Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (3 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_po_muzyke_3_klass.doc110.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________________

Протокол №____     

от«   »__________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

Протокол №_____

от «   » _____________20___г.  

УТВЕРЖДЕНО

Директор  МОУ СОШ №3

        ___________________

                             

Приказ №______

от «    » ________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

«МУЗЫКА»

3 а, б классы

 

 

Составитель:

Изосимова Светлана Алексеевна

учитель музыки

  2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  4. Программы формирования универсальных учебных действий.
  5. Учебного плана школы.
  6. Основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
  7. Требований к оснащению учебного процесса.

Рабочая программа адресована обучающимся 3 классов МОУ СОШ №3.

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

 Задачи уроков музыки в 3 классе:

  1.   развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
  2.   обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
  3.   накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
  4.   выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  5.   совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
  6.   развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера;  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  7.   совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  8.   освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
  9.   развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  10. развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Срок реализации программы 1 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012 г., рекомендованной (допущенной)  Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».  

Рабочая программа «Музыка» рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 3 класс –М.: «Просвещение», 2012 г.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры;
  • метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Виды музыкальной деятельности:

- хоровое и ансамблевое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Планируемые предметные результаты освоения программы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
  • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
  • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

 Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;
  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Определять средства музыкальной выразительности;
  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета на конец года.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;

- осуществление элементов синтеза как составление целого.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  

Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 5ч.

Мелодия — душа музыки. Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 1. Мелодия - душа музыки.

Урок 2. Природа и музыка.

Урок 3. Виват, Россия!

Урок 4. Наша слава - русская держава. Кантата «Александр Невский».

Урок 5. Родина моя! Русская земля! Опера «Иван Сусанин».

Музыкальный материал

      Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.

      «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

      «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.

      «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

      «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».

      Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».

      «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

Раздел 2. «День, полный событий» - 3ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.

Урок 6. Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Урок 7. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Урок 8. Обобщающий урок 1 четверти.

Музыкальный материал

      «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.

      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

      «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

      «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

      «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

      «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

      «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

      «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье. Святые земли Русской— княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, произведения современных композиторов, воспевающие любовь, добро, красоту материнства.

Урок 9. Богородице, Дево, радуйся!

Урок 10. Древнейшая песнь материнства.

Урок 11. Вербное воскресенье.

Урок 12. Святые земли русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.

Музыкальный материал

      «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

      Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

      «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

      Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

      «Мама» из вокально-инструм. цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

      «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

      «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.

      «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.

      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

      «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика).  Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Урок 13. Настрою гусли на старинный лад. Садко.

Урок 14. Певцы русской старины. Лель.

Урок 15. Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.

Музыкальный материал

      «Былина о Добрыне Никитиче». Обр. Н. Римского-Корсакова.

      «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).

      Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

      Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

      Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н.

      Римский-Корсаков.

      Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре» - 6ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.В.Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Урок 17. М.И.Глинка.Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Урок 18. К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».

Урок 19. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Урок 20. Н.А.Римский-Корсаков. «Океан - море синее».

Урок 21. П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».

Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).

Музыкальный материал

      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

      «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.

      «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.

      «Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

      «Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.

      «Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

      «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. «В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композитора и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.

Урок 27. Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая» симфония Бетховена. Призыв к мужеству.

Урок 29. Мир Бетховена.

Музыкальный материал

      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

      «Мелодия». П. Чайковский.

      «Каприс» № 24. Н. Паганини.

      «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.

      Симфония № 3 «Героическая», фрагменты. Л. Бетховен.

      Соната № 14 «Лунная», фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.

      «Контрданс», «К Элизе». Л. Бетховен.

      «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

      «Волшебный смычок», норвежская народная песня.

      «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 5ч.

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма, мелодики, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж.Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые исполнители.  

Музыка — источник вдохновения и радости. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы, жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Урок 30. Джаз – музыка XX века.

Урок 31. Мир Прокофьева.

Урок 32. Певцы родной природы.

Урок 33. Прославим радость на земле.

Урок 34. Обобщающий урок.

Музыкальный материал

      «Мелодия». П. Чайковский.

      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

      «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

      «Весна и Осень», «Тройка» из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

       Г.Свиридова.

      «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

      «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

      «Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.

      Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.

      Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.

      «Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.

      «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.

      «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

      «Музыканты», немецкая народная песня.

      «Камертон», норвежская народная песня.

      «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

      «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

                               

КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В качестве форм промежуточного и итогового контроля (в конце каждой четверти) могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания, тестирование.

               

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3.  Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  7. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  12. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
  13. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  14.  Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  15.  «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  16. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
  17.  «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  18.  «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  19. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  20. Песенные сборники.
  21. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  22. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  23. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  24. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  25. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  26. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2005г

                                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...