« Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Гудкова Лариса Александровна

Цель мастер-класса:

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию игровых моментов с применением шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей, творческой активности на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Актуальность: выбранную тему считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных шумовых  инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения. Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx33.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

 « Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».

Автор: учитель музыки  первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 3    ст. Крепостной – Гудкова Лариса Александровна.

                                                 2015-2016 учебный год.

Цель мастер-класса: 

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию игровых моментов с применением шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей, творческой активности на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Условия возникновения опыта:

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей,  детским музыкальным и шумовым инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, школах, вовлекая тем самым детей  в сферу музыки, помогая развитию творческих способностей.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в школьных учреждениях: это и индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском шумовом оркестре. В этом случае нужно стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы , подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе, озвучивать сказки-шумелки.

Актуальность: выбранную тему считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных шумовых  инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения. Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Педагогическая идея.

Ведущий идеей опыта являются развивающее обучение на музыкальных шумовых инструментах через индивидуальный подход, способствующее развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми младшего школьного возраста, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.

Отсюда вытекает цель опыта:  Создание школьного детского музыкального оркестра, озвучивание сказок, песен.

Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма и творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма и творческих способностей  у младших школьников.
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса практических заданий;
  • показать практическую значимость использования шумовых инструментов, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест,  детские музыкальные и шумовые инструменты.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя музыки.

План проведения мастер- класса:

-проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;

-рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса),

Предполагаемый результат:  Участники получат знания  и смогут использовать их в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                                                      Пояснительная записка.

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и во внеурочной деятельности», посвященный знакомству со способами игры на шумовых инструментах

Коррекционно-развивающие задачи:

-    Развивать музыкальные способности у младших школьников;

- Формировать потребности  в самовыражении, самопознании, самореализации;

- Формировать самостоятельные исполнительские навыки в музицировании на ударных музыкальных инструментах;

- Развивать творческие способности детей,  создавать  радостную, творческую  атмосферу;

- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь, мелкую моторику кистей рук и пальцев).

Применена методика К. Орфа, в основе обучения которой лежит принцип активного музицирования” и “обучение в действии”; строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной  деятельности:

-   словесные методы: беседа, объяснение;

- наглядные методы: демонстрация, звуковой,  наблюдения учащихся.

-  практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

-   репродуктивный метод (разучивание, повторение и закрепление материала);

-   исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

2.    Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

-  метод активизации зрительного и слухового восприятия;

-  метод музицирования;

-   создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творчеству и практической деятельности).

3.    Коррекционные методы:

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

4.    Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

-   устные методы контроля;

   Методы поощрения:

-   благодарность, одобрение словом.

Приемы:

-  ритмические упражнения (потешки, попевки, песенки);

-    создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах.

Используемые технологии:

«Обучение в сотрудничестве», разноуровневый  и дифференцированный подход,игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие:(терапия творчеством, вокалотерапия, музыкально-рациональная психотерапия), информационно-коммуникативные.

                                                   

      Сценарий занятия.

  Уважаемые  коллеги, я хочу  предложить  вашему  вниманию  свой  опыт  работы  с  детскими  шумовыми инструментами.

Тема: « Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».

 Актуальность этой темы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-творческих способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов : мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Это во многом помогает решить многие проблемы, расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Очень успешно и продуктивно применяю систему музыкального воспитания Карла Орфа, которая строится на интеграции движения, пения и игры на шумовых и музыкальный инструментах. Она показала себя эффективной в работе с обучающимися.  Методика  рассчитана на всех детей, независимо от их способностей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании: в игре на простейших музыкальных инструментах, в основном-ударных,шумовых. Также в движении под музыку, в инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием.

Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен и сказок;играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

 Цикл тем, связанный с исполнительской деятельностью на шумовых инструментах провожу с обучающимися  1-4 классов, на которых они знакомятся с многообразным миром звуков, учатся различать звуки музыкальные и шумовые. Во внеурочной деятельности  эта работа проходит в разделах: « Вокально-ансамблевая работа»,   « Исполнительская деятельность», « Музыкальные фантазии. Сочиняем сами».

Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми.

 Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно- поисковую музыкальную практику, тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, раннее не известное им в мире музыки.

Детям  нравятся шумовые инструменты, они  просты  и  доступны.  Изучая  инструменты  и  способы  игры  на  них,  ребята  имеют  возможность  творчески  мыслить,  развивать музыкальную память и внимание, готовятся  к  сочинению  собственных  «деревянных»  композиций  и  аккомпанементов.   А самое главное-дают возможность преодолеть застенчивость и скованность.    Набор  шумовых  инструментов  мобилен – его  можно  использовать  на любом празднике,  озвучивать  действие  сказки  или  героев  представления,  можно  пойти  на  улицу: хоть зиму  провожать или весну  встречать,  в  хореографии,  в  постановке  народных  танцев.  А  если  вокальный ансамбль – здесь  уже  целый синтез: вокал,  аккомпанемент,  хореография. 

Шумовые инструменты используются  для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением.  Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.

                     

   II часть: Фрагмент занятия, иллюстрирующего опыт работы.

                                  Конспект урока.

 -Сейчас я покажу фрагмент занятия по теме: Озвучивание сказки шумовыми  инструментами». ( 2 класс).

Цель урока: закрепить знания о звуках шумовых и музыкальных. Продолжить знакомство со способами игры на детских шумовых инструментах, формирование навыков игры; развитие музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся.

Формируемые УУД.

Личностные  УУД: - проявлять интерес к изучаемой теме;

- понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- формирование исполнительских навыков   через пение, слово, игру на  шумовых инструментах;

-адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные  УУД: умение эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий.

Коммуникативные   УУД: умение сотрудничать в группе при решении учебных задач.

-Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

(  Опыт детей к этому уроку таков: на прошлых занятиях мы познакомились  с шумовыми инструментами: узнали как называются, извлекали звуки, знаем историю создания, т.е. уже имеем небольшой опыт игры  на инструментах. Начинаю с закрепления понятий: звуки шумовые и музыкальные).

Обычно любое занятие или урок мы с детьми здороваемся по-музыкальному: либо под сопровождение инструмента либо под  ритмические  хлопки или а капелла.

1.« Звонкий, звонкий прозвенел звонок.

Музыкальный начался урок».

2. « Прозвенел звонок- добрый день!

Начался урок- добрый день».

( или  получивший  заранее задание ученик , знакомит нас с новой своей попевкой-приветствием).

Работа по первичному закреплению.

-Скажите, ребята, красивое, доброе приветствие получилось спеть?

--На слух приятно было слушать ваше пение?

-Чем приятны эти звуки?( мелодичные, гармоничные, душевные).

-Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают. А как называются звуки, которые мы можем спеть и сыграть на муз. инструменте?( музыкальные).

-А где мы можем слышать музыкальные звуки?(  радио, телевидение, концерты, сами поем.)

(Включаю фонограмму « Утро в деревне»)

- А что за звуки мы  сейчас слышали?( петух кукарекает, лают собаки….)

-А где их можно услышать?( на улице, в природе, в деревне..)

-А какие звуки можно еще услышать на улице? (  шаги, шорох листьев, шум дождя, рев мотора машины…)

-А я сегодня  с утра тоже слышала разные звуки. Хотите расскажу?( или хочу с вами поделиться)

 ( читаю стихотворение).

С утра, спозаранку

Слыхала  во сне,

Как с улицы звуки

Стучались ко мне:

Шаги почтальона,

Шуршанье газет,

И ветра, и веток

Привет и ответ,

Подков лошадиных

Размеренный звон,

Скрипучих тележек

Кряхтенье и звон,

И голос соседки

Издалека,

И грохот машинных колес,

И утренний крик  петуха.

-Итак,   что это за звуки были. Помогите разобраться мне( « дети» перечисляют шумовые звуки).

-Можно спеть эти звуки?(нет, они не поются, их можно только слушать).

( хочу обратить ваше внимание, что многие дети, не задумываясь, говорят, что можно. Тогда я прошу эти шумы спеть. И конечно же не получается спеть шум и ребенок понимает сам, что ошибся).

-Как называются такие звуки, которые спеть невозможно: они создают шум?          ( шумовые).

- Если их невозможно спеть, то голосом возможно их изобразить?(да)

-Предлагаю попробовать озвучить голосом эти шумы.

Задание: озвучиваем стихотворение голосом).

- Как вам кажется, у нас  получилось красиво озвучить эти  шумы?         ( ответы)

- Скажите, а как еще  шумовые звуки можно изобразить, с помощью чего?   ( шумовыми инструментами.)

Учитель:

Да, действительно: одни  шуршат, звенят,
А еще стучат, гремят.
Громогласные такие
Инструменты?.........  ( шумовые!)
Много шума создавали –
Шумовыми их назвали.
Проверить хотите?
Вот сегодня вы ими и  погремите!

Учитель: О чем сегодня пойдет речь на занятии? Чем будем заниматься? (играть на шумовых инструментах и озвучивать сказки).

2. Введение в основную часть.

-Давайте  подумаем, только ли  озвучивать можно песенки, мелодии на шумовых инструментах ?   Можно ли еще что-то озвучить?( стихи и сказки).

( на фоне музыки « В гостях у сказки»):

 Вы любите путешествовать и узнавать что-то новое?

Тогда мы отправляемся в путешествие, где продолжим знакомство с детскими шумовыми инструментами и узнаем, как их можно использовать не только в оркестре, но и озвучивать сказки-шумелки.

-А почему они называются шумелками, как вы думаете? ( играть на шумовых инструментах).

Путь далекий, не близкий.

( делаем физ. Минутку « Раз, два, острова». Обычно мы с детьми не просто проговариваем слова, но и поем их под шум прибоя):

«Раз, два – острова.

Три, четыре – мы поплыли.

Пять, шесть – сходим здесь.

Семь, восемь – сколько сосен!

Девять, десять – посмотри.

Досчитай до десяти!»..

( Еще очень нравится детям энергичная  физминутка « Зарядка».)

- Итак, мы на месте. Что же нас ждет интересного в стране Шума? Посидите, отдохните с дороги и послушайте мою сказку. Главное, запомните, кто живет в этой сказке и чем  герои занимаются).

( читаю сказку « Мышонок « Шуша»).  ( Приложение № 1)

Вопросы: ( стараюсь задавать более подробные, чтобы дети закрепили сюжет сказки в памяти).

1.Главный герой?( мышонок  Шуша ).

2. А кто еще живет в этой сказке?(дятел, какая-то птица.)

3. А чем занимался Шуша?( устраивал теплое гнездышко, собирал запасы на зиму,  искал сладкие корешки).

4. А Шуша смелый мышонок или нет. Почему? ( не очень смелый, так как он всего боялся, когда пошел собирать сладкие корешки)

5. А как Шуша очутился у друга Гоши?( неожиданно скатился с сугроба)

6. Чем закончилась сказка? ( мышонок попробовал сладких корешков).

7. Итак, сколько  по количеству звуков нужно нам изобразить ?(8)

-Давайте попробуем оживить нашу сказку : каждого героя сказки, все действия, которые происходят там, мы будем озвучивать при помощи шумовых инструментов.

Итак, ( задаю снова вопросы, чтобы не выбирать самой детей для работы на инструментах, а они выходили сами, предлагая тот или иной инструмент для озвучивания)

1.Какой инструмент может изобразить шаги маленького мышонка? ( барабан).

2.Какой инструмент может изобразить устройство теплого гнездышка из соломы и травы?( шуршунчик, маракасы).

3. Какой инструмент может изобразить падающие  хрустальные снежинки?                        ( треугольник).

4.  Какой инструмент может изобразить хрустнувшую ветку?

5. Какой инструмент может изобразить стук дятла? ( ложки)

6. Какой инструмент может изобразить шум крыльев птицы? (  шуршунчик, трещетка).

7. Какой инструмент может изобразить скат с горки мышонка?( ксилофон).

8. Какой инструмент может изобразить завывание вьюги?( бутылочка)..

( благодаря высказываниям детей, они сами определили, кто  с каким  инструментом будет работать). ( даю инструктаж по озвучиванию сказок-шумелок).

 Далее озвучиваем сказку-шумелку.

Учитель:  Хорошо у нас получилось пошуметь, озвучивая сказку?

Хорошо у нас получилось пошуметь, озвучивая сказку?

 -Ну что ж, нам пора возвращаться из сказочной страны. Предлагаю пойти пешком и по дороге заглянуть  в лес к маленькой елочке

А мы с вами  сыграем им на наших шумовых инструментах что-нибудь из ранее изученного. Согласны?

( Озвучиваем песню и поем « В лесу родилась елочка»., исполняя ее возле елки).

( можно еще выбрать произведение раннее изученное и сыгранное на шумовых инструментах и затем исполняем на выбор: « Марш Радецкого полка» И. Штрауса-отца; « Рондо в турецком стиле» Моцарта»,  народную музыку: « Во саду ли в огороде», « Барыня», « В роще калина».

 Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово! Посмотрите, кстати, насколько артистичен дирижер, можно подражать ). (участниками мастер-класса можно попробовать дать  разучить и исполнить что-либо из  вышеперечисленных произведений, предварительно объяснив, на какую долю вступает оркестр).

Рефлексия деятельности  класса.

Учитель: Ребята, давайте  попробуем оценить свою деятельность на уроке при помощи шумовых инструментов. Если вам понравилось занятие, то  играем на звонких и свистящих инструментах( свистулька, треугольник, бубен). Если не очень, то на глухих, резких и шуршащих( маракасы, трещетка, ложки).

-Можно так же на елочку повесить игрушки: яркие-хорошо,  темные-не очень.

-Можно аплодисментами оценить громкими и тихими.

-На заранее приготовленных нотках нарисовать смайлик.

- в тетрадь на первой странице поставить число и нарисовать смайлик, тогда будет видна общая картина настроения ребенка на уроках.

Учитель: А теперь мы быстренько возвращаемся и прощаемся до следующей встречи. Вот вам домашнее задание.

( даю домашнее задание: сочинить сказку-шумелку самостоятельно на любую тему: природа, животные, домашний  быт).

( дети поют попевку с шумовыми инструментами:

« Звонкий, звонкий прозвенел звонок.

Музыкальный закончился урок»).

Пожелание участникам мастер-класса:

Дерзайте! Развивайте детей, используя исконно русские и авторские шумовые инструменты. И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие музыкально - творческих способностей младших школьников»

Теоретические особенности развития музыкально- творческих особенностей учащихся на уроках фортепиано. Принципы, методы и приемы развития творческих способностей детей. опытно-эксперементальное исследо...

Развитие музыкально-творческих способностей и одаренности детей в процессе игровой театрализации на уроках музыки.

Статья рассказывает о развитии творческого мышления, воображения и музыкально-творческих способностей на уроках музыки начальной школы....

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе...

Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности

Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на  основе педагогического опыта учителя. В  основе лежит программа по ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Доклад   на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».Технологическая карта м...