Конспект урока по предмету «Фортепианный ансамбль» Начальные классы Завершающий этап работы над фортепианным ансамблем на примере Вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
план-конспект урока по музыке (2, 3 класс) на тему

Абаева Наталья Эггертовна

Данный материал представляет конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль" Участвуют ученики 1 и 3 классов Шоева Замира и Бондаренко Даниил. На уроке проводится работа над произведением Е. Доги Вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь". В процессе урока используются видеоролики, прослушивается различный музыкальный материал. Урок проводится в доверительной, творческой атмосфере. Используются традиционные учебные технологии и инновационные методы ведения урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_ansambl.zip21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«ДЕТСКАЯ ДОРОХОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Конспект урока по предмету  «Фортепианный ансамбль»

Начальные классы

Завершающий этап работы над фортепианным ансамблем на примере Вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

(Авторская разработка)

подготовила

преподаватель фортепиано

Абаева Наталья Эггертовна

п.Дорохово 2015г


Цель урока:

Развитие  творческой активности учеников, музыкального вкуса. Расширение представления учащихся о музыкальном искусстве, развитие интереса к совместному музицированию.

Задачи:

Образовательные: Работа над штрихами, динамикой, синхронностью ансамблевого зувчания. Формирование навыков ансамблевой игры.

Воспитательные: пробуждать интерес к различным музыкальным произведениям; умение слушать произведения, самостоятельно использовать компьютерные технологии для прослушивания нужного музыкального материала, воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе дома; дисциплинированность, собранность.

Развивающие: Развивать «чувство партнёрства» - умение слышать партнёра и помогать ему в воплощении исполнительских намерений; умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани;  навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Методы: беседа, повторение, работа с нотным материалом, работа с компьютером, создание творческого поиска, метод эмоционального стимулирования, поощрение, контроль.

Оборудование: инструмент, нотная литература, иллюстрации, ИКТ.


Ход урока

Вступление.

Перед началом нашего урока мне хотелось бы рассказать небольшую историю -  как и почему мы решили играть именно Вальс Евгения Доги  из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».  Мой ученик Даня на заключительном классном концерте в мае прошлого года, на мой вопрос: - « А что ты хотел бы еще поиграть в следующем году?» без запинки ответил «Вальс мой ласковый и нежный зверь!», чем поверг и меня и всех слушателей в веселое изумление, так как Даня закончил только первый класс, и было ему 6 лет.  

Ну, что ж, надо было как – то воплощать его желание. Я на просторах интернета нашла переложение этого Вальса в легком варианте для ансамблевого исполнения. Первую партию, конечно, стал разучивать Даня. Вторую партию поручили Замире, ученице третьего класса. Разучивали мы каждый свою партию, я играла с ребятами, и наконец, партии были выучены настолько, что можно было приступать к совместной игре.

  1. Организационный этап:

Игра в ансамбле непростое занятие. Важно подобрать учеников совпадающих по способностям, эмоциональному настрою, характеру.  Тогда будет легче научить их слушать друг – друга. Равные стартовые возможности облегчат совместное музицирование.

Учитель: - Здравствуйте  ребята. Наконец настал момент, когда мы с вами попробуем вместе исполнить наш вальс. Но сначала я хочу, чтоб вы послушали исполнение его в оригинале. (Я ставлю ролик с отрывком из фильма. Это важнее для Замиры – так она лучше воспримет образы этой музыки, красивые артисты, невеста,  кружащаяся в вальсе ей очень нравятся. )

Учитель: - Как ваши впечатления?

Замира: - Это очень красиво, я очень хочу играть этот вальс!

Учитель: - Я рада. Думаю, когда вы будете постарше, то сможете играть этот вальс в сольном исполнении.

Даня: - Да, я слушал и там все немного по - другому. Там очень громко и быстро.

Учитель: - Да, Даня, конечно – ты ведь слышишь, что это оркестровое исполнение и он длиннее и ярче по музыке. Но, мы пока  исполним такой вариант, который вам по силам. Вы учитесь в начальных классах. Но, в своем исполнении вы должны постараться приблизиться к тому, что вы слышали. Передать характер и движение вальса.

2. Этап всесторонней проверки знаний и усвоения новых знаний и навыков:

Ребята садятся за инструмент, готовятся. Перед началом игры я предлагаю каждому  напеть начало. У Замиры это аккордовое сопровождение и мы определяем темп и громкость. Замира начинает, но я ее останавливаю.

Учитель: Замира – твое аккордовое сопровождение несложное и может показаться не очень интересным тебе. Но твоя главная задача – поддерживать мелодию, которая звучит в партии Дани. Твой аккомпанемент должен быть «живым», ты должна чувствовать все его интонации, крещендо и диминуэндо, начало и конец фразы. И еще в твоем сопровождении глубокие басы и легки и упругие аккорды. Из аккордов плотнее тот, который попадает на вторую долю, а третья доля легче и на снятие. И еще последний аккорд интонационно перекидывает мостик к басу – первой доле. Мы перекидываем мостики через такты – в музыкальном звучании нет тактов – есть музыкальные фразы.

Ребята начинают еще раз и играют первую часть.

Учитель: Хорошо. Для первого раза неплохо. Сейчас у меня вопрос к Дане. Даня, ты играешь первую партию, но звучит она у тебя не очень выразительно, почему?

Даня: Мне нравится, как она звучит.

 Учитель: Я понимаю, тебе нравится сама эта музыка, но надо сыграть так, чтоб это понравилось и твоим слушателям. Я попрошу тебя хорошо брать каждую нотку. Начало первая твоя нота берется с «воздуха», приготовь руку, приподними ее над клавиатурой и глубоко, но мягко возьми первый звук. И каждый звук бери подготовленным пальцем.

Даня играет свою партию в сдержанном темпе, ровно и следи, чтобы ни один звук не был «пустым». Есть в его партии несколько трудных мест – это восходящие и нисходящие небольшие пассажи в мелодии. Они не всегда получаются. Для того, чтоб добиться их стабильного исполнения мы проучиваем их вариантами – на стаккато, акцентами, пунктиром и медленно на легато. Дальнейшую работу над пассажами Даня будет проводить дома.

У Замиры не получается проведение двойными нотами тт. 59-60. Мы прорабатываем и Замира получает задание на дом –работать разными способами над этим местом. Стаккато, пунктир и легато – «пропевая» верхний голос.

Учитель: - Да стало лучше, и теперь, давайте все сложные моменты мы проучим вдвоем. Замира, твоя задача слушать и «подхватить» Даню, даже если он сыграет что-то не так. А Даня слушает хорошо двойные ноты у Замиры и вступает вовремя.

Дальше проводится совместная работа учеников над тактами 35-36, 52, 60, 67-68.

Учитель: Хорошо ребята, что-то стало уже получаться. Даня у меня есть к тебе еще замечания, но над твоей партией мы еще поработаем отдельно.  Хочется слышать в ярких аккордовых моментах сильное и глубокое звучание. У тебя пока плоский звук и часто ты шлепаешь пальцами по клавишам. Взятие аккордов должно быть «от корпуса», всем телом. Проучивать такие места надо медленно, выше отрывать руки от клавиатуры и брать аккорды «погружаясь»  в инструмент. Этим мы займемся на индивидуальном занятии. А теперь, попробуем сыграть наш вальс от начала до конца со всеми ускорениями, так как мы его слышали. Слушайте музыку, идите за ней и играйте увлеченно. Я вас останавливать не буду и запишу ваше исполнение на камеру, а после мы вместе проанализируем, что получилось, а что нет.

Ребята играют Вальс целиком, а я записываю. Это очень важный и интересный этап в работе над произведением. Зачастую когда играешь сам, кажется, что все уже хорошо получилось и не замечаешь погрешностей, некачественного исполнения и других мелких нюансов. Посмотреть на свою игру со стороны очень полезно, тем более для игры в ансамбле. Ребята могут проанализировать игру друг - друга, в чем - то поспорить. Урок становится творческим и интересным для них.

3. Этап закрепления новых знаний:

Исполнение записано. Мы идем к компьютеру, чтоб послушать свою игру.

Даня: Да, не все у меня получилось…

Учитель: как ты думаешь, над чем тебе надо усиленно поработать дома?

Даня: Над пассажами. И еще самый конец мы должны вместе посчитать и послушать друг друга.

Учитель: Совершенно верно, и еще мы поработаем над аккордами. А ты, Замира как скажешь? Понравилось тебе исполнение?

Замира: Да, у меня все получилось. Только не везде я его смогла поймать, но я старалась!

Учитель: Замира, да, нотки ты все играла правильно. Но, твой аккомпанемент не всегда поддерживал партию Дани. Иногда аккорды были слишком громкими, иногда не хватало басов. Нам надо еще проработать все кульминационные моменты, ускорения в движении вы должны делать вместе. И мое тебе поручение – дома играя свою партию пой партию Дани. Пой громко выразительно, тогда ты сможешь правильно почувствовать фразировку.

А теперь в конце урока мы еще раз сыграем вальс, но сыграем медленно без ускорений и будем слушать каждую ноту и следить за качеством. Если я услышу «пустой» звук у Дани, некачественные басы или грубые аккорды у Замиры я вас остановлю.

Ребята играют вальс, я их останавливаю, делаю замечания, они переигрывают кусочки. Таким образом, мы закрепляем то, что узнали на уроке, стараемся проработать все с «головой». Эта тщательная работа необходима для того, чтоб дома они не играли быстро и как попало.

Итог урока:

На данном этапе произведение звучит хорошо. Есть еще много задач технического и звукового плана, над которыми мы будем работать постоянно. Даже непосредственно перед выступлением будет необходима тщательная проработка учениками своих партий и игра в сдержанном темпе качественно в ансамблевом исполнении.

Через несколько уроков мы еще раз запишем исполнение Вальса и посмотрим, какие изменения в лучшую, а может быть, в худшую сторону произошли.

Главное, что ребята узнали на уроке, что необходимо, качественно играя свои партии, внимательно слушать друг друга, находится в едином музыкальном и энергетическом поле. Они поняли меру ответственности каждого. Как важно не подвести партнера своим плохим  исполнением или невнимательностью.

На уроке мы использовали современные технологии: личностно- ориентированные, ИКТ, технологию дифференцированного обучения, а также фортепианные методики    Щапова  А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М., 2004., Юдовиной-Гальпериной Т. За роялем без слёз, или я – детский педагог. – СПб., 1996., Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося. – М., 2003.

Использованная литература.

  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.
  2. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985.  
  3. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.
  4. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975.  
  5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
  6. Щапов  А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М., 2004.,
  7. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слёз, или я – детский педагог. – СПб., 1996.,
  8. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося. – М., 2003.
  9. Готлиб А.           Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
  10. Сорокина Е.  Фортепианный дуэт. М.,1988

Использованные интернет – ресурсы

http://www.youtube.com/watch?v=gdwvaGluY3k

http://www.youtube.com/watch?v=lcgSg3GGrZg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: «Работа над ошибками»

Цель: 1)формировать грамматические навыки письменной речи;2)способствовать развитию орфографической зоркости;3)способствовать воспитанию чувства ответственности.Оборудование: таблицы: 1)Непроизн...

план-конспект урока по окружающему миру для начальных классов

Разработка урока раскрывает материал  по изучению планет солнечной системы....

Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов.

В данном материале содержится конспект (технологическая карта) урока окружающего мира 4 класс по теме: "Кожа" ( ФГОС). В данном конспекте выдержаны все этапы урока....

Конспект урока ручного труда для учащихся начальных классов "Аппликация из листьев "Мальчик"

Конспект урока разрабатывался для учащихся с умеренной умственной отсталостью. С детьми во время экскурсии были собраны и  заранее  отобраны листья, в дальнейшем засушены  для последующ...

Конспект урока по технологии УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: "Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё". Изделие "Осьминог"

Конспект урока по технологиТема: « Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё»Изделие: "Осьминог "Цель деятельности учителя:познакомить учащихся с понятием «океан...