"Шумовые и музыкальные инструменты" 1 кл.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Пяткова Алена Викторовна

методическая разработка урока музыки для 1 класса по теме "Шумовые и музыкальные инструменты". методическая разработка включает сценарий  урока и пояснительную записку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_muzyki_pyatkova_a.v.odt143.99 КБ
Файл poyasnitelnayazpiska_k_uroku_muzyka.odt29.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48»

СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЗЫКИ

«ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

(для учащихся 1 класса)

Составитель: Пяткова Алена Викторовна

учитель музыки

Новоуральский Городской округ

2014

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

формирующиеся УУД

1 Этап. Организационный. Актуализация знаний

(Постановка проблемы).(3 мин.).

Музыкальное приветствие., -посмотрите, у нас сегодня в гостях Буратино, он принес нам разные инструменты, они у вас на партах, он пришел за помощью, т.к. не знает: Можно ли назвать эти инструменты — музыкальными?

-Так как вы не можете точно сказать, то чего вы не знаете?

-Значит нам нужно узнать  какие еще бывают инструменты, кроме музыкальных. Как же мы будем узнавать? Верно сегодня на уроке мы будем играть, слушать музыку и узнаем какие бывают виды инструментов.

Дети стоя приветствуют учителя, исполняя попевку.

-Затрудняются, разные варианты ответов (да, нет).

-какие еще бывают инструменты.

-играть на иструментах, слушать звучание инструментов.

Личностные: положительный настрой к музыкальным занятиям; Мотивация учебной деятельности.

коммуникативные: проявлять активность

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно

выделять и формулироват цель.

2 Этап. Организация познавательной деятельности.

(Поисково-исследовательская деятельность. Организация слушательской и исполнительской деятельности). (20 мин).

-Возьмите инструменты в руки и попробуйте поиграть на них.

-Какими способами вы играли, перечислите эти способы?

-Какие звуки издают эти инструменты?

-Где  можно услышать звучание этих инструментов?

Рассказ учителя: Верно, эти инструменты создают радостное настроение, и поэтому часто используютя во время народных праздников, которые проводятся на улице, например Масленница.

-А что можно делать под эти инструменты? Верно.

-Но есть еще инструменты, под которые можно петь и танцевать, послушайте звучание одного из таких инструментов.

Слушание музыки:

(звучит русская народная пляска «Камаринская» в исполнении балалайки).

-Вы узнали этот инструмент?

-Балалайка — это музыкальный инструмент?

-Похоже звучание этого инструмента на те, что у вас?
-Чем отличается?

-Но на этих инструментах тоже можно сыграть быстро и задорно, в чем же разница ?

Решение проблемы:

Проведем эксперимент: я сыграю эту музыку на фо-но, а вы ее затем повторите на своих инструментах. Будте внимательны, точно передавайте, сколько я играю звуков, столько вы должны передать. (Учитель неторопливо играет мелодию Камаринской, сначала по музыкальным фразам, затем полностью музыкальное предложение, учащиеся повторяют на иснтрументах, сначало вместе с учителем, затем самостоятельно. Оценивается точноть передачи ритмического рисунка. в сравнении  с эталоном показа учителя. Если кто-то из учащихся не точно исполнил ритмический рисунок, то предлагается скорректировать свое исполнении спомощью хлопков в ладоши и только затем на инструменте).

-Получилось исполнить?

-Почему? верно. т.е. не было мелодии.

А то, что вы исполняли, называется ритмом.

-Какое же назначение этих инструментов, для чего они служат?

-Верно. тогда, как можно назвать эти инструменты?

-Они называются — ШУМОВЫЕ! Повторите это название.

Значит какие бывают виды инструментов? (фиксирую определения на доске, как тему урока).

Практическое задание.  Первичное закрепление и усвоение новых знаний:

-Раз вы уже знаете виды инструментов, тогда помогите Буратино, который потерял все свои инструменты (всего их 8),  для этого вам необходимо, работая в паре, рассмотреть картинку и  найти музыкальные и шумовые инструменты, обозначая их разным цветом: шумовые — синим, музыкальные — красным.

-Проверим вместе: назовите музыкальные инструменты;

шумовые.

3 Этап. Рефлексия:-Что нам помогло справиться с заданием?

-Что не могут исполнять шумовые инструменты?

-В этом заключается их главное отличие.

-Наш голос тоже считается инструментом, как вы думаете каким?

-И как любой музыкальный инструмент перед исполнением его нужно настраивать.

4 Этап. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОКЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ.(10 мин).

Артикулляционная гимнатика (3 мин).:

Язычковая игра «Ехал странный пассажир. Вез в кошелке рыбий жир (язычок во рту по щечкам двигается). Чуть трамвай притормозит – пассажир вперед скользит (язык высунуть вперед и держать). Чуть трамвай прибавит ход – пассажир назад ползет (язык обратно в ротик). Все, кто ехал с пассажиром – вышли смазанные жиром (облизать губы).

-В нашей песне, так как она быстрая особенно нужно хорошее произношение. Встаньте за стульчики. Исполним 1 куплет с припевом знакомую вам песню «Балалаечка»

(2 мин.).(Учитель ставит перед учащимися задачу: точность вступлений и окончаний, а также передача настроения песни в исполнениии — выразительность интонаций).

Вторичное закрепление пройденного материала (7 мин.):

-Что мы можем добавить в исполнение песни?

-А что мы можем исполнить с помощью этих инструментов?

-Я предлагаю на припеве этой песни подыграть шумовыми инструментами, придуманный вами ритм( ролевая игра: концертместер и певцы).

-берут инструменты и пробуют играть.

-ударять, трясти, стучать.

-громкие, тихие, шумные, звонкие, короткие, глухие

-на праздниках, на концертах.

-петь, танцевать.

-слушают музыку

-Да, балалайка.

-Да.

-Нет.

-веселая, быстрая....

-коллективно-исполнительская деятельность: игра на инструментах (музицирование).

-несовсем, и да, и нет.

-звук не менялся, все одинаково.

-передавать ритм, шуметь, стучать.

-ритмические, шумные

-повторяют: шумовые

-музыкальные и шумовые.

-выполняют задание в парах.

-скрипка. труба, гитара, гармошка, виолончель.

-барабан, тарелки, колокольчик.

-знания о видах инструментов: музыкальные и шумовые.

-нет мелодии, только ритм.

-музыкальным.

-выполняют арикулляционную гимнастику, настраивая дикционно-артикулляционный аппарат.

-эмоционально исполнение песни.

-шумовые инструменты.

-ритм

-Исполнение песни с шумовыми инструментами.

-исполняют функции: дети разделены на 2 группы: ансамбль концертместеров и певцов.

познавательные: использование общих приемов решения задач; овладение сведениями о сущности инструментов.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Научатся: размышлять о свойствах инструментов.

Личностные: позиция я слушатель, эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки.

определение эмоциональнл-образного содержания музыки

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникатиные: приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие мелодтческого и ритмического слуха, в процессе коллективного музицирования.

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях инструментов.

Регулятивные: принимать музыкально-исполнительскую задачу.

Научатся работать в парах, соотносить во внутреннем плане, звучание шумовых и музыкальных инструментов.

Коммуникативные: контролировать свои действия в парной работе и понимать важность их правильного выполнения

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, при исполнении песни вступать вовремя.

Исполнять песню хором.

Научатся координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

5 Этап. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.).

-Наш урок подходит к завершению. Вы сегодны побывали в роли исполнителей, артистов, как «маленькие звезды», поэтому я предлагаю оценить наш сегодняшний урок следующим образом: у вас на партах лежат звездочки разных цветов, если вам понравилось, легко выполняли задания и узнали много интересного - то выбирите красный цвет; если же вам было не все понятно, затруднялись  в выполнении заданий — то зеленый; и синий — если совсем ничего не поняли, не узнали и было скучно.

-Наклейте свои звездочки на шумовой инструмент - барабан, который я держу в руках.

 Вот музыки закончился урок,                                           Давайте подведем его итог –

Вы все, друзья, сегодня постарались,

С заданиями дружно вы справлялись.  И ваше я старание ценю,

   И вам за все спасибо говорю.

Спасибо, до встречи на следующем уроке.

-дети выбирают цвет звездочки, соответствующий его эмоциональному состоянию, деятельности на уроке и ее результатов.

-подходят к учителю по очереди и наклеивают выбранные звездочки на барабан.

-выходят из класса под музыку «Камаринская».

Выполнять самоанализ деятельности и ее результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Практическое задание: ПОМОГИ БУРАТИНО НАЙТИ ВСЕ СВОИ ИНСТРУМЕНТЫ. Обведи карандашом (подсказка — всего их 8).



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку музыки в 1 классе

      Работа представлена по   направлению начальная школа

       Автор: Пяткова Алена Викторовна, учитель музыки МАОУ «СОШ №48»

    Тема урока: "Музыкальные и шумовые инструметы»

     Программа: начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке Л.В. Школяр, В.О. Усачева - «Музыка», под концепцией Д.Б. Кабалевского, которая рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации по программе «школа 2010».

     Учебник:  рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Л.В. Школяр, В.О. Усачева «Музыка» 1 класс. - Баллас. 2011.

     Количество часов: в неделю: 1 час в неделю, 33 часа в год.

     Характеристика класса: в 1 «а» классе обучается 25  человек. Из них 15 девочек, 10 мальчиков. Есть дети проживающие в полных и 5 детей из неполных семьях. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны доброта и внимание. Опекаемых нет. Четверо учащихся воспитываются в многодетных семьях. В классе все дети русской национальности. В микрорайоне школы проживают 90% учащихся. Десять учащихся посещают творческие кружки (ДШИ, ЦВР, ДК УЭХК). Дисциплина на уроках музыки хорошая,  отношение к учебному труду у детей стабильное позитивное. Среди учащихся выделяются активные и творческие, которые с удовольствием выполняют задания, активно участвуют в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. В классе преобладает жизнерадостное, бодрое настроение, доброжелательность. Большая часть класса положительно относится к музыкальным занятиям; умеют выполнять действия по образцу, понимают иллюстрации, умеют наблюдать за различными явлениями жизни; пытаются формулировать познавательную цель с помощью учителя; строят речевое высказывание с помощью учителя в устной форме (размшялют и высказывают свое отношение к музыке);  умеют слушать, принимать чужую точку зрения; находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт; проявояют  умение взаимодействия со сверстниками.

      Внимание устойчивое: при переключении на разные виды деятельности: слушание, пение, рассказ, музицирование, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование.  Особенно высока мотивация к исполнительской деятельности: пении и музицировании.

 Цель урока: создание условий для формирования новых знаний учащихся по теме «Музыкальные и шумовые инструменты»  через эмоциональное, активное восприятие музыки.

   Задачи: 

  - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности; учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Личностные результаты:

  • положительный настрой к музыкальным занятиям; мотивация учебной деятельности;
  • позиция я слушатель, эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки.

Познавательные:

  • использование общих приемов решения задач; овладение сведениями о сущности инструментововладение начальными сведениями о сущности и особенностях инструментов.

Регулятивные:

  • принимать музыкально-исполнительскую задачу; формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно выделять и формулироват цель.

Коммуникативные:

  • контролировать свои действия в парной работе и понимать важность их правильного выполненияприобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие мелодтческого и ритмического слуха, в процессе коллективного музицирования; проявлять активность в решении познавательных задач.

   

   Тип урока: изучение нового материала;

   Формы обучения: фронтальная, парная

   Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; исследовательский;

                                     частично-поисковый метод;

                                                                       

Специально-педагогические методы: метод эмоционального воздействия.

   Технологии используемые на уроке: здоровьесберегающие, частично-поисковые, элементы проблемного диалога, технология деятельностного метода, который спосбствует формированию  готовности к социальному взаимодействию; игровое обучение; элементы развивающего обучения.

  Виды музыкальной деятельности: исполнительская (хоровое пение, игра на шумовых инструментах);

                                                             слушание музыки;

                                                              ролевая игра.

     Этапы:

  1. Организационный. Актуализация знаний (постановка проблемы).
  2. Организация познавательной деятельности:

            -Поисково-исследовательская деятельность;

            - Организация слушательской и исполнительской деятельности.

  1. Рефлексия.
  2. Практическая часть. Вокально-хоровая работа;
  1. Рефлексия. Подведение итогов.

 

Ресурсы: рабочая программа; демонстрационный материал (иллюстрации, слова); шумовые инструменты; рабочие листы для выполнения задания; материал для самооценки (звездочки).

ТСО: компьютер, доска.

Список литературы

  1. Волчегорская Е.Ю. «Расширение границ восприятия музыки// Музыка в школе. – 2004.-3. –С.31.
  2. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания ученикам»,-М. 2006.
  3. Петрушин В.И. «Музыкальная психология.- М. 1997.
  4. Интернет ресурсы: “Детям о музыке» http://www.muz-urok.ru/ .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация музыкальные и шумовые звуки

Презентация для 1 класса. Умение различать музыкальные и шумовые звуки...

КТД «Изготовление музыкальных шумовых инструментов из бытовых отходов или удачная идея утилизация пластиковых бутылок»

Цель работы выявить влияние бытовых отходов на экологию леса , провести субботник, изготовить музыкальные инструменты и, конечно же, сплочение детского коллектива...

презентация шумовые и музыкальные звуки

На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Есть еще звуки речи из которых складываются слова....

« Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».

Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию игровых моментов с применением шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей,...

Мастер-класс по теме "Музыкальные и шумовые инструменты. Маракасы"

Мастер-класс подготовлен для онлайн лагеря....

«Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки - «Музыкальные и шумовые звуки».

         Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образова...

конспект занятия по ритмике " Шумовые и музыкальные звуки"

Работа направлена на совершенствование  умений самостоятельно определять характер, настроение, интонации музыкального произведения, средства музыкальной выразительности...