«Путешествие по «Детскому альбому» П. И. Чайковского»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

Методическая разработка урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chaykovskiy.docx25.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

           «Волчихинская средняя школа№2»

Тема урока: «Путешествие по «Детскому альбому» П. И. Чайковского» 

                                                                                      Учитель: Лоскутова О.И

                             

                           

                                   Волчиха 2015

Тема: «Путешествие по «Детскому альбому» П. И. Чайковского»

Цель:- расширить кругозор детей через знакомство с «Детским альбомом» П.И. Чайковского»

Задачи:

-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через исполнение музыкальных произведений Чайковского.

-обогащать музыкальные впечатления детей , знакомясь с новыми музыкальными произведениями.

-развивать музыкальные и творческие способности детей.

Ход урока.

Вход под музыку Чайковского «Марш»

Тихо, тихо рядом сядем

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

У: Под музыку какого композитора вы сегодня входили в класс?

Д: Чайковского.

Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель

Соловей, растревоженный в роще

Пастуха запевает свирель

Все впитается в чуткую душу

И вернется мелодией вдруг

Тихий мальчик из Воткинска слушал

Звуки милой природы вокруг.

Эти строки посвящены великому  русскому композитору П.И. Чайковскому.

Чайковский создал музыкальные произведения известные во всем мире. Его знают и любят люди разных стран.

Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания человека-столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка мелодична, выразительна и обворожительно красива.

Чайковский родился в г. Воткинске. Слайд»№1

Восьмилетним мальчиком он покинул город и никогда больше не вернулся сюда. А на берегу красавца-пруда, остался стоять дом. Его не отмечает особенный архитектурный замысел, он самый обыкновенный, каких немало в России. И всё-таки, он стал дорогим для всего культурного человечества, ибо в нём увидел свет и делал первые шаги в музыку величайший властилитель звуков и человеческих чувств П.И. Чайковский.

Сегодня мы свами отправимся в путешествие. И тема нашего урока звучит так: «Путешествие по «Детскому альбому» П. И. Чайковского» Слайд №2

Но прежде чем отправимся мы с вами споём песню « Голубой вагон»-исполнение песни.

Весной 1878 года Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры А.И. Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками . У А. И. Давыдовой  было семеро детей , и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами , фейерверками и, конечно танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, П.И. слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес. Разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.

«Детский альбом» - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.

Сегодня мы познакомимся со многими пьесами из «Детского альбома». Подобно альбому с фотографиями П.И. создал звучащий альбом из жизни ребёнка своего времени. Наша встреча с героями альбома будет не совсем обычной, она будет волшебной.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство

Осторожней, осторожней

Не спугнуть бы нам его.

Звучит запись голоса.

Здравствуйте, ребята!  Я - добра фея! Хранительница музыки «Детского альбома». Вы меня не видите, потому что я летаю невидимкой в мире музыкальных звуков. Но придёт время и мы встретимся , так же как и со всеми героями этого замечательного альбома. Музыкальные странички с их героями оживут. И мы окажемся в удивительном мире. Мысленно перелистывая каждую страничку, музыкальные звуки будут рисовать новый образ; и герои альбома , как и мы, будут веселиться и играть, петь и танцевать, мечтать и страдать.

У: Ребята кто это с вами разговаривал?

Д: Добрая фея.

У: Ребята , сегодня я вместе с вами хотела бы перелистать страницы этого альбома.

Бом, Бом, бом

Открывается альбом

То весёлый , то печальный

Не простой, а музыкальный

Сочинённый для ребят

Много, много лет назад.

У: Сегодня  я предлагаю прожить один день в атмосфере 19 века.

Представить в какой обстановке жили дети, что их окружало. Как они проводили время.

1 страница-« Утренняя молитва» Слайд№3

 А день детей  начинался утренней молитвой.

(Ребёнок и учитель читают слова молитвы со свечкой в руках, на столе стоит икона.)

Господи Боже! Спаси, обогрей.

Сделай нас лучше! Сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани!

Силу любви своей нам подари.

Звучит « Утренняя молитва»- слушание

Какая музыка по характеру? (ответы детей)

Бом, Бом, бом

Мы листаем наш альбом.

2 страница - «Мама» Слайд№4

Послушайте стихотворение, и скажите о ком идёт речь в стихотворении?

Я так люблю тебя

Мне нужно чтобы ты

И в час, и в день любой

Всегда была со мной

Я так люблю тебя

Хоть обойди весь свет

Тебя красивей нет

Добрее тебя нет.

Д: Мама.

Всю жизнь П.И. помнил чудесные глаза своей мамы – Александры Андреевны (Слайд№5) , её плавные, полные достоинства движения, глубокий голос, который проникал в душу.

Именно с мамой, маленький Чайковский прошёл первые шаги своего музыкального образования. Она показала ему ноты и научила правилам игры на фортепиано.

А вы любите, ребята, своих мама?   (ответы детей)

Ребята, дома вы тоже рисовали своих мам.

Посмотрите ещё раз на свои рисунки, вспомните, как вы любите своих мам и послушайте пьесу,  которая так и называется «Мама»- слушание.

Скажите ребята,  действительно ли Чайковский передал в музыке любовь к маме?  (ответы детей)

3 страница – « Итальянская песенка»   Слайд №6

Бом, бом, бом

Мы листаем наш альбом

Вместе с ним мы понесёмся над землёй

В путешествие отправимся с тобой.

П.И. очень много путешествовал: он побывал во Франции. Италии. Испании. Германии. Слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записал в свой альбом.

Одну из таких песен мы сейчас послушаем. Она переносит нас в Италию. Эта страна славится своими певцами, поют и взрослые и дети, поют и дома и на улице. Однажды Чайковский услышал на улице одного уличного певца, ему очень понравилась песня, и композитор использовал её для фортепианной пьесы, которую так и назвал

 4  страница « Итальянская песенка»- слушание

Бом, бом, бом

Мы листаем наш альбом

Перевернем страницу и узнаем

куда мы с музыкой шагаем?

В альбоме написаны не только пьесы-песни, но пьесы-игры.

Дети того времени, как и вы сейчас ребята играли в куклы и солдатиков. Только солдатики были не простые, а деревянные. Слайд №7

Деревянные солдатики

маршируют до зари

изо всей из математики

знают только 1, 2, 3.

Сейчас мы послушаем пьесу, ну а мальчики будут маршировать как будущие солдаты.

Физминутка

5 страница «Марш деревянных солдатиков – слушание

У: А сейчас я загадаю вам загадку.

Что всё это значит ?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь, будет спать .

День и два, и даже пять.(кукла)

У: Правильно кукла.

Скажите, ребята, а что вы чувствуете,  когда вам подарят или купят новую игрушку? (ответы детей)

У: А теперь послушайте музыку и скажите, подходит ли эта музыка к тем чувствам, которые вы испытываете или нет?

6 страница «Новая кукла»- слушание

Да, потому что эта пьеса так и называется «Новая кукла» Слайд №8

Тихо, тише, тишина

Кукла бедная больна.

Просит музыки она.

Дайте, что ей нравится

И она поправится.

Послушайте, как Чайковский показал болезнь куклы.

Давайте послушаем эту пьесу, а девочки покачают своих кукол.

7 страница «Болезнь куклы» -слушание Слайд №9

Ребята, а как нам музыка рассказала о том, что кукла больна? (ответы детей)

Ну вот, наша кукла весела и здорова. И все игрушки наши заскучали. Не пора ли им повеселиться и потанцевать?

Сейчас и мы вместе с игрушками потанцуем, но ваша задача определить какой это танец?

Страница книги повернись

И с нами в танце закружись!

8 страница «Полька» и «Вальс»- слушание. Слайд№10(Ответы детей)

Страницы книги мы листаем

И песню мы встречаем!

«Детские игры» В А. Моцарт- исполнение песни.

Весь день дети играли, танцевали, веселились, но вот день близится к концу. А заканчивался день молитвой, и последняя пьеса так и называется

9 страница «В церкви»-слушание. Слайд №11

Бом-бом-бом

Закрывается альбом!!

Рефлексия: У вас на столе лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение от урока.

Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие.

Домашнее задание:

1. Нарисовать рисунок к любой пьесе из «Детского альбома»

2.  Цветом передать настроение любой пьесы.

У:Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали на уроке?

Что можете рассказать своим родным? (ответы детей)

Наше волшебство не заканчивается, ведь вы все маленькие волшебники, и постарайтесь оставаться ими. Творите добро, умейте восхищаться прекрасным,  и слушайте музыку!!!

Урок окончен.  До свидания!

Выход: «Марш» П.И. Чайковский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский альбом" П. И. Чайковский.Открытый урок по музыке.

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления  с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом"....

Детский альбом П.И. Чайковского

Знакомство детей с музыкой из детского альбома Чайковского...

Детский альбом П.И.Чайковский

Прочитать и пересказать...

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского...