Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Зараева Татьяна Леонидовна

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского

Цели урока: 

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с фортепианным циклом П.И. Чайковского «Детский альбом».
  2. Обучать игре на детских музыкальных инструментах;
  3. Учить использовать различные ресурсы для самостоятельного знакомства с музыкальными произведениями.
  4. Учить анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять о музыке, что может выражать музыка;
  5. Учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства

Развивающие:

  1. Активизировать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
  2. Развивать музыкальные способности учащихся, певческий голос, знания и умения в области музыкальной грамоты;
  3. Учить слушать, слышать и понимать изобразительные и выразительные качества музыки, её многогранность;
  4. Учиться передавать художественный и музыкальный образ песни;
  5. Формировать и развивать творческие способности;  
  6. Развивать интерес к музицированию;
  7. Развивать способность самостоятельно мыслить, действовать, обучаться;

Воспитательные:

  1. Формировать музыкальную культуру как часть всей духовной культуры человека;
  2. Раскрывать связь музыки с жизнью человека;
  3. Воспитывать музыкальный, эстетический вкус;
  4. Воспитывать интерес и любовь к музыке;
  5. Активизировать чувства сопереживания;
  6. Раскрывать внутренний мир детей;
  7. Приобщение к золотому фонду классической и современной музыки;

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных. В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: 

Регулятивные:

Учащиеся выполняют учебные действия в связи с поставленной целью. Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя.

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Развивать художественное восприятие, умеют оценивать произведения разных жанров.

Учащиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий

Познавательные:

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют знания, которые будут сформированы при изучении данной темы.

Личностные: 

У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству.

Учащиеся реализуют творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.

У учащихся формируется позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Воспитывать любовь к музыке. Формировать образное мышление.

Коммуникативные:

Учащиеся участвуют в совместной деятельности, беседе.

Развивать умения достаточно полно и точно выражать свое мнение, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, работать в паре, учиться исполнять песни.

Организационный момент.

Слайд 1

Уч: Сейчас музыкальный начнется урок

Об этом сказал нам веселый звонок

Сказал заливаясь на ноте высокой

Друзья поздравляю с началом урока

Уч: Сегодня на уроке мы встретимся с человеком, который очень любил детей и написал для них много самых разнообразных по настроению произведений.

Мотивационный момент.

Уч: Для того чтобы встретиться с этим человеком, нам необходимо повторить пройденный материал.

Я буду зачитывать утверждения и включать музыкальные фрагменты, а вам нужно будет определять верное оно или нет. Выполнять задание предлагаю, в паре, чтобы получить лучше результат. А еще я предлагаю в ходе всего урока учиться выполнять задания в темпе, я буду дозировать время, а вы постараетесь укладываться в него. И так, если утверждение верное похлопайте, если нет – потопайте.

 Утверждения

1. Танец — это движение под музыку (хлопают) Слайд 2
2. Хоровод исполняется вприсядку (топают) Слайд 3 А как исполняют хоровод? (Неторопливо по кругу)

3. Согласны ли вы, что прозвучал танец Полька (звучит Полька из Детского альбома П.И. Чайковского) (хлопают)

- Перед вами лежат картинки с танцами и чистый альбом, что мы дальше будем делать? (Выбирать картинку и приклеивать в альбом)
- Выберите картинку, где танцуют польку поднимите и покажите. Приклейте её под записью в альбоме (приклеивают)

4. Согласны ли вы, что прозвучал танец Хоровод (звучит Камаринская из Детского альбома П.И. Чайковского) (топают) А какой танец прозвучал? (Русская плясовая Камаринская)

-Выберите картинку, где танцуют Камаринскую поднимите и покажите. Приклейте её под записью в альбоме (показывают, приклеивают)

5. Посмотрите видеофрагмент. Согласны ли вы, что это плавный кружащийся танец Вальс (звучит Вальс из Детского альбома П.И. Чайковского) (хлопают)

-Приклейте картинку, где танцуют вальс под записью в альбоме.

6. Согласны ли вы, что музыку, которая прозвучала, написал П.И. Чайковский?

Приклейте портрет композитора на вторую страничку альбома Слайд 4 (приклеивают)

Уч: Оцените свою работу в листе самооценки: в колонке №1

Самооценка

Формулировка цели урока и постановка учебных задач.

Уч: Музыку, которая прозвучала, Чайковский написал специально для этого сборника. Ребята, кто уже понял тему нашего урока? Слайд 5

Дети: Детский альбом Чайковского.

Уч: Покажите куда мы приклеим обложку альбома? Слайд 6 

Дети: На первую страничку (Приклеивают обложку)

Уч: А какая связь между «Детским альбомом» Чайковского и нашим бумажным альбомом?

Дети: У Чайковского «альбом» и у нас «альбом», у Чайковского музыкальный альбом, а у нас бумажный. Мы создадим бумажный альбом иллюстраций к музыкальному альбому Чайковского.

Уч: А можем ли мы продолжить создавать альбом иллюстраций не слушая «Детский альбом» Чайковского?

Дети: Нет, мы не знаем о чём там музыка.

Уч: Предлагаю сегодня узнать, о чем произведения «Детского альбома», и что послужило причиной его создания. (ответы детей)

Уч: Мы послушали только три пьесы из «Детского альбома» Чайковского, какую цель мы поставим?

Дети: Познакомиться с другими пьесами из «Детского альбома» Чайковского

Открытие нового знания.

Уч: С Чайковским вы уже знакомы с детского сада. Вспомните, что вы знаете об этом композиторе? (ответы детей)

Уч: Да, П.И. Чайковский родился очень давно, в Удмуртии в городе Воткинске. Слайд 7

Это была музыкальная семья – папа играл на флейте, а мама на арфе и фортепиано и Чайковский с детства полюбил музыку. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, как вы думаете за что? Слайд 8

Дети: Он был удивительно добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить.

Уч: С ним всегда было радостно и интересно, потому что он постоянно придумывал забавные истории и разные веселые игры. Ребята, как вы думаете, почему композитор назвал свой сборник «Детский альбом»? Слайд 9

Дети: Посвятил его детям.

Уч: Да, Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, а как вы думаете, о чём рассказывается в этих произведениях?

Дети: О том, чем они занимаются в течение дня, об их играх и игрушках.

Уч: Как вам кажется, какие раньше были игрушки у детей? (ответы детей)

 Уч: Это маленькие музыкальные картинки, рассказывающие о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было электричества, радио, телевизоров и компьютеров. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными солдатиками на колесах; но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в красивых платьях.

Эти музыкальные пьесы композитор сочинил для своего племянника, Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста интереснее. Слайд 10. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Слайд 11

«Детский альбом». Применение нового знания.

 Уч: Теперь уже можно продолжать оформлять наш альбом иллюстраций?

Дети: Нет, мы ещё не послушали пьесы «Детского альбома»

Уч: Значит пора познакомиться с некоторыми произведениями этого замечательного сборника. Скажите, в какие игры играют девочки?

Дети: В куклы.

Уч: Послушайте пьесу, в ней композитор рассказывает о кукле и ответьте на вопрос: Что вы можете сказать об этой музыке?

Слушание П.И. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (1.50)                                            

Уч: Что вы можете сказать о музыке?

Дети: Музыка грустная, печальная

Уч: А почему? Что могло случиться с куколкой?

Дети: Она сломалась Слайд 12

Уч: Кукла Маша                Не поможешь

        Заболела.                      Ей, бедняжке,

        Врач сказал,                 Нас покинет

        Что плохо дело.           Маша вскоре.

        Маше больно,               Вот уж горе,                

        Маше тяжко!                Так уж горе.

 

Уч: Что композитор хотел выразить в этой пьесе?

Дети: Композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает. 

Уч: Обведите в кружочек только те слова в альбоме, которые верно характеризуют музыку (горестно, печально, грустно, радостно, восторженно) выберите и приклейте иллюстрацию к пьесе. Чтобы быть увереннее работайте в паре, сообща с соседом. На выполнение работы 1 минута.

Выполняют задание

Уч: Откройте учебник на странице 43-44. Рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на стихотворное сопровождение произведений. Иллюстрации и стихи подобраны не случайно. Они дополнили прекрасное подарочное издание “Детского альбома”. Назовите автора стихов и картин?

Дети: Автор стихов - Виктор Лунин, автор картин – Вера Павлова

Уч: Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно? (Стихотворение рассказывает первоклассница)

Ах, мама, мама, неужели

Куклу скоро привезут?

Ах, мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

Ах, где же куколка моя?

Её хочу увидеть я.

Ах, что? Уже? Тогда молю –

Ну дай мне куколку мою.

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Ах, кукла, кукла! Никогда мы

Не расстанемся с тобой.

 Уч: О чём стихотворение?

Дети: Девочка так переживала, что родители пообещали подарить ей новую куклу. Слайд 14

 Уч: Послушайте пьесу «Новая кукла» и скажите, какие чувства в ней выражены?

Слушание П. И. Чайковский. Новая кукла. Из «Детского альбома» (0.35)

 

 Уч: Какие чувства в ней выражены?

Дети: В пьесе слиты воедино разные оттенки чувства: радость, изумление, ликование и восторг, охватывающие девочку при виде красивой игрушки, о которой она давно мечтала.

Уч: Что вы себе представили, слушая эту пьесу?

Дети: Как девочка с куклой кружится по комнате

Уч: Какими цветами вы бы выразили настроение этой пьесы, покажите цветными карандашами (показывают)

Уч: Что будем делать с куколкой в альбоме?

Дети: Раскрасим куколку в альбоме яркими цветами.

Уч:. Работайте в паре с соседом. А потом покажите, что у вас получилось.

 

Повторное слушание П. И. Чайковский. Новая кукла. Из «Детского альбома» (0.35)

Уч: Покажете, что у вас получилось? (Показывают рисунки)

Уч: А сейчас ваши любимые игрушки приглашают вас потанцевать.

Танцевальная физминутка (1.20)

Уч: А во что любят играть мальчики?

Дети: В машинки, в солдатиков

Уч: Посмотрите на экран и скажите, что делают солдатики?

Просмотр видеофрагмента П. И. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома» (0.50)

Уч: Что делают солдатики? Слайд 15                

Дети: Маршируют

Уч: Как они маршируют?

Дети: Чётко, ритмично, бодро, с гордостью, отважно, смело

Уч: А настроение какое?

Дети: Праздничное, весёлое, бравое

Уч: Хотите сыграть этот марш сыграть на детских музыкальных инструментах? (Да) Будьте внимательны, начинаем вместе с музыкой и заканчиваем вместе с музыкой.

Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" на детских музыкальных инструментах (0.50)

  Уч: Положили инструменты и вклеиваем иллюстрацию в альбом. На выполнение задания 1 минута.

Самооценка

Уч: Что мы ещё с вами сегодня не делали?

Дети: Не пели

Уч: А петь любите?

Дети: Да

Уч: Посмотрите на картинку, назовите песню, которую мы будем петь?

Дети: «Игрушки и дети» Слайд 16

Уч: Чему нас учит песня? 

Дети: Прощать обиды и забывать всё плохое, дорожить дружбой, не ссориться, а лучше играть!

Уч: Как будем исполнять эту песню?

Дети: Весело, с добротой.

Уч: Чтобы нам легко пелось, необходимо подготовить певческий аппарат, сделаем разминку стоя.

Слайд 17,18

Вокально – хоровая работа (вокальная разминка «Что у кого внутри», исполнение 1 куплета и припева, работа над дикцией в 1 куплете и припеве) Слайд 19

Самооценка и взаимооценка

Рефлексия.

Уч: Вернемся к альбому. Слайд 20. Ещё раз перелистайте наш альбом, вспомните все произведения, которые мы послушали, расскажите соседу по парте какое произведение вам понравилось больше всего и чем. На это вам 1 минута.

Обмен впечатлениями

Уч: А теперь поднимите руки кому больше всего понравился «Марш деревянных солдатиков»? Чем? А кому «Новая кукла»? А мне было очень жалко девочку у которой заболела кукла и мне понравилась пьеса «Болезнь куклы». А кому понравились танцевальные пьесы? (поднимают руки, комментируют свой выбор)

Уч: Ребята, мы прослушали несколько пьес П.И. Чайковского. Как называется сборник, куда входят все эти пьесы?

Дети: «Детский альбом»

Уч: Как вы думаете, мы закончили оформлять наш альбом иллюстраций?

Дети: Нет, в нём ещё остались чистые неоформленные листы.

Уч: В «Детском альбоме» ещё много интересной музыки, всего 24 пьесы, сегодня мы послушали лишь небольшую часть. Мы еще обязательно будем слушать произведения из цикла «Детский альбом» и продолжим оформлять наш альбом иллюстраций.

Уч: Посмотрите на свой лист самооценки. Покажите мимикой каких смайликов у вас больше всего.

А вот мой смайлик (показывает), потому что вы были сегодня активные, дружные, добрые.

Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.

Дети аплодирут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта по музыке (2 класс) Тема: Детский музыкальный театр. Опера

Технологическая карта по музыке для 2 класса. Тема: Детский музыкальный театр. Опера. (Путешествие в театр вместе с Незнайкой)....

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока физической культуры1 класс Тема: ""Подвижные игры"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 класса по теме "Детский альбом П.И.Чайковского"

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса по теме "Детский альбом П.И.Чайковского" знакомит детей с великим композитором и историей создания им этого произведения. Воспитывает...