ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
статья по музыке на тему
Преимущества и варианты использования интерактивной доски ELITE PANABOARD, MIDI-клавиатуры BEHRINGER, MIDI-секвенсор Аnvil studio, программы - нотатора MuseScore и системы голосования VOTUM: из опыта работы учителя музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
МИТЕНКОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА (alex.mitenkova@gmail.com)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 352 с углубленным изучением немецкого языка Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Преимущества и варианты использования интерактивной доски ELITE PANABOARD, MIDI-клавиатуры BEHRINGER, MIDI-секвенсор Аnvil studio, программы - нотатора MuseScore и системы голосования VOTUM: из опыта работы учителя музыки.
Современные стандарты образования направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию.[1]
Появление на уроках музыки современной техники и новейшего программного обеспечения позволяет строить преподавание предмета в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, создают условия для формирования ключевых компетентностей у обучающихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию.[2]
Как показывает практика, учитель музыки активно использует компьютер и разнообразное программное обеспечение для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных, дистанционных и других) при подготовке и проведение уроков. А при подключении к нему интерактивной доской ELITE PANABOARD и мультимедийного проектора происходит не только визуализация информационных источников преподавателя и обучающихся, но и осуществляется интерактивное взаимодействие (при помощи касания рукой экрана).
Это оборудование поддерживает как индивидуальную работу, так и групповое взаимодействие обучающихся.
Программное обеспечение интерактивной доски ELITE PANABOARD позволяет использовать модули ФЦИОР, flash-модули музыкальных инструментов, виртуальные клавиатуры, интерактивные дидактические задания, интернет - программы (Hotpotatoes, Jigsaw Рlanet) и другие цифровые образовательные ресурсы, что значительно расширяет возможности визуального предъявления учебной информации, создает условия для возникновения внутренней мотивации у детей.
Игровые компоненты этих ресурсов, используемые на уроках музыки в начальной школе, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала.
Мобильный компьютерный класс на базе компьютеров Macintosh обучающиеся используют для создания собственных учебных материалов, работы с цифровыми образовательными ресурсами. В комплекте с MIDI-клавиатурой и наушниками обеспечивается возможность активной музыкальной исполнительской деятельности, создание аранжировок музыкальных произведений, их сохранение и редактирование.
Главная цель использования MIDI-клавиатуры в общеобразовательном учреждении на уроках музыки это, прежде всего развитие музыкального творчества.
Компьютерная программа MIDI-секвенсор (Аnvil studio), с которой взаимодействует клавиатура, позволяет обучающимся услышать и воспроизвести разнообразные тембры музыкальных инструментов, а также в режиме тренажера обучает игре на МIDI-клавиатуре, нотной грамоте, в результате чего развивается музыкальная память.
Одним из способов визуализации звучания является просмотр и прослушивание музыкальных сочинений в программе MIDI-секвенсера, где обучающиеся могут видеть графическую схему изображения характеристик звучания каждого из голосов, его высоты, тембра, динамики, ритма. Это дает возможность понять его структуру и составляющие.
Кроме того, для такого вида деятельности как слушание музыки и обучение музыкальной грамотности обучающиеся могут использовать МIDI-клавиатуру и программу-нотатор (MuseScore). Они помогут им создать, увидеть и услышать партитуру, и таким образом, перейти к пониманию соответствия нотных обозначений и звучания музыкального произведения.
Вместе с интерактивной доской на уроках музыки появилась возможность использовать интерактивную систему голосования VOTUM, которая имеет несколько режимов работы.
Режим демонстрации можно использовать при объяснении нового материала. С помощью встроенного редактора VOTUM на слайды размещаются графические, текстовые, аудио - и видео - файлы, Интернет - страницы, флеш-анимации.
Режим оценки позволяет определить уровень понимания детьми изученного материала на любом этапе урока. Редактор тестов VOTUM позволяет задать два типа вопросов: короткий ответ и множественный выбор. Это позволяет сразу же после опроса сделать вывод о том, достигнута ли цель урока.
В режиме соревнования право ответа на вопрос предоставляется тому обучающемуся, кто первым нажмет на кнопку пульта. Этот режим можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе, например при проведении музыкальных игр или викторин («Угадай мелодию», «Два рояля», «Музыкальный футбол»).
В режимах индивидуального теста и голосования каждому участнику выдается либо индивидуальное задание, либо вопросы отражаются на доске, либо задаются устно, а ответы он вводит с помощью пульта. Система VOTUM записывает все ответы учащихся и выдает подробные отчеты о результатах проведенного анкетирования, опроса или голосования.
Режим голосования можно использовать при прослушивании музыкального произведения в интерпретации ведущих исполнителей музыки, а также в транскрипции или стилевой аранжировке. Свой выбор обучающиеся должны будут обосновать в последующем обсуждении, при этом учитель способствует формированию у детей музыкального вкуса.
Также этот режим удобен при проведении конкурсов (например, кто лучше споет песню в режиме караоке).
Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что работа с новыми средствами обучения возможна на различных этапах урока. Индивидуальный подход при этом обеспечивается не только за счет разноуровневых заданий, но и благодаря самообразованию и проявлению творчества обучающегося.
Анализируя опыт внедрения новых средств информатизации для визуализации информации на уроках музыки, во внеклассной работе и работе с одаренными детьми (конкурсы, хоровые фестивали, дистанционные олимпиады по искусству, олимпиады по слушанию музыки), необходимо сказать, что их использование позволяет активизировать процесс обучения на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать навыки исследовательской деятельности, усовершенствовать контроль знаний. Этот эффект отмечен многими учителями-практиками и психологами, так как имеется возможность демонстрации не только статичной информации, но и различных явлений в динамике с применением цвета, графики, звука, «оживления» иллюстраций, что качественно поднимает на новый уровень применение объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Современные средства визуализации подготавливают и создают благоприятные условия для формирования ключевых компетентностей у обучающихся. Они способны стимулировать познавательный интерес к музыке, создавая условия для повышения мотивации к изучению предмета. Это рациональный способ повышения эффективности обучения и самообучения, повышения качества образования. Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.[3].
При этом следует отметить, что информационно-образовательные ресурсы не должны использоваться с развлекательной направленностью, а также заменять педагогических технологий. Они призваны иметь педагогическую целесообразность и некомпенсируемый результат.
Используемые источники:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
- ФГОС: начальное общее образование. Приложение «ФГОС НОО» в формате doc. - . Интернет - ресурс http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=321
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161396-1355119005.jpg)
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-173737-1357579930.jpg)
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...
Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1043509-1541501402.jpg)
Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»
На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-356379-1433186942.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - НОТАТОРА MUSESCORE ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преимущества и варианты использования программы - нотатора MuseScore для визуализации информации на уроках музыки и во внеурочной деятельности: из опыта работы учителя музыки....
Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства
В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1380760-1643045073.jpg)
Использование исторического материала на уроках математики и во внеурочной работе в начальной школе
Статья посвящена проблеме межпредметных связей в процессе обучения младших школьников начальному курсу математики на уроках и во внеурочной деятельности....