал даму за талию!!! Это недопустимо. )
  2. При исполнении вальса в зале ставили песочные часы и , как только падали последние песчинки, оркестр замолкал, даже если фраза не закончена. (Да.  Вальс разрешалось танцевать всего 10 минут)
  3. Дама не  имела право отказать кавалеру в танце, даже если он был без перчаток

 (Нет.  Имела право отказать, т.к. перчатки были обязательным элементом костюма. Лучше прийти в черных перчатках, чем совсем без них)

  1. Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу 5. Поверх надевали фрак. ( да)
  2. Мужские обтягивающие штаны перед тем как надеть слегка смачивали и посыпали внутри мыльным порошком? (Да.  Лосины – обтягивающие штаны из лосиной кожи, чтобы не было ни единой складочки)
  3. В Петербурге и Москве проходили сотни балов в год? ( Нет. Тысячи! Балов в год)
  4. На балу существовал язык цветов? ( Да. Каждый цветок имел свое значение и говорил без слов. Достаточно было поставить на открытке с изображением цветка свои инициалы и послать ее)
  5. Дамская прическа предполагала – распущенные волосы? ( Нет.  Волосы убирались вверх, чтобы открыть шею)
  6. Царские особы всегда с удовольствием танцевали? ( Нет. До Петра 1 при дворе можно было встретить иностранных танцоров и местных скоморохов, но цари и их окружение были только зрителями)
  7. Гвардейские офицеры обязаны были ездить на балы? ( Да. По 2 человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики, помогавшие соблюдать очередность. Офицеров приглашали как партнеров по танцам)
  8. На балах из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода? ( Да. На лестницах – ковры, всюду тропические растения в кадках)

   На всех балах огромной популярностью пользовались театральные салоны, небольшие концерты специально приглашенных артистов или любителей ( певцов, музыкантов) из числа гостей.

                         (Бой курантов. Открывается занавес. Подсветка сцены .)

                                                     Песня «Золушка»

Волшебный бал – мечта принцесс,

Прекрасных принцев взгляд желанный.

И сказка воплотилась здесь

Для нас подарком долгожданным.  

- Помните, какой веселый танец показала Золушка на балу у короля? ( Звуки песни «Добрый жук»). Правильно, польку.

- Полька, господа!

                                                Полька ( исполняет 4в класс)

           На балу не только танцевали, но и много общались. Поговорить на балу можно было и без слов, для этого использовался веер. Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги. Существовала целая система знаков: положение веера, разнообразные движения им и прикосновения к частям тела, количество открытых лепестков:

                                       ( Показывают учителя 4 классов)

- небольшое отмахивание от себя открытым веером – я сегодня не расположена к общению (флирту);

-закрытие веера - вы мне не интересны;

-взгляд над открытым веером, прикрывающим пол лица - вы меня заинтересовали;

-дотронуться закрытым веером до губ – молчите, нас подслушивают

-открытым веером махнуть несколько раз к себе – я хочу с вами танцевать

-веер закрывается - вы мне безразличны

-дотронуться открытым веером до губ и сердца – вы мой кумир.

-приложить веер левой рукой к правой щеке – «да»

-приложить открытый веер правой рукой к левой щеке – «нет»

 А еще существовал язык цветов. Каждый цветок имеет свое значение и говорил без слов.

                                 ( слайды – цветы)

-Василек – верность, искренность;

- Жасмин – непорочность;

- Маргаритка – терпение, печаль;

- Дикая роза – простота;

- Белая роза – невинность;

- Тюльпан – гордость;

- Фиалка – скромность и дружба;

- Ноготки – кокетство;

- Астра – величие;

- Мак – воспоминание;

- Гиацинт – спокойствие души;

Существовали открытки с изображением цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом.

******************************************************************************

 

         Кроме основных танцев, на балах в разное время были и другие танцы – павана, куранта, сарабанда, гавот, жига, контраданс, болеро, котильон, галоп, кадриль. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

        Завершался русский бал котильоном - танцем, который объединял фигуры вальса, мазурки и польки.

        А открывались первые балы  менуэтом, и лишь при Екатерине 2  менуэт заменили полонезом, которым и мы сегодня с вами открывали наш бал.

                   ( Презентация «Менуэт» и рассказ на ее фоне)

        Менуэт – ( от французского menuet, menu – маленький) – старинный французский танец, с середины 17 века бальный. Распространился в Европе. До появления вальса считался Королем бальных танцев. Грациозный, изящный танец манер.  Ах, как дивно танцевали менуэт французские короли и королевы. Их менуэты с большим количеством поклонов и реверансов стали популярны и на российских балах.

                (Презентация «Менуэт» - смотрим сам танец - фрагмент )

        В нашем музыкальном салоне сегодня тоже прозвучит менуэт, который 300 лет назад написал немецкий композитор И. Бах. Скрипка – один из любимых инструментов, звучавших на балах.

                                              (Портрет Баха)

                                          Дуэт скрипачей ( 8а)

Скрипач на сцену тихо вышел,

Смычок неспешно в руки взял,

Всех призывая – чуть потише,

Окинув взглядом полный зал.

И мощной силой поражая,

Мелодия вдруг поплыла…

До неба душу возвышая

И раздевая догола.

Как нерв под тонкой кожей билась,

Дрожала звоном хрусталя,

И где-то в небе растворилась

Высокой чистой нотой «ля».

То застывая на мгновенье,

То в ярком застонав рывке,

Парил смычок, как вдохновенье,

Послушный гения руке.

Чуть-чуть торжественно и грустно,

Так удивительно легко,

Дарил скрипач свое искусство,

Изящно, трепетно, светло!

Казалось, все исчезло в зале,

Сидели люди, не дыша,

И потрясенно наблюдали,

Как в скрипке плакала душа.

                                 Танец «Менуэт» ( все классы)

            Давно кануло в лету блестящее время балов в России… Но традиции возрождаются… В наше время вновь проводятся балы. Молодые люди учатся танцевать старинные танцы. Эти танцы как будто рождаются заново. Они, действительно, достойны этого. В нашей школе уже много лет выпускные вечера открываются Полонезом, чтобы подчеркнуть особую торжественность этого события. И , конечно, звучит волшебный, трогательный и нежный Вальс.

             Мы сегодня вместе с вами побывали на балу, в сказке. Узнали много интересного из истории нашей страны. Приобщились к замечательным культурным традициям России – красивой и гордой страны. Давайте попробуем вспомнить, что же мы сегодня узнали.

                         ( Слайд – кроссворд с ключевым словом «искусство»)

              Искусство – это своеобразный учебник жизни!

                           ( Слайд – с текстом)

 «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность» ( С. Рахманинов)

               Красота спасет мир. Мир спасет искусство. Изучайте историю своей страны. Будьте достойными наследниками ее богатых культурных традиций. Будьте галантны, изящны и красивы в своих поступках и манерах поведения.

Да, славен бал возможностями встречи.

И кто событием большим не назовет,

На первый взгляд такой обычный вечер,

Который всем веселья час принес!

( Читают дети)

К нам он сквозь годы прорвался

В этот стремительный век.

Бал! Это лучшее, может,

Что изобрел человек.

Все так волнительно, ново,

Кругом идет голова.

Будто Наташа Ростова

Я в эту залу вошла.

Ах, этот блеск, эти краски,

В танце мелькают огни.

Словно из старенькой сказки

Вдруг появились они.

Шелест воздушных нарядов,

Запах цветов! Посмотри-

Все это близко, все рядом…

И сердце так бьется в груди!!

Знакомства, радость, отдых нашим чувствам.

А, главное, дал повод показать

Всю прелесть танцевального и музыкального искусства.

Бал – это бал, и нечего сказать!

Друзья мои! Как жаль нам расставаться.

Но гаснут свечи, опустеет зал.

Но как приятно снова нам встречаться,

И встречи ждать, чтоб вновь прийти на бал!

И пусть не меркнут впечатленья,

О бале вспомнив, заволнует кровь!

И звездный пламень упоенья

Все озаряет вновь и вновь!

- Пусть время несется быстрее, быстрее!

Пусть снова засияет зал!

- Пусть вновь откроет свои двери

Наш сказочный, наш дивный бал!!!

- Да, то был бал, прелестный, томный,

- Да, то был дивный бал!

- Бал.

-  Бал?

- Бал!!!!

                                  Песня «Музыка старинная» ( с презентацией)

                                ( Слайд – последний кадр с текстом)

      Дорогие гости нашего бала! Позвольте выразить благодарность за то, что вы почтили нас своим присутствием! Надеемся, что этот бал запомнится вам надолго. В память о нашей встрече – открытки!

            ( Звучит музыка вальса Штрауса. Дети вручают гостям открытки)

       После бала обязательно был званный ужин. Сегодня детям – фрукты. Взрослым….

                      Выход из зала по классам ( парами) под музыку Штрауса

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие по ОБЖ в 4 классе.Тема "Этот коварный лёд"

Открытое мероприятие направлено на достижение целей:- познакомить детей с правилами поведения на льду;- раскрыть причины несчастных случаев на воде;- довести до сознания детей невозможность беспечного...

открытое внеклассное мероприятие "День матери"

Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении праздника "День матери" (24 ноября) для учащихся 1-2 классов...

Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)

Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет....

открытое внеклассное меропрятие по СМГ

Профилактика плоскостопия....

Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»

Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...