ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
статья по музыке на тему

Митенкова Александра Анатольевна

Преимущества и варианты использования  интерактивной доски ELITE PANABOARD, MIDI-клавиатуры BEHRINGER, MIDI-секвенсор Аnvil studio, программы - нотатора MuseScore  и системы голосования VOTUM: из опыта работы учителя музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizualizatsiya.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

МИТЕНКОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА (alex.mitenkova@gmail.com)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 352 с углубленным изучением немецкого языка  Красносельского  района Санкт-Петербурга

Аннотация

Преимущества и варианты использования  интерактивной доски ELITE PANABOARD, MIDI-клавиатуры BEHRINGER, MIDI-секвенсор Аnvil studio, программы - нотатора MuseScore  и системы голосования VOTUM: из опыта работы учителя музыки.

Современные стандарты образования  направлены  на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию.[1]

Появление на уроках музыки современной техники и новейшего программного обеспечения позволяет строить преподавание предмета в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, создают условия для формирования ключевых компетентностей у обучающихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию.[2]

Как показывает практика, учитель музыки активно использует компьютер и разнообразное программное обеспечение для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных, дистанционных и других) при  подготовке и проведение уроков. А при подключении к нему интерактивной доской ELITE PANABOARD и мультимедийного проектора происходит не только визуализация  информационных источников преподавателя и обучающихся, но и  осуществляется  интерактивное взаимодействие (при помощи касания рукой экрана).

Это оборудование поддерживает как индивидуальную работу, так и групповое взаимодействие обучающихся.

Программное обеспечение интерактивной доски ELITE PANABOARD позволяет использовать модули ФЦИОР, flash-модули музыкальных инструментов, виртуальные клавиатуры, интерактивные дидактические задания, интернет - программы (Hotpotatoes, Jigsaw Рlanet)  и другие цифровые образовательные ресурсы, что значительно расширяет возможности визуального предъявления учебной информации,  создает условия для возникновения  внутренней  мотивации у детей.

Игровые компоненты этих ресурсов, используемые на уроках музыки в начальной школе, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют  усвоению материала.

Мобильный компьютерный класс на базе  компьютеров Macintosh обучающиеся  используют  для создания собственных учебных материалов, работы с цифровыми образовательными ресурсами. В комплекте с MIDI-клавиатурой и наушниками обеспечивается возможность активной  музыкальной исполнительской деятельности, создание аранжировок музыкальных произведений, их сохранение и редактирование.

Главная  цель использования MIDI-клавиатуры в общеобразовательном учреждении на уроках музыки это, прежде всего развитие музыкального творчества.

Компьютерная программа MIDI-секвенсор (Аnvil studio), с которой взаимодействует клавиатура, позволяет обучающимся услышать и воспроизвести разнообразные тембры музыкальных инструментов, а также в режиме тренажера обучает игре на МIDI-клавиатуре, нотной грамоте, в результате  чего  развивается музыкальная память.

Одним из способов визуализации звучания является просмотр и прослушивание музыкальных сочинений в программе MIDI-секвенсера, где обучающиеся могут видеть графическую схему изображения характеристик звучания каждого из голосов, его высоты, тембра, динамики, ритма. Это дает возможность понять его структуру и  составляющие.

Кроме того, для такого вида деятельности как слушание музыки и обучение музыкальной грамотности  обучающиеся могут использовать МIDI-клавиатуру и программу-нотатор (MuseScore). Они помогут им создать, увидеть и услышать  партитуру, и таким образом, перейти к пониманию соответствия нотных обозначений и звучания музыкального произведения.

Вместе с интерактивной доской на уроках музыки появилась возможность использовать интерактивную систему голосования VOTUM, которая имеет несколько режимов работы.

Режим демонстрации можно использовать при объяснении нового материала. С помощью встроенного редактора VOTUM  на слайды размещаются графические, текстовые, аудио - и видео - файлы, Интернет - страницы, флеш-анимации.

Режим оценки позволяет определить уровень понимания детьми изученного материала на любом этапе урока. Редактор тестов VOTUM позволяет задать два типа вопросов: короткий ответ и множественный выбор. Это позволяет сразу же после опроса сделать вывод о том, достигнута ли цель урока.

В  режиме соревнования право ответа на вопрос предоставляется тому обучающемуся, кто первым нажмет на кнопку пульта.  Этот режим можно  использовать  как на уроках, так и во внеклассной работе, например при проведении музыкальных игр или  викторин  («Угадай мелодию», «Два рояля», «Музыкальный футбол»).

В режимах индивидуального теста  и голосования  каждому участнику  выдается либо индивидуальное задание, либо  вопросы отражаются на доске, либо задаются устно, а ответы он вводит с помощью пульта. Система VOTUM записывает все ответы учащихся и выдает подробные  отчеты о результатах  проведенного  анкетирования, опроса или голосования.

Режим голосования можно использовать при прослушивании музыкального  произведения в интерпретации ведущих исполнителей музыки, а также в транскрипции или  стилевой аранжировке. Свой выбор обучающиеся должны будут обосновать в последующем обсуждении, при этом учитель способствует формированию у детей музыкального  вкуса.

Также этот режим удобен при  проведении конкурсов (например, кто лучше споет песню  в режиме караоке).

Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что работа с новыми средствами обучения возможна на различных этапах урока. Индивидуальный подход при этом  обеспечивается  не только за счет разноуровневых заданий, но и благодаря самообразованию и проявлению творчества обучающегося.  

Анализируя опыт внедрения новых средств  информатизации для визуализации информации на уроках музыки, во внеклассной работе и работе с одаренными детьми (конкурсы, хоровые фестивали, дистанционные олимпиады по искусству, олимпиады по слушанию музыки), необходимо сказать, что их использование позволяет активизировать процесс обучения на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать навыки  исследовательской деятельности,  усовершенствовать контроль знаний.  Этот эффект отмечен многими учителями-практиками и психологами, так как имеется возможность демонстрации   не только статичной  информации, но и различных явлений  в динамике с применением цвета, графики, звука, «оживления» иллюстраций, что качественно поднимает на новый уровень применение объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

Современные средства визуализации подготавливают и  создают благоприятные условия для формирования ключевых компетентностей у обучающихся. Они способны стимулировать познавательный интерес к музыке, создавая условия для повышения мотивации к изучению предмета. Это рациональный способ повышения эффективности  обучения и самообучения, повышения качества образования. Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.[3].

При этом следует отметить, что информационно-образовательные ресурсы не должны использоваться с развлекательной направленностью, а также заменять педагогических технологий. Они призваны иметь педагогическую целесообразность и некомпенсируемый результат.

Используемые источники:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. ФГОС: начальное общее образование. Приложение «ФГОС НОО»  в формате doc. - . Интернет - ресурс http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=321 
  3. Ушинский К.Д. Избранные  педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"

      Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...

Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»

На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - НОТАТОРА MUSESCORE ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преимущества и варианты использования   программы - нотатора MuseScore для визуализации информации на уроках музыки и во внеурочной деятельности: из опыта работы учителя музыки....

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства

В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...

Использование исторического материала на уроках математики и во внеурочной работе в начальной школе

Статья посвящена проблеме межпредметных связей  в процессе обучения младших школьников начальному курсу математики на уроках и во внеурочной деятельности....