Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе программы по музыке «К вершинам музыкального искусства» УМК «Гармония», М.С. Красильникова,              Смоленск Ассоциация 21 век, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_2013.docx80.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лысково Нижегородской области

      Утверждаю:                                                                      Согласовано:                                                         Рассмотрено на заседании ШМО:

      Директор __________                                                      Зам. Директора по УР____________                  Протокол №______________

      «___» августа 2013 г.                                                       «___» августа 2013 г.                                            от «___» августа 2013 г.

Рабочая программа

по  музыке

для 1  класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа разработана на основе программы по музыке «К вершинам музыкального искусства» УМК «Гармония», М.С. Красильникова,              Смоленск Ассоциация 21 век, 2012

Составитель программы:

Учителя начальных классов

Родина Г.Е.

Высшая категория

Корнилова Е.Ю.

2 категория

Шилыганова Е.В.

Лысково, 2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа по предмету «Музыка» для 1 класса начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитии основных положений музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

    Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры»

    Задачи музыкального образования по данной программе.

        1.Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионально-музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

       2.Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки-искусства «интонируемого смысла», - в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

       3.Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитор-исполнитель-слушатель.

      4.Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиции отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета.

    Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию  музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведения мировой и художественной классики.

   Это выражается:

    - в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образцов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

    - в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

   - в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

  - в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

  - в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

     Процесс введения учащихся  в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

        - адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

        - освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

        - целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

        - взаимодействие визуального, аудиального  и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

       Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становиться определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщение пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

      Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения  музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные  функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

 

Место предмета музыка в учебном плане.

       Данная программа составлена в соответствии с объёмом учебного времени, отведённым на изучение данного предмета в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка»  изучается в 1-4 классах в общем объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2-4 классах).

       Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсии в музей, на выставки; в школе – кружками (сольного и хорового пения. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребёнка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:

    вокальный практикум (хоровое и сольное пение), создающий условия для овладениями школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности;

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Российская музыкальная культура, одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений. Их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания – гордости за непреходящие художественные ценности России.

    Основные ценностные ориентиры содержания предмета:

  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
  2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
  3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
  4. Развитие гибкого интонационно-образного  мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
  5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
  6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.
  7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
  8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности , принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

    Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Результаты изучения предмета «Музыка» в 1 классе.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

- овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города…

-развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Метапредметные  результаты:

Познавательные

Учащиеся научатся:

-логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижениям предположений и подтверждающим им доказательств.

-применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

           -обсуждать проблемные вопросы, рефлектировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с            результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать  многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

-осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

-использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

-пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

-научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступления и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

-удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

-слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирование хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

-опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знания композиционных функций музыкальной речи;

-создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

 

У учащихся будут сформированы:

-первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

-основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

-активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей:

-слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

-ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

-наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

-моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

-использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

-воплощать художественно образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

-планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

            -ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

-творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских  замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)

Содержание учебного предмета «музыка».

Музыка в жизни человека

   Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

    Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидность. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

    Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

        Основные закономерности музыкального искусства

    Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности  (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

    Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

    Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор-исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

            Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые,  

            сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

               Музыкальная картина мира

               Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкального мира. Общее представление о музыкальной          жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся  исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).  Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи   (CD, DVD).

              Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские.   Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

             Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся   традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта в составе:

Учебные пособия для учащихся 

    Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.

    Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Нехаева О. И. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.

    Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.

    Фонохрестоматия для учащихся 1 (2, 3, 4) класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013 и послед.

Учебно-методические пособия для учителя

    Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед .Красильникова М. С. Музыка.

    Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013 и послед.

    Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2014 и послед.

Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 (2, 3, 4)

класс.

 Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2014 и послед.

    Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 (2, 3, 4) класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013 и послед.

    Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013 и послед.

Для решения поставленных задач кабинет музыки необходимо оснастить соответствующим оборудованием.

 компьютер, – проектор,

– интерактивная

доска,

Необходимое оборудование

Дополнительные

средства

Оборудование

– музыкальный центр,

– телевизор, видеоплеер,

– фортепиано,

– детские музыкальные инструменты,

– народные музыкальные инструменты,

– синтезатор,

– компьютер,

– маркерная доска

– проектор,

– интерактивная

доска,

Печатные пособия

– Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.

– Примерная программа общего начального образования по музыке.

– Программа «Музыка» для начальных классов «К вершинам музыкального искусства».

– Комплект учебников для учащихся.

– Комплект музыкальных альбомов

для учащихся.

     Учебно-методические материалы должны регулярно пополняться новыми образовательными ресурсами, средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), расширяющими образовательное пространство урока и способствующими повышению познавательной активности детей, их творческому самовыражению.

\

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МУЗЫКЕ

Изучаемая тема

Количество учебных часов

Общее

Лабораторные работы\практические работы

Контрольные работы

1 четверть

1

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки.

8

2 четверть

2

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки.

1

3

О чём говорит музыка?

7

3 четверть

4

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете.

9

4 четверть

5

Как говорит музыка?

8

Итого

33

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ

Тема

Формируемые умения/личностные качества

Характеристика деятельности учащихся

Предметные умения

УУД

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки .

Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя.

Размышлять о роли музыки в жизни человека.

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыки.

Различать на слух песни, танцы и марши и характеризовать их особенности.

Иметь представление о разных способах исполнения музыки.

Соотносить звуковой образ с его пластическим и графическим

воплощением.

Иметь представление о неразрывном единстве и специфике деятельности композитора, исполнителя и слушателя.

Личностные : Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

Познавательные: Наблюдать за музыкальными явлениями.Осуществлять сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя.

Коммуникативные:

Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать

правила общения.

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Выявляют основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества.

«Открывают» три основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш) и определяют их на слух.

Знакомятся с различными способами исполнения и записи музыки.

Передают в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша.

Разучивают и исполняют песенные, маршевые и танцевальные мелодии.

Различают выраженные в музыке чувства и настроения человека.

Рассматривают страницы учебника, знакомятся с условными обозначениями.

Маршевая музыка.

Объяснять назначение маршей в жизни людей.

Выражать характер маршевой музыки в пении, пластическом интонировании, графической записи.

Выявлять особенности маршевой музыки (ритм, динамика, темп, тембры и др.).

Различать атрибуты маршей.

Определять по музыке разновидности

марша.

Ощущать взаимосвязь слов и мелодии в маршевой песне.

Сочинять слова к маршевой мелодии.

Осуществлять первые опыты переинтонирования.

Иметь представление

о разных способах записи музыки.

Различать звучание симфонического и духового оркестров.

Выявлять соотношение темы и вступления в маршевой музыке.

Выявлять в маршевой симфонической мелодии составляющие её элементы. Понимать смысл вступления в марше.

Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам.  Создавать пластическую модель маршевой музыки.

Ориентироваться в графической модели маршевых мелодий. Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Осуществлять поиск информации в учебнике. Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей.

 Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки.

Выявлять и исправлять  допущенные ошибки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективных беседе и исполнительской деятельности. Понимание чувств других людей и сопереживании им.

Определяют жизненную основу маршей.

Разучивают и поют маршевые мелодии, передают характер

маршевой музыки в движении.

Сравнивают марши по характеру. Знакомятся со звучанием

симфонического и духового оркестров.

Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевых мелодий.

Подбирают ритмическое сопровождение к маршам на детских музыкальных инструментах.

Импровизируют и переинтонируют маршевые мелодии.

Подбирают вступление к маршевой теме.

Импровизируют интонации, мелодии, ритмическое сопровождение (в пении, движении, игре на детских, музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки.

Выявляют основные средства музыкальной выразительности. Передают характер марша

в пении, движении, ритмическом сопровождении на детских музыкальных инструментах.

Разучивают и поют маршевую мелодию.

Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевой мелодии.

Анализируют построение

маршевой  мелодии (соотносят звуковую и графическую модели) и фиксируют ошибки в графической

записи мелодии.

Знакомятся с элементами нотной записи.

Танцевальная музыка.

Объяснять назначение танца в жизни людей.

Слышать в танцевальной музыке характер движения, определять её жизненное содержание.

Выражать характер танцевальной музыки в пении, пластическом

интонировании, мелодической импровизации.

Выявлять особенности ритмической организации музыки разных танцев.

Наблюдать за развитием музыки в вариациях (на основе принципов

повтора и контраста).

Давать обобщённую

характеристику музыке

П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева,

Л.-в. Бетховена.

Участвовать в коллективной инсценировке народной песни (пение,

движение, игра на детских музыкальных инструментах).

Личностные : Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Познавательные: Слышать за музыкальной интонацией характер человека и его жизненные

обстоятельства. Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Создавать пластическую модель танцевальной мелодии. Ориентироваться в графической модели танцевальной мелодии. Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства.  Преобразовывать музыкальный материал

в соответствии с учебной задачей.

Устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи.

Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки.

Выявлять и исправлять допущенные ошибки.

Коммуникативные:Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Понимание чувств других людей и сопереживании им.

Разучивают и поют танцевальные мелодии, характеризуют их музыкальные образы, подбирают к ним танцевальные движения.

Выявляют особенности ритмоинтонаций, выделяют в танцах характерные ритмические фигуры.

Ищут пути пластического выражения и графической

фиксации танцевальных мелодий.

Разучивают, поют и пластически интонируют мелодии вальсов

П. И. Чайковского и С. С.Прокофьева.

Сравнивают вальсы по интонационно-образному содержанию.

Определяют (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее

изученные произведения

этого композитора. Разучивают тему народного плясового наигрыша

«Камаринская», прогнозируют пути её изменения (варьирования).

Слушают, поют и пластически интонируют одноимённую пьесу

П. И. Чайковского, ориентируясь по графической записи.

Сочиняют ритмическое

сопровождение к пьесе «Камаринская» на детских шумовых музыкальных инструментах.

Получают представление  о варьировании как типе развития и вариациях как форме в музыке.

Разучивают (слушают, поют, пластически интонируют) побочную

тему финала Пятой симфонии Бетховена. Передают в исполнении

диалогичность построения темы.

Песенная музыка.

Иметь представление

о разных жанрах песен и их назначении.

Наблюдать за отражением в песне различных чувств и мыслей человека.

Разучивать и исполнять русские народные песни с движением и аккомпанементом на детских

музыкальных инструментах.

Ощущать взаимосвязь слов и музыки в песнях.

Импровизировать песенные мелодии

на заданные слова.

Слушать песенную музыку в разных исполнительских составах

(вокалисты, хоры, ансамбли, оркестры).

Анализировать построение мелодий русских  народных песен.

Выявлять значимость

композиции для передачи музыкально образного содержания.

Слушать и следить

по графической записи

небольшие инструментальные пьесы.

Чувствовать соответствие музыкальной  мысли и её развития.

Соотносить особенности  музыкальной речи разных композиторов.

Личностные :Развитие познавательных интересов. Уважение к музыкальной культуре (народной и профессиональной) своего народа.

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Развитие интереса к чужому мнению.

Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Создавать пластическую модель песенной мелодии.

Ориентироваться в графической модели песенной мелодии. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания.

Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Соотносить содержание образов разных видов искусства. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты.

Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности (беседа, обсуждение и исполнение музыки).

Разучивают и поют песни (народные и композиторские) и песенные мелодии инструментальных произведений.

Наблюдают за выражением  в музыке различных чувств и мыслей человека.

Выявляют интонации, типичные для разных песенных жанров.

Импровизируют мелодии песен на народные слова.

Разыгрывают песни и представляют их своим одноклассникам.

Разучивают песню

П. И.Чайковского «Осень», анализируют строение её мелодии.

Выявляют соотношение слов и мелодии в песне.

Слушают, исполняют

и анализируют симфонические песенные мелодии Л.-в. Бетховена,

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева. Соотносят тембровую окраску симфонических мелодий с их содержанием и передают особенности тембрового звучания тем в пении и пластическом интонировании.

Слушают и следят по графической записи пьесы  «Сладкая грёза» П. И. Чайковского и «Раскаяние»

С. С. Прокофьева.

Моделируют композиции  из пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» и сравнивают содержание полученных композиций.

Подбирают развивающие разделы к темам фортепианных пьес П. И. Чайковского «Старинная французская песенка», «Немецкая

песенка», «Итальянская песенка».

Определяют форму фортепианных пьес. Размышляют об особенностях музыкальной речи Л.-в. Бетховена,

П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, и о сходстве разных мелодий, написанных каждым

из этих композиторов.

Моделирование музыкального произведения.

Выявлять композиционные функции разделов музыкального произведения (вступление, изложение, развитие,

завершение).

Моделировать композицию музыкального произведения.

Характеризовать особенности

музыкальных  образов Л.-в. Бетховена.

Личностные :Развитие познавательных интересов. Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Составлять целое из частей. Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности.

Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности.

Повторяют  (петь, пластически интонировать, анализировать) четыре симфонические темы

Бетховена в опоре на графическую запись.

Составлять музыкальную

композицию из этих тем,

опираясь на представление

об общности композиционных функций музыкальной и разговорной речи.

Слушать и пластически

интонировать экспозицию финала симфонии целиком.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально

откликаться на них.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям и иллюстрациям к ним.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки.

Учиться выражать и изображать в звуках различные явления жизни.

Применять знания средств музыкальной выразительности при сочинении и анализе разных по характеру музыкальных образов.

Личностные :Развитие познавательного интереса.  Формирование эмоционально-ценностного  отношения к творчеству

выдающихся композиторов.

Умение слушать и слышать себя и других участников коммуникации.

Познавательные: Осознавать многозначность содержания художественного образа. Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. Уметь схватывать смысл музыкального высказывания. Переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую.  Приобретать опыт мысленного представления результата творческого

задания. Выявлять основания для сравнения и сравнивать разные интерпретации одного произведения.

Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: Чувствовать затруднения партнёра и правильно реагировать на них.

Определяют жизненную

основу музыкальных интонаций.

Сочиняют мелодии по названиям и иллюстрациям к фортепианным

пьесам П. И. Чайковского

и С. С. Прокофьева.

Слушают фортепианные пьесы, анализируют их содержание и соотношение выразительности

и изобразительности. М. И. Глинка.

«Попутная песня», слова Н. Кукольника

Выражение в музыке

чувств и мыслей человека.

Разучивают «Попутную песню» М.И. Глинки в опоре на графическую  запись.

Выявляют и передают в исполнении её выразительные и изобразительные  особенности.

Анализируют соотношение слов и мелодии, мелодии и аккомпанемента песни, её содержание и построение.

Сравнивают разные интерпретации песни.

Портрет в музыке.

Слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства.

Исследовать возможности музыки в передаче образа человека.

Узнавать темы музыкальных героев

пройденных произведений.

Импровизировать музыкальные портреты в разных видах музыкальной деятельности.

Узнавать звучание групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов.

Разыгрывать русскую народную песню по ролям.

Иметь представление о возможностях музыки в передаче разнообразных движений.

Определять на слухи передавать в исполнении характер движения

в музыке.

Личностные : Проявление интереса

к художественной деятельности.

Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям.

Познавательные: Осознавать многозначность содержания художественного образа.

Выявлять жизненные связи музыкального образа.  Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.

Преобразовывать художественный текст в соответствии с учебными задачами.

Регулятивные: Уметь действовать по плану. Адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников.

Коммуникативные: Воспроизводить музыкальные фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Воспринимают внутренний и внешний облик музыкального героя по музыкальной интонации.

Размышляют о возможностях отражения в музыке человека и его жизненных обстоятельств.

Слушают, поют, пластически интонируют фрагменты изучаемых

музыкальных произведений, анализируют воплощённые в них музыкальные образы.

 Разучивают мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную

и графическую записи.

Создают разные музыкальные портреты путём переинтонирования одной мелодии.

Участвуют в инсценировке русской народной песни.

Слушают, поют, пластически интонируют (в опоре на графическую запись)  музыкальные портреты героев симфонической

сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Характеризуют тембровую окраску темы каждого героя.

Слушают, поют, пластически интонируют разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения.

Определяют характер движений, воплощённых в музыке.

Выявляют сходство и различие разных типов  движения в музыке

Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении.

Распознавать в музыкальной истории

третьей части симфонии жизненные образы, человеческие отношения

и характеры.

Выявлять изменения, происходящие

в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста).

Охватывать музыкальную историю целостно как процесс и как результат.

Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её

с графической моделью.

Выявлять значение средств музыкальной выразительности в создании контрастных музыкальных образов.

Предвосхищать продолжение музыкальной истории.

Выявлять смысловые и интонационные связи между третьей и четвёртой частями симфонии.

Личностные : Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях.

Развитие позитивной самооценки.

Проявление интереса к художественной деятельности.

Познавательные: Сравнивать разные  графические модели одного музыкального образа и выбирать наиболее адекватную. Охватывать художественное произведение в единстве процессуальной и композиционной сторон. Предвосхищать развитие музыкальной истории. Соотносить целое и его части.

Составлять целое из частей.

Регулятивные: Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности.

Коммуникативные: Доброжелательно относиться к одноклассникам. Сотрудничать с одноклассниками, обмениваться способами действия.

Слушают, поют, следят по графической записи, ищут

пластическое выражение основных тем-образов третьей части симфонии.

Наблюдают за изменениями тем-образов в процессе их развития, обсуждают с одноклассниками смысл происходящих изменений.

Отмечают этапы сближения двух контрастных музыкальных героев

в крайних разделах.

Характеризуют выразительность полифонических приёмов развития и передают «многоголосие»

музыки в пластическом интонировании.

Размышляют над художественным смыслом построения музыки третьей части.

Анализируют средства воплощения музыкальных образов и их развития. Прогнозируют продолжение развития музыкальной истории в четвёртой части симфонии.

Слушают и пластически интонируют третью часть

и экспозицию четвёртой части Пятой симфонии Бетховена Анализируют интонационное родство тем третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена

на основе графической модели этой музыки.

Особенности музыки П. И. Чайковского.

Определять характерные признаки музыки Чайковского.

Целостно охватить цикл фортепианных пьес «Детский альбом»

П. И. Чайковского.

Выявлять основную идею цикла, его композицию, палитру музыкальных

образов.

Передавать в пении, пластическом интонировании, графической записи особенности музыки П. И. Чайковского.

Сравнивать разные интерпретации фортепианных пьес  П. И.Чайковского.

Личностные: Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музыкальной культуры.

Познавательные: Сравнивать разные точки зрения на художественное явление.

Понимать коммуникативные функции частей произведения.

Регулятивные: Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок. Увеличивать шаг ориентировки в музыке в разных видах музыкальной деятельности.

Коммуникативные: Слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах.

Слушают, поют, пластически интонируют мелодии П. И. Чайковского.

Определяют особенности музыкальной речи

П. И. Чайковского в опоре на графическую запись.

Слушают и следят по графической записи две пьесы: «Утренняя молитва», «В церкви» (из цикла

«Детский альбом»);

выявляют зависимость характера движения мелодии в пьесах от местоположения этих пьес в цикле. Размышляют о последовательности пьес в цикле и группируют их.

Составляют звуковое оглавление цикла «Детский альбом» Чайковского.

Слушают и анализируют разные интерпретации одной-двух пьес (по выбору учащихся).

Жизнь музыкальных образов в балете.

Иметь представление об особенностях

создания балетного спектакля.

Выражать в пластике музыкальные образы балета.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение

при восприятии и исполнении музыкально-сценического произведения.

Понимать по музыке ход сценического действия в балете, объяснять его

и переводить на язык пантомимы.

Наблюдать за преобразованиями интонаций героев в музыке балета.

Участвовать в инсценировке фрагмента балета.

Проводить аналогии по сходству между музыкальными образами разных произведений одного композитора.

Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре

видеофрагмента балета.

Личностные : Знакомство с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью.

Приобретение опыта эмоционального

переживания жизненных проблем других людей, сочувствия человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Познавательные: Составлять целое из частей. Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. Осуществлять перевод художественного образа из одного вида искусства в другие.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Понимать смысл преобразования музыкального материала.

Регулятивные: Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения  результата. Уметь действовать по плану.

Коммуникативные: Принимать различные точки зрения на решение задачи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах.

Выявляют особенности

балетного спектакля и процесса его создания.

Слушают и анализируют

музыку вступления к балету как обобщённое выражение его содержания.

Распознают пластическое

выражение музыкальных образов в балете.

Создают на основе музыкального портрета героя балета его словесный, графический и пластический образы.

Подбирают из знакомых

вальсов П. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу.

Слушают окончание сцены бала и определяют по музыке последовательность происходящих событий.

 Анализируют преобразования интонаций темы Карабос.

Разыгрывают в классе фрагмент финала первого действия.

Знакомятся с видеофрагментом сцены бала и обсуждают его с одноклассниками.

Жизнь музыкальных образов в опере.

Иметь представление об особенностях

создания и исполнения оперного спектакля.

Выражать в пении образы оперных

героев.

 Создавать сценический образ на основе музыкального.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки оперы.

Понимать по музыке развитие сценического действия в опере

и объяснять его.

Наблюдать за преобразованиями интонаций в хорах интродукции

оперы.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Инсценировать фрагмент интродукции оперы.

Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре

видеофрагмента оперы.

Соотносить музыкальный и сценический портреты оперных героев.

Личностные: Знакомство с миром театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью. Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации.

Проявление интереса к историческому прошлому своего народа.

Познавательные: Составлять целое из частей. Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций.

Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану.

Коммуникативные: Принимать различные точки зрения на решение задачи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в группах. Расширять опыт вербального и невербального общения.

Переводить музыкальный образ на язык слов, жестов, движений.

Выявляют специфические особенности оперного спектакля и процесса его создания. Распознают по музыке состояние героев и содержание сценического действия

в опере.

Создают на основе музыки оперы сценические образы героев в пении, мимике, жесте, движении.

Подбирают музыкальные фразы (из уже знакомых) к словам диалога односельчан и разыгрывают диалог.

Характеризуют тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров.

Разучивают мужской и женский хоры интродукции, выявляют в них общие интонации.

Моделируют мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров. Составляют план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывают его, знакомятся с видео-записью постановки этого

фрагмента.

Жизнь музыкальных образов в симфонии.

Иметь представление об особенностях

создания и исполнения симфонии.

Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы, человеческие отношения и характеры.

Охватывать музыкальную историю (часть симфонии) как процесс и как результат.

Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста).

Узнавать на слух музыкальные темы и основные этапы их развития.

Выявлять интонационные связи между разными темами первой части симфонии.

Создавать пластическую

модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью.

Иметь представление о построении первой части симфонии и функциях её основных разделов.

Расширить представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов. Иметь представление об особенностях бытования опер, балетов, симфоний.

Сравнивать специфику отражения жизни в опере, балете, симфонии.

Иметь представление и называть самые известные оперные театры и концертные залы России (Большой театр, Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац, Концертный зал Московской консерватории).

Узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть их авторов.

Личностные: Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей.

Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях. Развитие позитивной самооценки.  Проявление интереса к художественной деятельности.

Уважение к достижениям отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Принятие мнения собеседника.

Познавательные: Получить представление о развитии конфликта и путях его разрешения. Освоение графической модели первой части, её предэтапов развития музыкальной истории. Анализировать разные графические модели одного музыкального образа и выбирать наиболее адекватную. Предвосхищать развитие музыкальной истории.

Охватывать явление в единстве процессуальной и композиционной сторон. Соотносить целое и его части.

Составлять целое из частей. Расширять представление о культурной жизни своей страны, её национальных достояниях, культурных центрах.

Регулятивные: Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. Корректировать результаты своей исполнительской деятельности.

Коммуникативные: Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений в музыке. Распределять роли, участвовать в групповой и коллективной деятельности. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. Участвовать в обсуждении видеофрагментов музыкально-сценического и симфонического произведений.

Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.

Выявляют особенности процесса создания и исполнения симфонических произведений.

Знакомятся с музыкальными героями симфонии:

Слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют основные темы-образы в опоре на графическую запись.

Предвосхищают возможные пути развития музыки, озвучивают свои предположения в музыкальной

импровизации.

Распознают содержание первой части симфонии по характеру музыкальных образов, их развитию

и взаимодействию.

Сравнивают звучание тем одного героя в разных разделах части и выявляют линию развития образа.

Проводят эксперимент по выявлению истоков новой маршевой темы в коде.

Получают представление о композиционных функциях основных разделов первой части (экспозиция, разработка, реприза, кода).

Определяют на слух характер звучания групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов.

Слушают, пластически интонируют первую часть

симфонии целиком в опоре на два типа графической записи: полную и сокращённую (конспект). Знакомятся с видеофрагментом исполнения экспозиции первой части симфонии, обсуждают в классе особенности интерпретации музыки, сравнивают характер общения дирижёра и музыкантов, наблюдают за расположением групп

инструментов на сцене.

Выявляют и сравнивают

особенности бытования

музыкально-сценических

и инструментальных жанров музыки в современных условиях.

Знакомятся с видеофрагментом балета и обсуждают с одноклассниками особенности его сценического воплощения.

Знакомятся с видеофрагментом исполнения симфонии, сравнивают впечатления от восприятия аудио- и видеозаписи Слушают, поют, пластически интонируют, следят

по графической записи, инсценируют фрагменты пройденных оперы, балета,

симфонии.

Анализируют и фиксируют в графической записи динамическое развитие в первой части Пятой симфонии Л.-в. Бетховена.

Рассказывают о самых ярких впечатлениях от встреч с оперой, балетом, симфонией.

Интонационная природа музыкальной речи.

Иметь представление

об интонации как носителе смысла

в музыке.

Осознавать сходство и отличие музыкальной и разговорной речи.

Переинтонировать музыкальные и вербальные фразы.

Сравнивать музыкальную речь одного

героя в разных обстоятельствах, выявлять произошедшие в ней изменения.

Выявлять связь характера музыкальной интонации и средств её воплощения.

Характеризовать интонации по жанровым, образным, коммуникативным признакам.

Сочинять на одни слова разные мелодии и отбирать из них наиболее

органичный вариант.

Соотносить художественно-образное содержание произведения с фор-

мой его воплощения.

 Воспринимать диалогический характер музыкальной речи.

Иметь представление

о разнообразии диалогов

в вокальной и инструментальной музыке.

Исполнять фрагменты

музыкальных произведений диалогического характера в пении,

пантомиме, пластическом интонировании.

Инсценировать народную песню в диалоге, сочинять ритмический

аккомпанемент к песне.

Личностные: Понимание чувств собеседника. Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного высказывания. Принятие разных точек зрения на одно явление.

Познавательные: Ориентироваться

на разнообразие способов решения одной задачи. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Классифицировать интонации по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации. Расширить представления о диалогической речи.  Осуществлять синтез как составление целого из частей. Достраивать и восполнять недостающие компоненты.

Регулятивные: Рефлектировать в ходе творческого сотрудничества.

Оценивать свою деятельность по результату. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать

по плану.

Овладевать средствами вербального и невербального общения.

Расширять интонационно-выразительные средства своей речи.

Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного

музицирования.

Выявляют сходство и отличие разговорной и музыкальной речи.

Вспоминают изученные музыкальные произведения, находят в них повествовательные, вопросительные, призывные,

утвердительные интонации, передают характер интонаций в исполнении (пении, пластическом

интонировании).

Экспериментируют с интонацией в разговорной и музыкальной речи, выявляют значимость интонации для передачи смысла высказывания.

Корректируют собственную музыкальную творческую деятельность.

Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и мелодии в скороговорке

и песенной мелодии.

Переинтонируют мелодию в соответствии с учебной задачей.

Приводят примеры музыкальных произведений, включающих образные и жанровые преобразования одной темы, и выявляют использованные средства музыкальной выразительности. Сочиняют слова к мелодии

С. С. Прокофьева и мелодию к словам А. Барто.

Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и музыки в скороговорке

и песенной мелодии.

Разучивают песню С. С. Прокофьева

«Болтунья».

Анализируют проявление характера героя в его музыкальной речи.

Объясняют причину различия музыкальной речи Лиды в рефрене и эпизодах.

Определяют особенности формы рондо в музыке. Находят разнообразные диалоги (согласия, борьбы, ссоры, примирения,

сомнения, убежденияи др.) в изученных музыкальных произведениях. Разыгрывают в классе по ролям музыкальные

диалоги из пройденных

произведений.

Читают слова русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки» и сочиняют к ним

мелодию-диалог.

Разучивают народную песню, составляют план её исполнения в диалоге, сочиняют к песне ритмический аккомпанемент

и разыгрывают песню по ролям.

Вспоминают народные песни диалогического характера и исполняют их по ролям (куплет).

Временная природа музыки.

Выявлять различие передачи событий в музыке и живописи.

Иметь представление о композиционных функциях музыкальной речи.

Охватывать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк»

как целое, определять этапы развития действия в сказке.

Соотносить звучание симфонической сказки со схемой-партитурой.

Выявлять и дописывать недостающие элементы  схемы-партитуры.

Исполнять темы героев сказки

и наблюдать за их развитием.

Характеризовать музыкальные диалоги героев сказки.

Расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях инструментов симфонического оркестра.

Личностные: Познавательный интерес к музыкальному искусству. Эмоциональный отклик и нравственная оценка действий героев музыкального произведения.

Познавательные: Определять этапы развития действия в произведении.

Выявлять отличие языков разных видов искусств. Достраивать знаково-символическую модель музыкального произведения.

Регулятивные: Оценивать свою деятельность по результату.

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Выявляют временную природу искусства в процессе сравнения живописного и музыкального произведений.

Характеризуют значение основных разделов построения музыкального произведения.

Анализируют построение изученных музыкальных произведений.

Размышляют о связи формы произведения с его содержанием.

Выявляют особенности его исполнения.

Вспоминают (поют, пластически интонируют, анализируют) темы музыкальных героев симфонической

сказки.

Разбираются в порядке составления схемы-партитуры сказки.

Слушают симфоническую сказку целиком и следят по схеме партитуре, выявляют недостающие элементы и дописывают их.

Характеризуют диалоги музыкальных героев сказки.

Импровизируют в парах музыкальный пересказ диалогов.

Вторая часть в музыкальной истории симфонии.

Прогнозировать образное содержание второй части симфонии.

Импровизировать музыкальные темы.

Распознавать в музыке второй части жизненное содержание музыкальных образов.

Целостно охватывать

медленную часть симфонии.

Исполнять темы второй части симфонии.

Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Узнавать на слух музыкальные темы и основные этапы их развития.

Выявлять интонационные связи между темами второй и первой частей

симфонии.

Иметь представление о построении второй части симфонии.

Личностные: Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения.

Познавательные: Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. Моделировать образы второй части симфонии в вербальной и интонационно звуковой формах. Соотносить пластическую и графическую модели музыки второй части.

Регулятивные: Корректировать результаты своей исполнительской деятельности.

Коммуникативные: Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности.

Вспоминают музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена.

Выявляют изменения в музыке двух героев (характер тем и их со-

отношение) в окончании первой и начале третьей части симфонии.

Проводят эксперимент с целью выявления  интонационно-образного

содержания второй части симфонии.

Сочиняют свои мелодии и сравнивают их с композиторскими. Слушают, поют, пластически интонируют, анализируют две основные темы второй части Пятой симфонии.

Наблюдают за изменениями тем от вариации к вариации, ориентируясь

по графической записи.

Исследуют преобразование двух тем в кульминации части и анализируют коду как обобщение музыкального

развития второй части.

Музыкальная история симфонии.

Распознавать в симфонической музыке жизненные образы, их развитие и взаимодействие.

Охватывать музыкальную историю Пятой симфонии Бетховена как

процесс и как результат.

Характеризовать каждую часть симфонии как этап развёртывания

целостной музыкальной  истории. Выявлять интонационные связи между частями симфонии.

Ориентироваться в графической записи основных тем многочастного

симфонического произведения.

Воспроизводить фрагменты музыкального произведения подробно

и сжато.

Характеризовать особенности музыкальных образов Бетховена.

Личностные: Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Формирование оптимистического мировосприятия.

Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства.

Развитие позитивной самооценки.

Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения.

Познавательные: Составлять целое из частей, характеризовать функцию каждой части в целом.

Регулятивные: Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности.

Коммуникативные: Участвовать в групповом и коллективном обсуждении и исполнении

музыки.

Вспоминают (слушают, поют, пластически интонируют) развёртывание музыкальной истории в Пятой симфонии Бетховена.

Характеризуют каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории.

Выявляют характерные особенности музыкальной речи Бетховена. Анализируют интонационные связи частей симфонии, сквозное развитие

тем-образов.

Исполняют одну из частей Пятой симфонии Бетховена (по выбору).

Мир музыкальных образов.

Определять на слух и исполнять темы пройденных музыкальных произведений.

Раскрывать многообразие связей музыки и жизни.

Слушать, исполнять, сравнивать музыкальные произведения разных

жанров и стилей.

Выявлять особенности музыкальной речи  П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева, Л.-в. Бетховена,

М. И. Глинки.

Воплощать образное содержание народной и профессиональной

музыки в пении, пластике, игре на детских музыкальных инструментах.

Личностные: Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов.

Формирование интереса к музыке

и музыкальной деятельности.

Познавательные: Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального

произведения.  Сравнивать и обобщать образы художественных произведений.

Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой.

Воспринимать индивидуальные особенности музыкальной речи композиторов-классиков.

Регулятивные: Сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Коммуникативные: Проявлять доброжелательность к одноклассникам.

Вспоминают народные песни и произведения М. И. Глинки,

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева,

 Л.в. Бетховена, напевают их основные темы.

Выявляют интонации, характерные для музыки каждого композитора.

Анализируют музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности.

Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся).

Рисуют обложки для нот «Детского альбома»

Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Слушают, анализируют, передают в графической записи особенности

разных интерпретаций пьесы Чайковского  «Болезнь куклы».

Придумывают правила конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе.

Составляют программу концерта из своих любимых произведений.

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО МУЗЫКЕ

Всего  33 часа

По учебному плану в неделю  1  час

Тема

Коли

чество

часов

Плановые

сроки

прохождения

Скорректи

рованные

сроки прохож

дения

Страницы учебника

1 четверть (8 ч)

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки. (8 часов)

1

Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя

1

5.09

3-7

2,3

Маршевая музыка

2

12.09

19.09

8-13

4,5

Танцевальная музыка

2

26.09

3.10

14-21

6,7,8

Песенная музыка

3

10.10

17.10

24.10

22-33

2 четверть (8ч)

                                                                          Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки. (1 час)

9

Моделирование музыкального произведения

1

7.11

34-35

О чём говорит музыка?(7 часов)

10

Выразительность и изобразительность в музыке

1

14.11

36-39

11,12

Портрет в музыке

2

21.11

28.11

40-49

13,14,15

Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении

3

5.12

12.12

19.12

50-59

16

Особенности музыки П. И. Чайковского

1

26.12

60-65

3 четверть (9 ч)

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете.(9 часов)

17,18

Жизнь музыкальных образов в балете

2

16.01

23.01

66-71

19,20,21

Жизнь музыкальных образов в опере

3

30.01

6.02

20.02

72-79

22,23,24,25

Жизнь музыкальных образов в симфонии

4

27.02

6.03

13.03

20.03

80-93

4 четверть (8 ч)

Как говорит музыка ?(8 часов)

26,27

Интонационная природа музыкальной речи

2

3.04

10.04

94-103

28,29

Временная природа музыки

2

17.04

24.04

104-105

30

Вторая часть в музыкальной истории симфонии

1

8.05

106-111

31,32

Музыкальная история симфонии

2

      15.05

      22.05

112-113

33

Мир музыкальных образов

1

29.05

114-121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»

Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...

Рабочая программа и КТП 1класс

Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа и КТП 1класс

Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа по математике 1класс, УМК - Школа России

Хочу поделиться рабочей программой по математике для 1 класса. УМК - Школа России, по новым ФГОС....